Предел жадности

От редакции: 6-9 октября в Москве состоялся Всероссийский форум приемных семей. В его работе принял участие и обозреватель Псковского агентства информации Даниил НОВИКОВ - приемный родитель и председатель общественной организации "Помогай-ка!". Он рассказал об успехах Псковской области в деле передачи детей-сирот в семьи, выступил с предложением о развитии семейного устройства детей-инвалидов, а также стал модератором одной из дисскусионных площадок и поделился опытом взаимодействия общественников со СМИ. О том, что происходило за кулисами форума, и чем основная масса его делегаций отличалась от псковской, Даниил рассказал в своей авторской колонке.

 

 

Отправляясь на всероссийский Форум приемных родителей я и представить не мог, что попаду на слет многодетных бабушек. Воображение рисовало мне жизнерадостные компании открытых, инициативных людей – именно с такими опекунами и усыновителями я ехал в поезде "Псков-Москва", с такими привык общаться и в "Фейсбуке", и с такими провожу свободное время в реальной жизни. А тут – 900 унылых пенсионерок, вырастивших по 20-30 детей: продукт картины мира региональных властей, решивших отправить в Москву самых заслуженных и орденоносных дам.

 

Мои завышенные ожидания от делегатов, видимо, были обусловлены тем, что скучных и раздраженных приемных родителей я попросту никогда не встречал. Говорят, каждый человек неосознанно формирует круг общения, комфортный для себя. Эту гипотезу мне пришлось подтвердить в первый же вечер, когда я встретил двух прекрасных девушек из пензенской организации "Благовест" – Наталью Городискую и Марию Львову-Белову. Обе – мамы 7-8 детей, и обе делают в родной Пензе за год столько, сколько и дюжина "Помогаек" не осилила бы. Познакомившись с такими же молодыми и безумными московскими общественниками, мы четыре дня вместе работали и общались, радуясь, что у нас столько общих идей.

 

Наталья Городиская, Мария Львова-Белова, Даниил Новиков и дети из семьи Родионовых - победители творческой ассамблеи замещаюих семей

 

Делегаты, тем временем, занимались, по моим ощущениям, в основном, двумя вещами: возмущались и принимали пищу. Плотно позавтракав, жаловались на плотный график, и, едва отвоевав место в зале заседаний, шли на кофе-брейк, откуда не могли быстро выбраться, потому что 900 тетенек с заныканными в карманах печеньками и пирожками не могут, не создав хаоса, за 15 минут дважды преодолеть два лестничных пролета. Поняв, что таким же образом можно не успеть на обед, и проклиная глупых организаторов, на вторую секцию приходили уже не все – в ресторане со "шведским столом" было явно интереснее. После обеда 1000-местный концертный зал был пустым наполовину, а ближе к вечеру в нем оставалось и вовсе человек 200: недовольные задержкой, ими же созданной,  изголодавшиеся делегаты, бурча, удалялись на ужин, чтобы умять еще килограмм-другой килокалорий.

 

Между тем, программа Форума была шикарной. Можно было в удобное время получить консультации юристов и психологов. Можно было посетить выставку некоммерческих организаций и посмотреть, какой полезный опыт перенести на свой регион. Наконец, можно было вернуться домой с идеей о создании общественного объединения приемных родителей.

 

Психолог Юлия Курчанова - волонтер псковской организации Росток, поддерживающей детей-инвалидов

 

Но большинство делегатов на выставке только хватали яркие буклеты и глянцевые журналы (вроде прошлогодних выпусков издания "Родные люди") – по несколько экземпляров, даже вместе с чужой сумкой. Лишь бы достался дефицит, а там разберемся. Так же, как выхватывали памятные открытки из рук Юрия и Инны Маликовых, подаривших им великолепный концерт – вырывая друг у друга, перескакивая через ряды. А когда делегатам на дискуссионных площадках предлагали сделать что-то на местах самим, те удивлялись: пусть власти создают все эти общественные советы, а туда войдем, если позовут. И еще искренне негодовали, когда докладчики от власти отчитывались о мерах материальной поддержки. Мало, дайте еще.

 

Практически все профильные министры, выступавшие перед приемными родителями в Колонном зале Дома союзов, были раскритикованы, но "за глаза" - позже, в отеле "Космос". В лифтах, коридорах и фойе мне ежеминутно попадались дамы с бейджами Форума, делящиеся впечатлениями: а вот там это есть, а у нас нет, чем же мы хуже? Все дружно завидовали Москве и Ненецкому АО, не вдаваясь в детали географического положения и бюджетного проектирования этих регионов. Масла в огонь подлила зампред госдумовского комитета по семье, женщинам и детям Ольга Баталина – опытный политик легко нашла в душах делегатов струны надежды на позитивные изменения, и ловко сыграла на них свой харизматичный концерт. Обещаниям депутата от "Единой России" приемные мамы поверили, сочтя всех остальных лгунами и жуликами.

