790 лет исполнилось со дня рождения Александра Невского

30 мая исполнилось 790 лет со дня рождения защитника земли русской – Александра Невского. Александр родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском, а в 2 года был перевезён под Новгород к отцу Ярославу. Пятилетнему Александру отец учинил "княжеский постриг", после которого начал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович.

 

В 1228 вместе со старшим братом Фёдором были поставлены в Новгороде, но по случаю волнений княжичи принуждены были уйти к отцу. В 1230 великому князю Ярославу удалось снова оставить Новгород за Фёдором и Александром, однако три года спустя, в пятнадцатилетнем возрасте, Фёдор умер.

 

В 14 лет состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев. В 1236 Ярослав уехал княжить в Киев и Александр стал самостоятельно править в Новгороде, который гордился своим князем. Он выступал защитником сирот, вдовиц, был помощником голодающих. Князь смолоду чтил священство и монашество, т.е. был князем от Бога и послушным Богу. Перед молодым князем возникла проблема татар и другая более близкая и более серьёзная опасность со стороны шведов, ливонцев и Литвы. Борьба с ливонцами и со шведами являлась, вместе с тем, борьбой православного Востока с католическим Западом. В 1237 — разрозненные силы ливонцев — тевтонского ордена и меченосцев — объединились против русских. В 1239 году князь обвенчался с княгиней Александрой из Полоцка. Но спокойной жизни у него не было. Князь приступил к укреплению западной границы своей области по реке Шелони. В следующем году немцы напали на Псковскую область, а шведы, побуждаемые папой, двинулись на Новгород под предводительством самого правителя страны, королевского зятя Биргера. Уверенный в победе, Биргер прислал Александру объявление войны, гордое и надменное: "Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою".

 

Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Князь тогда молился на коленях в соборной церкви Софии Премудрости Божией, а обращаясь к воинам, он сказал слова и поныне крылатые: "Не в силе Бог, но в правде". С небольшою, сравнительно, дружиною новгородцев и ладожан Александр ночью 15 июля 1240 года врасплох напал на шведов, когда они при устье Ижоры, на Неве, остановились лагерем для отдыха, и нанёс им полное поражение. Сам сражаясь в первых рядах, Александр "неверному кралю их возложил остриём меча печать на челе". Победа в этой битве дала ему прозвание Невского и сразу в глазах современников поставила на пьедестал великой славы. Впечатление от победы было тем сильнее, что она произошла в тяжёлый период невзгод в остальной Руси.

 

В глазах народа на Александре и Новгородской земле проявлялась особая благодать Божия. Появилось сказание о явлении Пелгусию князей-мучеников Бориса и Глеба, шедших на помощь своему "сроднику Александру". Само сражение историки назвали Невская битва. Тем не менее, новгородцы, всегда ревнивые к своим вольностям, в том же году успели рассориться с Александром, и он удалился к отцу, который дал ему на княжество Переславль- Залесский.

 

Между тем на Новгород надвигались ливонские немцы, чудь и литва. Они повоевали и обложили данью вожан, построили крепость в Копорье, взяли город Тесов, разграбили земли по реке Луге и стали грабить новгородских купцов в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы обратились к Ярославу за князем; он дал им второго своего сына, Андрея. Это не удовлетворило их. Они отправили второе посольство просить Александра. В 1241 Александр явился в Новгород и очистил его область от врагов, а в следующем году вместе с Андреем двинулся на помощь Пскову, где сидели немецкие наместники. Псков был освобождён, и Александр направился в Чудскую землю, во владения ордена.

 

5 апреля 1242 произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище. Целым рядом побед в 1242 и 1245 годах он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали "блюстися имени его". Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили ему часть Летголии. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Невскому двух кардиналов с буллой, написанной в 1248 году. Папа, обещая помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра пойти по примеру отца, согласившегося будто бы подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: "си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем".

 

Совсем другую политику проводил Александр по отношению к татарам. Согласно одной точке зрения при тогдашней малочисленности и разрозненности русского населения в восточных землях нельзя было и думать об освобождении из-под их власти и оставалось положиться на великодушие победителей. Другие историки считают, что борьба с татарами могла бы быть успешной, но Александр хотел использовать их помощь для установления своей жёсткой власти над вольными городами. В любом случае Александр решил ладить с татарами во что бы то ни стало.

 

Похоронив отца в 1246, он, по требованию Батыя, в первый раз поехал поклониться хану в 1247. Батый отправил его, вместе с братом Андреем, ранее прибывшим в Орду, к великому хану в Монголию. Два года потребовалось им на это путешествие. Хан княжеством владимирским пожаловал Андрея, а Александру дал Киев и Новгород (1249). Киев после татарского разорения потерял всякое значение; поэтому Александр поселился в Новгороде. Он понял, что покорность завоевателю может доставить такие выгоды князьям, каких они не имели прежде. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с многочисленным и непостоянным вече. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. А это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси.

 

В 1255 новгородцы изгнали от себя его (Александра Невского) старшего сына Василия и призвали Ярослава Ярославича Тверского. Княз Александр же силою заставил их снова принять Василия и неугодного ему посадника Анания, поборника новгородской вольности, заменил услужливым Михалкой Степановичем. В 1256 шведы попытались было отнять у Новгорода финское побережье, приступив к постройке крепости на реке Нарове, но при одном слухе о приближении Александра с суздальскими и новгородскими полками убежали обратно. Чтобы ещё более устрашить их, князь, несмотря на чрезвычайные трудности зимнего похода, проник в Финляндию и повоевал поморье.

 

В 1258 князь Александр ездил в Орду "чтить" ханского наместника Улавчия, а в 1259 году, угрожая татарским погромом, добился от новгородцев согласия на перепись населения на поголовную дань. Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома даже и тогда, когда в 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на Русь, но Александр Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде в эту последнюю, четвёртую свою поездку зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг в Городце на Волге, где принял монашеский постриг и схиму с именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года.

 

Узнав о кончине заступника за Русь, митрополит Кирилл сказал в Успенском соборе стольного города Владимира: "Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли", и все с плачем воскликнули: "уже погибаем". Усопшего перевезли во Владимир и положили в соборе Богородице- Рождественского монастыря 23 ноября 1263 года. При захоронении были отмечены многочисленные исцеления. Народ был в печали. Современники воспринимали почившего как особого молитвенника и заступника за Русь и православие. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого "ни в царях царя, ни в князьях князя". Такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский, а женщины татарские его именем пугали детей.

 

Императрица Екатерина II учредила орден святого князя Александра Невского. Кавалеры ордена 30 августа 1790 года перенесли раку с мощами во вновь отстроенный грандиозный Троицкий собор. Тогда же учредили крестный ход от Казанского собора в лавру.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...