0
Культура

«Бу»-муви: «Яга» — Святослав Подгаевский снова безуспешно экранизировал народную сказку

В сети вышла картина «Яга. Кошмар темного леса» Святослава Подгаевского: очередная экранизация славянской мифологии от отечественного хоррор-мейкера. По мнению Муслима Камалова, фильм получился совсем блеклый, малоподвижный и чем-то напоминающий сразу «Тайну Коко» от студии Pixar и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Но никак не претендующий на звание крепкого жуткого зрелища. 

Где-то в параллельной, лучезарной и прекрасной России находится небольшой разноцветный и подозрительно чистый городок, окруженный густым лесом. В квартиру, обставленную мейнстримом из «Икеи», переезжает небольшая семья: супруги Алексей (Алексей Розин) и Юлия (Марьяна Спивак), а также их дети — конопатый подросток Егор (Олег Чугунов) и его примерно годовалого возраста сестра. По пути из школы Егор знакомится с социофобной Дашей (Глаша Голубева), которая практически ни с кем не общается, кроме аналога Siri в мобильнике. На улице к девочке внезапно пристают какие-то стереотипные подростки-задиры из голливудских фильмов 90-х, а Егор героически их прогоняет. 

В доме Егора постепенно начинают происходить мистические события после того, как родители нанимают нянькой некую Татьяну (Светлана Устинова). Кроме сошедших с ума блендеров, внезапно пропадает младенец, а Юлия с Алексеем как будто про нее и не помнят, словно дочери вовсе не существовало. Егор берет с собой новоиспеченную подругу Дарью и вместе с ней отправляется на поиски сестры. Пробравшись глубоко в лес, они натыкаются на старый заброшенный дом, из которого доносятся чьи-то голоса, а также другие весьма неприятные звуки. 

Зарекомендовавший себя в качестве главного отечественного хоррор-мейкера режиссер Святослав Подгаевский после «Пиковой дамы» и «Невесты» пустился перечитывать и адаптировать для больших экранов славянскую мифологию. К слову, более светлую ее сторону, скажем, истории про бравых богатырей, сражающихся с Кощеем и другой нечистью, сейчас потихоньку переносит на экраны российский филиал Disney вместе с постановщиком Дмитрием Дьяченко. Подгаевский же, начав с «Русалки», постепенно подобрался к следующей твари из русских народных сказок — Бабе-Яге.   

Но из раза в раз в хоррорах Подгаевского что-то не стыкуется и не работает. Будь то «Русалка» или «Невеста» — все это выглядит лишь дешевой репродукцией зарубежных оригиналов. Другими словами, Подгаевский не рискует, а всего лишь искусно имитирует, во всяком случае, пытается: вместо новаторства и разрушения штампов — сухая подгонка под серые российские реалии, в его картинах куда ни плюнь — обязательно попадешь в самый заезженный шаблон. До уровня Роберта Эггерса или Ари Астера фильмы Подгаевского, как, впрочем, и сам он, сильно не дотягивают. Казалось бы, в третьем своем упражнении в хоррорах Подгаевский должен уже продвинуться куда-то вперед в сценарном плане, но, как оказалось, имитировать ему нравится все же больше. 

Кинематографические рамки, в которые Подгаевский уместил историю, позаимствованы прямиком из типичного посредственного хоррора: семья, переезжающая в слишком вылизанный молчаливый город; сын-подросток в пубертате, который все это как будто бы переживает и моментально знакомится с девочкой, в которую непременно влюбится. Осталось добавить ко всему еще сходящую с ума бытовую технику, вид из криво повешенных камер наблюдения в комнате младенца (этот поступок отца, кстати, в фильме ничем так и не обоснован), корявые скриммеры и подростков, которые после уроков подрабатывают в местном супермаркете — все, безусловно, согласно исключительно американскому ГОСТу. «Мрачные небеса» и «Паранормальные явления» для самых бедных. На месте и стандартные донельзя приемы: странно смотрящие сквозь решетчатый забор бородатые мужики, кривые черные руки с идеальным маникюром и тревожно-желтый окрас кадра в необходимых местах. На цвет и свет создатели делают слишком большие ставки. В общем, все продемонстрированные «трюки» в «Яге», как известно, уже давно выполнены и не нашими профессионалами, но несмотря на это, в фильме их все равно пытаются повторить. Выходит, правда, крайне неубедительно. 

