Русская Православная Церковь встречает Преображение Господне

На фото: икона Преображения Господня

18 августа, накануне праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершит всенощное бдение в Свято-Троицком Кафедральном Соборе. Об этом ПАИ сообщили в информационной службе Псковской епархии. В сам же праздник, 19 августа, Владыка будет служить в Великолукском благочинии, в храме Преображения Господня в посёлке Локня. Там митрополит проведёт Божественную литургию с праздничным молебном.

 

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трём векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне святого Андрея Критского. В этом слове термин "Преображение" рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и святой Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

 

Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13 августа по старому стилю. К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

 

Обычай освящать плоды - древний. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (старый стиль) было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды. Важнейшие из них - колосья и виноград – приносят в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чём говорится и в самой молитве, читаемой над "гроздием".

 

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растёт или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой – "На освящение начаток овощей (плодов)". Освящение плодов имеет ещё и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошёл грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

 

Сам чин освящения плодов просиходит после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: "Господу помолимся ", и священник читает молитву "в причащение гроздия", после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...