Будет ли всеобщий переход на дистанционку и чего ждать от «Точек роста» – интервью с Александром Седуновым

В связи с тем что сейчас появляется много слухов о массовом переходе детей на дистанционное обучение из-за второй волны коронавируса, у зрителей и слушателей проекта ПАИ-live накопилось много вопросов. Ведущий Александр Машкарин задал их председателю комитета по образованию Псковской области Александру Седунову – получился актуальный разговор о региональной системе образования в условиях пандемии, о «Точках роста» и об исполнении нацпроектов.

Пять входов в школу

– Сколько сейчас классов и учителей находится на дистанционном обучении или дома в связи с выявлением коронавируса?

– Это самый важный вопрос в начале этого учебного, 2020/21 года. На сегодняшний день 1 056 детей в школах разных районов – это всего 57 классов в 18 школах – находятся на дистанционном обучении. 74 учителя, которые имеют соответствующий диагноз, также находятся в самоизоляции. Те классы, где выявлены заболевшие, в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора находятся в самоизоляции, и учебный процесс протекает в дистанционном формате.

– В каких муниципалитетах больше всего?

– Псков, Великие Луки, и есть отдельные школы в других районах – в Опочецком, Гдовском, Дедовичском.

– Информации о том, что среди учителей кто-то скончался в результате коронавируса, нет?

– Мы такой информацией не располагаем. Мы мониторим этот процесс, для нас очень важно, чтобы все учителя и дети были здоровы, поэтому во всех школах принимаются меры безопасности. Я напомню про санитайзеры, про термометрию в школах, про рециркуляторы и, конечно, про отдельное расписание. В ситуации, когда есть заболевшие учителя, например в Пожеревицкой школе в Дедовичском районе, сегодня изменился график учебного процесса, перестроилось расписание, школа продолжает работать, но уже в другом образовательном формате и с изменённым расписанием.

– Много вопросов в связи с санитайзерами и средствами, которые помогают бороться с коронавирусом. Некоторые пишут, что в ряде школ Пскова с утра перестали проводить термометрию, не говоря уже о наличии санитайзеров. Есть ли такие школы?

– Пусть ваши читатели и зрители об этом сообщают в комитет по телефону 29-99-55. Дайте нам знать, мы обязательно проверим. Районные управления образования проводят проверки и сообщают нам о таких вопиющих случаях. Режим обязателен – об этом сказано и в указе губернатора, и во всех предписаниях Роспотребнадзора, и в соответствующих предписаниях главного санитарного врача России, поэтому сегодня мы ведём эту работу. Дайте нам обратную связь – мы будем очень внимательно и пристально реагировать и ставить в известность глав районов. Но на сегодня такую информацию нам не сообщали. Номер телефона комитета по образованию – 29-99-55. Если есть информация о том, что где-то не проводится термометрия, дайте знать в комитет по образованию, чтобы мы немедленно отреагировали.

– Или пишите в комментариях под этим эфиром. Ещё один вопрос из Великих Лук. Эти вопросы часто звучали на старте учебного года. Родители жалуются на процесс обязательной термометрии при входе в школу. «Разве это не нарушение так называемого оперативного контроля? – пишут нам. – Пока все толпятся, болезнь от одного-двух человек распространится на несколько классов сразу». Речь идёт о создании искусственных очередей при измерении температуры.

– Сегодня во всех школах действует много входов, и, соответственно, термометрия проводится сразу одновременно на нескольких входах. Взять великолукские школы: в одной из школ работает пять входов, в другой – четыре, в небольшой школе – три, в другой – опять-таки пять. Такая же ситуация в городе Пскове, во многих районах. Поэтому сегодня важно, чтобы наши дети не только не толпились, но и соблюдали дистанцию. Учителя разговаривают об этом и с родителями, и с детьми. Отдельная история – подвоз. Мы говорим и с родителями, и с детьми, чтобы дети находились в автобусах в масках, даже если это школьный маршрут, для того чтобы мы были уверены в их безопасности.

Студенческое замещение

– Ещё один вопрос обсуждался и на всероссийском уровне, и в регионе. У нас много учителей, которые в возрасте 60+. Говорили о том, что их отправят на больничный и в это время их будут замещать, например, студенты. Как на самом деле с этим обстоит ситуация?

