Священник Андрей Большанин: «В жизни много приходится терпеть, надеяться и верить»

Псков30 сентября Русская Православная Церковь совершает память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. О смысле празднования рассказывает настоятель храма св. Василия на Горке в Пскове, иерей Андрей Большанин:

 

«Все священномученицы, включая мать, названы христианскими добродетелями.

София – Премудрость Божия, сходящая с небес, а не мудрость мирская, и само имя София - калька с греческого, не было переведено на русский язык. Апостол Павел писал о них: «ныне же действуют три сии: вера, надежда, любы – любовь из них большая»

Хотелось бы сказать, что сами христиане об этих важных христианских добродетелях забывают. Хотя говорится, что даже, если читаешь Жития Святых, можно достичь совершенства. Каким образом? Нужно хоть немного вдумываться: почему Русь была Святая? Потому что воспитывались на чтении Часослова, Псалтыри, читали Четьи Минеи Митрополита Макария – сборник Житий всех святых. Человек с детства читал Жития святых, где есть все, что происходит с человеком в жизни. Что такое Православие? Как оно передает свою духовную жизнь? Через образ действия. Конечно, лучше пообщаться с духовным руководителем, чем прочитать тысячи книг. Мы перенимаем не мудрость мирскую, не знания, а перенимаем сам образ жизни. Но, читая Жития святых, мы можем увидеть саму жизнь: как себя вести, как действовать, как молиться, и эта жизнь, Житийная, переливается в нас. И если бы люди читали внимательно Жития святых – веры, надежды, любви и Премудрости Божией было бы в нас гораздо больше.

София – Премудрость. Крест сам по себе полностью безумен для людей, которые не понимают, что такое Бог. Потому и безумен, что как может Бог прийти на землю и быть простым человеком? Может быть унижаем, оскорбляем, пинали, плевали в лицо, заушали…А если человек хочет быть премудрым от Бога, он обязательно должен положить в фундамент своей жизни учение о Кресте. Человек, который начинает истинно, хоть немного, постигать природу вещей – живет по – другому. А ведь большинство живут таким образом, будто вечности не существует. А раз вечности нет, то не надо держать никакого ответа. И если внимательно посмотреть на жизнь нашу, то можно прийти к такому мнению, что никто из нас умирать не собирается. Всем известно, что мы помрем, но живем так, будто собираемся жить вечно. Заботимся только о материальном, а небесное не понимаем. Как говорил Апостол Павел, этим людям бог века сего помрачил умы. Мы обезумели. А Премудрость начинается со страха Господня. Как только человек начинает бояться Бога, а боится, потому что понимает - жизнь временна, и перед Богом за все свои дела придется дать ответ, тогда начинает умнеть. Пелена, которую наложил «бог мира сего» - сатана на глаза людей, начинает спадать, и человек реально понимает вещи. И скорбей становится меньше по поводу мирского, если чего - то нет – уже нет страданий по этому поводу, даже и муж любимый ушел, жена – это не становится самым главным. Начинается переоценка ценностей. И если кто – то обвиняет христианского Бога в жесткости, то это если вечности нет, а если смотреть с позиций вечности, то все сразу встает на свои места. Если есть вечность – то эта жизнь временная и нужна для того человеку, чтобы стать сосудом и исполнится благодати Божией. Здесь человек страдает, но если цель этих страданий – Царство Небесное, тогда все ясно и понятно. Мы должны все здесь пострадать, и на себе это испытываем, потому что мы все страшные обезумевшие эгоисты, и пока не пострадаем, мы не сможем ни любить, ни верить, ни надеяться. Страдания нам просто необходимы. Одни страдают потому, что святы, страдают как святые люди, и вместе со Христом несут за свою святость скорби от обезумевших людей, другие страдают вследствие своих грехов. И когда человек тяжело болеет, совсем по – другому начинает воспринимать окружающий мир. Пока он не на пороге смерти, было много в жизни суеты, ненужного и неважного, а как заболеет – начинает переосмысление собственной жизни. Начинает радоваться солнышку, просто пришедшему дню, рассвету, благодарить за это Бога, радоваться простым человеческим отношениям, элементарной пище, которую он может есть. Так все встает на свои места. Так что Премудрость Божия начинается со страха Божия, а страх Божий начинается от пришедшего понимания того, что мы будем судимы за свои поступки, совершенные на земле.

