Настоятель Свято – Троицкого Кафедрального Собора протоиерей Иоанн Муханов о празднике Святой Троицы и Троицком Соборе

Мы празднуем 19 июня явление Святой Троицы, праздник, который завершает спасительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа. Господь окончательно открыл Самого Себя, и день рождения Церкви произошло в момент снисхождения Святаго Духа на Апостолов. Именно в празднике Пятидесятницы – на день пятидесятый от Пасхи, Дух Святый снизошел на Апостолов по обещанию Господа, и праздник называется Святой Троицы. Это самое главное. Этим праздником показывается окончательно Святая Троица. Мы знаем свидетельства Ветхого Завета об этом, Евангелия, где раскрыта сущность Святой Троицы. Сам Сын свидетельствует о том, что Он является Сыном Божиим, а Дух Святый в момент Крещения Господня в виде голубя снисходит на Господа нашего Иисуса Христа.

Еще в момент Вознесения Господь просил учеников, чтобы они никуда не уходили, пока не снизойдет на них Дух Святый, «Пока не пошлю Его к вам». И ученики еще были вне благодати Святого Духа. А Благодать укрепляет и начинает путь Церкви, церковного исповедничества. Бог по существу, и Бог троичен в лицах. Существо Божеское нераздельное и ипостаси три неслиянные: Отец – Сын - Святой Дух – это и есть Троица единосущная и нераздельная. Бог Отец - Истинный Бог, Бог Сын – истинный Бог, Бог Дух – истинный Бог. Но именно все вместе одно Божество, триипостасный наш Бог. Троица Святая нераздельная и единосущная. Но и неслиянная. Мы этот догмат берем на веру, и должны знать, что в полноте Божество Троицы мы осмыслить не можем. Есть такой пример из жизни блаженного Августина, который много думал о троичности Бога и пытался это постигнуть. Однажды приходит на берег моря, а там мальчик сидит и из моря переносит водичку в маленькую ямочку, которую выкопал. «Мальчик, что ты делаешь?- Пытаюсь море перенести в эту луночку.- Так это же невозможно». Точно также невозможно постигнуть и сущность триипостасной Троицы. И мы должны понять, что у нашего мышления есть потолок, есть границы. Но вера в невидимое, как в видимое, и в будущее, как в настоящее, и заключается смысл нашей веры. Господа мы называем Троицей, и здесь имеем не количественное значение числа «три», а порядковое. Три - это Отец - Сын - Дух Святый. Но единица у нас однозначна - Господь един. Многие этого не понимают, но приблизиться к пониманию Святой Троицы возможно, проведя параллели с солнцем. И пример о солнце убеждает: оно существует как планета, как физическое видимое тело, и от него исходит свет и тепло. Ночью солнца нет, но все скажут, что свет есть. Или зимой, днем, холодно, но светло, и тепло есть. Различие ипостасей в том, что Господь не рождается, и не берет ни от кого начало. Вторая ипостась Господа – Сын - предвечно рождается. Иисус Христос рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца через Сына. Вот в этом различие.

Пасха – праздник спасения, а праздник Святой Троицы заключает спасительную миссию Господа, потому что Господь открыл себя людям в своих ипостасях. И праздник Святой Троицы, Пятидесятницы – это день рождения Святой Православной Церкви, значит, и день рождения всех нас. Вот начало нашей новой жизни: снисхождение Духа Святаго есть рождение Церкви, в ограде которой мы начали жить. Начинается новая эра жизни человека на земле с присутствием уже Духа Святаго, абсолютно другая жизнь с этого дня.

Праздник Святой Троицы начинается накануне, вечером 18 июня Всенощным торжественным бдением. Есть в Празднике Троицы некоторая особенность, когда вечерня следующего дня, Духова дня (20 июня) переносится на сам праздник Святой Троицы. И на вечерне читаются особые коленопреклоненные молитвы. После Божественной Литургии на Троицу, служится вечерня Духова дня, когда вся Церковь обращается к Господу с просьбой о ниспослании Святаго Духа. Молитвы очень глубокие, произносятся много веков православными, на коленях. И Господь нас слышит. Это первое коленопреклонение после праздника Пасхи. 19 июня Праздник Пятидесятницы, а на следующий день празднуется главный участник торжества – Дух Святый. Второй день праздника Троицы – день Духа Святаго. Но Святой Дух является истинным Богом, и праздник Святой Троицы продолжается два дня: это сам праздник Пятидесятницы – воскресный, и в понедельник второй день Праздника – Святаго Духа. Православные люди не разделяют эти два дня. И мы в Соборе считаем два дня престольным праздником, и Крестный ход совершается в понедельник, 20 июня, в честь престольного праздника Святой Троицы, и в день Святаго Духа, после Божественной Литургии.

