Сделай сам: Как перестать делать уроки с ребенком
Что мешает ребенку самостоятельно выполнять домашнее задание и как быть, если за невыученные уроки мама переживает больше, чем сам школьник? Ответы на эти и многие другие вопросы родители смогут получить в ходе тематической недели «Ребенок и домашнее задание: методические и психологические аспекты». О том, какие вебинары стоит обязательно посетить, рассказала руководитель Службы семейного консультирования «Содействие» ПсковГУ Екатерина Ковалевская.
Для удобства родителей
Екатерина Владимировна, почему темой тематической недели стало домашнее задание?
- Мы анализируем те запросы, с которыми к нам обращаются родители. Вопросы, касающиеся обучения ребенка, его успеваемости, успешности, стоят на одном из первых мест. А так как у нас есть хорошие педагоги и методисты — все кандидаты педагогических наук и предметики, мы решили в помощь родителям организовать такую неделю.
Целую неделю будут идти онлайн-вебинары. Такой формат удобен родителям?
- Практика показала, что нашей аудитории — родителям — гораздо легче воспринимать информацию, когда она идет скученно, они даже активнее записываются на такие мероприятия. Да и нам такой формат тоже интересен, потому что мы можем выстраивать программу своих действий в определенную схему. Мы провели уже две такие недели. Первую - в феврале по повышению родительской компетентности, вторую - в марте о здоровье и физическом развитии ребенка.
По какому принципу происходит наполняемость недели? Встречи стартуют с вебинара «Как помочь детям осознать необходимость изучения истории своей страны». Как связаны история и домашнее задание?
- Составляя план занятий, мы отдаем предпочтение тем темам, в которых более компетентны наши специалисты. Они предлагают свои варианты, и мы выбираем те, которые наиболее актуальны и интересны.
Эта тематическая неделя ориентирована на родителей, которые воспитывают детей какого возраста?
- Вебинары будут особенно интересны родителям дошкольников и младших школьников. Именно в этот период мамы и папы довольно активно включаются в учебную деятельность ребенка и помогают ему с выполнением домашних заданий.
Каким образом родители могут принять участие в вебинарах?
- Вся информация о них размещена в наших группах в соцсетях, там же есть ссылка для регистрации. Родитель, пройдя по этой ссылке, может сам выбрать, на какие вебинары он хочет записаться. Нам эта информация приходит, и мы накануне вебинара присылаем ему ссылку на указанную электронную почту. Важно, чтобы родители указывали адрес верно. У нас уже были случаи, когда ссылки на эфир до адресата не доходили, а при выяснении обстоятельств оказалось, что электронный адрес был указан неверно. Пройдя по ссылке, родитель подключается к веб-конференции через систему Zoom. Сам вебинар строится следующим образом: наш специалист в течение 30- 40 минут дает материал, а потом отвечает на вопросы от родителей. В течение последующей недели-двух мы рассылаем родителям запись вебинара и сертификат участника.
Научить учиться
Программа довольно плотная, в какие-то дни вебинары идут дважды. Посоветуйте, как специалист, что родителям стоит обязательно посетить, если время и занятость не позволит им побывать на всех?
- Я рекомендую посмотреть все вебинары. У нас все продумано и удобно сделано: если родитель зарегистрировался, но не смог поучаствовать, то мы ему вышлем запись и контакты специалиста на тот случай, если у него возникнут вопросы. Так же могут поступить и те родители, которые в вебинаре участвовали, но вопрос либо не решились задать в эфире, либо он возник по завершении трансляции. Получить ответ можно не только очно, но и по телефону или электронной почте.
Что касается наиболее интересных вебинаров этой недели, то могу посоветовать «Барьеры успешной учебы: выученная беспомощность», который состоится 21 апреля. В ходе встречи родители узнают о том, каковы причины нежелания ребенка учиться, быть самостоятельным и мотивированным на активную учебную деятельность. Барьеры могут быть психологическими, особенно в первом классе, когда ребенок еще только адаптируется. Важна ведь не только познавательная, но и психологическая готовность. Посмотрев вебинар, родители смогут понять, готов ли их ребенок к школе, нет ли у него барьеров для обучения, а если есть, то как их преодолеть. Вопрос актуален не только для дошкольников и первоклассников. Барьеры могут возникнуть в любом возрасте. На это влияет характер общения с учителями, коллективом, установки родителей на обучение, их требования к ребенку - все это создает некую психологическую атмосферу и может как способствовать, так и препятствовать учебной мотивации.