А без веры, как говорит Апостол, невозможно угодить Богу. Пока человек не верит, угождать Богу он просто не может. Эта добродетель не дается сама по себе. Все просили у Господа, и это мы видим в Евангелии, и простые, и больные, и Апостолы просили у Бога: «Господи, умножь в нас веру». А все беды происходят от неверия. В Бога мы не верим и воспринимаем Его абстрактно, непонятно, где существующим. А жизнь верующего человека - сплошное чудо. Как только человек верит, он понимает, что Бог наш Всемогущ, а если Он - Всемогущ, значит, случайностей не существует. Все происходит по воле Божией, или по Его попущению. И человек, когда начинает понимать, что он чадо Божие, начинает бороться со своим грехом, за что Господь его венчает многими венцами. Богу не важно, чтобы мы стали святыми, Богу важно, чтобы мы понимали, что грех – это без – образие. И стали бороться с ним. Тогда жизнь и становится сплошным чудом. Человек начинает видеть что, у него все получается, о чем ни подумает, все появляется. И чем человек больше верит Богу и удивляется тому, что с ним происходит, тем больше чуда с ним происходит. А не происходит с нами чудес, потому что мы в Бога не верим. Как сказано в Евангелии, «заботьтесь, прежде всего, о Царствие Небесном, а все остальное приложится вам». Это не значит, что надо заботиться только о Царстве Небесном, а остальное нам не нужно. Отнюдь. Заботьтесь обо Мне, а остальное - забудьте. Бог любви знает, в чем мы нуждаемся: и в пище, и в одежде, даже в каких - то радостях и мирских удовольствиях. И Господь дает нам радости в изобилии, с избытком через пищу, через одежду, через человеческие встречи. Но надо довериться Богу полностью.

Что такое христианская надежда? Как говорит Апостол, «надежда не постыждает». Это также, когда человек начинает верить, вся жизнь его становится чудом. В его жизни действует Бог Всемогущий, у Которого мы не чужие, а свои - чада Божии. А надежда уже из веры, не постыжаемая ничем. Верующий человек никогда не унывает, никогда не отчаивается. Он знает, Господь его никогда не посрамит. Даже и в самой смерти будет торжество над этим миром. Но когда человек оставляет надежду, с ним происходят страшные беды. И самоубийства, и отчаяние, и хула на Бога, ропот. Если человек не надеется на Бога, он начинает роптать: Господь мне не поможет. А если надеется, надо терпеть и молиться, и Господь обязательно поможет тем или иным образом, но обязательно поможет. Если есть надежда на Бога, то Бог не оставит без помощи.

В жизни приходится много терпеть, надеяться и верить, потому что, когда мы умрем, то большая часть христиан увидит Бога лицом к Лицу. Здесь, на земле, как говорит Апостол Павел, мы «отчасти знаем, отчасти веруем в это», а там будем лицом к Лицу. Но надежда наша нас не постыжает. И если для нас Бог не Всемогущ, если нет веры в Бога Всемогущего, тогда нет и надежды, тогда жизнь может кончиться в отчаянии, самоубийством, если придут трудные времена.

Человек сам делает выбор: верить, или не верить, и Бог ничем не может помочь ему в неверии. И сейчас много фактов самоубийства среди молодежи, особенно потому что детям не привито элементарных христианских добродетелей. Неправда жизни всегда существовала, во все времена и будет существовать до второго пришествия Христова, потом будет новое Небо и новая Земля, и там будет обитать правда, на этой же земле всегда были и неправда и беззаконие, ненависть и злоба, и человек, который встретится с неправдой жизни трудно переносит и не может смириться с безобразным жестоким миром. Особенно подростки, и если у такого подростка нет ни веры, ни любви, ни мудрости, то он не вынесет мира и совершает самоубийство.

Любовь - это совокупность, совершенство. Любой человек уподобляется в любви – Богу. Самый яркий пример – жизнь блаженного Христа ради юродивого Андрея Константинопольского, который видел Покров Божией Матери. Однажды он шел по рынку, его все обижали, оскорбляли, заушали, а он идет себе спокойно, а следом за ним идут бесы – эта картина была открыта одному человеку. И на всех людях, которые обидели Христа ради Юродивого, запечатлевают свою печать – ты наш, ты поругался над святым человеком. А в конце своего шествия Андрей начинает молиться Богу с полным сердцем любви о том, чтобы Господь не вменил обидящим этого греха. После этого является Глас с неба: «Андрей всепрощающей любовью ты уподобился Мне Самому». И по милости Божией и молитвам Андрея все печати диавольские с людей стирались. Они не понесли никакого наказания, благодаря молитвам Юродивого, которого обижали. Таких примеров множество. С иконами Божией Матери, Иверской иконой и с другими: из поруганных икон исходили кровь, или слезы, а люди раскаивались и становились христианами- Божия Матерь, хотя образ ее и бывал поругаем, прощала. В отличие от царей земных, чье самолюбие может быть затронуто. Антоний Великий говорил, что люди коварны и злы, и нельзя задевать их самолюбие, надо как - то вразумлять по – другому, молитвенно. Иначе человек может стать лютым врагом. А у Андрея самолюбия нет. Когда человек начинает любить людей такими, какие они есть, даже врагов, как заповедовал нам Господь, тогда мы подобны Богу. А так - мы все враги Божии. Господь нам все прощает, все наши грехи ежедневные, и разные безобразия, а мы никому не прощаем. Любовь – это христианская добродетель, которая делает человека совершенным».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...