Ненадолго встряхивает это откровенно провальное кино, безусловно, появление Светланы Устиновой в роли «прислуги». Ее немногословность и невозмутимость, отстраненный взгляд и скулы, о которые можно, наверное, порезаться, — все это создает по-настоящему сильный образ максимально жуткой и неприятной ведьмы. Выбор Устиновой на эту роль — пожалуй, единственное верное решение создателей. И если героиня Устиновой вынуждена быть молчаливой по большей степени, то вот остальные персонажи в «Яге» говорят не больше, чем две-три фразы за сцену только лишь из-за сценарной убогости. 

«Яга», конечно, при всей своей вроде, не побоимся этого слова, кинематографичности и яркому визуалу (оператор Антон Зенкович заслуживает похвалы), ближе к финалу превращается в сильно скомканный листок бумаги. Буквально за 40 минут до кульминации с экрана сыплются сначала нелепые отсылки к кубриковскому «Сиянию» (отец семейства слетает с катушек), а потом уже авторы начинают хватать ртом воздух, пытаясь от безысходности утащить концепцию пиксаровской «Тайны Коко». В итоге адекватная сюжетная линия рассыпается окончательно. Забавен выбор Марьяны Спивак и Алексея Розина на роли родителей: они оба играли в «Нелюбви» Звигянцева, там у них семья рушилась, здесь — ровно наоборот, так что «Ягу» можно прочитать еще и как вывернутую наизнанку «Нелюбовь».

При этом «Яга», пожалуй, не самое глупое кино, и хоть одну довольно хорошую идею сценаристы подсмотрели у Кинга: здесь как и в «Оно» дети сталкиваются со взрослыми. Коряво, но все же создатели говорят о внутрисемейных проблемах. Современные безответственные родители могут забывать о своих детях, не уделять им должного внимания и необходимой заботы. Но самое страшное, что есть в «Яге» — это и сами дети тоже, потерянное поколение зуммеров, которые уже не знают о Бабе-Яге ровным счетом ничего, не набрав запрос в «Гугле». Вот что действительно тревожно.  

* * *

Псковское агентство инфомрации не только следит на кинопремьерами и советует что смотреть на карантине, а еще и рекомендует во что можно поиграть, закрывшись дома. От «Ведьмака» до Resident Evil — наша впечатляющая игровая подборка от Михаила Синёва вот здесь>>>

Муслим Камалов
Версия для печати

Рады ли вы открытию кафе, ресторанов и баров в Псковской области с 15 июля?

Проголосовать >>>
  • Сюжет
  • Киногид
«История Огненной саги»: Рэйчел МакАдамс и Уилл Феррелл едут на «Евровидение» «Зона дискомфорта», «Окаянные дни» и «Чума!»: три новых российских мини-сериала о самоизоляции Кинопремьеры онлайн: «Космические войска» со Стивом Кареллом и «Отмена действия» «Тёмное наследие»: седой Саймон Пегг самоизолируется в подвале в триллере Вона Стайна Шальная императрица и медведь: почему стоит посмотреть сериал «Великая» с Эль Фаннинг «Война Анны» и ещё два превосходных неочевидных фильма о Великой Отечественной Кинопремьеры онлайн: Хью Джекман ворует из бюджета школы, Крис Хемсворт сражается с головорезами Бангладеша Кинопремьеры онлайн: фем-версия «Гензель и Гретель», анимационный Mortal Kombat и «Остров фантазий» Кинопремьеры онлайн: Бен Аффлек уходит в запой, Харрисон Форд в романе Джека Лондона и байопик про Калашникова «Бу»-муви: «Яга» — Святослав Подгаевский снова безуспешно экранизировал народную сказку


Идет загрузка...