По коням: иппотерапевт рассказала, как лошади помогают особенным детям и их родителям

Ни для кого не секрет, что лошади способны лечить людей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Но для того, чтобы занятия дали должный эффект и не навредили здоровью, их должен проводить профессионал. В Псковской области есть всего один дипломированный иппотерапевт — тренер конно-спортивного клуба «Родина» Кристина Соловьёва. Она занимается не только лечебной верховой ездой, но и адаптивным конным спортом. Специалист рассказала Псковскому агентству информации, почему решила работать с особенными детьми, что для этого нужно и почему люди неохотно идут в эту профессию.

«Иппотерапия сама меня нашла»

Кристина занимается лошадьми с самого детства. Поначалу она тренировалась сама, после стала инструктором. А потом в её жизнь пришла иппотерапия. «Иппотерапия сама меня нашла, - заверила тренер. - Когда-то давно один из псковских пансионатов в рамках благотворительного проекта привез к нам покататься целый автобус детей с аутизмом. Тогда иппотерапия не была так популярна, где-то в интернете проскочило, что это полезно. Ребята приезжали несколько раз, потом проект завершился, но родители-то дорожку запомнили. Они стали сами ко мне приезжать - я тогда была просто инструктором».

Дальше свою роль сыграло сарафанное радио, желающих покатать особенных детей на лошадях становилось всё больше и больше. И Кристина осознала, что надо с этим что-то делать. «Я стала понимать, что это очень большая ответственность — работать с детьми с инвалидностью, и необходимо этому обучаться», - пояснила она.

В 2012 году девушка поехала в Санкт-Петербург, где окончила курсы по иппотерапии. Но на этом решила не останавливаться и до сих пор продолжает обучаться — ездит на различные семинары, конференции по иппотерапии и даже освоила адаптивный конный спорт. «С началом пандемии всё ушло в онлайн, очень удобно: сидишь дома, онлайн-семинар прошел, тебе сертификат выслали», - добавила иппотерапевт. Кроме того, она регулярно выезжает со своими подопечными на соревнования, в рамках которых всегда проходят круглые столы для тренеров. Там специалисты общаются, делятся опытом. «Это непрерывный процесс обучения, потому что адаптивный конный спорт у нас только развивается, тут ничего не стоит на месте. С каждым годом ты получаешь все больше информации по этой теме», - подчеркнула Кристина.

Работать с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья ей очень нравится, причем больше, чем с обычными всадниками, потому что отдачи больше. «Ты видишь результат, они очень вливаются в этот процесс. Вот обычный всадник пришел — у него настроение плохое или проблемы какие-то. Он может даже на лошади сорваться. Не всегда ты видишь благодарность. Да дело даже не в этом — очень хочется видеть какой-то результат. Для людей с ограниченными возможностями каждая тренировка важна. Они идут как на амбразуру, всё впитывают как губка, очень старательны. Для многих поездки на соревнования — как смысл жизни», - поделилась тренер.

Она заметила, что важен адаптивный конный спорт и для родителей особенных детей: мама одной из её подопечных выучилась на права и купила машину ради того, чтобы постоянно возить дочку на занятия и состязания. «Теперь уже ездит за рулем в ближайшие регионы, возит свою дочку-колясочницу на соревнования. Это такой стимул для развития и детей, и родителей, поменять что-то в жизни в лучшую сторону», - считает Кристина.

«Адаптивный конный спорт — прорыв для региона»

То, что из рамок иппотерапии удалось шагнуть вперед и выйти на уровень адаптивного конного спорта, тренер считает своим самым большим достижением. «В один момент я поняла, что детям, которые занимались иппотерапией, этого недостаточно. Что они смотрят, как занимаются обычные всадники, и хотят так же, просят этого у меня», - вспомнила она. - Поначалу для меня это был «тёмный лес» - адаптивный конный спорт. Я вообще не понимала, куда лезу. Когда я вывезла детей на первые соревнования в Москву, кажется, поседела на полголовы. Это было так страшно и непонятно: там все совсем по-другому устроено, там люди опытные. И я как слепой котенок тыкаюсь, у всех спрашиваю: как, чего. За первые года два я замучила всех тренеров, кого смогла найти в интернете. Спасибо им большое, очень отзывчивые люди. Они меня всему обучили, всё рассказали». Сейчас, по словам Кристины, выезд на соревнования уже не так страшен.