– У нас есть школы, где студенты выходят на замещение. В соответствии с поручением губернатора этот вопрос обсуждался в штабе. Есть чуть больше 30 студентов, которые уже готовы приступить к этой работе. Они сейчас получат соответствующие результаты анализов на ковид и готовы приступить. Это и в Пскове, и в Великих Луках. Сегодня наибольшая потребность в замещении в отдельных псковских школах, и студенты из университета под руководством кураторов готовы идти в образовательные организации. Это есть и в небольших сельских школах – в том же Новоржевском районе. Конечно, это студенты, которые там родились и выросли, но это замечательно: возможно, они вернутся в местные образовательные организации и станут там работать.

– Сколько педагогов старше 60 лет?

– Мы сейчас ведём подсчёт, цифры несколько меняются. Я бы сейчас, наверно, не стал говорить точную цифру (может быть, до конца недели она будет).

– Очевидно, что 30 студентов вряд ли закроют потребности.

– Потребность сегодня составляет порядка 150 человек. Но это или педагоги, которые либо болеют, либо находятся в самоизоляции, или просто есть школьная потребность в вакансиях. Сказать, что 150 вакансий образовались в связи с ковидом, было бы абсолютно неправильно.

– Вы привели пример малокомплектной школы Новоржевского района. В таких школах бывает, что учителей раз-два и обчёлся. Что делать, если в малокомплектной школе вдруг заболел один из учителей и студентов нет?

– Замечательный пример – тот же Дедовичский район. Я хотел поблагодарить руководителей управления образования Дедовичского района, главу районной администрации за оперативную реакцию. Вместе с университетом сейчас ещё продолжаются поиски учителей начальной школы, чтобы она работала в полном объёме, но и сегодня директор школы смог создать условия для того, чтобы изменить расписание занятий, график учебного процесса. Сегодня школа продолжает учиться несмотря на то, что там есть, к сожалению, заболевшие.

– То есть в малокомплектных школах процесс обучения не останавливается?

– Процесс обучения идёт. Учителя в возрасте 65+ сегодня могут остаться на работе, потому что школа имеет непрерывный образовательный цикл. Если директору на сегодняшний день некем заменить этого учителя, тот вправе продолжить работу.

– То есть это у нас не обязанность – отправить престарелого педагога в самоизоляцию?

– Обратите внимание, есть и те, кто в возрасте 65+ являются не только учителями: это могут быть повара, истопники и сторожа. Это тоже жизнеобеспечение образовательной организации, на это тоже есть ссылка в указе губернатора.

Право на дистанционку

– Во всех ли школах Псковской области родитель может написать заявление и перевести своего ребёнка на дистанционное обучение?

– Такое право, безусловно, есть. Для этого нужно написать заявление, обратиться к директору школы, и если по каким-либо причинам будет отказано в переводе, уважаемые коллеги, дайте знать в комитет по образованию, чтобы мы смогли принять меры к школе. Сегодня такое право установлено федеральным законодательством.

– Есть цифра, сколько у нас таких учеников?

– Сегодня такой цифры нет. Было около десяти случаев, но это не получило массового распространения.

– Представим, что ребёнок из класса уходит на дистанционное обучение. Как должен быть организован процесс дистанционки? Это просто задание в электронном дневнике?

– В том числе это и задание в электронном дневнике, и возможность ссылки на различные онлайн-ресурсы, проведение урока с онлайн-подключением. Сегодня есть региональная система «Электронный урок», которая прекрасно себя зарекомендовала, и разные иные сервисы, которые используют учителя в этой ситуации. Поэтому все меры хороши. Безусловно, нарекания к дистанционному формату есть, но если обращать внимание на те обращения, которые поступают в адрес комитета, то мы видим ещё одну тенденцию: есть не меньшее количество родителей, которые говорят о том, что не нужно переводить детей на дистанционку, очный формат обучения лучше. Но есть и количество обращений, когда родители говорят ровно противоположное: давайте мы все-таки переведём детей на дистанционный формат, для того чтобы быть уверенными в отсутствии заражения.

– Сразу несколько слушателей пишут, что дистанционное образование заключается в том, что учитель просто задаёт большое задание. Никаких ссылок на интернет-ресурсы, где можно прослушать онлайн-урок, в помине нет. Что делать таким детям, родителям? Фактически получается, что это процесс не дистанционного обучения, а самообучения.