 

Ольга Баталина окормляет свою паству

 

Наблюдая за всем этим, я начал искренне уважать обычных многодетных родителей, которые несут свою тяжкую крестягу, самостоятельно зарабатывая на жизнь. При этом дети у них могут быть незапланированные, а здесь – точно наоборот: каждый приемный ребенок – ответственный шаг, подкрепленный договором с органами опеки и попечительства. И на каждого такого ребенка государство выдает по 12-20 тысяч в месяц. Несложно подсчитать, какую прибавку к своему бюджету получит семья, в которой, например, 5 приемных детей.

 

Неудивительно, что при таком раскладе многие опекуны предпочитают не работать. А, не работая, желают еще и не нищебродствовать, и требуют от государства и муниципалитетов большего – микроавтобусы, землю, стройматериалы, новые льготы и пособия. При этом они напрочь забывают о том, что обычные семьи вообще не получают никаких выплат. Как тут не вспомнить пословицу о протянутом пальце и отгрызанной вслед за ним руке?

 

Большинство многодетных приемных семей "со стажем" искренне считают себя святыми людьми с огромным сердцем, источающим свет и благодать – даже несмотря на то, что некоторые из них устраивают для сирот в своем доме приют казарменного типа и запрещают видеться с кровными родственниками. Они охотно кивают, когда их называют героями, ведь они в самом деле в это верят. Тогда как в действительности то, что происходит в некоторых регионах, где институт приемной семьи используется для решения проблем безработицы, иначе как паразитированием на детях и не назовешь.

 

Работа площадки

 

Я тоже снимаю деньги со сберкнижки своего приемного сына - выплаты на его содержание - 9-10 тысяч рублей каждый месяц. Еще 4641 рубль – мое вознаграждение (по договору возмездной опеки). Но, планируя свой бюджет, я и не думаю включать туда эти деньги, воспринимая и выплаты, и вознаграждение, как имущество ребенка. На них приобретается одежда, оплачиваются школьные затраты, откладываются средства на мебель и дорогое спортивное снаряжение. А для того, чтобы оплачивать кредиты, снимать жилье, покупать подарки и путешествовать на по Европе, я работаю еще на четырех работах. И если государство вдруг передумает перечислять деньги на ребенка, мы не пропадем.

 

Одним из решений Форума стало предложение к Минобрнауки о разработке Этического кодекса опекуна. Наверное, даже несмотря на увиденное в Москве, создавать такой документ рано – Россия пока к нему не готова. Думаю, надо сперва подождать лет 10, пока средняя доля сирот, воспитывающихся в семьях, по стране не достигнет показателя в 90%, а основная армия приемных родителей не пройдет подготовку в ШПР, ставшую с прошлого года обязательной. Вот тогда можно будет включать фильтр: отправлять на обучение в Школу принимающих родителей всех заслуженных и орденоносных, но далеко не идеальных опекунов, желающих взять еще ребенка. Если будут отказываться и колотить себя пятками – отказывать в новой опеке и провожать на почетную печку.

 

UPD: Наверное, раз эта заметка вызвала такую бурю кривотолков, стоит резюмировать ее основные тезисы - для тех, кто за обидами на "печеньки" и "печку" не видит, о чем тут речь:
1 - Решение проблем безработицы при помощи устройства нескольких сирот на возмездную опеку в одну семью - это опасная тенденция. И я тревожусь, когда невежественная дама из Бурятии с трибуны призывает власти трудоустраивать людей при помощи семейного устройства.
2 - Ребенок со сложной судьбой может воспитываться только подготовленными (как минимум, в ШПР) родителями. И я выступаю за то, чтобы к 2023 году в России не осталось ни приемного родителя ни одного усыновителя без соответствующего сертификата. Даже, если это родственная опека.
Хотелось бы, чтобы дискуссия строилась вокруг этих тем,

а не сводилась к обсуждению персоны автора, который, конечно, поступает некрасиво, нелицеприятно высказываясь о людях страшего возраста. Но, во-первых, при всей признательности тем, кто совершал подвиги в 90-е, сейчас на календаре 2013 год, и гораздо важнее думать о том, что будет происходить завтра. А во-вторых, это ведь не редакционная статья ПАИ, а запись в моем личном блоге. И излишняя экспрессия тут вполне допустима. Я у себя дома, и позволяю вам гадить в прихожей не отключаю комментарии лишь потому, что чересчур гостеприимен.

И еще: я никогда не комментирую без авторизации. Если я все-таки размещу здесь комментарий - рядом с ним будет мой портрет.

Даниил Новиков
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...