Гости из прошлого
Выборы-2016 заставили регион вспомнить события конца 1990-хВыборная кампания 2016 года по большому счету уже стала достоянием истории: совсем скоро мы узнаем ее результаты. Но уже сегодня можно утверждать, что она войдет в новейшую политическую историю Псковской области как самая острая и конкурентная за последние годы, заставив многих вспомнить «лихие 1990-е».
В фоновом режиме
С самого начала было очевидно, что кампания 2016 года станет высококонкурентной и особенно сложной для «партии власти». Экономический кризис, рост цен на продукты и услуги и, как следствие, падение уровня жизни подавляющего большинства россиян, - все это не могло не сыграть на руку представителям оппозиции, традиционно обрушивающимся накануне выборов с уничижительной критикой на позиции «Единой России».
При этом федеральная повестка дня подсказывала все новые и новые темы для уколов в адрес властей. Так, моментально стал интернет-мемом ответ лидера «ЕР», премьер-министра Дмитрий Медведева, заявившего на встрече с жителями Крыма: «Денег нет, но вы тут держитесь!» Учитывая, что накануне выборов «каждое ваше слово может быть использовано против вас», не оставалось сомнений, что любая неосторожная фраза высокопоставленного единоросса будет растиражирована и преподнесена политическими противниками в нужном им свете.
В Псковской области общая для страны тяжелая социально-экономическая обстановка усугублялась дополнительными инфоповодами, имеющими особое значение для региона. В начале июня РИА Рейтинг сообщило, что Псковская область является «самой бедной в стране». И как бы региональные власти не объясняли, что «есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика», ссылаясь на объективные факторы, информация успела распространиться чрезвычайно широко, укоренившись в сознании многих жителей области.
А буквально через несколько дней регион всколыхнула еще одна федеральная новость: о прекращении деятельности ряда Особых экономических зон и приостановлении процесса создания новых ОЭЗ. Учитывая, что ОЭЗ «Моглино» является одним из приоритетных проектов региональной администрации, который в перспективе должен стать локомотивом для экономики Псковской области, сообщение не могло не взволновать псковичей и не дать критикам администрации новые поводы для злопыхания.
На этом фоне «Единой России» в регионе пришлось непросто вести свою предвыборную кампанию, построенную на демонстрации успехов и достижений последних лет.
Черные-черные выборы
Наконец, нынешняя выборная кампания прошла в условиях чрезвычайно острой и жесткой конкурентной борьбы. И дело не только в том, что представители оппозиционных партий традиционно активизировались накануне выборов. Но и в неком «остервенении», овладевшем рядом псковских политиков.
«Справедливая Россия» и в целом в масштабах страны на этих выборах не раз вела кампанию на грани фола. Сказались, судя по всему, предсказания политологов, согласно которым партия может и вовсе не протий в новый созыв Госдумы, выпав из обоймы ведущих политических сил. Под давлением такого рода прогнозов, справедливороссы вынуждены были бороться «как в последний раз»: с напряжением всех сил и с использованием любых методов. Другое дело, что у них из этого получалось.
В Псковской же области ситуация была обострена до предела. Напомним, местная «Справедливая Россия» пошла на сделку со скрывающимся в Израиле опальным псковским олигархом Михаилом Гавунасом, приняв под свои знамена членов его команды. В результате, с одной стороны, лидер местной «СР» Олег Брячак получил значительные финансовые ресурсы на партийную кампанию. А с другой стороны, дотла «сжег мосты», войдя в жесткий клинч с региональными властями и «Единой Россией».
В результате в Псковской области состоялась беспрецедентная кампания. Выборы, по началу обещавшие стать одними из самых скучных в новейшей истории региона, запомнятся псковичам применением разнообразных «черных технологий», в том числе подметных газет без выходных данных, а также контрагитацией всех мастей.
«Единая Россия», по-прежнему пытавшаяся говорить про «доброе, вечное», стала мишенью в первую очередь для справедливороссов. Впрочем, и другие партии при любой возможности не упускали повода оттоптаться на «медведях».
