10 удивительных историй о Пскове: Что псковичи рассказывают туристам о своем городе

Псков – один из древнейших городов России. Чаще всего он ассоциируется с белокаменным Кремлём, княгиней Ольгой, «тысячей церквей» и прославленной дивизией. А чем еще знаменит город на берегу реки Великой? Псковское агентство информации подготовило подборку самых удивительных и неожиданных историй о Пскове, произошедших за его многовековую историю. Итак, что знает каждый пскович и о чем он с удовольствием расскажет туристам - на заметку тем, кто планирует путешествие в этот город.

Свой монетный двор

Псков – настолько уникальный российский город, что в нём даже были свои собственные деньги. Псковский монетный (денежный) двор выпускал свою монету с 1425 года по 1510 год, а затем, до закрытия в 1632 году, чеканил деньги для всего Российского государства, вместе с Московским и Новгородским дворами.

Монеты Пскова, как и монеты Новгорода, делились на «денги» («псковки») и «четверетцы», которые составляли их часть. На псковских деньгах на лицевой стороне чеканилось изображение князя Довмонта, который правил Псковом c 1266 по 1299 год, в короне и с мечом. На оборотной стороне можно было увидеть надпись «Денга псковская», либо четвероногого зверя, предположительно, барса, повернутого вправо или влево, его обрамляла аналогичная надпись.

Оформление псковских монет отличалось от чеканенных в других городах - «псковки» были более четкие, стандартизированные, что свойственно европейско-западному типу.

Чеканка монет говорит о зрелости субъекта на международной арене. Псков вел активную торговлю с городами Ганзейского союза, о чем свидетельствуют находки археологов, в том числе с Мстиславского раскопа, где были найдены западноевропейские свинцовые торговые пломбы.

До появления монетного двора в Пскове использовалась иностранная монета, а в некоторых случаях – свинцовые пломбы с княжеским знаком и изображением святого, которыми скреплялись документы для небольших сделок или поручений. За ненужностью их порой выбрасывали, а местные жители обменивали маленькие свинцовые кусочки на хлеб, который явно не стоил целой серебряной монеты. Также деньги заменяли беличьи вытертые шкурки.

В XVI веке население города тогда превышало 30 тысяч человек, большую часть составляли ремесленники и торговцы. В городе было много кузнецов, каменщиков, кожевников, гончаров, ювелиров и купцов, которые вели торговлю с русскими городами, Прибалтикой и Литвой. Псковичи продавали лён, кожи, рыбу, мёд, воск, меха, покупали соль, сукно, железо, изделия из металла.

Анафема Пскова

Славились псковичи и своей готовностью помочь ближнему, за что однажды поплатились. В 1329 году город был предан анафеме, все церкви в Пскове закрыли. Так московский князь Иван Калита и митрополит Феогност хотели смирить верующих псковичей, которые приняли опального князя Александра Тверского.

В 1327 году в Твери началось восстание против татар, хан Узбек разгневался на князя, и тот был вынужден искать убежища. Псковичи приняли Александра Тверского, что, возможно, связано не только с их личностными качествами, но и с обещанием, данным Александру Невскому в 1244 году: Псков должен был в тяжелые времена помогать потомкам князя, коим и являлся Александр Тверской.

Фото с сайта liveinternet.ru

Тверской князь правил в Пскове порядка 10 лет.  Горожане его любили, но сил для борьбы с агрессивными соседями у них не было. Непокорные псковичи усиливали недовольство в Орде, что вынудило митрополита пойти на крайнюю меру и отлучить целый город от церкви. Русские князья уговаривали Александра поехать в Орду, чтобы не случилось нового нашествия татар на Русь, но псковичи не пускали своего князя: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобой не случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Однако Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои, не будет на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с себя крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей».

Псковичи целовали крест и отпустили Александра в Литву, жена его осталась в Пскове. По свидетельствам летописцев, горожане долго горевали: «была во Пскове мука и печаль и молва многая по князе Александре, который добротой и любовью своею пришёлся по сердцу псковичам». После этого Калита заключил с Псковом мир, а митрополит Феогност с новгородским владыкой благословили посадника и весь город.

