О творческих планах ансамбля «Сказ» – пресс-конференция в медиацентре ПАИ

27 ноября в Пскове в рамках проекта «В гостях у Сказа» состоится концерт ансамбля «Сказ» и вокального ансамбля из Великих Лук «Традиция». О своих творческих планах, юбилейном концерте и съемках в кино на пресс-конференции в медиацентре ПАИ рассказали руководитель ансамбля «Сказ» им. Виталия Румянцева Константин Абабков и его солистка Мария Абабкова.

– Добрый день! Рада всех приветствовать в нашем медиацентре Псковского агентства информации. Сегодня у нас с вами творческая встреча, музыкальная пресс-конференция. В гостях у нас обладатель почётного звания «Душа земли Псковской», руководитель заслуженного коллектива народного творчества России ансамбля «Сказ» Константин Абабков (Константин, добрый день) и солистка ансамбля «Сказ» Мария Абабкова. 

Поговорим мы о творческих планах коллектива по случаю его 45-летия, ближайших мероприятиях с участием ансамбля «Сказ», о проекте «В гостях у «Сказа» и многом другом. Константин, впереди 45-летие ансамбля. Что сегодня представляет из себя ансамбль, сколько человек работает в вашем коллективе, какие есть инструменты? Большой вопрос.

К.А.: Для нас наступил юбилейный год, 45-й год ансамблю, весной мы будем праздновать наше замечательное мероприятие, наш праздник. В апреле планируем концерт в БКЗ филармонии. Очень надеюсь, что всё так и состоится, как мы планируем. Ансамбль «Сказ» в данный момент состоит примерно из 28 участников. Это музыкальная группа ансамбля, 14 человек, это танцевальная группа, которая у нас расширилась за последние пару лет, 12 человек сейчас танцоров и балетмейстер. И три солиста – Светлана Дмитриева, наша уважаемая солистка и многим известная, Мария Абабкова, самая юная солистка и участница ансамбля, поёт и играет на народных инструментах, на народной перкуссии, и недавно с нами начал работать студент колледжа культуры и искусств Валерий Огла. Сейчас мы с ним активно делаем программу, берём его с собой на концерты, чтобы он впитал дух ансамбля «Сказ» и мог участвовать с нами на равных в различных концертах.

– Какие инструменты у вас есть?

К. А.: Инструменты у нас есть разные. Так как мы народный ансамбль, конечно, мы используем балалайки, домры, малые и альтовые, а также мы используем инструменты, которые непосредственно в нынешних временах должны принимать участие в таких ансамблях: это барабанная установка, ударная установка, это флейта, это бас-гитара. Как я уже сказал, Мария Абабкова играет на народной перкуссии – это колокольчики, это бубны, трещотки, шумовые различные инструменты, всё то, что нравится публике, зрителям, и то, что создаёт определённую атмосферу в музыке.

– Спасибо большое. Знаю, что у вас уже прошло 3 600 концертов, ксли не больше. Вы уже проводите какие-то концертные мероприятия по случаю своего юбилея? Начинаете праздновать уже сейчас?

К. А.: Мы начинаем и очень хотим, чтобы юбилейный концерт, юбилейные мероприятия уже начались. Но, как вы знаете, недавно всё это было закрыто. Но сейчас у нас есть такая возможность. В ближайшее время у нас будет концерт, в эту субботу, который мы, в общем-то, специально делаем, приурочиваем к юбилею, – «В гостях у «Сказа». К нам приедут наши друзья из города Великие Луки, вокальный ансамбль «Традиция», девушки и молодые люди будут выступать вместе с нами. А также мы планируем череду концертов не только в Пскове, а ещё в Псковской области. И у нас запланированы концерты в Великом Новгороде, надеюсь, в Великих Луках мы тоже сделаем концерт.

– Это вот проект «В гостях у «Сказа»? Или это в основном к 45-летию они проходят?

К. А.: В основном к 45-летию. Проект «В гостях у «Сказа» – мы о нём можем поговорить отдельно. Это интересная составляющая нашей жизни.

– Ему очень много лет, насколько мне известно.

К. А.: Да, сейчас ему 10-й год, и к юбилею, надеюсь, к нам приедут наши друзья, примут участие в юбилейном концерте музыканты, артисты из разных городов, и это тоже будет как «В гостях у «Сказа». Но за эти 9 лет к нам приезжали разные интересные исполнители.

– В чём суть проекта?

К. А.: Мы этот проект делаем для того, чтобы познакомить псковичей с оригинальными музыкантами, с людьми, которые играют на таких инструментах, которые в Пскове не видели и не слышали. Например, к нам приезжал наш друг, музыкант Регимантас Шилинскас из Литвы, он играет на таком инструменты, как скрабалай. Практически он один остался исполнителем музыки на этом деревянном инструменте, он очень активно играет, много где выступает. Мы с ним повстречались на каком-то из фестивалей за границей и сразу поняли, что мы творчески родственные души, и пригласили его в Псков. Он к нам приезжал, потом он приезжал на Русские Ганзейские дни. Был приглашён официально.

– А это сотрудничество у вас как происходит? Вы приглашаете в гости и даёте им сольно выступать или придумываете какие-то совместные проекты?