– Процесс дистанционного обучения – это отчасти форма самообучения, потому что человек сам планирует своё личное время. Учителя предоставляют ссылки на различные ресурсы. Таких ресурсов сегодня много, и можно прослушать целый урок за 40 минут или за 10 минут. Здесь очень важно, чтобы те или иные модули, содержательные блоки были изучены, учитель должен это проконтролировать, а это, конечно же, и электронный дневник тоже.

– Лучше самим озаботиться обучением своих детей.

– Даже немножечко не так. Важно проконтролировать, чем занят ребёнок.

– А если родители находятся на работе и ребёнок дома один?

– В конце рабочего дня тоже возможно проверить, чем ребёнок был занят и что сделано. Это определённая система, схема, связанная с занятостью ребёнка в такой непростой момент. Это первое. Во-вторых, директора школ сегодня предпринимают усилия, чтобы наверстать то упущенное очное образование, которое было весной, что сегодня, к сожалению, в отдельных классах приходится делать. Поэтому возможно даже увеличение нагрузки. Но об этом мы неоднократно говорили весной и летом этого года.

– Вопрос из Великих Лук: «Правда ли, что в Великих Луках школу закроют на дистанционное обучение, а с завтрашнего дня 10-я школа-лицей уже переходит на дистанционное обучение?»

– У нас такой информации нет. Я обязательно это уточню у руководителей управления образования города Великие Луки.

– Какие условия должны сложиться, чтобы вся образовательная система Псковской области (в первую очередь школы) ушла на дистанционное обучение? Губернатор не так давно в Instagram написал, что никто: ни учителя, ни родители, ни дети – не хочет возвращаться к полному формату дистанционки. Но если вдруг придётся, что должно произойти, чтобы все перешли на дистанционное обучение?

– Во-первых, должно быть решение оперативного штаба, который возглавляет губернатор Псковской области. Для этого должны быть определённые предпосылки в виде предписания Роспотребнадзора, соответствующее ухудшение, не дай бог, эпидемиологической ситуации. Без предписания Роспотребнадзора, без соответствующего решения такие действия предприниматься не должны.

– В любом случае от возможности перехода на дистанционку мы пока не застрахованы?

– Никто здесь не может быть застрахован, но в то же время сегодня серьёзных предпосылок для того, чтобы это совершить, мы пока не видим.

Принцип взаимозаменяемости

– Крик души: «Почему на учителей взваливают всё больше и больше обязанностей, а у родителей всё меньше и меньше ответственности?.. Учитель сейчас не в силах заниматься своим прямым делом из-за бумажных, антиковидных и всяких реформ в образовании. Может, надо с родителя спросить за поведение и успеваемость ребёнка, а учителю предоставить право учить?»

– Шикарный вопрос. Он в разных вариантах повторяется. Школа, безусловно, должна учить, воспитывать, давать новые знания, но и в то же время и с родителей ответственность за воспитание ребёнка никто не снимает – это зафиксировано в законодательстве Российской Федерации. Мне бы хотелось, чтобы совместными усилиями и семьи, родителей, и школы, учителей, классных руководителей наши дети получали хорошее образование, воспитательную среду и имели возможность в дальнейшем выбрать свою жизненную траекторию, получить замечательное профессиональное образование и дальше устраиваться в этой жизни.

– Вопрос из Порхова: «В 1-й школе катастрофически не хватает преподавателей. Сейчас, когда многие учителя болеют, их никто не заменяет, по две недели нет предметов. Если учитель болеет, о каких знаниях предмета может идти речь? В Пскове хоть студентов подготовили на замену учителям. А что, наши дети не должны получать знания?»

– Должны, и в порховские школы студенты тоже будут направляться, соответствующее предложение уже есть. Даже если в течение недели уроков, скажем, математики или физики стало меньше и они были замещены другими уроками, это означает, что через какое-то время уроки будут восполнены и расписание будет выровнено.

– В общем, предстоит потом вешаться и учителям, и родителям, навёрстывая упущенное.

– Ну почему же? Это обычный учебный процесс. Мы к этому всегда были готовы. Когда была высокая заболеваемость ОРВИ, также было достаточно большое количество сначала одних уроков, а потом ситуация менялась, и всё входило в обычное, нормальное учебное русло.

– Это если было кем замещать уроки. А бывает, что учитель занят, и ученики 40 минут просто ничего не делают. Такое тоже случается часто.

– Для этого важно, чтобы директор изменил график учебного процесса в школе. Это те усилия, которые и директор, и завуч, как правило, предпринимают.

– Как вам вариант перехода на дистанционку, который опробовали в Москве, когда старшеклассники с 6-го по 11-й класс находятся на онлайн-обучении, на дистанционке, а младшеклассники продолжают ходить в школу?

– Это возможный вариант, но для этого решения были определённые мотивы, условия, которые также рассматривались на заседании штаба, и штаб в Москве принял такое решение. 

«Точки роста» школ

– Хочу спросить про события в 7-й школе в Великих Луках. Причины случившегося названы так и не были. В эфире Первого канала в программе Елены Малышевой прозвучали какие-то версии, но со стороны региональных властей окончательная точка поставлена не было. Что всё-таки произошло и в чём была причина плохого самочувствия 14 учеников 7-й школы Великих Лук?

– В настоящее время ещё продолжаются следственные действия, поэтому комментировать сейчас преждевременно. По итогу всех следственных мероприятий мы об этом будем знать более подробно. На сегодня дети школу посещают, они здоровы, и будем надеяться, что подобного рода инциденты больше повторяться не будут.

– Ещё один вопрос из Порховского района: «Когда будет сделано отопление в Верхнемостской школе (Порховский район)? На носу зима, а рабочие даже не торопятся заканчивать ремонт».

– Контракт был разыгран в августе, работы проведены. После окончания всех работ Россетями были сделаны определённые замечания – они устранены. И если я ничего не путаю, 3 ноября в школе появилось отопление по постоянной схеме. До этого момента отопление тоже было, просто они топились от печек. Здесь речь шла о замене отопления.

– Ещё один вопрос: «В школе нам сообщают, что со 2 ноября начинается обучение в школе, но выйти могут только те, у кого на руках отрицательные тесты. У некоторых детей тест до сих пор не взяли, они сидят на больничном и не знают, контактные они или неконтактные, идти им в школу или нет». Эта ситуация часто повторяется, когда дети сидят дома, их статус не определён, результаты тестов запаздывают, и они пропускают обучение. Что в таких случаях делать?

– В отношении них есть предписание Роспотребнадзора, которое должно выполняться, и только на основании разрешения Роспотребнадзора ребёнок может выйти в образовательную организацию после того, как находился на дистанционном обучении. Об этом прекрасно знают все администрации школ. Имеет смысл обратиться в администрацию школы, и порядок действий в конкретной ситуации станет ясен.

– Относительно недавно в Псковской области в школах массово открывались так называемые «Точки роста». Сколько их сейчас открыто?

– Сегодня их 49: восемь было открыто в прошлом году, 41 – в этом году. Но мы подавали дополнительную заявку, и уже в 2021, 2022 и 2023 годах появится плюсом к этим 49 еще 91 «Точка роста». Практически все сельские, районные, малокомплектные школы будут охвачены этими уникальными образовательными центрами.

– «Точка роста» – это современное оборудование, включая даже квадрокоптеры, да?

– Да.

– Не будет ли это оборудование просто лежать мёртвым грузом? В некоторых школах есть такая практика.

– Оно не лежит мёртвым грузом, а активно используется. Были случаи, когда в рамках урочной деятельности, дополнительного образования квадрокоптер улетал достаточно далеко, дети его искали, ловили, находили. Это говорит о том, что оборудование используется.

– Предлагаю использовать квадрокоптеры на уроках физкультуры, раз их надо ловить.

– Да, возможно. Но тогда нужно составить соответствующую образовательную программу. Действительно, вы абсолютно правы, чтоб оно не лежало, надо, чтобы в самой школе, во-первых, прошли повышение квалификации учителя, что и было сделано в области в «Точках роста», а во-вторых, чтобы сами дети были вовлечены в учебный процесс и сделали не только то, что находится в рамках основной образовательной программы, но и, возможно, создали собственные проекты, которое можно было бы сделать, используя то оборудование, которое есть сегодня в «Точках роста».

– Чего вы ждёте от использования этих «Точек»? Что должен в итоге показать ученик, который пользовался этими благами цивилизации?

