Планы по благоустройству Пскова – пресс-конференция Бориса Елкина
1 апреля в медиацентре Псковского агентства информации состоялась пресс-конференция главы администрации Пскова Бориса Елкина, на которой он ответил на самые актуальные вопросы о жизни города. Сити-менеджер рассказал о планах по ремонту улично-дорожной сети, обустройстве общественных территорий, первоапрельских шутках и о многом другом.
Двуглавая модель
– Борис Андреевич, меняется модель управления Псковом. Вместо прежней двуглавой модели мы перейдем к системе, когда у областного центра будет один руководитель. Накануне Псковское областное Собрание приняло соответствующий проект. Прокомментируйте, пожалуйста, это решение.
– Что я могу сказать по данному вопросу? Я уже более полугода работаю в администрации города, и все время там существует, как это любят говорить, двуглавая система. Это разделение – глава города и Псковская городская Дума, и глава администрации, собственно, тот пост, который я занимаю. Стоит отметить, что у каждой системы есть свои плюсы и минусы.
Это не самая худшая система, у нас достаточно плотное взаимодействие с главой города, с Еленой Александровной Полонской. Мы достаточно хорошо и конструктивно общаемся, постоянно на связи, постоянно решаем проблемы. Какие-то вопросы ей адресуют, и мы пытаемся их оперативно совместно их решить. Другие вопросы нам адресуют. Но без участия городской Думы, без главы города невозможно бывает их решить. Поэтому взаимодействие у нас достаточно плотное и, я считаю, продуктивное. Но действительно принят новый областной закон, который говорит о том, что глава города и глава администрации – это будет одно лицо.
Мое мнение по данному вопросу: конечно, сейчас очень динамично меняется все в мире, и много новых вызовов, которые надо оперативно решать. Данное решение, мне кажется, упростит систему принятия оперативных и взвешенных решений, позволит адекватно и более оперативно решать и отзываться на определенные вызовы.
Дорожный вопрос
– Спасибо большое. Борис Андреевич, давайте, как всегда, говорить о городских вопросах, о том, что волнует наших горожан. И, наверное, один из самых первых, который касается вашей прошлой деятельности, – это качество дорог. После зимы традиционно дороги в худшем состоянии, в социальные сети и вам, наверное, поступает большое количество обращений из-за плохого состояния отдельных участков. Скажите, пожалуйста, дороги, которые находятся на гарантии, - есть ли по ним какие-то замечания?
– Замечания есть абсолютно по всем дорогам, в том числе и по тем, которые находятся на гарантии. Не скажу, что полностью проведена работа по обследованию гарантийных дорог, эта работа ведется, она велась и зимой. Просто сейчас мы подходим к тому моменту, когда как раз стоит заниматься этим вопросом. Уже можно постепенно приступать к реализации устранения тех замечаний, которые имеются. Работа ведется, несколько недель назад мы выезжали с Михаилом Юрьевичем, тоже по данному вопросу.
Действительно, обращения граждан поступают, в том числе, к сожалению, по гарантийным дорогами, есть где-то объективные, где-то необъективные причины произошедшего. Так или иначе эти недостатки должны быть устранены. В принципе, пока мы видим отклик от подрядных организаций, что они готовы устранить те замечания, которые есть. Конечно, есть отдельные организации, которые находятся в стадии банкротства или уже обанкрочены. К сожалению, там придется уже другими способами заниматься вопросами восстановления дорожного покрытия.
Но стоит отметить, что уже начиная с 2020 года все контракты у нас с банковской гарантией, поэтому даже в случае, если банкротится подрядная организация, мы можем обращаться в банк. Это как страховая компания, грубо говоря. Мы обращаемся в банк, они нам возмещают сумму ущерба, потому они взыскивают это с той организации. Но иногда подрядчики не хотят до этого доводить и сами готовы устранять недочёты, потому что, если мы будем обращаться в банк, конечно, их банковская репутация будет портиться и в дальнейшем им будет сложнее как получать заемные, кредитные средства, так и банально получить банковскую гарантию на последующие контракты. Поэтому подрядчики сами заинтересованы, чтобы мы не обращались к банковской системе.
– Это хороший рычаг.
– Да, это хороший рычаг и хороший инструмент, потому что мы понимаем, что раньше банки зачастую были сами по себе, то сейчас у них есть единые платформы, единые системы, и какой-то недобросовестный контрагент – просто так не перейти из одного банка в другой. Это как со страховыми компаниями на автомобиль, там тоже есть единая база, и если ты достаточно плохо себя вел в одной страховой, то другая об этом тоже будет знать. От этого никуда не уйдешь. Поэтому так они уберегают себя от проблем с последующими выплатами финансовых средств.
– Дисциплинируют подрядчиков, однозначно.
– Да, это хорошая система. Я считаю, что она правильная. Обращаться в банк – крайняя мера, а именно для того, чтобы было желание устранять то, что они сделали некачественно либо получило повреждения.