К. А.: Мы приглашаем в гости, мы показываем город Псков, мы делаем экскурсию, даём людям выступить со своей программой, чтобы они показали себя во всей красе, и делаем какие-то общие номера. Это практически всегда обязательно, это интересно, чтобы они прочувствовали, как это по-русски и по-псковски, и чтобы нам это тоже было интересно.

– Вы популяризируете народную музыку, но у вас есть популярные современные композиции  в репертуаре. Как вообще выбираете репертуар и как часто его меняете?

К. А.: Мы популяризируем музыку разных направлений, но которая исполняется на наших национальных инструментах, на народных. Играем музыку, которая нравится людям, которую знает, например, даже старшее поколение, помнят и знают таких исполнителей, как Джо Дассен. И мы с удовольствием им эту музыку сможем сыграть, и они вспомнят свою молодость. Мы сейчас очень много, активно берём музыку псковских авторов, псковскую музыку, делаем переложение, обработки, играем уже с современным звучанием, со своим пониманием псковской музыки, играем её и показываем, как она звучит в XXI веке. Также мы берём классические произведения и с удовольствием их играем. Когда мы ездили на Ганзейские дни в Норвегию, у нас такая мысль промелькнула: надо что-то такое норвежское сыграть. Мы же едем в Норвегию, первый раз в жизни, когда мы ещё побываем, никто этого знать не знал. И когда ездили в Берген, решили сыграть Эдварда Грига «В пещере горного короля». И играем с удовольствием до сих пор это произведение, и всегда людям это очень и очень нравится. Играем как известную музыку, так и новую, современную. Есть авторы, которые нам помогают в написании песен и музыки.

– А от публики есть обратная связь? Говорят: нам нравится больше вот это, хотим вот это… Может, даже что-то заказывают на концертах?

К. А.: Я всегда говорю о том, что зрителю, слушателю нравится то, как исполняется музыка, даже порой неважно, на чём ты играешь, главное – как ты это делаешь: профессионально, качественно, технично, сценично? Это всегда людям нравится, если мы отдаёмся исполнению полностью, на 100 %, люди всегда не остаются в стороне и всегда довольны нашим выступлением.

– Мария, есть что-то любимое из репертуара у тебя? Что тебе особенно нравится исполнять?

М. А.: В любой сфере? В «Сказе»? Есть и песни, и музыка, и танцы, которые мне очень нравятся. Если из музыки – то «Балалайка», песня очень красивая, душевная. А танцы есть, например «Перепляс», там танцоры замечательно танцуют, мне очень нравится этот танец. А в плане музыки мне очень нравится композиция «Валенки», ещё «Така-така-та» и «У моря». Это придаёт некую атмосферу на концертах.

– Может, тогда что-то из любимого Марии…

К. А.: А мы можем. Маша сказала, песня «Балалайка». Давайте мы её сейчас вам и исполним. У нас тут рояль в кустах… Балалайка очень удобный в этом плане инструмент, можно всегда с собой носить, и всегда рядышком будет.

(Играет.)

– Спасибо большое за исполнение! Создали настроение нам. Продолжим говорить. У меня такой вопрос. Вы очень много гастролируете, в том числе за рубежом. Как отразилась на вашей гастрольной деятельности пандемия? Много мероприятий пришлось отменить, перенести? Пострадали вы от этого?

К. А.: Конечно, мы пострадали. Много было задуманного, много планов, много выступлений пришлось убрать, переносить сначала, а сейчас непонятно, что с ними будет дальше происходить. Конечно, нашу сферу затронула пандемия очень сильно. Особенно, как вы правильно сказали, поездки за границу. Мы же активные участники и Ганзейского движения, и сольных выступлений за границей, дружим с русскими общинами, всегда поддерживали и поддерживаем русских людей, находящихся далеко от Родины. Для нас это очень важный аспект, и очень жалко, что сейчас у нас такой возможности нет. Поэтому мы записываем разную музыку, композиции, отправляем нашим друзьям за границу, передаём большой привет из Пскова. В данный момент только так.

– То есть можно сказать, что у вас есть какие-то концерты онлайн?

К. А.: Онлайн-концерты мы проводили, когда 2020 год наступил. Очень интересно это всё было. 2019 год для ансамбля «Сказ» был как никогда активен, очень важен, очень много концертов. У нас были гастроли в Германии одни, у нас были гастроли в Германии другие, мы стали победителями национального конкурса на лучший творческий коллектив страны и вошли в двадцатку лучших. Выиграли грант, много денег нам дали, которые надо было использовать очень быстро и покупать инструменты, заказывать костюмы. 2019 год – опять-таки Международные Ганзейские дни, которые в Пскове проходили. У нас была своя сцена, называлась она «В гостях у «Сказа», и за два с половиной дня там прошло 35 концертов, на нашей сцене, разных коллективов. Когда наступил 2020 год, после такого движения я шёл вперёд, шёл вперёд – и потом всё остановилось. И участники ансамбля «Сказ», и мои друзья сказал: «Костя, значит, так надо, надо немного встать, надо посмотреть, отдышаться, посмотреть, что будет происходить дальше». Мы попробовали репетировать онлайн дома, по всем этим современным ватсапам, зумам и прочему. Поняли, что играть на расстоянии – это очень сложно и проблематично. Это не доставило нам никакого удовольствия. Поэтому мы ждали, когда можно будет опять вместе встретиться. У нас это получилось, мы всё равно встречались и репетировали, делали какие-то новые песни. И мы в 2020 году стали победителями двух очень серьёзных фестивалей-конкурсов, которые в стране проходили. Один из них – это «Многоликая Россия», где представлены как раз ансамбли самые что ни на есть интересные в стране, и мы стали лауреатами этого конкурса. А также «Играй, рожок», профессиональный конкурс, где профессионалы борются на уровне вместе, скажем так, с любителями. И вот нам приходилось бороться в последнее время с профессионалами, и не то что бороться, а побеждать их. Это для нас очень приятно и здорово. 2021 год принёс сначала какое-то облегчение. Мы провели в апреле 2021 года юбилей нашей солистки Светланы Дмитриевой, концерт прошёл. И очень всё это было здорово и интересно. Но вот сейчас дошли до того, что на концертные площадки люди могут приходить, но со всеми ограничениями, с QR-кодами. И сейчас наши люди далеко не все готовы прививки делать, QR-коды предоставлять, документы, все боятся. Надеюсь, что пройдёт какое-то время и люди придут на концерты.

– Будем надеяться, что восстановится ваша творческая деятельность, полноценная, доковидная. Я так понимаю, что гастроли у вас сейчас есть, но это ближайшие города, по России вы ездите?

К. А.: Да, да, это Россия. Санкт-Петербург, Великий Новгород, Москва и Псковская область.

– Я так понимаю, что вы популярны, вас приглашают на какие-то крупные мероприятия…

К. А.: Да, мы этим летом посетили великолепное мероприятие в Республике Дагестан, были в городе Махачкале, участвовали в фестивале «Горцы», представляли Северо-Запад России. И целую неделю каждый день концерты. В таком месте, где танцуют лезгинку, мы со своими балалайками русскими, песнями и музыкой, я думаю, их и порадовали, и немножко поразили.

– Я вам искренне завидую. Вы столько путешествуете, вы столько всего видели, это здорово. Мало того что и нас популяризируете, Псковскую область, народные инструменты, так ещё и сами наполняетесь впечатлениями, вдохновением. Вы сказали, что у вас почти 30 человек в коллективе. Вот у меня такой вопрос интересный возник: а всем коллективом вы всегда выступаете? Или, знаете, как раньше были такие группы – «Блестящие», «На-на», и у них было несколько составов, и они пользовались тем, что у них много человек, и зарабатывали деньги по максимуму, разъезжались…

К. А.: Первый, кто этим начал заниматься, – это группа «Ласковый май», у них было очень много составов. В ансамбле «Сказ», конечно, не так. Мы стараемся выезжать все вместе. Но для того, чтобы нам куда-то поехать, вы сами понимаете, нам нужен большой автобус, так как даже когда мы едем, 24-25 человек – это костюмы, это у танцоров несколько комплектов костюмов, это аппаратура, инструменты. Мы берём большой автобус и дружной ватагой приезжаем в любой город, где у нас концерты. Мы всегда готовы, даже со своей аппаратурой приезжаем, всегда готовы выступать с живым звуком. И вот в Санкт-Петербурге не так давно мы выступали, на Масленицу: большой парк, Елагин Остров, это ЦКПО Санкт-Петербурга, большая сцена, мы поставили свои колоночки, чтобы мы себя хорошо слышали, в порталы дали общий звук, чтобы слышал весь парк, и современное оборудование, очень дорогое, очень качественное, у них отрубается. И звука нет никакого. Наши две колоночки спасли этот праздник. Мы выступали дальше, на весь этот парк шла музыка.

– Поэтому артисты любят со своей аппаратурой всегда приезжать?

К. А.: Да, конечно. Потому что этот свой звук, к которому мы уже привыкли, мы его знаем. Но время, как вы правильно говорите, диктует свои условия, и иногда нам приходится ездить не всем вместе, не 25-30 человек, приходится делать составы меньше. Это связано с транспортом, это связано с площадками, где мы выступаем.

– Особенно, наверное, зарубежные поездки ограничивали вас?

К. А.: Как раз зарубежные нам давали возможность поехать практически всем количеством, потому что выступать там и на улице, и в залах – оно располагало, большие залы. А вот какие-то небольшие площадки, куда ехать… Например, на сцене может расположиться только 8 человек, а не 14. Я, конечно, этот момент всегда обдумываю, говорю: ребята, мы все не влезем, на эту площадку, нам нужно укоротиться. И все, в принципе, с пониманием относятся.

– Не обижаются люди из вашего коллектива, что вы их куда-то не берёте?

К. А.: Да, наверное, обижаются. Я разговариваю с людьми: понимаете, так и так, такая ситуация, мы не влезаем. Я могу взять всех, только мы все на сцену не влезем. И что? И как?

– Ну, в качестве зрителей, в качестве группы поддержки!.. Про площадки различные заговорили. У нас в Пскове какие у вас самые любимые площадки, на которых вы выступаете? Где вам больше всего нравится, комфортно? Кстати, любите концерты на открытом воздухе или в помещении?

