Весенняя жара: Почему не стоит жечь траву
25 апреля гостем ПАИ-live стал заместитель начальника ГУ МЧС России по Псковской области Владимир Якунин. С 10 апреля в Псковской области действует особый противопожарный режим. Это связано с повышением температуры и, как следствие, с большим количеством пожаров. Гость редакции Псковского агентства информации рассказал об ущербе, причинённом огнём, размере штрафов за поджигание сухой травы и особенностях работы пожарных в дачных кооперативах.
- В последние дни температура в области стабильно превышает норму. Как это сказывается на статистике пожаров и активности ваших коллег?
- В Псковской области существенных осадков не наблюдалось с 23 марта, то есть уже больше месяца. Безусловно, это не может не сказаться на пожарной безопасности. Сейчас у нас действует пятый класс пожарной опасности, он считается самым высоким. За сутки регистрируется около 300 палов травы. Тушить приходится, конечно, не только горящую траву, но и мусор, который люди сжигают на своих и не только своих участках. Бывает даже свалки жгут. Именно на эти возгорания наши подразделения в усиленном режиме реагируют уже фактически месяц.
- Вы бы могли оценить последствия и ущерб от пала травы?
- Из-за несанкционированного сжигания сухой травы в апреле произошло три пожара, уничтожено пять строений, в том числе два дачных дома и две хозпостройки. Причём в двух случаях граждане сжигали траву на своих участках, в результате чего и лишились имущества. Еще один случай: мужчина таким образом пытался удалить траву со своего участка, а пострадали соседские постройки. Рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности за нанесённый ущерб.
- Каждый год активно рассказывается об опасностях пала травы. Вы видите какую-нибудь динамику за десять лет? Стали ли люди меньше жечь или это совершенно нулевая профилактическая работа?
- Прошлый год прошёл относительно спокойно. Помогали погодные условия – количество палов и пожаров было намного меньше. Как показывает этот год, нам ещё есть над чем работать с населением. Профилактическая и разъяснительная работа продолжается постоянно, но количество пожаров и палов растёт. В этом году уже выявлено 80 нарушителей из числа граждан и четыре должностных лица, которые привлечены к административной ответственности. Когда идут разбирательства, мы спрашиваем у них: «Вы что не знали, вам не сообщили о том, что сейчас нельзя сжигать траву и мусор?» Но нет, они говорят, что всё прекрасно знают. Знают даже о том, что в Псковской области введён особый противопожарный режим.
- А вот эти должностные лица, о которых вы сказали, какие задачи перед собой ставили, сжигая траву?
- Это сельскохозяйственные предприятия. Говорят, им проще выжечь поле, чтобы потом было легче обрабатывать. Были случаи выжигания обочин дорог, так, якобы, облегчается работа для дорожников. Граждане считают, что так проще, дешевле, но никто не задумывается о последствиях.
- Перед эфиром вы сказали, что размеры штрафов не останавливают поджигателей. Действительно ли существующие санкции неэффективны?
- Для граждан штраф составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц - от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц - от 200 до 400 тысяч рублей. Я считаю, что для юридических лиц это достаточно серьёзная сумма, поэтому они такими вещами особо не занимаются. Должностные лица допускают подобные нарушения. Для них штраф в 15 – 30 тысяч рублей не является значительным. И обычных граждан 4 тысячи тоже не останавливают.
- Вы сказали, что за сутки на палы травы приходится выезжать до 300 раз, но задержаны при этом только 80 человек. При такой статистике, мне кажется, число задержанных могло бы быть в разы больше. Нарушителей тяжело задержать?
- Конечно, поймать поджигателя за руку тяжело. В прошлом году было меньше и пожаров, и палов, и статистика привлечённых к ответственности была в 2-3 раза меньше. В этом году уже и граждане активно жалуются на то, что, например, соседи жгут траву. Может быть, мы приближаемся к цивилизованному подходу, когда уже не стыдно рассказать о том, что творит сосед, потому что каждый дорожит своим имуществом. Мы чувствуем эту активизацию, хотя, конечно, не всегда.
Тяжело доказать и поймать нарушителей, особенно, если это не населённый пункт, а какие-то поля, где нет населения. Мы подключаем современные средства, специально для этого налажена работа с противопожарным лесным центром, который с помощью камер контролирует около 90% лесов. Нам звонят из центра, мы проверяем камеры, где видно, что гражданин поджигает растительность. В этом случае у нас есть доказательная база, и человек привлекается к ответственности. Таким образом, мы обнаружили четверых.