– Он должен научиться работать с этим оборудованием, понимать, что такое робот и как его нужно делать, как его нужно программировать и что можно сделать самостоятельно, используя то оборудование, которое есть сегодня в «Точках роста». Возможно, это программирование, компьютерное в том числе, и моделирование различных деталей, различных программ. Соответственно, это в том числе и успешная учёба, создание собственных проектов и их возможная реализация: может быть, более глубокое, детальное изучение математики, может быть, дополнительная информация по ОБЖ, может быть, практические навыки в рамках ОБЖ и спасения жизни человека с использованием тех манекенов и муляжей, которые сегодня приобретены во все «Точки роста». Ну и целый набор самых разных образовательных программ не только в одной школе, но и, может быть, в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями, будь то учреждения профессионального образования либо культуры, где можно, например, построить некую виртуальную экскурсию по местам боевой славы.

– «Точки роста» используются только в качестве дополнительных занятий или они включены в общеобразовательный процесс?

– Нет, это и общеобразовательный процесс, и дополнительные занятия. Там есть замечательные шахматные гостиные. Учитывая созданный в этом году в регионе шахматный образовательный центр, возможно в онлайн-режиме проводить те или иные шахматные состязания. Наконец, это всегда возможность для дополнительного образования: уроки, внеурочная деятельность и дополнительное образование обязательны.

– У вас есть примеры, как, например, ребята используют 3D-принтеры в школах?

– Мы видим фигурки, которые они распечатывают, элементы, детали, которые они проектируют в компьютерах, затем печатают, потому что кроме самих 3D-принтеров были приобретены ещё и комплектующие – та же пластмасса для 3D-принтера.

– Недешёвые комплектующие. А если закончатся?

– В школах есть учебные расходы. Надеемся, что денег будет хватать на это, потому что и отдельные мероприятия по снабжению школ различными комплектующими, и увеличение финансирования сегодня тоже присутствуют в рамках в том числе национального проекта.

– Вспоминаю своё школьное детство, когда был класс информатики и компьютеры в лучшем случае использовались в одном из пяти занятий, потому что не дай бог поломаются!

– Пускай лучше что-нибудь сломают – может быть, они тогда разработают, спроектируют и сделают что-то новое, тем более что для этого всё есть.

– Вас в начале октября на заседании, посвящённом нацпроекту, критиковали в части исполнении, курирования нацпроектов в сфере образования. Как сейчас обстоит ситуация?

– Сегодня ведутся строительные работы: в Великих Луках – два детских садика на 140 мест, на улице Заслонова и в районе Дружбы. Сегодня на Заслонова достаточно высокий процент исполнения – порядка 95 %. Мы надеемся, что к концу ноября месяца садик будет в полном объёме сдан. Также строится детский садик на Дружбе. Там есть небольшое отставание, но мы уверены, что подрядчик до конца года справится со всеми работами. Хотя самое большое отставание, безусловно, в великолукской школе на 800 мест, где сегодня также ведутся строительные работы. В блоке А 4-й этаж они уже практически достроили и перекрывают его, строится чаша бассейна. Но работы отстают в связи с тем, что у подрядчика на сегодня нет на объекте в полном объёме рабочих, особенно каменщиков: они там начинают появляться, но не так быстро, как бы хотелось. Поэтому сегодня все эти объекты находятся под пристальным вниманием.

Кроме этого, есть детский садик на 140 мест в Пскове, в районе Борисовичей: он тоже в высокой степени готовности. Пристройка на 80 мест на Рижском проспекте тоже завершена, сегодня всё готово для того, чтоб туда пошли дети. Большой детский садик в районе Неелова, в районе Моглинской школы тоже в завершающей стадии – там сейчас ведутся пусконаладочные работы. Детский садик на Алёхина сегодня не самый простой объект, там тоже есть отставание по графику. Практически два раза в неделю проводятся планёрки, чтобы мы смогли наверстать и понять темпы исполнения строительных работ в этом детском саду. Уже состоялись торги на детский садик на 2021 год: это детский садик на 120 мест на улице Рокоссовского, он уже разыгран, и мы надеемся, что уже в январе там можно будет начинать все строительные работы.

– Резюмирую: процесс всё равно пока остаётся болезненным.

– Из-за строительных материалов, что требует, безусловно, повышенного внимания комитета.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...