0
Общество

Впервые и вновь: Будущие архитекторы и дизайнеры из ПсковГУ осваивают науки «в поле»

Наставники и студенты-участники непрерывной практики. Здесь и далее фотографии Дарьи Хватковой

Уютный аромат корицы. Резные новогодние украшения в виде елей, звёзд и полумесяцев на окнах. Чай и шоколадные конфеты. Несколько человек за большим столом. Вы ошиблись если подумали, что это описание очередной городской кофейни накануне праздников. На самом деле именно так выглядит пространство эксперимента. В качестве экспериментаторов заявлены студенты с кафедры промышленного и гражданского строительства (ПГС) и кафедры дизайна института инженерных наук ПсковГУ, действующие проектировщики и управление архитектуры и градостроительства администрации Псковской области. Необычно, правда?

Шесть студентов IV курса решились пройти интенсивный полугодовой практикум (финиш в мае) под попечительством профессионалов из компании «Псковжилстрой». Никаких тебе монотонных лекций, тонны конспектов и бесконечной теории из учебников. Только практика, только хардкор. И чаепитие в перерывах. Здесь есть даже своя «Библия» - книга «Строительное проектирование» Эрнста Нойферта.

Студенты листают Нойферта

Участники еженедельных встреч называют свои занятия стратегическими сессиями. На каждую такую сессию к студентам приходят сразу несколько специалистов, которым есть чем поделиться с молодыми умами. В числе наставников - архитекторы-проектировщики Екатерина Филиппова и Екатерина Скачкова, архитектор-дизайнер Сергей Станкевич, дизайнер Екатерина Коваль и руководитель профильного управления в администрации региона (главный архитектор Псковской области) Евгений Шапкин

После установочной сессии в первый вторник ноября очередное занятие непрерывной практики также решено было провести во вторник, 26 ноября, посвятив его основным технологическим этапам строительства многоквартирного дома и тому, чем занимается каждый участник этого процесса.

У ребят впереди 190 часов совместной работы с профессионалами. Плюс, конечно, время на самоподготовку. Набираясь опыта, будущие специалисты набирают ещё и материалы для написания диплома. У кого-то это будет тема по архитектуре, у кого-то по разработке конструкций для многоквартирного жилого дома, кто-то займётся благоустройством вокруг него, кто-то представит готовые идеи для отделки квартир.

Евгений Шапкин

«Выигрывают все, - уверен Евгений Шапкин. - Во-первых, студенты делают диплом на реальном объекте, получают опыт и знания у отличных специалистов, учатся работать в команде и видят все этапы процесса проектирования и строительства от эскизов до рабочей документации. Во-вторых, Псковжилстрой получает оригинальный дизайн квартир и варианты архитектуры, как следствие, возможный рост продаж. Университет тоже в выигрыше: за полгода мы отработаем методику непрерывной практики, поймём какие вопросы рассматривать в первую очередь, как их подавать».

Владислав Рыбакин

«В качестве эксперимента Псковжилстрой даёт нам возможность самостоятельно спроектировать один из домов в новом жилом комплексе Пскова, - рассказал участник архитектурного интенсива Владислав Рыбакин. - В общем, это серьёзная проверка: готовы ли мы, получив теоретические знания в вузе, приступить к работе на практике. До этого ничего подобного не было».

А до этого будущие проектировщики проходили практику по принципу, «кто куда смог устроиться». Листали методички, ходили на экскурсии по стройплощадкам и на этом всё. Было не слишком познавательно и полезно, замечают ребята.

«Непрерывная практика – отличная возможность понять, с чего начинается и чем завершается строительство жилого комплекса, - добавил Владислав. - Всё, конечно, очень непросто. Любой дом – не просто здание, но ещё и продукт, который надо продать, а значит, следует знать, что делают твои прямые конкуренты, быть всегда в тренде».

Евгений Шапкин обратил внимание, что во взаимной «диффузии» заинтересованы не только студенты, но и сама компания-застройщик: «Специалистов мало, а ребята после такой практики получат стопроцентную гарантию трудоустройства».

Будущие дизайнеры

Занятия в мини-кванториуме для проектировщиков больше похожи не на традиционные лекции (этого всем и так хватает в вузе) а, скорее, на мозговой штурм с потоком вопросов, идей и уточнений «как оно есть на самом деле, а не в книжке». Если не каждый, то большинство работодателей сталкивались с тем, что вчерашнего выпускника надо ещё несколько лет «доводить до ума», как всем известный отечественный автомобиль, который «вот только с конвейера». А на площадке Псковжилстроя – индивидуальный подход, «ручная сборка».

На очередной встрече студентам рассказали, как «зарождается» многоквартирный дом, причём даже не с нуля, а от вопроса, где вообще может находиться жилое здание, почему именно в этом районе, как определить его габариты, параметры, куда поместить парковку, школу, детский сад.

Екатерина Коваль и студенты с кафедры ПГС

«Проектировщик, конечно, работает на застройщика, но ведь застройщик продаёт конечный продукт покупателю, поэтому очень важно не на уровне книжных рекомендаций, а на уровне реальности понимать, что такое хорошо, что такое плохо, что вообще нужно людям, и как всё задуманное воплотить в соответствии с действующими правилами», - поделилась азами Екатерина Коваль.

У студентов в работе уже находится проектируемый квартал в деревне Борисовичи – рядом с новостройками на Завеличенской улице.