Партия реванша
«Справедливая Россия» заполнила Псковскую область наружной рекламой. Мудрый лик Олега Брячака глядел с билбордов на псковичей чуть ли не на каждом перекрестке. А слоган «Надо менять власть!» недвусмысленно указывал на то, что именно «справедливороссы» являются наиболее последовательными и радикальными критиками режима.
Тиражи газет «Справедливой России» доходили до 300 тысяч экземпляров одного номера: это больше, чем требуется для стопроцентного покрытия всей Псковской области. Таких масштабных и дорогостоящих кампаний регион не видел с конца 1990-х – начала 2000-х годов.
Впрочем, именно в те времена кампания «справедливороссов» образца 2016 года уходила корнями не только по форме, но и в плане содержания. Ведь объединившиеся вокруг фигуры Олега Брячака политики, в большинстве своем, именно 10-15-20 лет назад переживали свои лучшие времена. Так что не удивительно, что предпринятая ими попытка политического реванша была окрашена в соответствующие тона.
Необычайно активную агитационную кампанию запустило псковское «Яблоко», лидер которого, Лев Шлосберг, деньги на выборы начал собирать загодя, при активной поддержке столичных либералов. Судя по обилию печатной продукции, бюджет у «яблочников» был более чем внушительный.
«Зубры» региональной политики – КПРФ и ЛДПР – на фоне «Яблока» и «Справедливой России» выглядели достаточно беззубо. Коммунисты и жириновцы не стали (или не смогли) соревноваться с ними в плане объемов «наружки» и «печатки». Да и заметных акций и инфоповодов за все время кампании так и не создали.
Впрочем, не исключено, что по итогам Дня голосования может выясниться, что это сыграло им не в минус, а в плюс. Утомленные обилием агитации избиратели способны предпочесть тихих и понятных ветеранов политической сцены, не заваливающих их почтовые ящики макулатурой и не взывающих к ним из каждого утюга.
А вот малые партии вновь не смогли себя сколько-нибудь ярко и заметно проявить. Исключение составила разве что «Гражданская сила». Выдвинутый от нее по псковскому одномандатному округу в Госдуму лидер «Трезвой России» Султан Хамзаев успел прозвучать в регионе.
Он боролся с планами Олега Брячака по застройке стадиона «Электрон», открывал в районах воркауты, посадил «Аллею дружбы» в Пскове, разоблачал Льва Шлосберга в соцсетях… А попутно приобрел себе еще и федеральную известность в ходе теледебатов: в том числе, запустив бутылкой в представителя партии «Зеленых» Олега Митволя.
Далеко не факт, правда, что избиратели помнят, от какой именно партии баллотируется Хамзаев.
За что боролись
За три недели до голосования «Левада-центр» сообщил, что рейтинг «Единой России» упал: доля россиян, готовых проголосовать за «партию власти» на выборах в Госдуму, за месяц уменьшилась с 39 до 31% всех опрошенных и с 57 до 50% тех, кто на выборы точно придет и решил, за кого голосует.
Выкладки социологов прокомментировал даже президент РФ Владимир Путин. «Началась активная избирательная кампания, и это большое количество партий, которое сейчас принимает участие в избирательном процессе, они все выходят на экраны телевизоров, в средства массовой информации, в газеты», - заявил он в интервью агентству Bloomberg. По словам российского президента, «они все критикуют власть». «Они, правда, не говорят, как сделать лучше, или говорят такие вещи, которые даже для человека с поверхностными взглядами кажутся малореалистичными или вообще неисполнимыми, но зато они очень красиво смотрятся на экране телевизора: они ругаются, они клеймят позором представителей правящей партии. Но они не говорят, готовы ли они взять на себя ответственность за принятие каких-то не очень популярных, но нужных в конечном итоге решений», - заключил Путин.
Первые итоги кампании 2016 года станут известны уже через пару дней, вечером 18 сентября. И не факт, что они действительно польстят самолюбию единороссов. Но в любом случае можно утверждать, что какие бы результаты не получили «Единая Россия» и ее конкуренты в России в целом и в Псковской области в частности, это – реальный результат активной и конкурентной выборной кампании.
Сергей МАРТОВ