Причем сборной Псковской области по адаптивному конному спорту есть чем гордиться: ребята всегда выступают успешно и без медалей никогда не возвращаются. Регулярно на соревнования ездят 7 подопечных Кристины, есть еще и те, кто может себе позволить выехать не чаще раза в год — удовольствие не из дешевых. «Нужно ехать в другой регион, жить там, порой приходится арендовать лошадь, хотя организаторы соревнований стараются предусмотреть, чтобы животное предоставлял клуб. Каждому всаднику с ограниченными возможностями нужен сопровождающий, плюс тренер — народа много набирается», - пояснила Кристина.

Она заметила, что в регионе много всадников, желающих развиваться в адаптивном конном спорте. Однако финансовой возможности часто их вывозить на соревнования нет. «Есть основная команда, где родители уже сплотились, тратят свои средства, пытаются находить спонсоров, что не просто. Спорткомитеты помогают — городской и областной, но бюджет ограничен», - добавила тренер.

Несмотря на все трудности, псковская команда ездит на состязания круглый год. «В этом году мы посетили Всероссийскую спартакиаду специальной олимпиады по конному спорту. Это, по сути, чемпионат России для лиц с интеллектуальными нарушениями. Там очень успешно выступили, полный комплект наград привезли. В Великом Новгороде на региональных соревнованиях для лиц с ОВЗ были, на фестивале в Ленинградской области. То, что мы шагнули из иппотерапии в адаптивный конный спорт, - это прорыв для нашего региона», - заявила тренер.

Зимой ребята, как правило, ездят в Москву на Кубки имени Петра Гурвича и Данте Хоперии. Они проводятся в декабре-марте, и именно в это время спортсменам тяжелее всего готовиться: на открытой площадке клуба промерзает грунт, а закрытый манеж слишком мал. Чтобы решить эту проблему, конно-спортивный клуб «Родина» подал заявку на президентский грант и получил 500 тысяч рублей на реализацию проекта «Популяризация конного спорта и развитие иппотерапии». На средства гранта уже произведена подсыпка манежа геотекстилем, который позволит дольше сохранить грунт для занятий. «Этот материал более мягкий и сразу не промерзает, и мы дольше можем заниматься на открытой площадке», - рассказала Кристина Соловьёва.

Кроме того, будут облагорожены дорожки, ведущие к манежу. «В межсезонье — весной, осенью — начинаются дожди и очень сильно размывает грунт. Подход к манежу в это время сильно затруднён для лиц с ограниченными возможностями здоровья. На занятие приезжает ребенок в инвалидной коляске, его выгружают из машины, а дальше к манежу просто не проехать из-за грязи», - пояснила Кристина Соловьёва. В связи с этим было решено сделать дорожки доступнее и обеспечить круглогодичный удобный подход к манежу, где каждый день проходят занятия.

«Люди боятся этих детей»

Есть лишь одна трудность, справиться с которой пока не получается, — нехватка кадров. «К сожалению, у нас при наличии большого количества клубов почему-то никто не хочет заниматься иппотерапией. Хотя тема очень интересная и актуальная в любом городе нашей страны. У нас огромное количество детей и взрослых с инвалидностью, если бы я этим не занималась, не знала бы», - продолжила Кристина.

По её словам, у таких людей очень ограничен выбор, чем заниматься. И адаптивный конный спорт, по её мнению, - отличный вариант себя реализовать. Здесь особенные спортсмены могут получать медали, выступать на равных с обычными всадниками - на лошади они ощущают себя примерно одинаково.