Болевые точки
– Давайте тогда поговорим об участках дорог в городе Пскове, которые самые проблемные, на ваш взгляд. Я у вас в телеграм-канале, вы писали про Торфяную, Болото, там же увидела сообщение наших горожан по Поземского, 44, стоянка у «Гулливера», писали, ямы какие-то там.
– Активно следите за моим каналом, да? Я понял. Гарантийный мы уже обсудили, не будем повторяться. Что касается остальных ремонтов или восстановительных работ. Та же самая улица Торфяная, проблема в том, что зимой в рамках программы газификации делали газопровод, повредили благоустройство, где-то, может, проезжую часть. Сейчас погодные условия не позволяют сделать нормальное благоустройство. Но мы вместе с Газпромом проработали этот вопрос. Честно говоря, не знаю, подсыпали там, не подсыпали. Должны были вчера-сегодня начать делать.На выходных заеду туда, посмотрю, проверю. Потому что пока не докладывали о ходе реализации. Много обращений было (даже отдельная петиция была от микрорайона), от жилого комплекса в Родине по поводу покрытия на улице Никольской, там есть участочек небольшой, он в отвратительном состоянии.
Мы договорились с подрядной организацией, они подсыпят его пока временно. Мы уже проторговали, у нас есть уже победитель конкурса по ямочному ремонту, больше чем на 8 млн, если мне память не изменяет. Соответственно, этот участок дороги, там буквально метров 20-30, когда положительные температуры настанут, мы его полностью заасфальтируем в рамках дополнительного контракта на ямочный ремонт.
Мы вчера в УГХ сидели и даже нарисовали карту объектов, которые мы хотели бы отремонтировать. Мы сейчас это просто предоставим подрядчику, чтобы они по объемам сверились, все посмотрели вместе. И уже в более поздний срок мы обнародуем этот список, где мы будем делать ямочный ремонт, где есть такие болевые точки, как на Никольской. Там действительно большой микрорайон, хоть это и Псковский район, но мы заботимся о гражданах, поэтому заезд туда в любом случае необходимо сделать. Этот участок именно городской. И мы его сделаем, он один из приоритетных.
Другие участки также будем делать. По «Гулливеру», действительно, есть парковка, она не относится к улично-дорожной сети. Мы посчитали, там сумма большая получается по ремонту, каждый год ее подсыпают, но пока не готов сказать, сможем ли мы в этом году ее сделать. Хотелось бы. Некоторые говорили: давайте сделаем ее в рамках ремонта Коммунальной. Но не получится, это не улично-дорожная сеть. Это парковка, в рамках благоустройства можем сделать, но не все так просто. Поэтому данный вопрос пока остается открытым.
Уже неоднократно все слышали, Войсковая и Нововойсковая улицы. Этой зимой мы на улице Войсковой отсыпали достаточно большое количество щебня, порядка 400 тонн. И я должен сказать, я был там несколько дней подряд, стоит достаточно неплохо это покрытие. Оно, конечно, не в асфальте, как было до этого, но лучше, чем те лужи и ямы, которые там были. На подходах ямы остаются все равно, и, насколько я знаю, подрядная организация уже сделала ямочный ремонт. Мы давно уже обещали ее отремонтировать. Позавчера встречались с проектировщиком, думаю, в мае мы уже выйдем с положительным заключением экспертизы. После этого будем искать средства на полноценный капитальный ремонт.
Мы очень долго с этим проектом жили, долго не могли его закончить, там были определенные тонкости, сейчас мы их все уладили. Был вопрос с электросетями, газовыми сетями, потому что это частный сектор, и там некоторые сети, к сожалению, достаточно разрозненные. А некоторые вообще самовольно построенные. Поэтому надо было все это состыковать и понять, где мы будем что-то демонтировать. Такой непростой вопрос.
Что касается остальных болевых точек, у нас их много. Что-то мы попробуем устранить путем ямочного ремонта, этим большим контрактом. Что-то мы, к сожалению для некоторых, будем делать старым методом струйно-инъекционным. Есть такие участки, где это может и зиму, и лето отстоять. Проблем нет. Но ямочным ремонтом активно занимаемся. Конечно, хотелось бы, чтобы погода быстрее наступила полноценно положительная, потому что в ночное время достаточно еще холодно, а ямочный ремонт мы в основном делаем ночью. Струйно-инъекционным методом в такую погоду делать нельзя, там только пока такими временными методам и делаем. Когда будет и ночью плюс, тогда мы сможем полноценно развернуться и работать на всех фронтах.
– Понятно. А что касается плановых работ по ремонту улично-дорожной сети?
