Мосты Пскова: Когда построены, почему так называются и с какими любопытными фактами истории города связаны

Не каждый турист, посещая Псков, задается вопросом об истории городских мостов. А с ними, между прочим, связано немало любопытных исторических фактов. Чтобы прогулка по Пскову стала более познавательной и увлекательной, Псковское агентство информации расскажет путешественникам о прошлом городских переправ. 

Ольгинский мост

Первые упоминания о мосте в этой части города относятся к 1462 году, когда он был плавучим. А до него наши предки еще со стародавних времен переправлялись через Великую исключительно вброд, который находился в 14 километрах от Пскова за погостом Выбуты – у деревни Волженец (Ольжино). Он именовался Литовским, поскольку у псковичей здесь частенько происходили стычки с литовцами.

Переправа была весьма удобной – известняковое дно было очень ровным, а глубина никогда не превышала полметра. Единственное, здесь быстрое течение, но и оно не было помехой. Пройти «тропой предков» можно и сейчас – брод сохранился.

Великорецкий мост

А плавучий мост через Великую наводили только тогда, когда река полностью освободится ото льда. У него и название было – Великорецкий. Для его создания псковичи делали из больших бревен плоты, скрепленные меж собой канатами. Но даже якоря и береговые крепления не всегда могли удержать Великорецкий мост на «ровном месте» во время штормов, поэтому случалось так, что его уносило в Псковское озеро.

Даже во время «спокойных вод» мост носило из стороны в сторону под тяжестью многочисленных возов. Переправа нагоняла на обывателей того еще страху, потому что, если верить городским легендам, в XVI веке в Великой обитали крокодилы.

Спустя столетия – в 1909 году – началось возведение металлического моста консольно-балочной системы. Опоры для моста делал инженер Лентовский, а верхним строением занималось Общество Брянского завода. И спустя три года, 30 октября 1911-го, в дождливую погоду мост с ажурными арками торжественно открыли для движения. То, чего так настойчиво добивался псковский губернатор Александр Адлерберг, осуществилось за четыре года до его смерти.

Кстати, именно депутаты Псковской городской Думы, когда были получены ассигнования на возведение моста, на экстренном заседании ходатайствовали перед императором Николаем I о том, чтобы назвать новую переправу в честь княгини Ольги.

Взорванный Ольгинский мост

В дальнейшем мост разрушали войны. Это случилось единожды во время Гражданской войны и дважды в годы Великой Отечественной. Его восстановили, но в 1969-м арочную переправу разобрали из-за возрастающей нагрузки. Некоторое время он именовался «мостом Красной Армии», но ему всё-таки вернули историческое название.

Коллаж Дарьи Хватковой

Ленгипротрансмост сделал проект железобетонного балочного моста, который воплотили к концу 1970 года. Не обошлось и без ошибок, которые закрались в расчеты, поэтому позже из-за деформации моста строители добавили еще четыре опоры. Его длина – 190 метров, а ширина – 21 метр.

В таком виде и представлен мост в наши дни. По нему можно добраться из центральной части города в микрорайон Завеличье. С Ольгинского моста открывается один из самых живописных видов на Псковский кремль и Троицкий собор, на фоне которого постоянно фотографируются туристы. А с другой стороны отлично просматривается бывшая недостроенная гостиница «Интурист», в которую вложили предварительно 30 млн долларов. Сейчас ее переделывают под студенческий кампус Псковского государственного университета.

Часовня святой Анастасии. Фото Дарьи Хватковой

Также у берегового устоя Ольгинского моста (на стороне Завеличья) расположена часовня святой Анастасии, возведенная в 1911 году. Ее интерьер, между прочим, расписан фресками по эскизам всемирно известного художника Николая Рериха.

Троицкий мост

Именно через Пскову у Кремля был сооружен первый стационарный мост в Пскове. Пока не найдены документальные источники, которые бы точно назвали время его строительства, но уже в XIV веке территорию за Псковой называли «Примостьем».

О мосте здесь сообщала псковская летопись: «В лето 1387 заложиша церковь Рождество святое каменное за стеною и мост поставиша новый на Пскове». А раз летописец указывал на то, что мост был новым, то очевидно, что он соединял центральную часть города с Запсковьем и в более раннее время. У моста, который ремонтировался и видоизменялся по прошествии веков, было много имен: Запсковский, Великий, Высокий, Рыбницкий…

«Американский» мост через Пскову

К середине XIX века началась разработка крытой переправы по чертежам американского инженера Тауна, и в начале весны 1848 года Псковская губернская строительная комиссия начала ее возведение, получив одобрение императора Николая I. В октябре следующего года строители завершили работы и деревянный мост пролетом 53 метра открыли после освящения. А раз проект был основан на американском опыте, то и мост псковичи стали именовать «американским».

Арочный мост через Пскову

Несмотря на то, что «американский» мост простоял без капитального ремонта полвека, в 1899-м его заменили на арочный металлический для того, чтобы связать Запсковье трамвайным сообщением.

Арочный мост через Пскову. Коллаж Дарьи Хватковой

В годы Великой Отечественной войны мост получил серьезные повреждения и был восстановлен, но в 1950-м заменен на железобетонный, который стоит по настоящее время. Сейчас он нуждается в основательных ремонтных работах.

С моста открывается, пожалуй, самый величественный вид на Псковский кремль и Золотую Набережную.

Пешеходные мосты через реку Пскову

Пешеходный мост в Бродах у церкви Богоявления с Запсковья перекинулся через реку Пскову на территории излюбленного псковичами и туристами Финского парка [назван в честь первого города-побратима Пскова – финского Куопио].

Пешеходный мост через Пскову

Первое упоминание о переправе в этом месте датируется 1585-1587 годами в писцовой книге. У моста раскинулись такие достопримечательности, как Гельтова баня [старейшая общественная баня города] и петровский бастион времен Северной войны, под которыми погребены несколько монастырских церквей.

Рядом с мостом река скрывает броды, которые с древнейших времен были востребованы для переправы на другой берег, пока псковичам не надоело мочить ноги. 

Выше по течению Псковы расположился пешеходный мост к Красной Горке у костёла Пресвятой Троицы – единственного храма Псковской области католической конфессии. Храм стоит на месте католической часовни, которая была здесь в XX веке. 

Этот мост связывает Каменный переулок в центральной части Пскова и Красногорскую улицу на Запсковье.

Оба моста идеально подходят для спокойных пеших прогулок поодаль от городской суеты.

Фото Дарьи Хватковой

Кузнецкий мост

Кузнецкий мост — еще одна переправа через Пскову длиной 70 метров и шириной 27 метров, которая соединяет центр города с Запсковьем в створе нынешних Индустриальной и Кузнецкой улиц.

Мост был известен еще в XVI веке и именовался «Михайловским» — под стать близлежащей Михайловской башне крепостной стены. Но когда к нему «подошла» Кузнецкая улица, его переименовали.

В начале XX века купец Гейер приобрел этот мост и перестроил. Однако, предприимчивый торговец был не промах, поэтому взимал плату за проезд по новой переправе. В 1981 году мост полностью реконструировали, а спустя 5 лет он получил наименование «Кузнецкий». Рядом находится церковь Евангельских Христиан Баптистов.

Мост имени 50-летия Октября

Мост имени 50-летия Октября соединяет южную часть центра Пскова – где находится площадь Героев-Десантников – с Завеличьем. Его построили через Великую по проекту института «Ленгипротрансмост», а открыли для движения в октябре 1967 года. Длина моста почти 230 метров, а ширина – 20 метров.

Николай II едет по понтонному мосту в Мирожский монастырь

В XX веке до возведения этого моста за Покровской башней – самой широкой в Европе – на спуске к реке Великой при необходимости ставили понтонный мост [имеющий плавучие опоры-понтоны]. Как раз по нему в 1903 году Николай II во время посещения Пскова ехал в Мирожский монастырь.

С моста полувекового юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции отлично обозревается как ансамбль знаменитого Спаса-Мирожского монастыря и Покровская башня, так и Ольгинский мост.

Рядом стоит боевой танк Т-34, который символизирует воинскую славу танкистов-участников освобождения Пскова. От этой переправы выше по течению Великой расположен Рижский мост.

Рижский мост

Это первый железнодорожный мост через реку Великую в Пскове, который открыли в июне 1889 года. Он стал частью Псково-Рижской железной дороги. Ход строительства моста, как пишут историки, привлекал немало любопытных псковичей. Например, они впервые наблюдали за работой водолазов.

Строительство Рижского моста

Кстати, 14 сентября 1886 года на дно Великой опустили закладной камень на металлической доске с фамилиями руководителей возведения Рижского моста.

Во время Первой мировой войны переправу взорвали немцы, но ее быстро восстановили. А в годы Великой Отечественной он подрывался и советскими войсками, и гитлеровскими. При восстановлении моста войсками Красной Армии изменили форму его арок.

Мост Александра Невского

В Пскове есть и мост, названный в честь великого полководца, разбившего в 1242 году немцев на льду Чудского озера. Мост новый – открыт для движения в 1990 году. На следующий год Псковский горисполком присвоил ему имя Александра Невского.

Фото Дарьи Хватковой

Он соединяет Завеличье и Запсковье, а расположен в створе улиц Юбилейной и Чудской. По своим характеристикам мост довольно внушителен – его длина 390 метров, ширина 32 метра и 6 полос движения.

Фото Дарьи Хватковой

Рядом с мостом стоит храм Петра и Павла на Брезе XVI века бывшего Сироткина монастыря, а на другом берегу расположены торгово-развлекательные комплексы.

Фото Дарьи Хватковой

* * *

Нынешние мосты Пскова вряд ли составят конкуренцию в архитектурной красоте переправам Западной Европы, и носят скорее практический характер, нежели эстетический. Однако, именно с них открываются те самые открыточные виды на город.

Михаил Синёв
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...