Илья Казанцев: Учитель – это круто!
Псковский учитель истории, обществознания и права Илья Казанцев вошел в число пяти лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года - 2018» и имеет все шансы занять первое место по итогам финального испытания «Встреча с министром». Вскоре после встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге он рассказал в интервью Псковскому агентству информации о своем пути в профессии, секретах преподавания, нюансах конкурса и планах на будущее.
- Илья, что тебя привело в преподавательскую стезю и почему ты остановился именно на истории?
- Я не собирался стать учителем истории. Я всю жизнь мечтал стать именно историком, и о педагогической карьере, в общем-то, не задумывался очень долгое время, хотя учителей всегда очень уважал.
У меня был замечательный учитель – директор 47-й школы города Пскова Андрей Евгеньевич Мануйлов. Это были замечательные времена! И во многом благодаря ему и своим близким родственникам, тоже историкам, я поступил на исторический факультет ПсковГУ в 2008 году. Думал, в будущем стану историком и пойду в науку, буду писать статьи, стану кандидатом наук и так далее, думал вообще преподавать в вузе.
В 2013 году я закончил исторический факультет и ушел служить в армию. Службу проходил в Балтийском флоте в Кронштадте, а когда вернулся со службы, то мировоззрение очень сильно поменялось. У меня был вариант поступить в аспирантуру, но я понял, что если учился на учителя истории, то хотя бы 3 года надо поработать по специальности.
- А прошло уже четыре...
- Да, прошло четыре! И эти четыре года оказались фантастическими! По их итогам удалось оказаться в Петербурге на Всероссийском этапе конкурса «Учитель года», в одном шаге от абсолютной победы.
В связи с огромным успехом в своей школе, у своих ребят-старшеклассников, с которыми я познакомился, подружился, которых полюбил, я понял – в этой профессии есть что-то, чего нет в других. Сейчас я очень рад, что в свое время сделал правильный выбор.
- Даже несмотря на не самую высокую зарплату?
- Зарплата средняя по Пскову. Сколько другие профессионалы получают, столько и мы. К сожалению, мало. Хотелось бы больше, потому что есть проблема: мы очень много работаем, большинство на две ставки, но получаем не соответствующую вкладу заработную плату.
Очень сильно поменялось отношение к профессии со стороны общества. Дело в том, что учительская профессия не считается престижной, потому что о ней не говорят, нет ярких примеров успеха и достижений. И, кстати говоря, конкурс «Учитель года» – это своего рода пиар профессии. Мы - молодые, сильные, умные и талантливые. Мы показываем, что учитель – это модно, престижно, молодежно, и что это круто! Мы выполняем важную миссию.
- Многие учителя жалуются, что в школе много бюрократии – планы, отчеты. Так ли это?
- Скажу так, бумаг действительно много и очень много в современной школе. А я еще заведующий кафедрой истории в лицее № 4, и мы вынуждены заниматься этой бумажной работой. Но еще скажу такую вещь – да, бумаги мешают работать. Это факт. Но дело в том, что сейчас мы в масштабах всего государства пытаемся построить работающую правовую систему и хотим, чтобы всё было по закону. В том числе, и в школе, в образовательной сфере. Этого хотят родители, чиновники и этого хотят дети – чтобы всё было по правилам, по-честному.
К сожалению, не придумано еще другого механизма сделать так, чтобы было всё по правилам, кроме как по бумаге. Любая деятельность должна быть регламентирована нормативно. Если мы хотим, чтобы закон торжествовал, то, к сожалению, этой бумажной работой мы должны заниматься.
Но есть очень хорошая и позитивная тенденция: в лицее № 4 мы уже ликвидировали двойной документооборот: у нас нет бумажных журналов, есть только электронный. Он позволяет учителю со смартфона или ноутбука заполнять журнал. В этом плане развиваемся, сдвиг есть.
- Ты хотел бы работать не в школе, а в вузе?
- Чтобы преподавать в вузе, всё-таки желательно иметь защищенную кандидатскую диссертацию. И, соответственно, иметь определенный опыт. То, что я уже сложился как успешный учитель в школе, позволяет мне находить себя в этой профессии и быть счастливым, на самом деле. На данный момент у меня просто нет потребности идти в вуз. Может быть со временем, когда у меня появится большой опыт работы с ребятами, я смогу продолжить эту работу уже в научной плоскости и быть более, скажем так, значимым профессионалом, чтобы передавать этот опыт студентам.
