12
Общество

Взгляд с другой стороны: 58-я пехотная дивизия Вермахта в Пскове

Псковское агентство информации продолжает публикацию серии авторских материалов Михаила Туха (aka Мефодий), посвященных событиям военных лет в Пскове и Псковской области. Особенность проекта "Взгляд с другой стороны" заключается в том, что даже хрестоматийные сюжеты Михаил открывает с неожиданной стороны благодаря использованию в качестве источников уникальных материалов. Это не только документы немецких и советских армейских подразделений, но и сделанные захватчиками фотографии из личных коллекций автора и его коллег. Эти снимки, десятилетиями хранившиеся в семьях бывших солдат вермахта, они приобретают на интернет-аукционах у их наследников, распродающих "дембельские альбомы" дедов.

 

Не раз в материалах, посвященных событиям лета 1941 года, приходилось читать, что немецкое командование называло Псков "ключом к парадным дверям Ленинграда". Мне не удалось выяснить, кого из германского генералитета цитируют данные публикации, но со справедливостью этого высказывания не поспоришь. Псков - важнейший узловой центр железных и шоссейных дорог, ведущих на Ленинград, и поэтому его захвату придавалось большое значение. Это важнейшее значение он сохранял всю оккупацию. Ведь осаждающие Ленинград немцы практически "сидели" на двух основных железных дорогах, идущих через Нарву и Псков. То же касается и шоссейных дорог. Поэтому в альбомах солдат практически любого немецкого соединения, воевавшего под Ленинградом, есть кадры, сделанные в Пскове.

 

Велик был и гарнизон оккупантов в городе. Части люфтваффе, разведки и контрразведки, связисты, транспортные колонны, склады, ремонтные мастерские, госпитали, инженерные и строительные соединения Вермахта, подразделения Имперской службы труда, охранные и полицейские части, организация Тодта. Этот список можно продолжать. И все стремились запечатлеть свое пребывание в Пскове на фотопленку. Сейчас у нас есть возможность увидеть некоторые из этих фотографий.    

 

После захвата Пскова XXXI моторизованный корпус немцев устремился к своей главной цели, Ленинграду. На ленинградское шоссе вышли две дивизии корпуса, 1-я танковая и 36-я моторизованная. 6-я танковая дивизия ушла восточнее, в направлении Порхова. Фронт сильно растянулся, необходимо было подтягивать отставшую пехоту. Однако скорость пылящих по дорогам пешком пехотных дивизий была низкой. Остановка же наступающего моторизованного корпуса в ожидании подхода пехоты давала передышку частям Красной армии,  которые немедленно приступали к созданию нового оборонительного рубежа.

 

Из показаний пленных немцы знали, что в районе Луги создается новая мощная укрепленная позиция. Немцам надо было спешить, чтобы не дать возможность заполнить ее войсками. Поэтому они прибегли к перевозке отставшей пехоты автотранспортом моторизованных и танковых соединений. Среди прочих, грузовиками 36-й моторизованной дивизии на Гдовское шоссе была переброшена  58-я пехотная дивизия. Она подходила к Пскову с запада, по Рижскому шоссе. Сегодня мы посмотрим репортажную съемку солдата этой дивизии, запечатлевшую проезд мотоколонны дивизии через Псков. Это примерно 12-14 июля. Съемка велась из кузова грузовика, дороги в Пскове и тогда были не лучшими, поэтому некоторые снимки из-за тряски не совсем резкие. Но и в таком виде представляют несомненный интерес.   

 

На фото: Трёхтонный грузовик Opel Blitz 3,6-36 S из состава 36-й моторизованной дивизии (об этом говорит нарисованный на левом крыле знак 36.id(mot), белый мальтийский крест) везет пехотинцев 58-й пехотной дивизии по Рижскому шоссе к Пскову.

 

На фото: Блицкриг оставлял немецкой пехоте на сон 4-5 часов, поэтому солдаты спали при первой же возможности. В кузове грузовика, едущего к Пскову.

 

На фото: Позади за спящими солдатами, в кузове сложены ранцы, плащ-палатки, велосипеды.

 

На фото: Колонна въезжает в Псков. Завеличье. Сейчас это Рижский проспект у  магазина Маяк.

 

На фото: Снимок сделан примерно в районе теперешнего клуба R-16. Если присмотреться, на дороге брусчатка. Впереди уже виден мост Красной армии. Здание в кадре слева снесли в 1980-е. Виднеется Дом специалистов на Углах (Рижский пр-т, д.5).

 

На фото: Колонна приехала на перекресток Рижского шоссе (Рижский пр-т) и ул. Интернациональной (ул. М. Горького), Углы. Мост взорван, поэтому колонна поворачивает вправо по Интернациональной, в сторону наплавного моста, который был наведён на Детскую улицу.

 

На фото: Спустившись к реке по ул. Лагерной, колонна выезжает к понтонному мосту. В кадре взорванный мост Красной армии, слева здание Псковского речного порта.

 

На фото: Переправу прикрывает самоходная зенитка 2-cm Flak-30 на базе полугусеничного тягача Demag Sd.Kfz.10. Справа здание станции ОСВОД, построенное в 1929 году. Вдалеке виднеется взорванный железнодорожный мост.

 

На фото: Колонна выезжает на наплавной мост (понтонно-мостовой парк Brueckengeraet C). Мост наведен на ул. Детская.

 

На фото: Вид с наплавного моста на взорванный мост Красной армии.

 

На фото: Колонна движется по ул. Леона Поземского. Слева церковь Варлаама Хутынского. По ул. Леона Поземского ходил трамвай (маршрут № 1), в кадре трамвайные пути.

 

На фото: Колонна выезжает из Пскова в сторону Гдова. Позади виден Троицкий собор.

 

На фото: Гдовское шоссе. Свинарники севернее деревни Алмазово (ул. Алмазная).

 

Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации

Михаил Тух
Версия для печати

А вы отметили для себя изменения в работе автобусов в Пскове?

Проголосовать >>>


Идет загрузка...