К. А.: На самом деле мы любим концерты, чтобы люди были рядом с нами, чтобы мы видели глаза этих  людей, и уличные выступления для нас – это неимоверные по эмоциям и по впечатлениям выступления. Нам они очень нравятся, мы порою готовим концерт на час, а нас не отпускают часа два. И этот концерт продолжается, продолжатся, мы уже практически падаем на сцене…

– Это уличные, наверное, выступления?

К. А.: Это уличные. Я сейчас вспоминаю Международные Ганзейские дни, которые в Пскове проходили. У нас был сольный концерт вечером, запланированный на час. Начинали мы в 9 вечера, в 11 вечера мы его только закончили. И то никто не хотел уходить. В Пскове у нас много площадок интересных. Так как мы базируемся в городском культурном центре, мы и там часто выступаем. Мы знаем и делаем хорошие концерты. Нам нравится выступать в БКЗ филармонии, потому что широкая сцена, просторы другие, большой зал, люди могут прийти в большом количестве, атмосфера совсем другая. И мы стараемся юбилейные мероприятия проводить в БКЗ филармонии для ощущения хорошего звука, света. Раньше в театре выступали, сейчас уже нет таких выступлений в театре, к сожалению, наверное. Там нам всегда нравилось, потому что там атмосфера такая интересная. Зелёный театр – любимый, неповторимый, в котором мы выступали долгие годы. Правда, к сожалению, совсем недавно он пришёл в такое состояние, что там на сцене находиться было уже травмоопасно. И нам довелось выступить на новой сцене, и мы попробовали её, и нам понравилось, на ней удобно выступать.

– Вы с удовольствием открытые площадки, чтобы публика была непосредственно… Мария, тебе где нравится больше всего выступать?

М. А.: Повторюсь: мне нравится выступать в Зелёном театре и в новом – там очень красиво, всё так чисто. Ещё мне понравилось выступать на площадке, которая была наша на Ганзе. Там было очень много людей, и это было самое хорошее решение – туда её поставить. А ещё мне нравится в ГКЦ выступать, потому что там, как уже сказал папа, хороший свет…

– Дом родной, да?

М. А.: Да, там уже и свет, и всё красиво. Правда, с нынешними условиями так уже не придёшь, много людей, но там всё равно очень красиво, все концерты наши.

– Наша Псковская областная филармония фонтанирует идеями как раз о разнообразии площадок. У вас не возникали мысли, что где-то хотели бы в необычном месте выступить?

К. А.: Да мы часто выступаем в необычных таких местах. Вот два дня назад мы были на открытии дорожки в Изборске, которая сделана к Словенским ключам. Новая дорожка. Мы шли, выступали-выступали, давали концерты и дошли до пирса, который на воде. Дали там целый большой блок с танцорами, с музыкой и назвали – о, оказывается, это у нас музыка на воде получилась! И так это красиво: лебеди, люди, ключи, озеро, рыбак, который стоял и ловил рыбу, мы ему мешали. Он: «Когда же вы уйдёте отсюда?» Мы: «Пока не сыграем, не станцуем – не уйдём». Мы много выступаем на разных интересных площадках.

– Погода вас не смущает, сезоны? Приходится же, наверное, и зимой, вот вы говорили – на Масленицу.

К. А.: Масленицу, да. Это наше любимое занятие.                 

– Не смущает петь, выступать и в дождь, и в снег?

К. А.: Если говорить о погоде, у нас и летом бывают такие дожди, которые мешают и портят всё задуманное. Я вспоминаю 2013 год, когда в Пскове проходили Русские Ганзейские дни, и мы делали первый раз Русскую Ганзу в Пскове, и много что было запланировано. И много интересного было запланировано, но тогда залило дождём так, что те же ремесленники, которые стояли за Зелёным театром, они стояли в воде практически выше колена. Мы в Зелёном театре спасали свою аппаратуру, потому что дождь заливал так, что мы только своими телами закрывали, чтобы это вообще не сгорело.

– В экстремальных условиях приходится?

К. А.: В экстремальных. Мы так же открывали парк «Патриот» в Туле. 9 мая приехали, открытие, парк «Патриот», всё очень здорово, министры, замминистра. Но навалил такой ураган, что палатки, где мы переодевались, наши ребята сдерживали их еле-еле. Их сносило, уносило, могло вообще всё улететь. Так же с аппаратурой всё происходило. Бывают разные экстремальные ситуации. А зимой порой намного даже интереснее и лучше выступать, потому что на Масленицу мы выступаем в Изборске, Санкт-Петербурге, Пскове, люди всегда приходят с хорошим настроением, с праздничным. И когда играешь зажигательно народную музыку – это всегда всем очень нравится.

– Всегда вы приносите праздник с собой. Коллеги, предоставляю вам возможность задать вопросы нашим гостям.

– Насколько я знакома с историей, Мария с пелёнок в ансамбле.

К. А.: С двух недель точно.

– Как вы определили своё место в ансамбле – петь, танцевать, играть на каких-то инструментах музыкальных или, в принципе, уметь и то и другое, но пение вам ближе?