- Нужно ли в школе больше учителей-мужчин? И как этого добиться?
- Могу ошибиться со статистикой, но 85% или 87% преподавателей в российских школах составляют женщины. Мужчин катастрофически мало. Но, например, в лицее № 4 я отмечаю тенденцию к увеличению количества мужчин в школе на протяжении последних 2-3 лет. Это происходит по разным причинам. Во-первых, заработная плата медленно, но растет. В стране сейчас сложная экономическая ситуация, мужчины вынуждены искать варианты, и они находят их в школе. Потому работа, действительно, достойная и нужная.
Мое глубочайшее убеждение, мужчин в школе должно быть большинство. В том числе на руководящих постах. Через лет 5-10 мы, молодое поколение мужчин-преподавателей, превратимся в зрелых учителей. Это говорит о том, что через 10 лет российскую школу ждет трансформация.
Но рассуждая так, я, конечно, не имею в виду, что женщины – плохие учителя. Нет. Профессия учителя абсолютно не имеет гендерной привязки. Есть огромное количество прекрасных учителей-женщин. Огромное спасибо им за то, что они долгие-долгие годы тянут на себе этот большой груз. Потому что учительская профессия – невероятно трудная и очень сложная.
- За плечами уже четыре года опыта в преподавании. За это время был хотя бы один момент разочарования в профессии? Можно было бы заняться интересными исследованиями, научными изысканиями...
- Да, был, и не раз. Верю и знаю – это будет еще не раз, на самом деле. К сожалению, мы об этом не часто говорим и стыдимся в этом признаваться, но этого много. Потому, что любое неосторожное слово со стороны ученика может обидеть учителя. Оно заставляет задуматься, разочаровывает, повергает в тоску, потому что ты не справился. Появляются некие дурные мысли. Например, нахожусь я на своем месте или нет?
Иногда сказывается просто перегрузка, эмоциональное выгорание, потому что каждый день перед нашими глазами проходят сотни детей, сотни абсолютно разных людей, которые очень часто ранят человека. А ты, как учитель, не имеешь права ответить. Ты должен быть выше всего этого. Этот огромный ком наэлектризованных эмоций, в котором мы находимся каждый день, очень часто вынуждает думать об уходе из профессии. И кто-то действительно уходит. Плюс неудовлетворенность заработной платой накладывается, какие-то неурядицы в семье и прочее.
Но мастерство заключается в том, чтобы преодолевать это разочарование и говорить себе: «Это проигранное сражение, но не проигранная война». Здесь я всегда вспоминаю Петра I, который для меня блестящий пример. Когда он начинал Северную войну в 1700 году, то в битве под Нарвой потерпел сокрушительное поражение: потерял всю артиллерию и огромное количество своих солдат, казалось бы, война была закончена. Но он отстроил и армию, и флот, и в конечном счете победил, Россия стала империей. Вот так и в работе учителя должно быть.
- Есть ли у тебя секреты мастерства, свои «фирменные» педагогические приемы, которые ты используешь в преподавании?
- Конкурс «Учитель года» как раз дает возможность осмыслить свой опыт, систематизировать. Я сейчас сам до конца не понимаю, в чем заключается успех моего преподавания. Успех есть, я его вижу, и конкурс тому свидетельство. Но несколько базовых принципов, на основе которых работаю, уже точно знаю.
Первое – уважение к человеку. Я никогда не использую слово «ребенок»: передо мной находится человек. Растущий человек, которого нужно уважать и ценить как любого взрослого. Принимать его таким, какой он есть – с его недостатками, проблемами и интересами. Если мы признаем, что он уникален, то мы можем рассчитывать на взаимное уважение. Это очень важный момент.
Второй момент – любить то, что ты делаешь. Любить историю, обществознание, право. Любить преподавание. Человек, который не любит то, что он делает, который ходит на работу с плохим настроением, грустный и брюзжащий – это плохой учитель.
Чтобы ни произошло в твоей жизни, нужно улыбаться, говорить честно. Это третий постулат – честность. Я никогда не скрываю от своих учеников свою точку зрения, если она расходится с официально признанной или государственной. Я предлагаю всегда спорить.
