О санкциях, преимуществах отечественной аграрной отрасли и больших возможностях – в интервью с Андреем Козловым
Депутат Псковского областного Собрания, председатель комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу, экологии и природопользованию Андрей Козлов рассказал о том, каких итогов добилась Псковская область за прошедшие восемь лет в аграрном секторе в части импортозамещения, в чём преимущество России перед Западом, почему поднялась цена на сахар, а также опроверг возможность дефицита продуктов в России из-за санкций.
– Санкции появились не сейчас, а в 2014 году. Тогда же со стороны нашего государства были приняты контрмеры. Что наши сельхозпроизводители научились делать за эти восемь лет?
– Восемь лет назад были введены очень правильные для нас санкции – тогда был ограничен ввоз готовой продукции, что немного ограничило конкуренцию. В результате сельхозтоваропроизводители получили больше возможностей для реализации своей продукции и даже смогли увеличить её производство. Эти санкции оказали благотворное влияние на развитие аграрной отрасли.
За эти годы очень многое было сделано в направлении импортозамещения. Мы обеспечиваем себя практически всеми видами продуктов питания: свининой, курицей, овощами открытого грунта. Россия себя накормила. Она производит необходимое количество зерна и даже экспортирует его, полностью обеспечивает белковыми культурами: соей, подсолнечником, рапсом. Поэтому здесь опасений нет, и тот ажиотаж в магазинах, который мы сейчас видим, мне кажется временным явлением. Тот же сахар. Я совсем недавно общался с крупнейшим производителем сахара, и, поверьте мне, сахар есть на складах. Просто сейчас на этой ситуации предприниматели зарабатывают, появился спрос – поднялась цена. Всё это устаканится в ближайшее время. Думаю, цены на товары, которые сейчас метут с полок, даже упадут. Это свойство человека – паниковать, когда что-то происходит. Как с пандемией: сначала было страшно, а теперь как будто её и нет. Жизнь идёт своим чередом.
К сожалению, мы пока не полностью заместили себя по технике для сельского хозяйства, и тут есть некоторые опасения. На сегодняшний момент сельское хозяйство достаточно серьёзно модернизировалось, имеет большие урожаи и достаточно серьёзный набор техники, но, к сожалению, не вся она российского производства – есть иностранная, рабочие органы разной техники. В сельском хозяйстве надо делать всё вовремя, а если не сделал в срок, лучше и не начинать. Поэтому те, кто не подготовился и до нового года не закупил необходимый набор запчастей и рабочих органов для техники, а всё закупить невозможно, тот может испытывать определённые трудности.
В России уже много всего производится – комбайны, зерноуборочная, кормоуборочная техника. Но нет тракторов, а те, что производит Белоруссия, – недостаточного тягового класса. Мы привыкли работать на тракторах мощностью от 300 лошадиных сил и выше, это высокопроизводительная техника. В Белоруссии такой трактор пока один, и, на мой взгляд, он ещё требует определённой доработки. Тяжёлое машиностроение – это та отрасль российского производства, которой сейчас требуется особое внимание. Думаю, что появятся какие-то программы по линии Минпромторга, и в этом направлении будет что-то двигаться.
Но при этом, думаю, что Европа, которая нас обложила санкциями, будет в ещё более худшем положении, потому что у них ограничены земельные ресурсы. Земля – основное средство производства в сельском хозяйстве, как и техника и всё остальное. Сейчас на этом ограниченном ресурсе европейские страны выращивают достаточно высокие урожаи. Но если в нынешнем году у них будет ограничена поставка удобрений, без которых высокий урожай получить невозможно, результатом будет большой недобор, прежде всего, зерновых культур, являющихся биржевым товаром. Наше преимущество – большое количество свободной земли, поэтому, даже получая небольшую урожайность, но вводя новые посевные площади, мы можем получить тот урожай, который запланирован.
– В Псковской области можно ожидать увеличение земель, возвращённых в оборот?
– Санкции могут подвигнуть инвесторов, сельхозтоваропроизводителей, которые имеют запас земли, ввести в оборот дополнительные площади, потому что продукция, на мой взгляд, будет востребована.
– Когда восемь лет назад в России ввели санкции, многие чувствительно отреагировали на отсутствие европейских сыров. На ваш взгляд, научились наши производители замещать этот продукт?
– Сейчас у нас делают практически весь набор сыров: пармезан, твердые сыры, сыры быстрого созревания, и даже плесневый сыр в России делают. Конечно, это вопрос философский – вопрос вкуса, но по сыру мы себя теперь полностью обеспечиваем, и у нас много заводов, которые делают достаточно серьёзные брендовые сыры. Это тоже результат наложенных санкций – пришлось научиться. Сейчас проблем нет, технология известна – у нас много работало технологов из Европы, сырьё у нас есть.
Например, серьёзный финский концерн брал российские заводы и разрешал под своим брендом выпускать сыр в России по своей технологии – заводы её знают уже несколько лет. Сейчас они уходят из России, но кому они будут продавать? Моё мнение – это какая-то агония, дурная эпидемия, когда один сказал, а остальные пошли на поводу.
Уходят бренды, но привычное качество продукции останется. При этом рынок диктует свои правила. Народ разбирается – товары плохого качества просто покупать не будут.
Наступает весна, и сельхозтоваропроизводители думают о будущем, крупные холдинги анализируют рынок – чего хватает и не хватает. Сейчас, имея технологии и хорошую команду, можно перепрофилироваться за год и производить любой вид продуктов. Всё-таки большие ограничения – иногда это и большие возможности.
Подготовлено пресс-службой Псковского областного Собрания