Спустя некоторое время Александр вернулся на княжение в Псков. В период размолвок с московским князем к Александру обращались за помощью новгородцы, а во время перемирия с Калитой строили козни против Пскова. В результате очередной ссоры с Москвой в 1337 году они не нашли поддержки у псковичей, и новгородский архиепископ Василий тоже объявил городу проклятие.

Спустя год Узбек помиловал Александра и вернул ему тверское княжение. Псков же продолжил существование в виде республики (1200 по 1510 год), князья сменялись один за другим, но внутренняя власть, по сути, была сосредоточена в руках вече, посадников, сотников и внутригородских структур.

Русский Париж

В 1510 году Псков был присоединен к Московской Руси и оставался крупным торговым и ремесленным центром Русского государства. Размеры города впечатляли даже тех, кто пытался его штурмовать. «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам, боже. С ним справиться… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесён стеною, за нею красуются церкви, все каменные; домов за стенами не видно», - писал в своем дневнике участник осады Пскова в 1581 году, личный секретарь Стефана Батория ксендз Пиотровский.

Не справились. Осада Пскова продолжалась полгода, поляки бомбардировали стены, штурмовали Псков, Баторий пытался прельстить горожан обещаниями вернуть им самостоятельность, древние обычаи и вольность. Но псковичи не сдали город, хотя их было вдвое меньше, чем врагов. Генеральный штурм не дал результатов, как и подкопы под крепостные стены, и войска Стефана Батория были вынуждены отступить. Героическая оборона Пскова сорвала захватнические планы польского короля, и Россия заключила мир на благоприятных для нее условиях.  

Псков XVII века. Фото с сайта pskovgrad.ru

О достоинствах псковской крепости, великолепии построек и многолюдности Пскова говорили и другие иностранцы. Часто город сравнивали по величине с западноевропейскими. Еще в XIII веке автор немецкой хроники говорил о Пскове: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города, равного Пскову».

Царь-рыба

В XVI веке Псков был известен не только потрясающими видами, но и как экономически развитый город. Псковский торг был застроен двумя тысячами лавок, амбаров, навесов. В январе и в мае здесь проходили крупные ярмарки. На зимней, в частности, продавались крупные партии леса и сухих снетков.

Последние завоевали популярность по всей России. Снеток – это маленькая рыбка из семейства пресноводной корюшки, его добывали промысловым способом в Псковско-Чудском водоёме, затем солили и вялили. Снетка было много, он хорошо воспроизводился, ловить, хранить и перевозить на дальние расстояния его было удобно. В связи с этим продукт стал одним из главных на псковском рынке. К тому же, снеток был дешевой и одновременно вкусной рыбой, поэтому присутствовал на столах всех горожан, независимо от сословия. Из него варили похлебку, снеток был жареным, томленым, сушеным.

Небольшая рыбка очень выручила жителей островов Псковского озера в послевоенный период. Островитяне возили ее на продажу в Ленинград, только тем и жили. Для многих советских людей лучшим презентом из Пскова была большая коробка сушеного снетка – оригинально, недорого и вкусно.

В последние десятилетия снетка в псковских водоёмах стало меньше, стоимость его выросла, но устоявшийся бренд всё же можно найти на прилавках. А если подыскать старожила, есть возможность узнать и оригинальный рецепт снетка по-талабски.  

Псковские крокодилы

В древних летописях приводится один удивительный случай, который произошел в 1582 году: на берег реки Великой в Пскове вышли крокодилы и посеяли панику среди горожан.

Фото с сайта 1zoom.ru

История, конечно, из ряда вон выходящая. С трудом верится, что рептилии, предпочитающие тропический климат, смогли бы пережить суровые псковские зимы. Историки в итоге сошлись на том, что крокодилов в Псков привезли купцы, которые бывали в жарких странах. Есть сведения о том, что 1559 году смоленский купец Василий Поздняков отправился в Каир, а спустя 23 года, когда в реке Великой увидели «коркодилов», на берегах Нила гостил дворцовый дьяк Трифон Коробейников. В записках австрийского дипломата Герберштейна также есть упоминание о том, что в Литве держат в неволе крупных ящеров, которые по описанию напоминают то ли варанов, то ли крокодилов. А путь в Литву как раз проходил через псковские земли.

