Тест Войта-Кампфа

Сначала были книги, потом фильмы и вот теперь фантастика воплотилась на сцене. 6 апреля публике Псковского академического театра драмы представили премьеру фантастической мелодрамы «R.E.P.L.I.C.A.» по пьесе Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг» в постановке Александра Баркара. Аббревиатура расшифровывается так: «Революционное, эксклюзивное, персональное, легальное, инновационное конструирование андроидов».

Я не люблю и не понимаю фантастику, меня не увлекают саги про звёздные войны, роботов и всё, что с ними связано. С горем пополам я посмотрела два с половиной фильма про Терминатора, «Гравитацию» и половину «Марсианина». Всё. Хотя вот обожаю книги классика научной фантастики Рэя Брэдбери. Те рассказы и повести, где про земную жизнь. Вопреки ожиданиям оказалось, что Зелинская и Баркар тоже про земное, понятное даже тем, кто как я далёк от фантастики.

«Давно мечтал вытащить фантастику на театральные подмостки. Тем более на волне популярности вселенной Marvel, сериалов от Netflix, HBO. Неожиданные обстоятельства и фантастические допущения обостряют характеры и заставляют взглянуть на обычные ситуации под неожиданным углом. И возможно, история о роботах поможет понять что-то о нас – людях», - делился Александр Баркар в процессе репетиций.

Тема репликантов - искусственных людей в творчестве появилась примерно в середине XX века, когда Филип Дик написал свой научно-фантастический роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», в 1982-м по его мотивам в Голливуде сняли фильм «Бегущий по лезвию», в 2017-м - ещё один. И российский кинематограф в стороне не остался - в прошлом году вышел сериал «Лучше чем люди», который и Netflix выкупил, и кинокритики хвалили. Отечественные клипмейкеры и те активно используют тему коммуникации андроидов и людей. Вот, например, видео Темниковой на песню «Фиолетовый», которое примерно перекликается с псковской «Репликой» (позволю себе для удобства и упрощения писать название спектакля именно так). Почти шесть миллионов просмотров, между прочим. В общем, тема народ интересует, поэтому и театр в стороне не остаётся. На самом деле все 2 часа и 20 минут режиссёр и актёры филигранно и очень талантливо проводили с залом тест Войта-Кампфа на эмпатию, способность к сопереживанию. Тот самый тест, который в фильме «Бегущий по лезвию» позволял отличить репликанта от человека. Если вы что-то почувствовали, вы – человек.

Заслуженный артист России Виктор Яковлев, побывав на репетиции «Реплики» сказал, что «это самый женский спектакль, который только можно себе представить». И это на самом деле так. Женская аудитория была в восторге с первых минут. Но идти на эту постановку всё-таки лучше не с подругой, а с молодым человеком/мужем. С подругой вы от души посмеётесь (потому что во многом узнаете себя) и поймёте всё без слов, а вот с мужчиной вам точно будет, что обсудить.

Первое действие «Реплики» - пособие с лайфхаками для мужчин, облеченное в форму женского манифеста-стендапа (даже открытый микрофон имеется). Здесь ответы на многие вопросы: почему обиделась, почему грустит, почему плачет, что делать, когда молчит, что сказать, как себя вести, почему вам не надо обижаться. Понятно, что руководство к действию дано в общих чертах, но реперные точки проставлены точно. Автор пьесы «Хуманитас Инжиниринг» - девушка, поэтому иначе и быть не могло.

Главная героиня Лера (Наталья Петрова) в свои 32 отчаялась найти идеального мужчину, поэтому решила заказать его подобие, реплику, которую с помощью компании-производителя программирует самостоятельно: вес-рост, ум, характер, темперамент, забота, терпение, тактильность… Десятки параметров, которые можно выбрать под себя, усиливая эффект от 1 до 10. Как много всего, оказывается, надо для того, чтобы чувствовать себя счастливой. Во время процесса загрузки данных Леру раздирают сразу несколько чувств в диапазоне от одиночества и унижения до любопытства и предвкушения встречи с идеалом. Вся такая несуразная, угловатая и противоречивая героиня, то чётко знает, чего хочет от избранника, то путается в показаниях и сбивает терпеливую Милу (Илона Гончар) – робота-представителя компании. Практически часовой монолог в потрясающем исполнении Натальи Петровой пролетает незаметно, опоминаешься уже только в антракте. «Что уже час прошёл? На одном дыхании! Круто!» - комментировали зрительницы первое действие.

После антракта на сцене во всей красе появляется загруженный репликант Артур (Денис Золотарёв). Появляется причём в образе идеального «витрувианского человека», вписанного в круг, который вписан в квадрат. Режиссёру и художнику-постановщику – отдельное браво за цитату Леонардо да Винчи. Затем также деликатно были «процитированы» Огюст Роден с его античным «Мыслителем» (ну и ладно, что XIX век) и Микеланджело с «Сотворением Адама». Здесь в роли «Бога» внезапно оказывается Артур. В финале становится ясно почему.

Несмотря на подробное описание характеристик и функций, данное перед конструированием робота, отношения между Лерой и Артуром не складываются. Он раз в три дня шлёт ей в «Фейсбуке» испанские народные коплы о «Кастилии и Леоне», лайкает себеподобных роботов-девушек и вообще ведёт себя подчёркнуто холодно. При встречах дерзит, хамит, издевается, чем доводит Леру до истерики. Стукнуть его хочется не только ей, но сразу всему зрительному залу. Затем Артур как ни в чём ни бывало, совсем не по-репликантски рассуждает насчёт того, что неплохо бы для начала разобраться в себе, а уже потом пытаться создавать свой идеал. Этот призыв - ещё одна цитата на известный тезис древнегреческой культуры «Познай самого себя». Изречение было высечено на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах.

Начинаю спойлерить окончательно. Если у вас билеты на сегодняшний показ «Реплики» и вы не хотите знать, что было дальше, можете остановиться здесь.

Развязка наступает неожиданно. Заказчиком репликанта оказывается не Лера, а вовсе даже Артур, который уже находится в отношениях с той самой Милой, «на десяточку» неревнивой, необидчивой, спокойной – и вот это вот всё, что чаще всего несвойственно нормальной женщине. За три года Артуру этот пресный коктейль успел надоесть, поэтому он решил создать ещё одного репликанта, отдав все параметры на откуп генератору случайных чисел, - чтобы сделать девушку максимально непредсказуемой и живой. Потому что «невозможно любить предсказуемость», рано или поздно надоедает даже идеальная идеальность.

Спектакль, хоть и назван фантастической мелодрамой, рассказывает о вполне земных проблемах, в которых неплохо бы начать или хотя бы попробовать разбираться. И, конечно, он не о роботах, а о любви.

Фотографии предоставлены Театрально-концертной дирекцией Псковской области. Автор снимков - Андрей Кокшаров.

Ольга Машкарина
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...