«Неверие не является искренним и честным»

В воскресение, 29 января, в нашей Церкви 32 Неделя по Пятидесятнице, и на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки XVII, 35-43., в котором рассказывается, как Господь исцелил слепого. Комментирует чтение настоятель храма Успения с Пароменья в Пскове священник Виталий Скнар:

«Мы слышим на Литургии чтение Евангелия от Луки об исцелении Господом слепого. Это одно из многих чудес, которые являл Иисус Христос народу израильскому. Но каким образом этот Евангельский отрывок может относиться к нам, к нашему нынешнему состоянию, как можно его применить в нашей жизни? Этот рассказ об исцелении слепого напрямую имеет отношение ко всем нам. Здесь подразумевается не один единственный слепой человек, как таковой, а весь человеческий род, и таким слепцом может быть любой из нас.

С точки зрения христианского Богословия, слепота бывает двоякая – бывает слепота телесная, физическая, а бывает духовная. Физическая слепота – болезнь, в результате которой человек не может видеть солнца, Божьего света. Духовная слепота заключается в том, что помрачается духовное око, и мы не в состоянии видеть и различать вещи духовного мира. Священное Писание уподобляет сердце человеческое оку, и говорит, что сердце и есть духовное око, способное видеть Бога. Если сердце помрачено грехом, то человека постигает духовная слепота.

Духовная слепота выражается в неверии в Бога, в безбожной атеистической жизни, когда человек не видит чудес Божиих, происходящих в мире. Не видит Его всеблагого Промысла, не признает любящего Бога своим Творцом и Промыслителем. Было некогда философское направление, которое утверждало, что Бог есть Творец, но не Промыслитель, то есть Бог, сотворив мироздание, остался в стороне от своего творения. Известна фраза той философии: «Бог умер», деисты не видели реального присутствия Бога в мире. Что абсолютно не так. Если мы посмотрим на мир непредвзятым взглядом, то увидим, что чудеса нас сопровождают на каждом шагу, и надо иметь чистое сердце, чтобы их увидеть. Примеров тому множество, хотя бы один: недавно были сильные морозы - минус тридцать, и мы уже все замерзаем, не находим себе места. Человек, оказывается, может выдержать очень небольшой диапазон низких температур, равно и высоких. От минус сорока до плюс сорока – и жизнь становится невозможной, мы не можем жить в таких условиях. Это явно говорит о том, если подумать, что наша планета устроена таким чудесным образом, что солнце находится на уникальном расстоянии от земли и вращается по такой оптимальной траектории, что чуть сдвинь вправо, или влево, и температура может быть зимой до минус 60, а летом до плюс 60, и ничего живого на земле не останется. Неужели не видно в этом простом случае – Бог есть, и Он нас, как детей малых на руках носит. А такое чудо, к которому все привыкли, как к чему – то разумеющемуся: человек! Ребенок, младенчик, человек, который рождается, похожим на своих родителей и становится единственным уникальным творением, способным мыслить и чувствовать, неповторимой личностью, которой никогда не было, нет и не будет. Это ли не величайшее чудо? Впрочем, можно говорить бесконечно на тему присутствия Бога в нашей жизни, и есть специальная наука «Основное Богословие» – апологетика, то есть защита Христианской веры от нападок безбожников, которая очень аргументировано объясняет и доказывает, что вера более последовательна и логична, чем неверие, и отвечает на большее количество вопросов, чем неверие. Это понимают и неверующие люди, и, по большому счету, их неверие не является искренним и честным, потому что они прекрасно понимают, или догадываются, что быть верующим - это более логично и последовательно. Но они не живут по вере только по одной причине – очень полюбили грех и не хотят расстаться с греховными привычками. Приведу пример человека, который, возможно, заслуживает уважения, который мне однажды сказал честно: «Я неверующий, батюшка, потому, что многие неподобающие вещи в жизни просто не хочу оставлять. Я не верю в Бога, потому что, выбирая между Богом и грехом, я избираю грех, и прошу Господа уйти из моей жизни, посторониться – Господи, не становись на моем жизненном пути сейчас. Может быть, потом, когда я стану старым, я буду ходить в церковь, замаливать свои грехи, буду исповедоваться и причащаться, поститься, но сейчас, пока я молод и здоров, жизнь бьет ключом, и я могу грешить. Дай, Господи, мне возможность грешить, я не хочу Тебя сейчас, Господи!» Таков на самом деле внутренний пафос любого неверующего человека, может быть, неосознанный. Очень жаль, что человек так думает, и надеется что, когда ему будет удобно, он обратиться к Богу и найдет время для духовной жизни. Этого времени может не оказаться. Мы не знаем продолжительности нашей земной жизни, мы не знаем, когда настанет последний смертный час, когда в одну секунду мы оставим все и предстанем перед нелицеприятным Судиею. Перед Ним мы должны будем дать ответ не только за все дела, которые мы совершили здесь на земле, но и за свои мысли, чувства и желания, за свои тайные сердечные намерения. И если мы будем постоянно откладывать на потом, такого момента - прийти к вере - может и не быть.