– Как раз сказали про Леона Поземского, 44, она продолжает реконструироваться. Пусть некоторым кажется, что это тянется слишком долго, на самом деле подрядчик снова приступает к работам, сейчас погодные условия позволяют. Они отсыпают земполотно от Набата до стены фактически, до улицы Александра Невского. И на этом же участке находится подъезд к дому №44 на Леона Поземского. От этого дома поступало большое количество обращений, в том числе в соцсети и личные сообщения. До конца недели там должны были уже доделать коммуникации, после этого мы договорились с подрядчиком, что они этот подъезд временно отсыпят более твердыми материалами, либо щебнем, либо крошкой, в зависимости от того, что у них будет в наличии. Этот вопрос остается актуальным, пока подрядчик полностью не выполнит обязательства.
Работы по реконструкции продолжаются. Как и планировали, в мае мы уже хотим принять первый асфальт на этом объекте. Сейчас мы стараемся проработать проектное решение. На днях собирались по данному вопросу, чтобы не перекрывать улицу Ипподромную после того, как мы откроем улицу Поземского. Чтобы тоже минимальный дискомфорт для граждан был.
В далеких-далеких планах у нас реконструкция улицы Ипподромной, но в этом году начнем проектировать эту улицу, реконструкцию улицы Ипподромной. Пока анонсировать, что там будем 4 полосы, рано, но хотелось бы от Энтузиастов – Энтузиастов 6-полосная – и до Леона Поземского сделать полноценную широкую дорогу, чтобы она отвечала всем требованиям пропускной способности. Но там есть один нюанс – это стесненные условия. Там с одной стороны уже многоквартирные дома построены, с другой стороны у нас там частный сектор. Нам нужно будет вписаться между двумя этими направлениями строительства.
– В этом году будет проект разрабатываться?
– Нет, он перейдёт на следующий год. К сожалению, средств не хватает, чтобы сделать за год большую реконструкцию со всеми коммуникациями. Лучше не торопиться и спокойно за полтора года запроектировать. Также у нас в планах ремонт улицы Труда и Рижского проспекта. Сейчас на Рижском нижний слой уложен фактически, не все тротуары сделаны. Подрядчик планирует буквально на следующей неделе приступить к тротуарам, и в конце апреля – начале мая этой проезжей частью заниматься. У нас там еще два больших тяжёлых перекрестка будет. Это пересечение Рижского и Балтийской, очень насыщенный, интенсивный перекресток.
И самое, конечно, тяжелое – это асфальт на пересечении Юбилейной и Рижского. Это один из самых напряженных участков в городе. Конечно, понятно, что подрядчик будет делать это в ночное время, может быть, придется на сутки закрыть движение на этом перекрестке. Но это пока прорабатывается. Если нижние слои и бортовой камень мы можем сделать и с открытым движением, перепуская его, то полноценно сделать перекресток, чтобы он потом не разваливался... для этого надо его полноценно уложить в ночное время, и чтобы днём он еще отстоялся, чтобы потом не было проблем с его качеством.
Но это в любом случае будет уже июнь, посмотрим. Когда дети уйдут на каникулы, когда будут выходные, чтобы в этот момент был минимальный трафик. Объехать можно, но мы понимаем, что с одной стороны шесть полос, с другой стороны восемь, дорогу там так легко не перекроешь. Пути объезда везде есть, но они будут достаточно загружены. Поэтому надо выбрать момент, когда это будет минимальными препятствиями для наших граждан. Кузбасской Дивизии продолжаем делать, идёт ремонт улицы Яна Фабрициуса, начали и работают.
– А что касается Коммунальной?
– Что касается Коммунальной. Частично она сделана, там, конечно, есть по гарантии претензии, они будут устраняться. Остальная часть Коммунальной у нас предусмотрена на 2023 год. Поэтому пока мы о ней не говорим. Но мы надеемся, что, работая с федеральным центром, как наша область ежегодно делала, мы получим дополнительные средства, какие-то улицы сможем сделать раньше, чем это было запланировано. И мы на это искренне надеемся. Но надо понимать, что в этом году надо максимально избирательно и точечно работать в отношении ограничений, мы и так уже доставляем большое количество неудобств гражданам. Это и Леона Поземского, это и Троицкий мост, это и Яна Фабрициуса. Если мы будем перекрывать еще дополнительные улицы, конечно, это вызовет коллапс. Он и сейчас имеется.
Но я должен сказать, что за последний месяц движение достаточно неплохо устаканилось. Конечно, есть улицы с серьезным движением, но потоки перераспределились. Люди, спасибо им большое, выбрали свои пути движения, распределились по городу и с разных сторон пытаются заехать. Конечно, им неудобно. И мы стараемся, работаем по-прежнему с подрядчиком, чтобы он как можно быстрее всё сделал и, грубо говоря, ни на секунду не останавливался. Мы всячески пытаемся поспособствовать этому.
Троицкий мост
– Хорошо, спасибо большое. Хотелось бы поговорить по поводу того, что сегодня прошла информация, что во время работ найден клад...
