Дистанционное обучение, покупки и… мошенники: как уберечь свои деньги во время пандемии
Вторую неделю псковичи проводят под девизом «остаемся дома», походы по магазинам стараются отложить до безопасных времен, и как можно больше действий совершают онлайн. Очевидно, что сегодня дистанционные способы оплаты – это не дело вкуса, а необходимость. Кажется, того и ждали банковские мошенники: для них самоизоляция людей – благоприятная почва для дистанционных краж. Псковское агентство информации посоветовалось с экспертами Сбербанка, как уберечь свои денежки на карантине и не только.
Российские банки ценят своих клиентов и делают все, чтобы киберпреступления не коснулись их сбережений, и делают это успешно. Как же объяснить огромное количество краж с банковских карт, о которых мы ежедневно читаем в новостях? Удивительно, но почти в ста процентах случаев люди сами сообщают реквизиты преступникам или того больше – переводят деньги на их счет. Рецепт сохранности наших сбережений прост: никому не сообщать свой ПИН-код, трехзначный код с обратной стороны карты, одноразовый код из смс, а также логин и пароль от мобильного и интернет-банка.
Кажется, правила просты и знакомы всем, но современные комбинаторы находят все более изощренные схемы, играют на наших чувствах и вынуждают поверить даже самых бдительных клиентов. Врага лучше знать в лицо, поэтому ПАИ предлагает изучить мошеннические схемы, чтобы легко распознать обман.
Уловка №1: «Ваша карта в опасности!»
С таким тревожным сообщением обычно звонят лжебанкиры. Они представляются сотрудниками службы безопасности банка и уверяют, что по вашей карте пытались провести сомнительную операцию, и потому ее заблокировали. Конечно же, чтобы восстановить карту, вы должны назвать «сотруднику банка» все конфиденциальные сведения, выполнить его инструкцию, чего делать категорически нельзя.
К вам могут обращаться по имени и отчеству, оперировать вашими личными данными. Но это не значит, что с вами говорит реальный сотрудник банка. Информацию о вас мошенник может почерпнуть из соцсетей либо раздобыть ее при помощи вируса, сайта-двойника, вредоносной ссылки. Преступник может говорить грамотно и использовать термины из финансовой отрасли. Злоумышленники умудряются даже якобы переключать вас с одного оператора на другого, а на заднем фоне включают гул голосов, как в колл-центре.
Более того, вы можете получить смс или звонок с как будто бы официального номера вашего банка. Дело в том, что номер телефона можно подменить в специальной программе.
Что делать? Выдохните и скажите «сотруднику службы безопасности», что сейчас перезвоните. Ни в коем случае не звоните по входящему номеру. Найдите официальный телефон банка на сайте или на обратной стороне карточки и вручную наберите его на клавиатуре. Помните: банковский служащий не имеет права спрашивать одноразовый смс-пароль, код с обратной стороны карточки, пин-код. А кодовое слово у вас могут спросить только в том случае, если вы сами обратились на горячую линию.
Уловка №2: «Вам положена компенсация»
Злоумышленники могут сыграть на вашем удрученном состоянии. Вы проиграли деньги на бирже или были обмануты недобросовестным продавцом, и вот оно спасение: вам обещают компенсацию за все страдания. В таком случае мошенник отрекомендуется сотрудником полиции, прокуратуры, суда, министерства здравоохранения и других учреждений. Однако вернуть свои деньги вы сможете, оплатив страховку или комиссию. Вы столкнулись с мошенниками.
Есть и другие последствия таких «компенсаций». В прошлом месяце полиция рассказала об инциденте: на пожилого жителя Печор оформили кредит 657 тысяч рублей. Сумма нешуточная! Как так вышло? Оказалось, что печерянин сам предоставил мошеннику доступ к управлению своим ноутбуком. Незадолго до этого он играл на валютной бирже и проигрался, а тут – чудесное спасение: «Мы компенсируем вам проигрыш». Однако мужчина получил не деньги, а кредитную историю. На его счет поступили 657 тысяч рублей, которые махинатор ловко перевел себе.
В одной финансовой организации ПАИ рассказали о таком случае. Пожилой клиент позвонил в банк попросил перевести с его банковской карты 300 тысяч рублей неизвестному получателю. Оказалось, что ему позвонили по телефону и попросили вернуть деньги, которые ему по ошибке зачислили. Клиент сказал, что деньги действительно поступили на карту, а получить такую крупную сумму ему было не откуда. Сотрудник банка посмотрел историю зачислений и увидел, что мошенники оформили на имя клиента потребительский кредит. Отсюда и эти 300 тысяч. Конечно, оператор внес средства, взятые в кредит, на счет погашения. Но не во всех случаях потенциальные жертвы мошенников обращаются на горячую линию, часто переводят деньги сразу.
Также вас просто могут попросить вернуть средства. Вам приходит смс, идентичное банковскому уведомлению о зачислении на счет, а затем с личного номера слезно просят вернуть деньги, переведенные по ошибке. На самом деле же никаких средств вам не поступало.
В таком случае проверьте баланс карты, а лучше – сделайте выписку.
Уловка №3: «Займи 10 тысяч до среды. Срочно!»
Вы получили сообщение в соцсети от своего знакомого с просьбой о помощи. Ему не хватает средств оплатить кредит или аренду, и он после сухого «привет» сразу же просит в долг крупную сумму. (Хотя иногда, чтобы не смущать свою жертву, мошенники просят и 500, 1000 рублей.) У некоторых мошенников, как говорится, вообще ничего святого: они цинично сообщают вам от имени друга о смерти родственника и просят помочь с похоронами.
Здесь уберечься от мошенничества просто: позвоните своему другу по телефону и уточните, действительно ли он нуждается в помощи или его страницу взломали.
Уловка №4: «Вы выиграли 100 000 рублей!»
Еще один способ завладеть вашими данными – фишинг, то есть использование подставных сайтов для выманивания информации. Хакеры высылают вредоносные, но очень заманчивые ссылки, по которым вы якобы сможете получить большую скидку, выгодный кредит, бесплатные товары или заберете свой выигрыш в лотерею (даже если вы в ней не участвовали). Неприятную ссылку вы можете получить со взломанной страницы: друг может попросить вас поддержать его в голосовании. Такие же предложения могут упасть и в ваш электронный ящик.
Кстати, обратите внимание на название, тему и текст письма, на сам электронный адрес. Мошенники часто допускают ошибки, присылают одно и то же оповещение с разных имейлов, умышленно перевирают название известной компании, исправив одну-две буквы.
Обычно в таких сообщениях нет конкретной информации, вместо описания вам предлагают ссылку. Не переходите по ссылке и не вводите свои данные! Если вы просто открыли письмо, вашему кошельку ничего не угрожает, а если вы перешли по ссылке, то рискуете подхватить компьютерный вирус или не заметить подмены и ввести свои данные на подставном ресурсе.
Если вы все-таки опасаетесь, что продешевили, и это выгодное предложение было реальным, просто найдите в поисковике сайт компании, организации, бренда, от имени которых вам пришло письмо, и поищите на нем информацию о розыгрыше, конкурсе или скидках. Вероятнее всего, таких объявлений вы там не найдете.
Будьте осторожны и бдительны при любых банковских операциях. Лучше сбросить трубку и перезвонить по номеру горячей линии, связаться с другом лично, упустить «выгодное» предложение, но не стать жертвой мошенников.
В банке советуют подключить сервис «Мобильный банк», смс-уведомления и скачать приложение. Тогда вы всегда будете в курсе того, что происходит на вашей карте.