Кроме того, по мнению специалистов, некоторым детям иппотерапия и адаптивный конный спорт могут практически заменить лечебную физкультуру, массаж, физиопроцедуры — температура тела лошади выше, и в процессе занятия прогревание тоже происходит. «Но, конечно, все хорошо в комплексе. Считается, что самый идеальный комплекс иппотерапии — с бассейном, очень хорошие результаты дети показывают», - рассказала Кристина.

Но несмотря на развитие иппотерапии и адаптивного конного спорта в России, в Псковской области этим занимается только один клуб. «Мы готовы развивать. Я готова помочь с обучением новым специалистам по иппотерапии и адаптивному конному спорту — были бы желающие. Но почему-то народ боится. Да, это большая ответственность, безусловно. И без обучения этим заниматься нельзя, так как здесь главное правило — не навреди. А иппотерапия и адаптивный конный спорт имеют огромное количество противопоказаний. Некоторые думают: вот мы сейчас что-то подлечим с помощью иппотерапии. А эффект может быть обратным. Поэтому, в первую очередь, должно быть качественное образование», - подчеркнула специалист.

При этом она уверена: чтобы стать иппотерапевтом, прежде всего нужна доброта. И не бояться работать с такими детьми. «Думаю, основная причина того, что мало специалистов, — люди либо боятся ответственности, либо просто боятся этих детей», - вздохнула Кристина.

Кроме того, обучение на иппотерапевта — это недешевое удовольствие. Однако сейчас все больше иппотерапевтических центров получают грантовые средства, что позволяет их сотрудникам ездить по регионам и обучать специалистов. «Это не полноценные курсы, а семинары. В принципе, можно писать грантовые проекты на обучение наших специалистов, мы можем их вывозить на курсы», - предположила Кристина.

«Проявить себя может каждый»

Клуб «Родина» готов предоставить для этого и свою площадку, помочь с информацией, чтобы команда расширялась. «Я ведь одна этим занимаюсь: езжу с ребятами по соревнованиям, катастрофически не хватает помощников. Бывает, на разных манежах стартуют одновременно два моих всадника. Мне надо быть и с тем, и с тем. Не разорваться. Где-то родители выручают, они у меня уже опытные. Тем не менее нужен хотя бы один опытный тренер по адаптивному спорту. И конечно, волонтёры», - отметила Кристина.

К примеру, она заявила о готовности взаимодействия с ПсковГУ — студенты могли бы приходить на практику, отрабатывать полученные знания на всадниках и учиться новому. Это могут быть будущие психологи, реабилитологи, инструкторы ЛФК и даже логопеды. «Проявить себя может каждый. Одна из моих учителей в Санкт-Петербурге — логопед. У нее свой центр иппотерапии по направлению «Логопедия в иппотерапии». Верхом на лошади она развивает речевые качества всадников», - привела пример псковский тренер.

Она заверила, что работа с особенными детьми — прекрасный вариант практики для студентов психологического, медицинского факультета. «Мне кажется, попробовать себя в роли такого специалиста очень здорово», - сказала Кристина. Ждут в клубе и волонтёров, не имеющих отношения к данным специальностям, — помощь требуется не только на манеже, но и в конюшне.

«Развиваться есть куда. Хотелось бы, чтобы люди нас услышали и пришли. Думаю, это будет и им интересно, и нам хорошо», - добавила Кристина и подчеркнула, что труд иппотерапевта в регионах очень ценится. К тому же, считает тренер, идеальная работа — это хобби, которое оплачивается. У неё как раз такой вариант. «Очень хочется, чтобы наш клуб стал центром притяжения для всадников с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы это был уникальный комплекс по работе с детьми и взрослыми, имеющими инвалидность», - подытожила Кристина.

Ульяна Ловыгина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...