– Да, нашли. Это мы заметили. Вы молодцы, очень хорошо пользуетесь интернетом в поисках соответствующей эксклюзивной информации. Да, конечно, это была проверка наших граждан на знание истории…
– Как отреагировали граждане?
– Отреагировали. На самом деле, отклик достаточно позитивный, многие поняли, что это шутка. Кто-то пошел по пути истории, на что и был рассчитан пост. Потому что мост, действительно, построен в 50-х годах, и понятное дело, что там невозможно было заложить клад, а этот человек умер достаточно давно. На самом деле, кто-то по поводу фамилии Плюшкин говорил, но это известный персонаж для города Пскова. Он на самом деле даже не так далеко от этого места проживал.
– Вы старались приблизиться к правде?
– На самом деле да. Этот пост был создан с максимальным приближением к правде, чтобы действительно можно было в это поверить и улыбнуться.
– А вдруг у нас есть шансы где-то что-то раскопать?
– Действительно, может, и раскопаем. Может быть и Плюшкина, конечно. Действительно, отклик достаточно позитивный, это хорошо, люди понимают.
– С федеральных каналов, телеканалов вам не звонили?
– Анне Николаевне звонили, с федеральных телеканалов в том числе. Мне кажется, сейчас определенные непростые времена, и надо стараться делать так, чтобы люди улыбались, чтобы менялось настроение, может быть, люди отвлекались от насущных проблем, которых сейчас действительно хватает.
– Это хорошая история, однозначно.
– Поэтому был посыл, чтобы просто поднять людям настроение.
– Подняли, заговорили, и теперь некоторые хотят, чтобы это случилось.
– Там просмотров уже больше 10 тысяч, значит зашло.
– Посмотрим, что будет в следующие дни и на следующей неделе. Может, какие-то агентства перепечатают и не поймут, что это было 1 апреля. Думаю, что история может быть продолжена. А как вообще реагируют псковичи на то, что ремонтируется мост? Что вам пишут в социальных сетях?
– В последнее время уже не пишут. Люди привыкли к тем изменениям и неудобствам, которые имеются. Первые жалобы, конечно, были по поводу временного моста пешеходного. Рядом он есть, но не всем он нравится, с колясками не всегда удобно подниматься по лестнице, но с коляской там можно обойти вокруг, но это определенный крюк, я людей прекрасно понимаю. Однако кто-то приноровился, привык, и сейчас таких жалоб нет. Залог отсутствия этих жалоб – это то, что та подрядная организация постоянно работает на объекте. Нет такого, что там никого нет.
– Разобрали и разошлись.
– Такое тоже часто бывает. Вчера по поводу ремонта улицы Яна Фабрициуса мне писали, что человек выглядывает в окно – никого нет. На самом деле там улица длинная, люди не в одной точке работают, но там мы тоже работаем с подрядной организацией, чтобы фронт работ расширить. Так и здесь, просто мост скомпонован в одном месте. Конечно, там всегда большое количество людей, техника стоит, постоянно что-то происходит, шумит. Были обращения по поводу изменения автобусных маршрутов, но, насколько я знаю, комитет по транспорту этим активно занимается.
О борганизации дорожного движения
– То есть все острые вопросы сняты? Что касается временного светофора, который установлен недавно на перекрестке улиц Некрасова и Карла Маркса, тоже в связи с ремонтом. Я так понимаю, что даже есть у вас в планах оставить его там? Он показал свою эффективность?
– Сложно говорить, когда он ещё только два дня включен. Его ещё стоит доделать, мы же там перенесли пешеходный переход. Но люди идут по прежнему направлению. Сегодня там ленточку натянули на блоки…
– Сквозь ленточку, говорят, ходят!
– Да, уже ходят сквозь ленточку. Наших людей не остановить. Слушайте, до сих пор против одностороннего движения на Карла Маркса люди ездят, хотя уже полтора месяца прошло. Причем бывает потоком. Не знаю, может, у людей на автомате это происходит. Мне кажется, что уже весь город должен был через этот перекресток проехать. Сейчас, конечно, этот вопрос снят, может, будем донастраивать сам светофор. Он отрегулирован по 30 секунд в каждую сторону, одинаково.
Сколько я ни смотрел, пока ни с одной из сторон проблем не было. Все спокойно проезжают. Единственное, остается отрегулировать движение пешеходов, чтобы люди не ходили по старому пешеходному переходу, а ходили по новому. Мы там уже вчера поставили столбики, чтобы люди не парковались на пешеходном переходе, потому что пока разметку не нанесли, погодные условия не позволяют. Мы уже опубликовали закупку на разметку, соответственно, когда проторгуем и будет нормальная погода, будем делать. Потому что если термопластик клеить на ту дорогу, которая сейчас есть, холодную, он отвалится моментально. Как только мы сможем, сразу нанесем пешеходный переход. Тогда люди будут еще лучше ориентироваться в пространстве.