Вероятно, во время движения торгового каравана через Псков что-то пошло не так, и крокодилы, которых везли на выставки и в зверинцы, оказались в реке. То ли по недосмотру разбежались, то ли кто-то специально их выпустил, чтобы псковичи посмотрели на диковинку.

Рептилии держали в страхе жителей Пскова и окрестных деревень всё лето. В тёплое время года крокодилы прекрасно себя чувствовали, охотились на рыбу и животных, но с наступлением холодов погибли.

Гремячая башня

Множеством легенд окутана Гремячая башня на берегу реки Псковы. В одной из них говорится о том, что под сооружением есть склеп с сокровищами, где спит непробудным сном девушка в подвенечном платье. Тому, кто сможет разбудить местную спящую красавицу, достанется всё её приданное – бочки с золотом и другими драгоценностями, которые, по мнению некоторых, порой гремят – отсюда и пошло название башни.

Есть только парочка «но»: вернуть к жизни заколдованную девицу сможет только чистый душой и помыслами человек. Помимо этого, придётся 12 дней и ночей сидеть возле ее гроба (который еще надо найти). Поговаривают, что многие пытались исполнить все обеты, но никто не выдерживал испытаний - все умирали.

Другая история возникновения названия кажется чуть более правдоподобной. Псков оказался захвачен тевтонскими рыцарями, молодой князь попытался поднять восстание, но его заточили в Гремячей башне, а после убили. Горожане всё равно попытались отстоять Псков, и в самый разгар битвы грянул гром, сверкнула молния и на стенах башни появилась огромная тень погибшего князя. Рыцари дрогнули, и победа была за псковичами.

Некоторые рассказывают историю о псковском мастеровом, который во время застолья в день Иоанна Богослова перекрестился и тут же оказался на крыше сооружения, которое позже назвали Гремячей башней. Также есть версия, что аналогичное название могла иметь протекающая рядом река, известная шумными порогами.  

Сегодня это очень живописное место, которое продолжает притягивать к себе любителей мистики. Нет-нет, да и попытается кто-нибудь найти несметные сокровища, увидеть князя или завладеть красавицей. Пока что это никому не удалось.

Купец поганый

Псковичи рассказывают об одном бедном человеке, который занимался изготовлением бочек и внезапно разбогател. По одной из версий, в углу своей скромной лачуги ему удалось найти клад с несметными сокровищами. Правда, на Руси не одобряли такой способ получения богатства и называли его поганым. Так и приклеилась к человеку фамилия Поганкин, а его потомки стали купцами. Один из них - Сергей Поганкин — в XVII веке построил в Пскове палаты, называть их стали Поганкиными.

Есть еще одно предание о происхождении фамилии. Однажды царь Иван Грозный приехал в Псков, разграбил его вместе со своей ратью и потребовал ещё денег у купцов. Тогда один из них поинтересовался, сколько же государю надобно, чтобы он успокоился. Грозный разгневался и воскликнул: «Ах ты, поганый! Да разве ты уж так богат, что можешь дать столько, сколько я захочу?!» Купец, понятное дело, испугался и убежал, но царские слуги его нашли и привели на поклон к Грозному. По какой-то причине нахальный пскович остался жив, но звать его с тех пор стали Поганкиным.

Третья (всего их порядка пяти) псковская легенда гласит, что некий богатый купец вел дела с иностранцами, которых в те времена называли «поганцами». Так и купца прозвали — Поганкиным. 

Сегодня в каменных палатах купца Поганкина расположен музей со старинной утварью, предметами из кладов, найденных в городе и его окрестностях.

Юродивый - защитник Пскова

Очередная удивительная история, которая связывает Псков с Иваном Грозным, произошла в январе 1570 года. Тогда царь по подложному навету устроил резню в Великом Новгороде и решил вместе со своими опричниками укротить свободолюбивых псковичей. На подходе к городу с хлебом-солью его встречали онемевшие от ужаса горожане. Вперёд всех верхом на палочке выехал юродивый Николка Салос и заявил царю: «Иванушка! Иванушка! Покушай лучше хлеба-соли, а не христианской крови!» Иван Грозный рассвирепел, велел схватить наглеца, но тот вдруг исчез. Потрясенный царь пощадил псковичей и проследовал в город, в Троицкий собор.

После службы он нашел Николку в его тесной келье. Юродивый предложил Грозному угоститься куском сырого мяса, а после того, как царь отказался, сославшись на пост, блаженный молвил: «Ты кровь человеческую пьёшь!»

Иван Пелевин. «Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса». Фото с сайта artsait.ru

Встреча с Николой Салосом настолько повлияла на Ивана Грозного, что он отказался разорять Псков и покинул его, не пролив ни капли крови. После смерти юродивого благодарные горожане похоронили его в подклете Троицкого собора и долгое время называли главным защитником Пскова.

История Николы Салоса описана в летописях, хранящихся в Святогорском монастыре, её использовал Александр Пушкин при написании трагедии «Борис Годунов».

Пётр Первый и скобари

Псков привлекал внимание многих царских особ, не только Ивана Грозного. Не один раз в город приезжал Петр I, который и прозвал псковичей скобарями. Одно из преданий гласит, что перед битвой со шведами царь посетил городскую кузницу и попытался разогнуть подкову, изготовленную местными мастерами. Но все попытки обладающего недюжинной силой государя не увенчались успехом. Тогда  Петр I воскликнул: «Вот это скобари!»

Есть версия, что после этого события вышел особый императорский указ, по которому псковичи обязаны были изготавливать скобы для молодого российского флота. Псков в своё время считался кузнечной столицей России – практически в каждой псковской семье был кузнец, и город снабжал скобяными изделиями всю округу.

День скобаря - 2018

Интересно, что слово «скобарь» отсутствует в словарях древнерусского и старославянского языков. А вот слова «скопской» и «скобской» встречаются в древних документах. Некоторые усматривают в этом термине презрительно-унизительный оттенок, так как порой скобарями называли невоспитанных провинциалов, которым свойственна неприветливость, суровость и жадность.

Но большинство жителей Пскова и области по-прежнему зовут себя скобарями, и делают это с особой гордостью, в городе продолжает работать кузнечный двор. В память о знаменитых предшественниках псковичи отмечают День скобаря, а в 2014 году в Детском парке открылся памятник кузнецу. «Скобарь» стал неофициальным символом города и оброс приметами: говорят, если потереть подкову – будет счастье и удача.б

Перевозчица из Выбут

Одна из самых главных персоналий Пскова - святая равноапостольная княгиня Ольга. В русских летописях Ольга и Псков впервые упоминаются в 903 году. В «Повести временных лет» монах Киево-Печерского монастыря Нестор писал о том, что князю Игорю привели жену Ольгу из Пскова.

Псковское предание и жития святых говорят о том, что Ольга была перевозчицей из Выбут (в 12 км от Пскова), где с ней и познакомился князь Игорь во время охоты. При переправе на челне через реку Великую он влюбился в прекрасную девушку, которая поразила князя умными речами, скромностью и красотой. После этой встречи Игорь послал за ней сватов и взял Ольгу в жены.

Погост Выбуты

Позже, став христианкой, великая княгиня побывала в родных краях. Однажды она остановилась на левом берегу Великой и увидела три солнечных луча, которые пробились сквозь облака и указали на высокий, безлюдный, заросший лесом мыс противоположного берега. Святая Ольга предсказала, что «на месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет». После она прислала людей, которые построили Плесков град и возвели в нём на её средства первую христианскую церковь во имя Святой Троицы. Сейчас на этом месте возвышается Троицкий собор.

Памятник княгине Ольге в Пскове

Псковичи чтут выдающуюся землячку и считают ее своей небесной покровительницей. В городе есть набережная и мост, названные в честь княгини, Ольгинская часовня, два памятника Ольге. На погосте Выбуты сохранились церковь Ильи Пророка (XV век), памятный кованый крест, установленный на пирамиде из камней на месте Ольгинской часовни (конец XIX века) и поклонного Ольгинского камня (взорван).

Порой местные жители указывают и неофициальные памятные места: Ольгин перевоз, Ольгин мост, Ольгины ворота; деревня Ольгины кресты. А Нестор-летописец писал, что в его время в Троицком соборе Пскова хранились сани княгини Ольги. Более того, аэропорт Пскова «Кресты» назван именем княгини Ольги в рамках масштабного проекта по присвоению имен выдающихся соотечественников главным аэропортам страны «Великие имена России».

Ульяна Ловыгина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...