Безбожие есть вид слепоты, когда человек честно осознает, что отказывается от Господа. Но, помимо атеистического восприятия мира в чисто догматическом отрицании Бога, духовная слепота может выражаться в более простом и привычном – в греховной жизни, когда человек грешит, нарушая волю Божию, заповеди Божии, а вроде бы верит в Бога. Но по сути дела, оскверняет свое сердце, помрачая его более и более. Ведь это око – сердце человеческое находится все время динамическом состоянии. И чем больше усилий прилагает человек в духовной жизни и идет по пути покаянии, то есть по пути изменения жизни, по пути борьбы с грехом, тем более просветляется око, и укрепляется вера. И наоборот, если человек грешит, предается греху, нарушает Божью волю, сердце человека помрачается, и вера ослабевает. И даже, христианин, если становится на путь греховной жизни, может стать неверующим человеком. Вот и говорит о таких Апостол Павел: «есть некоторые из нас, которые потерпели кораблекрушение в вере». Известны примеры верующих людей христиан Карл Маркс, Владимир Ульянов, Сосо Джугашвили. Они стали не просто неверующими, а Богоборцами.

Почему нельзя нарушать заповеди Божии? Потому что это духовные законы, по которым функционирует все мироздание. Нарушение заповедей приводит к такой же катастрофе, как и нарушение законов физического порядка.

Для того, чтобы нам прозреть, хотя мы и считаем себя зрячими, пусть каждый попытается взвесить свою зрячесть на основании Священного Писания и своей совести. И если мы увидим в себе грех, это значит, что мы не безнадежно ослепли, и есть в нашей душе искорка, которая сможет разгореться. А начинать надо с покаяния, ведь в переводе греческое слово метония (покаяние) означает изменение образа мысли. То есть с покаянием человек становится другим, меняется полностью, оставляет тот грех, который он совершал. Слепота должна исчезнуть. Покаяние – не мрачное состояние духа, выраженное постным и угрюмым лицом, как представляется нецерковным людям; не медитация, как говорил отец диакон Кураев, на тему: «Я сволочь, я сволочь, я сволочь». Нет. Покаяние внутренняя духовная работа над собою, это борьба с грехом, это радостопечалие. Радость, растворенная с печалью. Печально, что мы искалеченные, духовно больные люди, если посмотрим на себя трезво, а радостно, потому что Господь, несмотря на все это, нас любит и терпит. И если человек пойдет по покаянному пути, то око духовное – его сердце будет просветляться, и мы прозреем, выйдя из состояния духовной слепоты, и достигнем духовного видения. Дай Бог нам всем достичь этого состояния молитвами Пресвятой Богородицы и всех Святых от века Богу угодивших. Аминь!»

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...