Четвертый постулат – это спор. Я работаю в русле технологии развития критического мышления обучающихся посредством истории, обществознания и права. То есть такого мышления, которое ни один факт из нашей жизни не принимает на веру: всё подвергаешь сомнению, ищешь доказательства, аргументы. Я очень люблю спорить со своими ребятами, они у меня взрослые – 10-11-е классы. У нас бывают очень жаркие дискуссии по поводу самых острых проблем современности, - присоединение Крыма, Сирийский конфликт в Сирии, - а также по поводу различных вопросов истории. Я ухожу удовлетворенный с урока, если с кем-то поспорил или кто-то поспорил со мной. Если меня внимательно слушали и просто писали, мне этого мало.
Пятый постулат – я всегда учусь. Всегда говорю, что знаю мало. На самом деле, еще всеми технологиями и приемами не владею и никогда не стесняюсь этого. У меня всегда есть возможность спросить старших коллег, читать книги, историческую и научно-педагогическую литературу, смотреть образовательные фильмы, искать новые находки на каждом уроке.
Самое главное, что любая находка, даже маленькая, находит отклик у учеников. Вот банальный и веселый пример: неожиданно открыл для себя возможность делать «гифки» из фрагментов исторических фильмов или кинохроник, вставлять их в презентации. И когда это увидели ученики, они сказали: «Двигающиеся картинки как в Гарри Поттере!!!» Это был маленький прорыв для меня, на самом деле.
Я научился за четыре года делать очень хорошие и качественные презентации для своих уроков, лаконичные и точные. Это тоже был очень большой прорыв. И научился понятно для учеников говорить, объяснять. Потому что они нуждаются в простом языке и, в то же время, научном.
Очень люблю сам учиться, люблю свой предмет – я обожаю историю, живу историей. И человек, который находится в моем классе, ученик, это чувствует.
Я выпустил два класса – в одном был классным руководителем, а в другом учителем истории. Из них около 9 человек поступили на наш исторический факультет. Они – будущие учителя истории. И из них точно один такой же фанат истории, как я. Он сейчас уже на втором курсе, а на третьем, когда у них будет первый опыт преподавания, мечтает вернуться ко мне в школу на практику. А я очень жду, когда смогу уже свой опыт передать ему, чтобы он пошел еще дальше. Чтобы если не я стану «Учителем года» в России, то он бы стал.
- А что требуется от учителя, чтобы стать «Учителем года» в регионе и выйти на Всероссийский конкурс?
- Нужно быть открытым миру. Ведь учителя, казалось бы, люди не публичные – они стесняются камер, публичных выступлений и так далее. Нужно быть жизнерадостным человеком, потому конкурс требует от человека большого оптимизма. Нужны быть всегда готовым проигрывать, потому что конкурс – большая лотерея, в которой можешь хорошо выступить и при этом не победить.
Нужно очень хорошо понимать, что цель этого конкурса – не победа над соперниками, ты ни с кем не соревнуешься. Это чистая правда! Ты соревнуешься с единственным человеком – только с собой вчерашним. Нужно быть постоянно готовым совершенствоваться и нужно уметь не врать. Не врать себе, членам жюри и всем тем, кто на тебя смотрит. Если не умеешь чего-либо, не владеешь каким-то приемом, какой-то темой, то не нужно это показывать на уроке, методическом семинаре или на классном часе. Нужно показывать только то, чем по-настоящему владеешь, чему научился, даже если это будет один прием, но который работает на 100%. И члены жюри, конкурсанты это оценят.
Нужно быть предельно искренним. Если будешь пытаться прятать свои неудачи за лицемерием, то оно очень хорошо видно, когда мы все работаем на камеры. Любой наш шаг на протяжении двух недель фиксировался видеопотоком в интернете в режиме реального времени. Вся страна могла следить на YouTube, на портале «Российское образование» и на сайте «Учитель года» за каждым нашим шагом, действием и словом. И не нужно думать, что умеешь всё. Потому что никто всего не умеет.
- Какие впечатления преобладали, когда вошел в пятерку лауретов Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018»? Казалось ли это недостижимым?
- В этом году мы совершили гигантский прорыв. И он был совершен не только благодаря мне одному – я оказался очень успешным инструментом, средством для реализации этого большого успеха. На эту цель работали сотрудники Псковского областного института повышения квалификации работников образования: Оксана Геннадьевна Петрова, Михаил Ефимович Жихаревич, Татьяна Борисовна Пасман, Елена Анатольевна Пуденкова и другие. Целая команда профессиональных методистов, которые меня готовили. Огромная команда нашего 4-го лицея: Наталья Ивановна Матвеева, Татьяна Алексеевна Федорова, Валентина Николаевна Платонова – наш директор, которая постоянно оказывала поддержку и помощь в организации, привлечении специалистов и так далее. Наши управления образования, муниципальное и областное во главе с Александром Всеволодовичем Седуновым, организовывали любые площадки. Стоило мне только попросить, например, попробовать дать открытый урок, то все двери школ Пскова были открыты для меня.