Для Псковской земли праздник Святой Троицы дорог особенно. Имя Святой Троицы псковичи выбрали даже не своим разумением, а с благословения Божьего. Псковичам было дано особое, исключительное благословение Господа, как никому на земле. Люди молились во главе с нашей равноапостольной княгиней Ольгой: где поставить первый храм. И на землю опускаются именно три благодатных луча, а люди строят на этом месте православный храм и называют его в честь Святой Троицы. Не называли храмы в те первые времена христианства на Руси в честь Святой Троицы. И это продолжается на протяжении 400 лет – единственный храм на Руси в честь Святой Троицы стоит в Пскове. Нашей земле псковской выпала особенная роль первого источника православной веры на Руси. Это и доказывается особым благословением – постройкой храма Святой Троицы в Пскове в Х веке. Конечно же, первый храм был деревянным, потом второй – каменный, и почтение к этому месту, месту постройки храма выросло в нынешний храм - четвертый по счету, 1699 года постройки. Особая миссия Псковской земле ниспослана от Господа, и мы должны об этом помнить и дорожить этим. И печально, когда спрашиваем: «Почему не ходите в Троицкий Собор? - Отвечают – Не по дороге». В наш родной храм, храм всех псковичей, святыни – «не по дороге».

А наши организации ЖБИ, Хлебокомбинат, Псковрегионгаз, Межрегионгаз используют изображение Кафедрального Собора. А как еще представить Псков? Но люди должны помнить, если на твой марке знак псковского Кафедрального Троицкого Собора, надо помнить не только о своей фирме, но и о Кафедральном Соборе. Когда праздновалось трехсотлетие Собора многие псковичи откликнулись, помогли. Была и немалая помощь Собору – новые рамы огромные, их до шестидесяти, помог нам поставить Павел Павлович Мельников, глава завода «Авар», и низкий ему поклон. Он помогал ремонтировать Казанскую Церковь Собора, главный Троицкий храм. Михаилу Савельевичу Гавунасу депутату областного Собрания тоже низкий поклон, он помогал в Серафимовском приделе, Александро – Невский храм ремонтировать. Вот два человека, которые нам серьезно помогли. Жертвователи давали нам средства на подсвечники в Соборе, мы очень бедствовали. У нас подсвечники были только в Главном Храме. А теперь почти все наши храмы заполнены подсвечниками. Великая благодарность псковичам, и любая помощь, нам предложенная, сразу будет стопроцентно реализована. Дел в Соборе очень много. Мы рады любой сумме. Но на средства наших прихожан мы не можем содержать Собор, и когда заканчивается туристический сезон, мы еле – еле выживаем. Я говорю только о содержании Собора, а не о ремонтах, реставрации. Псков свой Собор не содержит.

Очень помогло государство на 1100-летие Пскова, Слава Богу, сделано отопление, ремонт косметический колоссальный был сделан, фасад, внутренние стены побелены. Теперь созданы все условия для жизни наших уникальных соборных икон, для наших святынь, но сколько лет они находились в условиях катастрофических: зимой промерзало, к теплу оттаивало, могло быть дождливым лето и т.п. Может быть, какие - то деятели науки и культуры думают, что мы чем – то навредили иконостасу, но я, как настоятель Собора, и исполняю это послушание десять лет, каждый год со слезами смотрел на иконы, которые пережили зиму в неотапливаемом помещении, и понимал, что надо их реставрировать, но понимал также и то, что в следующую зиму будет тоже самое. И иконы надо просто убирать из Собора. Но теперь, Слава Тебе Господи, условия нормальные.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...