Заместитель псковского губернатора зарыл в городе клад на миллионы рублей
Псковские археологи выяснили личность человека, который 102 года назад спрятал в Пскове крупнейший и один из самых богатых кладов в истории региона.
Клад обнаружили 15 сентября 2016 года во время археологических раскопок в Музейном переулке на месте доходного дома купца Василия Черёхинского. В земле найдены шесть круглых жестяных банок высотой 18 сантиметров, диаметр каждой - 13 сантиметров.
Клад стал настоящей сенсацией. В его составе оказалось более 5 тысяч находок, в том числе уникальные монеты, аукционная стоимость которых достигает 2 миллионов рублей. Отдельные экземпляры трудно оценить и идентифицировать: их нет даже в нумизматических каталогах. Достоверно известно, что в их числе есть настоящие нумизматические редкости: полуполтина и рубль Алексея Михайловича, монета Бориса Годунова, почти весь диапазон монет Петра I и Петра III, редкие монеты времен правления Петра II, Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны, польские монеты, чеканившиеся в России, коронационные монеты Николая I и Александра III.
В земле также был найден небольшой ковш из драгоценных металлов с эмалями — произведение московской мастерской Фаберже, золотые часы, редчайший бородовой знак, второй такой есть только в Эрмитаже, орден Святой Анны I и II степеней, орден Станислава II степени, женский перстень с бриллиантом, серебряный наградной ковш времён Екатерины II, внезапно набор патронов для спортивной винтовки и необычная для клада рамка с фотографией. К сожалению, восстановить снимок не представляется возможным. Бумага полностью истлела. Одну из жестяных банок полностью заполняли кресты, иконки и складни.
Сначала старший научный сотрудник Псковского археологического центра Татьяна Ершова склонялась к версии, что это часть уникальной коллекции купца Фёдора Плюшкина, однако на 66-м семинаре «Археология Пскова и Псковской земли» её коллега, также старший научный сотрудник археологического центра Александр Яковлев опроверг эту версию.
При изучении клада внимание учёных обратили на себя несколько предметов с монограммой «А. С. Х.». Археологи предположили, что это первые буквы имени, фамилии, отчества, и стали искать информацию о жильцах из дома №3 в Поганкином переулке (ныне Музейный переулок). Одним из владельцев квартиры оказался некто Александр Семёнович Хвоинский, участник Псковского археологического общества, любитель древностей. До революции он имел чин титулярного советника, не очень высокое звание, однако, по данным ученых, Александр Семенович занимал пост одного из заместителей губернатора, что означает определенное влияние и положение.
Советская власть установилась в регионе не сразу. В первый раз Псков был занят советскими войсками в 1917 году, затем в феврале 1918 года Псков захватили интервенты, окончательно власть Советов установилась здесь только в 1919 году. В первый раз с приходом советской власти Хвоинский работал в структуре, занимающейся охраной древностей. Свою коллекцию он спрятал в 1919 году, то есть перед вторым приходом советской власти. За кладом его владелец так и не вернулся. Скорее всего, в этом же году Хвоинский покинул Псков. Далее его следы теряются.
Неизвестно, был ли Хвоинский богат и откуда у него взялась коллекция древностей. Вполне возможно, полагают археологи, что во время работы с историческими памятниками Хвоинский мог получить доступ к другим коллекциям и они стали частью его клада. Но и сам Хвоинский мог быть коллекционером, то есть многие предметы являлись его собственностью.
Тот факт, что найденный в Пскове клад не имеет отношения к коллекции купца Фёдора Плюшкина, ставит не только вопрос о личности Хвоинского, но и о том, есть ли шанс найти ценности Плюшкина.
Подробности об этом и ещё девяти псковских кладах можно прочитать здесь >>>