Накануне этого конкурса я давал открытые уроки в Псковском техническом лицее, Псковской инженерно-лингвистической гимназии. Кстати, там у меня ничего не получалось. И я ехал с плохим настроением, переживая, что на федеральном уровне тоже не получится. А оказалось, что приобрел такой опыт дома, что здесь у меня всё вышло. И благодаря кому? Всем тем людям, которые стояли рядом. Успех – это совместное достижение. Мои учителя, преподаватели исторического факультета, которым я безмерно благодарен, мне сейчас пишут, болеют за меня, радуются. Ведь это огромный прорыв и для них. Это слава для нашего исторического факультета.
- Какие конкурсные испытания из тех, что приходится преодолевать в финале Всероссийского конкурса «Учитель года», самые сложные?
- Могу сказать, что самое статусное здесь – это «Урок», по нему нас оценивают, поскольку это самый главный инструмент нашей работы. Дашь плохой «Урок», и о себе сразу оставишь плохое мнение. А самое сложное – «Классный час», потому что темы тянули за 10 минут до начала. У нас был список из 30 тем, но какая будет конкретно, узнавали уже на месте. Можно было подготовить только общую схему, канву классного часа, была чистая импровизация. Тут уже как сумеешь сориентироваться, так оно и получится. У меня получилось, потому что за меня болели совершенно мне незнакомые ученики 56-й гимназии Санкт-Петербурга.
- А «Встреча с министром» – не самое сложное испытание?
- «Встреча с министром» будет завтра [состоялась сегодня, 4 октября - ПАИ] – по поводу нее не переживаю. Потому что я уже в пятерке лидеров, я победил. А дальше – это уже лотерея. Любой достоин, и буду радоваться за каждого.
- Насколько сильна на конкурсе конкуренция? Есть ли очевидные лидеры? Что говорят в кулуарах об этом?
- Про кулуары совершенно не знаю, потому что у меня нет времени, чтобы следить за ними. У нас в финале представители Москвы, Подмосковья, Брянска, Пскова и Грозного. И это сейчас мои лучшие друзья. Я желаю победы всем ребятам. Они достойные, сильные и очень классные. Самое главное наше достоинство, каждого лидера здесь – мы не лезем друг другу по головам, не стараемся перешагнуть друг через друга. И, кстати говоря, вчерашний «Образовательный проект», когда нужно было в течение 7 часов работать в команде из 5 человек, показал, что мы – дружная команда и работаем все вместе. Так что о конкуренции здесь я бы не говорил.
- Что ждет победителя Всероссийского конкурса, кроме известности?
- Его ждет очень непростой год. Потому что победитель федерального конкурса – это во многом очень несчастный человек, который должен будет нести этот груз, бремя победы через всю страну, ездить по всем регионам, передавать свой опыт и при этом сохранять свою основную работу. Нужно будет работать в своей школе и при этом быть предельно публичной личностью. Нужно будет выдержать шквал критики, которая сейчас в отношении каждого из нас разворачивается в социальных сетях.
Всем тем, кто имеет претензии к любому конкурсанту, я рекомендую обращаться к фактам. Все наши выступления находятся в открытом доступе – пусть смотрят, оценивают. Любой человек, который окажется на нашем месте, должен быть готов к этому. Будет жесточайшая критика.
- Что даст лично тебе участие в этом конкурсе?
- Для меня это очень большая победа. И речь идет не о материальных призах, не о деньгах и не о ценных подарках. Речь идет о том, что очень сильно меняется мировоззрение – у меня появился новый стимул работать, огромная любовь к своей профессии и миллион идей, которые можно воплощать в жизнь.
- Какие у тебя карьерные планы на ближайшее будущее? Кем видишь себя через 5, 10 лет?
- Ну, пока что я вижу себя учителем. Но хотел бы потом заниматься более сложной работой, может быть стать заместителем директора или директором. Но для этого нужен опыт.
- Не хотелось бы стать чиновником от образования: ориентируясь на свой опыт, попытаться как-то изменить систему?
- Вот на данный момент нет. Но моя точка зрения может поменяться.