Проектный план будущего ЖК в Борисовичах

«Один дом в этом квартале мы отдаём ребятам, - пояснила Екатерина. - По сути в ходе практики они будут идти следом за профессиональными проектировщиками, смогут воспользоваться наработками специалистов, что-то подсмотреть, спросить. Понятно, что пока у них нет достаточного опыта, поэтому мы адаптируем практику под их возможности и на выходе всё-таки хотим получить готовый продукт, какие-то базовые наработки. А они, в свою очередь, получат полезный опыт работы и материал для диплома».

Екатерина Скачкова

- Что вы знаете о проектировании дома? – уточняет в начале архитектор-проектировщик Екатерина Скачкова у будущих коллег.

- Мы видели каркасно-монолитные дома, кирпичные, смотрели планировки…

- Это не то, вы перечисляете типы. А что нужно, чтобы построить дом?

- Деньги, много денег, - и в шутку, и всерьёз отзываются ребята.

- Что нужно, чтобы выбрать, где построить дом?

- Надо посмотреть на город сверху.

- Конкретизирую, как застройщик может понять, можно ли здесь строить дом?

- У него должно быть разрешение.

- Верно. Необходимо соотноситься с генпланом города, с его перспективным развитием, помнить об уже существующей инфраструктуре, например, о сетке дорог. Знать, на какие территориальные зоны поделен город, от этого будет зависеть, в частности, этажность застройки. Например, в Завеличенской волости уже определены и зоны, и красные линии, и кварталы, и даже примерное количество людей, которые там будут жить. То есть застройщик может строить только согласно правилам застройки, выйти в чистое поле и сказать: «Здесь будет дом!» - нельзя.

Казалось бы, для студентов IV курса – совсем азы, которые и так все знают. Но самое простое – далеко не самое очевидное, ну, и почему бы ещё раз не поговорить об основах. Затем были ещё вопросы о том, почему тот или иной район отдаётся конкретному застройщику, как привлечь жильцов в новые дома на окраине города и почему так важно возводить жильё неподалеку от городской инфраструктуры, делая его, таким образом, более привлекательным и продаваемым.

После вместе разобрали, как идёт предпроектная работа, что за «зверь» такой генеральный заказчик, откуда берётся проектировщик и подрядчик, зачем они нужны и что делают, какие этапы предшествуют тому, что дом появляется на публичной кадастровой карте.

«У нас и общий чат есть, - похвастались студенты в перерыве. – Мы там очень интенсивно общаемся, спрашиваем, уточняем. Полезная штука».

Как для студентов-медиков - анатомический театр, так для студентов-проектировщиков – строительная площадка, поэтому между двумя брейнстормами за прямоугольным столом в плане занятий значилась ещё прогулка до ближайшего адреса со скелетом каркасно-монолитной девятиэтажки на 160 квартир.

Каски на голову, шарфы до носа и студенты принялись расспрашивать подошедшего прораба о технологии строительства, несущей системе дома, ядре жёсткости, марке цемента. Уточнили, зачем здесь понадобилась гидроизоляция, насколько «злые» в Пскове грунтовые воды и сколько будет стоить однокомнатная квартира.

«Мы им даём большем, чем в институте, потому что там голая теория, а тут не только практика проектирования, но и практика строительства. На стройке они своими глазами видят, как вяжут арматуру, как заливают плиту, с чего начинается фундамент», - рассказала Екатерина Скачкова.

Думаете, если здесь разрешают пить чай с конфетами прямо во время занятий, то и домашние задания делать не надо? Вот и нет. Домашку проверял не только Евгений Шапкин, но и гендиректор Псковжилстроя Владислав Абрамов. Ребята должны были самостоятельно провести анализ проектируемого квартала в Борисовичах, оценить транспортную доступность и инфраструктуру, то есть дать характеристику с точки зрения будущих покупателей.

Проверка домашнего задания

К следующей встрече Евгений Шапкин поручил разобраться в названиях российских жилых комплексов и поинтересоваться, какое обоснование получили эти городские «топонимы».

«Всё это будет полезно, чтобы ваша голова заработала в этом направлении, и вы для нового жилого комплекса в Пскове [он появится рядом с уже существующим ЖК «Балтийская жемчужина» - авт.] придумали бы что-то интересное, обосновав его название. У вас должна получиться своя история. Проанализируйте пространство и предложите людям интересную концепцию, за которую они ухватятся», - задал вектор главный архитектор области.

Наставники. Слева направо: Екатерина Скачкова, Евгений Шапкин, Владислав Абрамов, Екатерина Коваль

«Пофантазируйте, а потом «сядьте на землю» и подумайте ещё раз, - посоветовала Екатерина Скачкова. - У вас должны быть железобетонные аргументы относительно названия будущего ЖК».

«Ищите идею!» - коротко напутствовала Екатерина Коваль.

На следующем занятии участники «архитектурных вторников» намерены разобрать состав проектной документации и обсудить этапы проектирования жилого дома. Чтобы разговор был более предметным студентам порекомендовали поискать примеры квартир, планировка которых полностью устроила бы их самих.

Покончив с заметками о полезных архитектурных изданиях и ресурсах, ребята признались, что они боятся не справиться, и из-за отсутствия навыков всех подвести.

«У вас золотое время, вы всё успеете, надо только взяться, - успокоила студентов Екатерина Скачкова. - Когда я училась даже подготовка обычного реферата превращалась в целую историю с походом по библиотекам. А сейчас у вас под рукой и интернет, и смартфоны, и программы. Для нас это тоже новое дело, надеемся, что всё получится. Здорово, что появился застройщик, который готов работать в таком необычном формате. Будем одной командой. Нам друг с другом совершенно точно повезло».

Продолжение следует. 

Ольга Машкарина
Версия для печати

Сколько денег вы готовы потратить на «новогодний стол» в этом году?

Проголосовать >>>


Идет загрузка...