М. А.: Вообще я в «Сказе» и играю, и, можно сказать, танцую, потому что есть музыкальные номера. Вообще мне захотелось играть на перкуссии, потому что, как я думала, это важная часть ансамбля, чтобы удерживать ритм и темп. Там была девочка, которая меня всему научила, сейчас я не профессионально, но уже обучилась всему этому. А петь мне очень хотелось, и как-то мне предложили: давай споём в «Сказе», это же очень хорошо, это круто, это будет продвижение. И мне очень понравилось, и потом ещё, потом ещё, и вот я теперь солистка ансамбля.

– А как выступать в ансамбле, которым руководит отец?

М. А.: Вообще я к нему обычно не лезу, ни к маме, ни к папе. И мама играет в ансамбле. У меня музыкальная семья. Обычно я сама во всём разберусь, сама себе помогу. Обычно я помощи прошу только в каких-то важных, сложных вопросах, а так я всё делаю сама, обучаюсь почти сама, без помощи родителей.

– Маша, часто критикует папа?

К. А.: Не только папа, но и участники ансамбля. Всегда под пристальным вниманием Маша там. И когда поёт, подсказываем какие-то моменты, как надо петь, как надо делать, какие эмоции передать. Когда Маша была ещё девочкой, маленькой, и не понимала: какие эмоции, что вы хотите? Спеть бы надо! А теперь, конечно, мы уже доходим до того, чтобы передать смысл песни и сделать это качественно. Как вы правильно спросили, Маша играет на народной перкуссии (это различные шумовые инструменты) хорошо, потому что она с двух недель, с пелёнок в ансамбле «Сказ» и постоянно музыка, музыка. Она очень рано начала играть на «и». Для музыкантов это… Далеко не все взрослые умеют играть не на сильную долю, а на слабую. И на бубне играть на «и» у неё хорошо получается. И в других ансамблях за это любят.

М. А.: Слух музыкальный у меня...

– А в каком возрасте она стала выступать на концертах?

К. А.: Мы стали вспоминать, думаем, года в четыре она уже встала за маленький бубен, стояла рядом взрослая её коллега, до этого ещё была девушка с профессиональным музыкальным образованием. Маша стояла рядом – сначала с маленьким бубном, потом ей давали другие инструменты…

– По мере взросления!

К. А.: Потом их стало всё больше, больше, и сейчас она одна играет на огромном количестве народной перкуссии и колокольчиках-металлофоне тоже.

– Она обучалась в процессе, жила жизнью ансамбля?

К. А.: Конечно. 

– Где-то дополнительно учиться даже не было потребности?

К. А.: Потом, когда пошли в школу, то пошла и в музыкальную школу. Сразу же, в первом классе. Маша ещё играет на гуслях. Уже седьмой год обучается игре на гуслях.

– Константин, а вы когда в первый раз взяли в руки балалайку? Или это была не балалайка?

К. А.: Нет, это была балалайка. В третьем классе к нам в школу общеобразовательную пришли учителя из музыкальной школы и, как тогда было принято, предлагали, набирали в музыкальную школу. А я был очень активным парнем, я занимался в бассейне, ходил в художественную школу, мама моя танцевала в русском народном хоре, папа там пел, и я, совершенно не задумываясь, сказал: да, я пойду играть на балалайке. Я не знаю, хотел я этого или не хотел. Прошёл все эти экзамены, поступил в музыкальную школу, и уже в далёком 1986 году, когда я был в 6-м классе, Виталий Григорьевич Румянцев маме моей сказал, что Костя уже играет на балалайке три года, давай его приведём в «Сказ». И так вот, будучи шестиклассником, я попал во взрослый коллектив.

– Это вам было лет 12?

К. А.: Мне было 12 лет, 1986 год, я пришёл в коллектив, который ездил за границу, они только что приехали из Финляндии, для меня это был какой-то, где эта Финляндия, поезда дружбы…

– У вас семейное это – в ансамбле выступать!

К. А.: Да, у нас семья.

– Вы так рассказали про дочку, как она осваивала все инструменты, как будто бы она… на уровне того, не знаю, как мама ребёнка учит борщ готовить. Как будто главное – подноси, а там освоишь. Неужели это так просто? Это вопрос к тебе. Неужели это так просто – освоить все эти инструменты?

М. А.: Если бы это был другой человек, это было бы намного сложнее, особенно когда не имеешь музыкального слуха, это часто очень важно. Потому что если ты будешь играть плохо, тебя просто исключат, и ты не можешь потом развить музыкальный слух, потому что это будет сложнее, чем с рождения.

– В общем, природный талант Марии помог!

– Нет, природный талант природным талантом, но просто интересно, насколько важно ещё к этому природному таланту музыкальное образование, которое подарило тебе профессионально гусли. Оно тебе помогло? Или, в общем-то, ты такая закончила – но можно было бы и без этого?

К. А.: Ещё пока не закончила, сейчас 8 лет учатся в музыкальной школе.

– Ну вот когда начала уже, было ощущение: это моё? Что тебе дало специальное образование?

М. А.: Было ощущение, мне это очень помогло. Потому что если бы не было этого музыкального слуха, это было бы сложнее, я бы не получила такое, не играла бы в ансамбле, потому что мне было бы очень сложно, не участвовала бы в конкурсах, понятное дело.

– Из любителя в профессионала превращаешься, да?

М. А.: Да.