У нас в планах оставить этот перекресток с регулируемыми светофорами на постоянной основе. Я считаю, что перекресток достаточно тяжелый. Конечно, есть часть общественных организаций, которые предлагают сделать там круговое движение. К сожалению, мы пробовали, оно там не помещается.
– Маловат перекресток.
– Да, маловат. Если бы была такая возможность, мы бы обязательно его там сделали. Потому что круговое движение зарекомендовало себя с достаточно хорошей стороны. Многие псковичи научились пользоваться и пользуются круговым движением, первое время были трудности с этим.
– Ничего, как мы видим, ко всему привыкают.
– Хорошо, когда привыкают к хорошему. Куда хуже, когда люди привыкают к чему-то плохому.
– Борис Андреевич, уже отклик на этот светофор. Ко мне поступил вопрос: на перекрестке Ипподромной и проспекта Энтузиастов можно ли поставить такой же временный светофор? Там тоже несколько затруднено движение, и говорят, что такой же светофор там бы помог. Как считаете?
– На самом деле там нет смысла устанавливать такой светофор: там рядом светофор с пешеходным регулированием. Конечно, там сейчас поток увеличился, но он вызывной, соответственно, можно спокойно выехать, налево повернуть. На самом деле, можно по улице Олега Кошевого проехать и там налево повернуть на более широкий перекресток. Либо поехать с улицы Труда, если не совсем уверен в своем передвижении. Но ставить именно на этом перекрестке светофор я не вижу никакого смысла. Потому что там буквально в 10 метрах пешеходный.
– Борис Андреевич, еще раз добрый день. Два вопроса по дорогам. Первый вопрос касается тоже Коммунальной. Даже не самой дороги, а прилегающих к Коммунальной газонов. Некоторые из них были в ходе прошлого ремонта распаханы, в некоторых местах устанавливали камень бортовой, но не засыпали до конца землей. Будут ли эти работы закончены в этом году? Это первый вопрос. И второй вопрос касается расширения в Пскове каких-либо пешеходных зон. Вот у нас есть участок улицы Пушкина, который пешеходный. Когда-то при проектировании туристического кластера «Псковский» подразумевалось, что и улица Ленина по праздничным дням может быть пешеходной, ставили специальные ограничительные выдвигающиеся столбики. Будет ли администрация города возвращаться к этому вопросу? Спасибо.
– На первый вопрос, по Коммунальной. Да, доделаем. Там еще Псковские тепловые сети работали, так что эти работы были частично исключены из ремонта дороги, потому что мы знали, что Псковские тепловые сети будут разрывать, раскапывать, менять коммуникации. Больше скажу: там еще будет перемычка, Коммунальную они будут пересекать, к сожалению, там, где новый асфальт. Мы этот участок даже не оплачивали в рамках тех объемов, которые были по улице Коммунальной.
Бывают трудности с состыковкой работы коммунальных служб и ремонта дорог. Надо понимать, что некоторые ремонты планируем за два-три года, а необходимость замены коммуникаций может появиться буквально сегодня. Поэтому не всегда это получается. В данном случае мы всячески пытались состыковать этот момент, чтобы новый асфальт и тротуар не разбирать, чтобы потом проложить трубу.
Газоны будем восстанавливать. А что касается пешеходных зон – идея хорошая, будем продумывать. Есть определенные наметки, не буду их сейчас анонсировать. Надо продумать с участниками процесса и, может, общественные организации тоже подключить в части того, чтобы не в ущерб дорожному движению, проезжей части и автомобильному транспорту.
Благоустройство
– По благоустройству хотелось бы поговорить. На вашей встрече с губернатором Михаилом Ведерниковым обсуждался вопрос по территории Сиреневого бульвара. О том, что перенесли на следующий год. И как раз из-за того, что там проводится строительство ливневой канализации. Вы сказали, что федеральные средства, чтобы не были потеряны, перенаправить на ремонт дворов. Какие это дворы? Есть ли уже этот список? Что будет сделано?
– Действительно, нам, можно сказать, повезло. В рамках индивидуальной программы развития региона нам пришли деньги на строительство новой ливневой канализации в створе Сиреневого бульвара и реконструкции в створе улицы Энтузиастов. На улице Энтузиастов около сквера Пограничников всегда подтапливает, такая проблемная точка. Там будет сделана новая ливневая канализация и проведена реконструкция канализационной станции на улице Линейной, между Ипподромной и Линейной. Соответственно, было принято решение Сиреневый бульвар, как общественную территорию, перенести на более поздний срок.
– Но она будет сделана?
– Будет, конечно. У нас уже есть наработки. На Сиреневый бульвар у нас, конечно, были большие планы. Мы проводили опросы по луговым травам, уже определили место для их посева, но, к сожалению, пришлось отсрочить это событие. Мы хотели выставлять его на торги, но потом поняли, что не сможем за один год и поменять ливневую канализацию, и сделать благоустройство. Поэтому было принято решение оперативно поменять объекты, чтобы в зиму не устраивать какие-то подвиги, а сделать всё действительно качественно.