Еще один вебинар, который стоит внимания родителей, посвящен стилям учебной деятельности. Его проведение запланировано на 20 апреля. Человек в любой деятельности формирует свой стиль. Этот стиль влияет на многое. В его формировании и сами родители играют довольно большую роль. Вебинар поможет родителю проанализировать учебный стиль ребенка, понять, как он сам повлиял на его становление, кроме того, родитель получит рекомендации, как этот стиль можно немного подправить.
Ну и, безусловно, не стоит пропускать вебинар, который завершит тематическую неделю. Называется он «Домашние задания — делать или не делать вместе с ребенком?». Разговор будет о том, как родителям не переступить грань. Ведь, с одной стороны, они должны помогать детям с выполнением домашнего задания, а с другой — не должны делать уроки за ребенка. У каждого участника этого процесса должна быть своя степень ответственности. Проведет вебинар психолог-педагог детского центра «Надежда» Ксения Рябова. Она как раз из тех психологов-практиков, которые работают у нас в городе. Это отличный специалист, наша выпускница, имеет достаточно большой опыт успешной работы с детьми.
Профессионалы на линии
Кто проводит вебинары?
- В работе службы задействовано большое количество преподавателей института образования и социальных наук ПсковГУ (психологи, социальные работники, дефектологи, специалисты по физической культуре) и специалисты-практики, которые работают в различных организациях Пскова. Обратиться к нам за помощью и поддержкой может любой родитель неограниченное количество раз и совершенно бесплатно. Вопросы самые разные — от тех, что касаются обучения, развития и воспитания ребенка, до собственного состояния.
Вебинары пользуются интересом? Много желающих поучаствовать?
- Да, пользуются. Мы как раз недавно проводили мониторинг, который показал, что с начала проекта его услугами воспользовались 870 человек. В целом на вебинары у нас записывается 50 - 100 человек. Единственное - не все подключаются, но потом просят видео.
Мероприятия и встречи проходят только онлайн?
- В основном, да. Очно наш специалист по физической культуре проводил несколько мастер-классов для родителей. Но этот формат мы планируем поддерживать и развивать, думаем, какие еще мероприятия смогли бы проводить очно.
А какая помощь родителям больше требуется? Психологическая?
- Когда наша служба только начала свою работу, от родителей было больше заявок на оказание психологической помощи. Сейчас ситуация несколько поменялась, есть спрос на методические рекомендации. Родителей интересуют различные аспекты обучения и воспитания детей.
Как быстро может родитель попасть к вам на консультацию?
- Время реакции модератора на запрос - 1-2 дня, потом вопрос попадает к специалисту, и он с родителем связывается. Другое дело, что иногда нашему специалисту не дозвониться до обратившегося. Я в таких случаях прошу специалистов звонить до последнего, потому что тот факт, что родитель обратился, говорит о том, что проблема есть, но для того, чтобы ее решить, человеку надо преодолеть собственные барьеры. Во многом именно по этой причине формат вебинаров более востребован. Однако в месяц мы даем до 40 консультаций. Очная длится до 40 минут, дистанционная — 15- 20 минут. Мы работаем в формате вопрос-ответ, к нам можно и по телефону обратиться, и по электронной почте, и в соцсетях свой задать вопрос. У нас есть даже рубрика «Задай вопрос специалисту». Родитель может записаться на консультацию к определенному специалисту, а может свой вопрос задать сразу нескольким нашим экспертам.
Тематическая неделя «Ребенок и домашнее задание: методические и психологические аспекты» пройдет с 18 по 24 апреля.
Служба семейного консультирования «Содействие» создана при ПсковГУ при поддержке Министерства Просвещения РФ в рамках национального проекта «Образование», Федерального проекта «Современная школа».
Основная задача деятельности службы - безвозмездное оказание комплексной психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей.