Школа, где учат мыслить: гуманитарный класс ПсковГУ

Удивительно, но факт: слухи о полной неприспособленности гуманитариев к жизни и их невостребованности на рынке труда сильно преувеличены. Эмоциональный интеллект и критическое мышление сегодня необходимы не меньше, чем технические навыки. По крайней мере, недавнее исследование, проведённое в 30 странах, показало, что большинство руководителей на высших должностях имели социальное или филологическое образование.

Занятия тематического гуманитарного класса, организованные в этом году профессорско-преподавательским составом ПсковГУ на базе 8-го «А» класса Псковской инженерно-лингвистической гимназии, не ставят перед собой цели вырастить будущих лингвистов или историков. Однако школьники, которые каждую субботу включаются в работу по этой обучающей программе, точно не останутся незамеченными, ведь их прежде всего учат мыслить, анализировать и создавать что-то своё. Педагоги говорят о ребятах: перспективные!

Угол зрения

Уроки в гуманитарном классе прежде всего необычны. Как проходят занятия в общеобразовательной школе? В течение 40-45 минут учитель-предметник рассказывает о том или ином явлении со своего ракурса: филологи – о «Капитанской дочке», историки – о Пугачёвском бунте, преподаватели обществознания – о социальных корнях протестов, биологи – о памяти генов. А если всё это объединить? Идея актуальная, учитывая стремление современной образовательной системы сформировать личность не только интеллектуально развитую, но и обладающую целостной картиной мира, понимающую глубину связей явлений и процессов.

Преподаватели ПсковГУ приступили к подготовке программы обучения, основанной на межпредметных связях, ещё в мае – тогда открытие гуманитарного класса инициировала ректор вуза Наталья Ильина. В рабочей группе, которая объединила филологов, лингвистов и историков, изучали опыт коллег, советовались со школьными учителями.

«Мы пришли к мысли о том, что основную цель гуманитарного класса необходимо представить как модель развития 4К-компетенций, согласно которой уровень развития креативности, критического мышления, коммуникации и способности взаимодействовать с другими в процессе решения профессиональных задач (коллаборации) обусловливает успешность человека в XXI веке, – рассказала научно-методический консультант программы, доцент кафедры европейских языков и культур Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций ПсковГУ Галина Маслова. – В этом смысле главной задачей для нас было научить ребят мыслить, подходить творчески к проблемам. В процессе диалога мы поняли, что для реализации такой цели педагоги должны работать как одна команда и выстроить программу по принципу междисциплинарности».

Под руководством декана факультета русской филологии и иностранных языков Светланы Водневой группа разработала тематический план для обучения школьников с 8-го по 11-й класс. В частности, для восьмиклассников сложился круг таких вопросов: «Чистота – залог здоровья», «Профессии будущего», «История вокруг нас». Далее обучающихся ждут интересные обсуждения по темам «Межкультурная коммуникация каждый день», «Я и общество», «Быть полезным – это что?», «Конвергентное будущее», «Стратегия жизненного успеха». В каждом из этих модулей предусмотрено проведение 7-8 занятий с университетскими преподавателями по английскому языку, русскому языку и литературе, истории и обществоведению, в финале школьники представят авторские проекты.

Харизма и эрудиция

Первые занятия в гуманитарном классе уже прошли. В блоке «Чистота – залог здоровья» два занятия (каждый из них представлял собой спаренный школьный урок) провёл старший преподаватель кафедры европейских языков и культур ПсковГУ Григорий Галковский.

Ребята обсудили, что входит в понятие чистоты: речь зашла и о здоровье человека, и о гигиене, и о проблемах охраны окружающей среды, и о человеческих взаимоотношениях. Сделав вывод о важности экологической проблематики для современного мира, гимназисты обсудили с преподавателем примеры вклада подростков в охрану окружающей среды в разных странах.

Опыт оказался позитивным, причём во многом именно благодаря идее посмотреть на одну тему с разных точек зрения, отметил представитель кафедры европейских языков и культур.

«Мы обсуждали модульную тему с точки зрения лингвистики, пытались даже перевести, как фраза «Чистота – залог здоровья» будет звучать на английском языке, – рассказал Григорий Галковский. – Выяснилось, что даже процесс перевода выявляет новые смыслы, и дети это тоже смогли почувствовать. Мне понравилось, что они очень откликаются на диалог. Я думаю, у этого проекта есть перспективы. С такими школьниками работать – одно удовольствие!»

Григорий сравнивает опыт преподавания в гуманитарном классе с занятиями в «Кванториуме». По его словам, площадки похожи отсутствием жёстких ограничений школьной программы: педагог чувствует себя свободнее, общаясь с учениками. Эту специфику уловили и сами школьники.

«Мне нравятся занятия в университетском классе, – отметил восьмиклассник Гордей Квасов. – Очень круто, что есть возможность узнать что-то новое в области гуманитарных наук, подробно изучить темы в английском, литературе в интересном формате. Кроме того, занятия становятся ещё интереснее благодаря харизматичным и эрудированным учителям, которые доступно объясняют материал. Но лично мне нравится, что можно говорить своё мнение и озвучивать свои мысли, не ограничиваясь школьными правилами».

Гимназистка Эвелина Сурикова отмечает, что ей нравится, как интересно и глубоко преподаватели преподносят материал.

«Уроки замечательные, как и учителя, – отметила Виктория Михалева. – Темы и материал хорошие. Университетские классы помогают познавать мир и вещи, о которых мы раньше так сильно не задумывались».

То ли ещё будет

Следующие два занятия в рамках первого тематического блока для школьников проводит доктор филологических наук, профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Илона Мотеюнайте.

Одно из них уже состоялось. В рамках центральной темы «Чистота – залог здоровья» преподаватель ПсковГУ сделала акцент на осмыслении школьниками эстетических проблем в произведениях искусства. От Галины Петрушевской перешли к Гомеру, от Сальватора Роза – к Валентину Серову и Хаяо Миядзаки. Узнали, что такое верлибр, поговорили об аниме, поспорили о роли прекрасного в современном мире.

«Дети мне показались очень взрослыми, – рассказала Илона Мотеюнайте. – Всё, что я вижу в современных студентах, есть в них: они очень открытые, с ними очень легко работать. Они выполняют задания, отвечают на вопросы, при этом они совершенно не обеспокоены тем, правильно или неправильно скажут что-либо, хорошо это будет или плохо и как я к этому отнесусь. Они действительно думают. Интересно и то, что восьмиклассники вовлечены в социальную повестку, в частности в гендерную».

Дальше в процесс обучения включится кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, старший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Социогуманитарная регионика» Зинаида Митченко. Она расскажет восьмиклассникам о проекте «Чистый город – хорошая речь», который реализуется на базе ПсковГУ. Участники проекта на протяжении пяти лет занимаются поиском ошибок в рекламе на улицах нашего города и приходят к выводу: с каждым годом меньше ошибок в рекламе не становится.

Вместе с ребятами преподаватель поговорит о том, почему такое большое внимание уделяется грамотности речи, и попытается включить школьников в большой университетский проект. Последнее занятие в этом семестре будет посвящено презентации индивидуальных проектов, обобщающих тему «Чистота – залог здоровья». Ребята представят свою творческую рефлексию темы в виде рисунков, коллажей, сочинений, собственных стихотворений, песен и других творческих форм. 

После Нового года гуманитарный класс ПсковГУ приступит к занятиям в рамках модуля «Профессии будущего». На уроках английского языка поговорят о том, кем хотят быть современные дети, выяснят, какие профессии будут популярны в будущем и чем руководствуются в выборе рода деятельности подростки в разных странах. Вместе с филологами рассмотрят этимологические корни названий различных специальностей и попробуют дать названия новым профессиям. В рамках занятий планируется встреча с успешным профессионалом, который поделится секретами своего трудового пути, а также интерактивная презентация с участием партнёров по программе, в числе которых университет.

К концу учебного года гимназисты смогут не только понять вектор своего профессионального развития, но и наметить шаги к его воплощению. Кроме того, ребят ждут консультации по тематическим олимпиадам, которые помогут усовершенствовать необходимые умения и навыки.

На перспективу

Опыт университетских классов, организованных вузом по самым разным направлениям, показал: такой формат работы востребован школьными педагогами и интересен детям. Реализация гуманитарной программы не стала исключением.

Не исключено, что в дальнейшем такие классы могут открыться также на базе других псковских школ, причём к работе будут активно привлекаться магистранты института гуманитарных наук и языковых коммуникаций, преподающие в общеобразовательных учреждениях.

«Если реализация нашей идеи междисциплинарности в обучении будет успешной и в дальнейшем, мы будем активно тиражировать наш опыт, привлекать к реализации проекта магистрантов, обучающихся по направлению «педагогическое образование», – пояснила Галина Маслова. – Это позволит сделать площадку проекта по-настоящему пилотной в контексте междисциплинарности и конвергентного образования. Учителя признаются, что об этом много говорится в педагогической среде, но практического опыта недостаточно. Поэтому наша сегодняшняя работа смотрит в будущее образования».

Собственно, так и выстраивается тесная и очень важная связь между средним и высшим образованием: учителя получают дополнительную мотивацию, дети – новые знания и практические навыки, а вузовские преподаватели апробируют актуальные методики и подходы.

Завершим наш рассказ о работе гуманитарного класса репликой восьмиклассницы ПИЛГ Василисы Шкляренко: «Мне нравится университетский класс тем, что там можно поразмышлять на разные темы, проявить себя. Открытие чего-то нового всегда интересно, а преподаватели университета помогают нам в этом. Новый опыт и знания – это классно!»

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...