Что касается дворовых территорий, их восемь. В некоторых соцсетях список уже опубликовали, потому что объекты были выставлены на торги. Люди, которые умеют пользоваться сайтом госзакупок, информацию оттуда уже вычленили и опубликовали. Там Зобова, 15, Новоселов, 42, Алехина, 4, Юбилейная, 93... если мне память не изменяет.
– По благоустройству парка Гагарина как идет работа?
– Там активные работы были в том году, на зиму они были приостановлены. Сейчас положительные температуры наступят, и будем завершать объект. Там интересная территория получается: сосновый парк, очень свежий воздух... Задача стояла максимально сохранить природу, которая там есть. Там, насколько я помню, детская площадка будет установлена, места притяжения людей будут сделаны.
– К лету сделают?
– К концу лета, насколько я помню, контракт завершается в августе.
– Обязательно надо посетить его.
– Пока еще не надо, пока еще в работе. Завершится – приходите.
– Определены семь общественных территорий для проведения голосования. Вот такой вопрос: вошли ли туда те, которые не попали в прошлом году? Или это новые территории?
– Это немного другая концепция территорий. В этом году депутаты Псковской городской Думы приняли решение сделать небольшой перерыв. Потому что у нас есть Сиреневый бульвар, который мы не реализовали, проектируется парк Милевка. И надо понимать, что город живёт не только общественными пространствами. Нужны, может, не дворовые, а общедомовые территории, рядом с домами, между домами, где можно устроить детские площадки, места притяжения людей. Они небольшие по объему, но для некоторых микрорайонов могут быть очень важными. Это общественные территории, они муниципальные.
– Это вот как раз они и есть?
– Да, потому что понятно, что на следующий год надо будет и Сиреневый бульвар попробовать реализовать, Милевку. Она много проектов проходила, и общественное обсуждение было, и студентов подключали. Такой объемный объект.
– Эти объекты, так или иначе, будут делать.
– Да, у нас много таких общественных пространств, много заявлялось. Григорий Иванович Стороненков, насколько я знаю, обсуждает пляж в Овсищах. Это действительно интересно.
– Около гостиницы «Рижская»…
– Да, около гостиницы «Рижская» и площадка уже устарела, и покрытие в отвратительном состоянии. Но не все сразу, будем продолжать.
– Если какие-то проекты, может, появятся, мы сможем туда войти?
– Да, может, появятся новые, но мы уже будем готовы. У нас будет готовое решение и готовый проект.
– Да, хотелось бы возле гостиницы «Рижская», потому что там много очень гуляет людей, деток…
– Да, людей там много гуляет, покрытие в отвратительнейшем состоянии. Там очень красивая природа, деревья растут, елки, там такой густой сквер. И, конечно, там детская площадка тоже старая, пришла в негодность. Но надо понимать, что такая большая детская площадка, если мы в современных реалиях будем ее покупать, будет стоить порядка 5 млн.
– Ну, будем ждать. На набережной была экспозиция, недавно появились фотографии, что то ли ветром, то ли вандалы…
– Ветром. У нас же на выходных были достаточно сильные ветра, и не только на набережной, во многих местах. И деревья падали. Там уже всё восстанавливают, организатор – не город Псков, но мы до организаторов достучались. И на набережной, и у Вечного огня, и на Кузнецкой, везде были проблемы. В Детском парке нормально отстояло, он в закрытом пространстве находится.
– Все-таки ураган нас не оставил без хлопот.
– Но это минимальные потери.
– Дорожные знаки, светофоры все удалось восстановить?
– Светофоры-то все живы, а дорожные знаки – да, вешали обратно. Благо не такой ураган, как был год назад в Великих Луках. Дай Бог, что у нас такого не будет. Не хотелось бы потом весь город откапывать.
– Поступил вопрос по поводу Троицкого моста. Вы вывешивали фотографию замков, были ли к вам уже обращения?
– Нет, пока не слышал, чтобы кто-то обращался. Не хотят.
– Не хотят или не помнят, что они туда повесили.
– А может быть, уже развелись за это время.
Велодорожки
– Все может быть. На какой стадии реализации велотранспортная система в Пскове? Как идет процесс создания единого велосипедного маршрута? Скоро начнется активное движение велосипедистов, скутеристов. Мы уже – некоторые с ужасом, некоторые с радостью – ждем этого момента.
– По велосипедам пока ситуация не сильно поменялась. У нас есть концепция по велодорожкам города, проектная документация, средства на этот год. Посмотрим, как сейчас одногодичную будем делать, переходящую. Сейчас есть определенное подорожание материалов, некоторые наши планы необходимо пересмотреть в пользу текущих объектов, чтобы можно было полноценно завершить текущие объекты, а дальше уже будем думать о перспективных.
Все основные планы мы будем реализовывать, может, где-то нам придется подужаться, будем минимизировать этот процесс. Конечно, будем расставлять приоритеты, у нас очень большие планы на проекты и сметную документацию на этот год. На самом деле из заданий, уже сформированных, нужно добить Гаражный проезд до Родинской дороги. В планах запроектировать Ипподромную, сделать вторую очередь Кузбасской Дивизии. К сожалению, там уже надо дорабатывать проект, времени много прошло. В перспективе надо будет дорабатывать проект по третьей очереди улицы Леона Поземского, потому что проект тоже старый. У нас еще инфраструктура городская меняется с каждым днем, поэтому надо вписывать в новые реалии.
– А сколько у Поземского очередей?
– Третья последняя, от Ипподромной до выезда из города. Она самая длинная, но там нет никаких археологических работ. Единственное, если мы сейчас Леона Поземского реализуем в рамках туристического кластера, то тот объект мы уже в рамках туристического кластера сделать не можем, потому что это уже за Окольным городом. Это возможно в рамках БКД, но мы понимаем, что БКД у нас заканчивается в 2024 году.
Пока мы не понимаем, как у нас будет идти финансирование дальше, потому что планы только до 2024 года. А до 2024 года у нас все объекты расписаны. Надо понимать, что разработать много проектов и над ними потом, как царь Кащей над златом, чахнуть тоже неправильно. Мы видим, как у нас динамично меняется ситуация в мире, поэтому лучше сделать так, чтобы потом лишний раз их не переделывать.
– Борис Андреевич. У нас есть неравнодушный читатель, который присылает нам разные проблемные места в городе. Как раз по поводу Поземского, 62 и 68, где идут работы. Он говорит, что жители находятся в грязевой блокаде, что подрядчик… Я понимаю, что сейчас уже, может, подсохло, это такой недельный пример.
– Я два дня назад там был, уже сухо.
– Наверное, он запоздало прислал фотографии. Но там действительно грязно. Просил как-то повоздействовать, чтобы обращали внимание на людей, которые там живут…
– Грязевая блокада в ближайшее время будет закончена. Во-первых, в мае мы начнем укладывать асфальт, сейчас там формируют пешеходные дорожки. В мае начнут выставлять бортовой камень, и когда уже первые слои асфальта - будет чище и намного опрятнее. Плюс смена погодных условий дает о себе знать. Но там специально для пешеходов сделали отдельную дорожку. Правда, я подрядчику сказал, чтобы обозначить специально, чтобы люди знали, что это пешеходная дорожка. Да, сделали они из ФАМа, хорошо уплотнили, чтобы люди могли проходить не просто через стройплощадку, а в отдельно отведенном месте.
К другим вопросам
– Спасибо. Вопрос, который меня тоже просили вам передать, так хорошо разрекламированные долгожданные люки когда появятся?
– Контракт вроде заключен, буквально позавчера-вчера должен был быть подписан. К сожалению, производство не быстрое, полтора-два месяца.
– В следующий раз к нам придете, может, уже скажете…
– Не скоро вы меня ждете, я понял.
– Нет, я имела в виду, что вы уже нам точно скажете. Мы вас ждем вообще каждую неделю, потому что вопросы к вам у псковичей всегда есть. Вы предлагали горожанам выбрать лежаки, которые решили разместить на набережной. А где конкретно?
– Место еще прорабатывается. Сейчас надо еще решить вопрос их закупки, нашли именно такие, как были представлены в голосовании. Стоимость известна, надо заключить договор. Думаю, пара месяцев нам понадобится на поставку.
– Сколько хотите?
– Надо попробовать сначала, думаю, 5-10 штук.
– Будут они пользоваться спросом? Думаю, будут.
– Давайте посмотрим. Главное, чтобы не было местом притяжения людей с…
– Желающих переночевать в хорошую летнюю погоду.
– Не только переночевать, но и распивать, и многое другое. Все-таки это предназначено для того, чтобы люди могли просто чувствовать единение с красивым обликом нашего города. Как это сделано в таких крупных городах, как Москва.
– Мы тогда будем следить за вашими соцсетями, там вы явно разместите всё. Вопрос: месячник по уборке города, наверное, уже скоро стартует, да? Есть ли какие-то особенные участки, которые будут убирать?
– Планируем. Да весь город. Тут кратко.
– Главное, будут ли в нем участвовать управляйки. Потому что в некоторых дворах очень грязно, уже сейчас видно, особенно ветром этим нанесло. Будут ли в Пскове в этом году работать летние кафе? Их будет ограниченное количество? Или вернемся к тому, как…
– Летние кафе – это вопрос больше к бизнесу. Но в принципе, все те, кто там ежегодно работал, пока не отказывался. Запросов пока не было. Мы им предоставляем в аренду этот земельный участок под кафе. Есть там уже первые запросы, там минимально пока. Но я думаю, ближе к сезону...
– Просто сегодня как раз по федеральному каналу сказали, что в Москве с сегодняшнего дня открываются летние кафе.
– Ну, в принципе, ночью -10, нормально посидеть, поморозиться.
– Коллеги, есть еще вопросы?
– Говорили, что меняется система управления городом, будет единая. Хотела узнать, может, планируется вернуть наименование мэр города?
– Это вопрос не ко мне, это вопрос к Думе.
– Может, у вас есть свои приоритеты? Что хотелось бы?
– Я пока еще глава администрации, и поэтому говорить о перспективах, я думаю, надо ближе к тому моменту, когда это вступит в силу. А вступит в действие это только со следующего созыва. Пока я занимаю ту должность, которую занимаю, и выполняю ту работу, которую надо выполнять. А как это будет называться – сити-менеджер или глава администрации, мне вообще не принципиально. Главное - выполнять те задачи, которые стоят, и быть честными перед гражданами.
– Здравствуйте. Как раз вопрос под 1 апреля. У нас недалеко от нашего здания располагается островок: место встречи называется, с часами и скамеечкой. Может, видели? На улице Ленина, возле церкви. Напротив Союза художников. Так вот, на него не попасть, к сожалению. Потому что туда нет пешеходных зон. Нет пешеходных переходов. Может, с этим что-то можно сделать?..
– Надо посмотреть. Я, честно говоря, не обращал внимания.
– Там можно перейти только от ПсковГУ к Союзу художников.
– Да, и вот когда, Борис Андреевич, пойдете туда, там вот такой указатель есть, на нем ничего не написано.
– Это загадка. Загадка.
– Часы еще опаздывают.
– Накидали задач!
– Потому что это рядом с нами.
– Там свидания назначают, а там и время не то, и не попасть.
– Не сходится, все не сходится.
– Нелюбовь называется. Еще тогда вопросы. Ремонт лестниц в Финском парке и набережной запланирован ли? Они не в самом хорошем состоянии.
– Да, запланирован. На самом деле контракт был разыгран еще в том году, к сожалению, подрядчик не успел их выполнить. Но вот сейчас, при наступлении положительной температуры, обязуется начать выполнять.
– И еще такой вопрос, тоже весенний. Когда запланировано озеленение? Планируется ли в ближайшее время высаживать цветочки?
– Цветочки рано высаживать. Ближе к маю, в любом случае. Сейчас еще закупка только в стадии, не помню, может, выставили уже. Планируется озеленение, но, к сожалению, цветы дорожают с каждым днем, поэтому…
– Мы переживаем, будут ли цветочки.
– Будут.
– А те самые ярмарочные, микроярмарочные пространства, которые планировалось открыть в Финском парке, где у нас гуляют люди, они появятся?
– Да, появятся.
– А когда?
– При наступлении положительных температур. У нас следующее микроярмарочное мероприятие запланировано на Пасху. Скорее всего, в Детском парке. И после Пасхи эти домики разъедутся по разным точкам. Это и набережная реки Великой, и Финский парк, и парк Строителей. Сейчас дополнительно ищем представителей бизнеса, которые готовы там располагаться, чтобы торговать.
– На Пушкина не будет домиков?
– Посмотрим. Те же самые домики сейчас стоят под охраной у строителей Троицкого моста, они будут перенесены как раз в Детский парк. А потом уже мы их рассортируем по разным точкам, в Финском парке тоже не одна точка будет.
– Маленький вопрос. В связи с массовым уходом из иностранной соцсети, запрещенной в России, планируете ли вы вернуть прямой эфир в соцсеть «ВКонтакте»?
– Да, планируем. На самом деле… Сегодня пятница? Ну, сегодня не успели. Тогда в следующую пятницу ждите прямого эфира. Потому что прямой эфир был у нас где-то в час дня. Сегодня я в час дня у вас. Даже не в час, в два... В общем, в следующую пятницу начнем. Посмотрим, на самом деле я еще никогда не проводил прямые эфиры в «ВКонтакте». Честно говоря, еще не знаком с этим сервисом. Я очень давно не пользовался этой соцсетью, лет 10, если не больше. Для меня это новая соцсеть, которой я ещё учусь пользоваться. Я уже привык к определенным вещам, на автомате все происходит. А некоторым новым вещам приходится заново обучаться.
– Перешли ваши подписчики в Telegram? Нравится он вам?
– Частично да. Telegram, скажем так, больше новостной, информационное общение. Там, конечно, есть комментарии, люди пишут их. Но, наверное, больше всего откликов в «ВКонтакте». Он более приближен к соцсетям в данном случае. Короткие новости, информационная повестка.
– Но мы следим за всеми вашими соцсетями.
– Там контент, плюс-минус, одинаковый, конечно, иногда различается, но крайне редко.