Митрофорный протоиерей Александр Михайлов: "Почему же на солнце нет энергетического кризиса, и кто там кочегар?"
6 декабря Русская Православная Церковь вспоминает Благоверного великого князя Александра Невского. В воинском храме св. Александра Невского Пскова прошла Божественная Литургия, которую совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий со служащим ему псковским духовенством. За Литургией праздничную проповедь произнес старейший священник Псковской епархии, ветеран Великой Отечественной войны митрофорный протоиерей Александр Михайлов, настоятель Никольского храма в Верхнем Мосту (Порховский район):
"Господь Иисус Христос пришел в мир и принес благодать, принес милость, прощение грехов человеку. Вспомним, что через Моисея был дан Закон для спасения, а благодать Иисуса Христа произошла через Сына Божия Христа Спасителя. И когда Моисей был на горе Синай, то он просил Господа, "покажи мне Лице Твое", и довольно. Господь сказал Моисею: "невозможно Лице Божие видеть и остаться в живых, благодать Моя пройдет около тебя, а ты внимай". И затрепетал Моисей смертельным благоговейным страхом перед благодатью, которая проходила около Моисея. И не только Моисей не мог Лице смотреть о Боге, о котором он просил, но Моисей не мог смотреть и на тот клочок земли, где проходила благодать Божия. В Новом Завете мы видим, как на горе Фавор Господь полноценно открывается в отеческой любви перед святыми Апостолами во время Преображения. Это спасение само по себе чудно, а для многих из нас даже и непонятно.
Иисус Христос, когда пришел на землю, взывал к людям: "Покайтесь!" Покаяться – это, значит, исправить свою жизнь, поправить свои черные, темные дела, которые мы, подчас, делаем в своей ежедневной жизни. В настоящее время мы через покаяние принимаем святые Христовы Дары: "Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Я - в нем". Христос обещал быть с теми людьми, которые принимают Святые Дары и причащаются Святых Христовых Тайн. Но, если мы вспомнили про Моисея, то вспомним и про Давида, который в юношеские годы, будучи уже мудрым и храбрым юношей, пас отеческий скот. В ночные времена он всматривался в чистое небо, когда можно увидеть хоть его часть, рассмотреть звезды, луну, и пророк Давид был удивлен, до потрясения, виденным. И он говорит: "О, Господи! Ты дивно велик, одеваешься светом, яко ризою, простираешь небо как шатер". Часто мы слышим, как говорят про энергетический кризис, и я думаю, а почему же на солнце нет энергетического кризиса, и кто там кочегар? Миллионы, а, может быть, миллиарды лет, никто не имеет возможности сказать, сколько освящает Солнце вселенную, и все согревается под лучами его чудными, святыми, все распускается во вселенной, и когда пророк Давид, в дневные времена, летом, сводил свои глаза на землю, то он видел божественное чудо: "Как многочисленны дела твои, Господи! Все соделал Ты премудро, земля полна произведений твоих". Сорвите вы на пути своей жизни цветок, поднесите к своим глазам, обратите внимание на его обаяние, на его цвета, которые мы видим в этом цветике, ведь это алмаз Божественный красоты! Это чудо Божественной красоты! Ни одна, вместе взятая наука, никогда не может создать такой цветок, который мы сорвали и которым мы любуемся.
Пути спасения разнообразны, возлюбленные! Я в армии служил восемь лет при Сталине и Хрущеве, я молился под одеялом, когда был отбой, и все должны спать, а я накрывался глухо, делал дырочку, чтобы проходил воздух и творил молитву. Может быть, двадцать, тридцать или сорок раз прочту "Отче наш" или "Богородице" - это была моя первая духовная жизнь. Она питала меня, она делала меня лучше, и все то, что было непонятно, становилось понятным. Мне хотелось сказать вместе с пророком Давидом: "О, Господи! Ты дивно велик! Одеваешься светом, яко ризою, простираешь небо как шатер".
Если мы говорим о Боге, то Бог не есть существо, примыкающее к ряду существ, а есть Существо Безграничное, как во времени, так и в пространстве. Для Бога, по Писанию, один день - тысяча лет, и тысяча лет как один день. Следовательно, Он бесконечен и вечен, и нет существа над Ним и наряду с Ним. Отрицать Бога, как мы видим, под сводом звездного неба, у могил дорогих родных наших людей, или в предстательстве мучеников, может только очень жалкий, или, сам по себе, преступный человек. Господь повелел - и явилось, Господь сделал - и сделалось. Господь Премудрый, и вера должна формироваться на этой силе Божественной, на этой Премудрости, и не только, чтобы шептать языком молитвы, чтобы проходили они внутрь человеческой натуры.
Как бы не учила вместе взятая развитая наука, и как бы велики не были ее открытия, научные и технические, но жизнь остается тайной, и человек остается до того времени неразрешенным. Что такое материя, и, присущие ей силы? Гипотез было очень много научных, но они все остались неразрешенными. Что такое человек с прекрасно одаренными качествами любви, свободы, долга? Что такое сама жизнь, и откуда она, эта жизнь, пришла к нам? Много можно говорить, но это останется Тайной. Но, когда мы приближаемся к Богу, когда я сам начал вести духовную жизнь, молясь под одеялом в армии, я стал понимать все иначе, как я понимал до этого. Поэтому, возлюбленные, когда вы стоите перед Богом - это величие, это непостижимая Премудрость, это красота, это сила - сила всех мировых сил, мудрость всех премудростей, и поэтому мне и хотелось сегодня, возлюбленные, сказать на эту тему, которая меня всегда волновала. Ничто из ничего не происходит, нет действия без причины - это аксиома, то есть та истина, которая не требует доказательств. Когда мы приближаемся к Богу, тогда смысл жизни выявляется и вскрывается в человеческой жизни, и человек начинает понимать, во что он верует и как должно ему веровать, как молиться и как должно любить Господа Бога.
В армии много было у нас небольших споров про веру и про Бога. Одни говорили: "Михайлов, ешь и пей, завтра умрешь". Но это не вопрос был для меня, который бы мог бы удовлетворять. Мне говорили: "Бери от жизни то, что тебе нравится". Теперь у нас при демократии, кому что нравится, те и берут. Но достойно ли это? И не будет ли это греховным падением человека? Другие говорили: "Михайлов, ты ничем не отличаешься от обезьяны". Да, я понимаю, но я с обезьяною жить не хочу. Не хотите, наверное, и вы дружить и жить с обезьяною. Это особенный род, но мы говорим про Бога, Который чудно велик, Который "одевается светом, яко ризою, простирая небо как шатер". И наша матушка - земля летит среди всех планет с такой быстротой, как молния, и мы, живя на земле, не можем замечать этого, потому что дивно Господь велик, дивны дела Его, дивна Его Премудрость.
Он создал вселенную для человека, но мы часто злоупотребляем этой вселенной - творением Божиим. Только вспомним, что Бог немощный посрамляет сильных, Бог немудрый посрамляет мудрых, Бог, ничего не значащий, посрамляет значащих. Немудрое Божие мудрее человеческого, и немощное Божие сильнее человеческого.
Хотел бы закончить мое слово мыслью Апостола Павла, которую очень люблю: "Как многочисленны дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро, земля полна произведений Твоих". Мы, возлюбленные, величие Божие сегодня и каждый день прославляем, и видим, что все, сколько бы их ни было наук, не могут сравниться с Божественной силой и Премудростью, которая открыта перед нами глубиной богатства и премудрости благости Божией. Непостижимы судьбы Его, неисследимы пути Его. Кто познал ум Господень, кто был советником Ему? Ибо все - от Него, все - Им и все - к Нему. Все от Бога, все Богом и к Богу! Ему слава! Аминь".