К. А.: Опять же, когда костюм человек надевает… Маша рано начала надевать народный костюм, и надо же ещё в нём чувствовать себя, не просто что-то надели – и я боюсь, стесняюсь. Нет, мы же идём широко и высоко подняв голову, когда надеваем русские костюмы, свои, национальные. Конечно, для нас это важно! Может быть, не в первом классе надо было Машу отдавать в музыкальную школу, чтобы первый класс спокойно бы к школе приобщилась, а во втором бы пошла в музыкальную школу. Но так как у нас мама ещё преподаватель в общеобразовательной школе, вариантов не было. Ей сейчас вариантов нет учиться плохо, она учится хорошо, потому что у нас постоянно контроль, у нас постоянные концерты, репетиции. Как она всё это успевает? Она ещё и в музыкальную школу ходит, и в бассейне занимается плаванием.

– Ещё такой вопрос: в последнее время появляются ансамбли, которые либо на классических инструментах, либо на народных инструментах начинают исполнять, целые концерты давать каких-то не только популярных, вы сказали, Джо Дассен, а вот есть оркестр, который играет репертуар «Нирваны», есть, которые пытаются играть «Металлику», «Линкин Парк». Скажите, пожалуйста, у вас есть какая-то отдельная программа, которая – выйти и Кобейна сбацать?

К. А.: Ну, Кобейна сбацать я могу и сам. У меня есть такие программы. Я играю на балалайке и «Нирвану», и «Эйсидиси», и прочее. Не очень вижу особо большой смысл, чтобы это «Сказ» играл. Мы играем такие интересные произведения, которые считаем нужными для «Сказа». «Нирвану» – не думаю, что надо «Сказу» играть. Хотя всё в жизни может быть, и мы что-то такое поиграем. Про ансамбли, про которые вы говорите, – их много. Ансамбли и народные, которые на наших инструментах играют такую музыку. Я с ними со всеми общаюсь, знаком, много езжу, много встречаюсь с такими людьми. У каждого свои цели, своё направление. Мы сейчас за то, чтобы псковскую музыку продвигать, чтобы знали нашу музыку, наши песни, танцы псковские ставим. Мы такие патриоты в этом плане.

– Константин, а у вас никогда не было мысли уехать в столицу, жить и работать там? Ну что здесь, провинция… А амбиции какие-то…

К. А.: Я жил и работал там. На самом деле что говорить? Я получал образование высшее в Санкт-Петербурге, Университет культуры окончил в 2003 году, в год 300-летия Санкт-Петербурга, диплом мне выдавали прямо на Дворцовой площади. После этого с коллективом, который мы создали здесь, в Пскове, арт-трио «Вольница», мы уехали в Москву, и два года я жил и работал в Москве. Но очень было специфично псковскому парню с питерским образованием покорять Москву. Потому что когда куда-то приходишь, говоришь в то время, это 20 лет назад было, – спрашивают: «Образование?» – «Да, – говорю, – Университет культуры». – «А город?» – «Санкт-Петербург…» – «Ну-ну, давайте, дерзайте, – говорили, – здесь, в Москве, что-то делать». Хотя мы много чего там пробовали, много новых веяний тогда ходило…

– Но на постоянно уехать туда всей семьёй и заниматься всем ансамблем?

К. А.: Нет. Знаете, в какой-то момент пришлось делать выбор, и этот выбор в моей жизни стал очень важным и знаковым: либо мне оставаться, жить и работать в Москве, либо я возвращаюсь в Псков и у меня появляется жена, у меня появляется свой дом, коллектив, который я очень люблю. И мне всегда было очень тяжело, когда я находился где-то в других городах. «Сказ» – это всё-таки моя семья, и я не хотел от этой семьи уходить. И я вернулся в 2005 году в Псков и не жалею. Хотя часто думаю об этом.

– Думаете о чём?

К. А.: Что этот выбор был сделан.

– И считаете его правильным?

К. А.: Я считаю его правильным, потому что я вернулся в тот город, который я очень сильно люблю, и не зря, видимо, я стал «душой земли Псковской».

– А вас вообще часто в Москву приглашают? Может, участвовать в концертах, может, в шоу каких-то, которые любят сегодня показывать федеральные каналы?

К. А.: Вы знаете, в Москве мы работаем в таком режиме… Например, представляем Псковскую область. Мы делали такой большой проект, Псковская область представляла себя в Москве, и мы участвовали в этом проекте, играли музыку, это всё происходило в Театре русской песни Надежды Бабкиной. Для нас это было очень знаково, очень интересно. Потом мы неоднократно выступали в этом театре. Нас стали приглашать дальше, и так как мы стали победителями конкурса на лучший творческий коллектив страны, там был гала-концерт, и мы там выступали. В шоу различных… Не знаю, я не очень принимал участие в таких шоу, больше в серьёзных концертах. Возможно, мои ученики, которые у меня сейчас появились: я второй год преподаю, решил, что надо, чтобы балалайка не потерялась совсем, пошёл преподавать. С ними я готов что-то такое поделать.

– Где преподаете? Много у вас учеников?

К. А.: Я преподаю в 1-й музыкальной школе, у меня пять учеников, пять парней, пять мальчишек. У них сейчас глаза горят, они готовы играть на любом концерте. К сожалению, сейчас им запрещено выступать, но я надеюсь, что когда-то придёт момент и они у меня выступят. Желание у них огромное.