- Вы часто слышите «я не поджигал», «я здесь ни при чём»?
- Да, такое слышим часто.
- Люди связывают с началом мая открытие дачного сезона, многие поедут на дачные участки, будут мусор сжигать, пикники устраивать, пользоваться мангалами. Какое место на карте статистики МЧС занимают майские праздники?
- Для МЧС это не праздники, а рабочие будни. Они даже более напряженные. И сейчас в выходные дни статистика по количеству выездов значительная. И эти майские праздники тоже не будут исключением. Если брать статистику за 5 лет, то можно отметить, что период с 1 по 10 мая не заканчивался без погибших на пожарах. В прошлом году был один погибший, а в 2017-м - семь погибших. Народ расслабляется, небрежно относится к безопасности: вот неосторожное обращение с огнём и приводит к трагедии.
- А эти пожары, действительно, связаны с возгоранием на дачных участках?
- В основном пожары с гибелью людей происходят в частном жилом секторе. Основная причина – неосторожное обращение с огнём в нетрезвом состоянии. Граждане под воздействием алкоголя теряют бдительность, засыпают с сигаретой, оставляют приборы включёнными, а затем просто не успевают среагировать.
- На майские праздники формально вводится режим усиления?
- Да, вводится режим «Повышенная готовность». В этот период у нас усиливаются дежурные смены пожарных частей, вводится в расчёт резервная техника. Также будет организована работа сотрудников по надзорной деятельности: будем патрулировать и выявлять граждан, которые нарушают требования пожарной безопасности.
- Можно ли говорить о каких-то особенности работы пожарных в дачных кооперативах?
- Проблемным вопросом на дачных участках является то, что и без того узкие проезды заставляются личными автомобилями. Иной раз к хозяину участка приезжают гости на своих автомобилях, и если легковой автомобиль ещё как-то проезжает, то с пожарным автомобилем возникают проблемы. Правила парковки никто не отменял и здесь, поэтому необходимо, чтобы проезд для пожарных автомобилей всегда был свободным.
- По поводу проездов уточню: это же не только проблема дачных кооперативов? И в спальных кварталах Пскова эта проблема рядовая. А существуют такие обстоятельства, при которых пожарный расчёт, пренебрегая вопросами сохранности имущества, будет ехать несмотря ни на что: таранить автомобили, убирать их с дороги?
- Все зависит от ситуации, которая складывается. В критической ситуации, конечно, будут приниматься кардинальные меры.
- Кроме узких проездов я знаю, что вопреки противопожарным нормам дачные домики строятся достаточно близко друг к другу.
- Да, каждый пытается на своих сотках уместить как можно больше построек: где нашел место, там и поставил баню или сарай. Мы когда проводим проверку садоводств, обращаем внимание, что не соблюдаются противопожарные разрывы между строениями. Расстояние между постройками должно быть не менее 15 метров. На шести сотках соблюсти это проблематично. В этом случае следует повышать огнестойкость здания, делать их негорючих материалов, чтобы можно было сократить расстояние до 6-9 метров.
- 15 метров – это много.
- Это нормативные документы, этих установок необходимо придерживаться.
- Что насчёт пожарных водоёмов? Насколько актуальна проблема их доступности в дачных поселках?
- В каждом поселке такой водоём должен быть. Причём с объёмом воды порядка 20 кубических метров. Один водоём должен обслуживать постройки в радиусе 200 метров. Закончилась эта зона, нужен следующий водоем, который обслуживает новую зону.
- А по факту как? Реальная жизнь отличается от нормативной?
- Конечно, есть нарушения. Мы проводим проверки садоводств, выносим предписания, а затем контролируем их выполнение. Проблемные вопросы имеются, но мы с ними работаем.
- Чья это зона ответственности? Совета дачного товарищества, который должен финансировать своевременно эти работы?
- Да, это их вопрос.
- А в частном секторе водоёмы должны быть?
- Да, в обязательном порядке. Такой же норматив. Водоёма может не быть, только если в населённом пункте проживают менее 50 человек.
- В случае с частным сектором, чья это зона ответственности?
- Органов местного самоуправления.
- Наверное, сложнее? С дачниками проще договориться?
- Я бы не сказал, что вообще где-то просто. Органам местного самоуправления предписание также выносится, и они осуществляют углубление водоемов, очистку, чтобы площадка у водоема была оборудована. Работа ведётся постоянно, она не сезонная.