– Здорово, спасибо! Знаю, что вы снимались в некоторых фильмах… Расскажите про этот опыт в кино. Кстати, вам понравилось? Хотели бы повторить это ещё?

К. А.: Что касается меня, лично я снялся в шести фильмах. Первое моё знакомство было ещё далёкое – «Американка» в 90-х годах, 1996 год, когда снимали в Пскове. Я только из армии пришёл, и мне довелось, повезло сниматься не просто в массовке, а даже в эпизоде: я был проводником в поезде, куда сажали не главного героя, а Виктора Бычкова, он там вроде злодей был, не помню. Я его сажал к себе в поезд, мы с ним общались и прочее. Это первое знакомство с фильмами. А потом пошли у нас более профессиональные подходы к кино, связанные с музыкой, с артистичностью, с эпизодами, с музыкой…

– Это какие фильмы?

К. А.: Это фильм «Холоп», в «Холопе» мы снимались музыкантами того века, XIX, когда Иван Купала проходил, когда все танцевали ламбаду, это танцевали как раз под наши исполнения, мы её сделали специально для этого фильма. Прямо там, на этой площадке, записывали. Снимались две ночи, это всё было уже с ребятами из «Сказа», с музыкантами. В «Холопе», что интересно, четыре произведения ансамбля «Сказ» звучат в течение всего фильма. Но съёмки были очень сложные. Вы спросили, интересно было или нет? Было интересно, но сложно. Потому что ночные съёмки. В первую ночь мы приехали, было очень холодно, мы не были готовы к такой съёмке целую ночь. Причём играть приходилось постоянно, мы устали, замёрзли. Кругом дым, кругом костры, которые зажигаются, их сразу гасят, потом опять зажигаются. Глаза слезятся, мы все в дыму. На вторую ночь мы подготовились, оделись так тепло, что приехали туда, начали сниматься, а ночь была уже не такая холодная! Нам было так жарко, это костры и прочее. Но нам довелось познакомиться с известными артистами и с режиссёром, с Климом Шипенко, с которыми мы потом уже встретились на передаче «Привет, Андрей!» про фильм «Холоп». Мы ездили на эту передачу.

– А ещё в каких фильмах профессионально снимались?

К. А.: Я снимался в замечательном фильме «Мы из будущего», где молодые люди из Санкт-Петербурга попадают на войну. И там как раз после боя концерт, главная героиня поёт песню, я ей аккомпанирую, я играю на баяне, она поёт под меня. Тогда мы познакомились и с Даниилом Козловским, и с ребятами, которые снимались, первый раз я их видел, довольно интересные, отзывчивые ребята. Мне довелось сняться в фильме «Диверсант. Конец войны», причём в двух сериях снимался там. Одна серия, где с Олегом Павловичем Табаковым в деревне такой специфичной: мы были там полицаями, но не суть. Сам факт, что с таким известным и авторитетным артистом мы сидели за столом, общались и снимались. Он приехал на несколько часов, но это память на всю жизнь у меня.

– Впечатлений у вас масса от фильмов…

К. А.: Впечатлений масса, да. Совсем недавно один из последних фильмов – это фильм «Собор», который недавно показывали на платформе Okko, Первый канал. Очень жду, чтобы по Первому каналу показали. Это тоже интересный проект, интересная наша часть будет, я думаю. Потому что мы там как раз были музыкантами, выдавали замуж главную героиню, которая не очень хотела идти замуж. Мы играли музыку того времени, нам прислали, как именно это должно звучать. Я раздал инструменты того времени – пилы, косы какие-то, прочее, прочее. А на площадке довелось – я взял случайно старую-старую балалаечку и режиссёру показал: хорошо бы добавить таких красок. Там был ещё главный продюсер фильма «Собор», фамилия Файзиев, он сказал: мне нравится, давайте балалайку оставим. Я говорю: чуть-чуть время не то. Он говорит: так здорово звучит… Я фильм пока не видел, но надеюсь, там это всё будет.

– Обязательно посмотрим! Очень приятно. А Марии удалось уже сняться где-нибудь? В «Холопе» не успела?

К. А.: Нет, там были взрослые…

М. А.: Нет, там было очень жёстко.

К. А.: В «Отставнике» Маша снималась.

М. А.: Да, «Отставник-2», я снималась с ансамблем.

К. А.: Да, с Борисом Галкиным мы снимались.

– У вас уже такое хорошее прошлое киношное!

К. А.: Да-да! Там был концерт прямо на плацу, и Борис Сергеевич Галкин, очень известный артист, и мы с ним давно знакомы, нам довелось и с ним в фильме сняться.

– Здорово! Сейчас про другую часть ваших мероприятий. Я знаю, что ансамбль «Сказ» выступает и на частных мероприятиях, вас приглашают организации, частные лица. Как вы относитесь к тому, что, когда вы исполняете что-то, поёте, играете, люди кушают? Не все артисты к этому благосклонно относятся.

К. А.: К сожалению, происходит так: когда нас приглашают на такие мероприятия, люди думают, что они будут сидеть, кушать и не смотреть на нас. Но на самом деле происходит всё иначе. Когда мы начинаем выступать, люди не едят, не пьют, а сидят и смотрят на нас. Хлопают после каждого номера.

– И в пляс даже кидаются?

К. А.: Могут и в пляс. Но есть у них точно не получается. Потому что это очень хочется видеть, хочется смотреть и не отвлекаться на еду.

– Но как вы относитесь к такой работе? К приглашениям на частные, закрытые вечеринки?

К. А.: Да хоть закрытые, хоть открытые – это же всё равно для атмосферы, для настроения. Я, в принципе, за любые мероприятия. Я, как уже говорил, люблю выступать, видеть глаза людей, которые рядом находятся. Будь то зал, будь то ресторан, люди перестают кушать, когда мы играем. Мне нравится, и ребята к этому уже спокойно относятся. Конечно, когда без всяких переборов: когда это ближе к концу вечера, тогда всё меняется.

– Понятно, надо в начале вечера выступать.

К. А.: В начале вечера мы очень хорошо, мы можем атмосферу создать.

– Впереди Новый год. Я видела у вас объявление о том, что вы принимаете заказы на поздравление Снегурочки и Деда Мороза. Это вы? Кто представляет Снегурочку и Деда Мороза?

К. А.: Конечно, это мы. Посмотрите на нас, послушайте голос. И я, и Мария – мы замечательные!

– У вас особенная какая-то программа? Она отличается от того, что обычно приходят Дед Мороз со Снегурочкой, поздравляют, вручают фломастеры, «исполни мне стишок на стуле» и уходят? Довольные и сытые.

К. А.: Конечно, это всё иначе. Когда я беру балалайку, и Дед Мороз приходит уже не просто с мешком, а с песнями, с музыкой, Маша поёт…

– Но подарки вы, наверное, вручаете?

К. А.: Подарки раздаём, мы очень любим дарить подарки. А вообще история Деда Мороза моя произошла ещё лет 20 назад, когда я работал в самом большом крытом парке развлечений мира, который занесён в Книгу рекордов Гиннесса, в городе Сеуле в Южной Корее. Парк назывался Lotte World. Я там выступал как музыкант, каждый день три выступления музыкальных и два парада – вечерний и утренний. И вот целый месяц декабрь я был там Санта-Клаусом. Ехал на красивых оленях, в красивой карете и разбрасывал корейским детям конфеты. И каждый день у меня уходило около 7-8 килограммов конфет разбросать. Я подумал: очень мне нравится вся эта история быть Дедом Морозом с такой бородой. Дети все тянут руки, ждут этого праздника.

– Но вы же не только там конфеты разбрасывали? Вы же ещё и играли, наверное?

К. А.: Нет, когда я на параде, я не играл. Я был Санта-Клаусом. Там не надо было играть. Играл я на других трёх мероприятиях днем. А здесь я ехал и разбрасывал конфеты. И подумал, увидев эти глаза детей: а почему и нет? Когда вернулся в Псков, я сразу стал работать в городском культурном центре, я стал сразу работать на ёлках, я сразу стал Дедом Морозом.

– А как вы в Сеул попали?

К. А.: В Сеул попал с коллективом, со своим, в тот момент – арт-трио «Вольница», мы прошли кастинг в Москве, и корейцы, Lotte World, очень известная фирма Lotte, нас пригласили туда по контракту работать в 2001 году, на полгода, в город Сеул, в этот парк. И мы там себя хорошо зарекомендовали, они не хотели нас отпускать, но только благодаря тому, что у меня и у баяниста Володи Демченко были экзамены в Санкт-Петербурге, мы еле-еле оттуда уехали. Нам они были готовы платить любые деньги, любые нам условия предложить, чтобы мы только остались.

– Им так нравятся наши национальные инструменты?

К. А.: Видимо, мы им так понравились, не знаю. Мы вернулись в Санкт-Петербург, окончили университет, сдали госэкзамены, и ещё я съездил в Южную Корею, уже не в Сеул, а я с ребятами, с арт-трио «Вольница», были на острове Чеджудо: это курорт в Южной Корее, маленький островок, посреди него вулкан, и самое считается курортное место для корейцев, они все туда приезжают. Там мы уже выступали на серьёзных площадках.

– Здорово, что у нас в Пскове живёт музыкант с мировым именем, известный во всех странах, очень приятно. К завершению будем мы подходить. Может, что-то ещё музыкальное от вас хотелось бы услышать.

К. А.: Во-первых, вы услышите. Во-вторых, я хочу пригласить всех гостей, всех друзей и тех, кто любит музыку и песню, 27 ноября в городской культурный центр, у нас будет хороший концерт «В гостях у «Сказа», приедут наши друзья из Великих Лук, вокальный ансамбль «Традиция». Они будут петь, ансамбль «Сказ» даст свой хороший, интересный новый блок с песнями, с танцами и с музыкой. Будет такой насыщенный, полноценный, большой концерт, который мы уже давно не давали.

– Большое спасибо, обязательно придём! Надеюсь, гости тоже, которые у нас сейчас вас смотрят, придут на ваш концерт. Спасибо! Давайте музыкальное завершение сделаем!

К. А.: Ну, поехали!

(Играют.)

– Спасибо! У меня такое ощущение, что я вела сегодня концерт, а не пресс-конференцию.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...