Работа над ошибками

Псковский академический театр драмы им. Пушкина – это очень известное учреждение культуры. Настолько известное, что на открытие его после реконструкции приезжал сами президент Путин, а количеству неоплаченных публикаций в прессе может позавидовать любая пиар-служба. Беда только в том, что в последнее время псковский театр славится не только и не столько новостями о постановках, сколько дрязгами, вынесенными зачем-то в публичное пространство. Конфликт, а вернее сказать, взаимное недопонимание и недовольство возникло внутри театра еще полтора года назад с приходом нового худрука Василия Сенина. Увы, за это время часть коллектива так и не смогла смириться с новыми порядками в новом театре, и к апрелю 2014 года ситуация обострилась настолько, что в нее был вынужден вмешаться глава региона.

Визит врио губернатора в театр отчасти был необходим для того, чтобы представить коллективу нового главу госкомитета по культуре Жанну Малышеву. Она, кстати, по опыту своей предыдущей работы неплохо знакома с театральными подмостками - много лет возглавляла великолукский драмтеатр. Но более веским основанием для встречи стало пресловутое открытое письмо Союза театральных деятелей, которое вывело историю с драмтеатром в Пскове на федеральный уровень. Увы, и регион и театр теперь выглядят теперь не в самом лучшем свете, и такую ситуацию, конечно, Андрей Турчак, когда-то публично подписавшийся под тем, что несёт ответственность за своего протеже Василия Сенина, проигнорировать не мог.

Разговор с коллективом театра начался спокойно. Губернатор Андрей Турчак, худрук Василий Сенин, новый начальник псковской культуры Жанна Малышева и экс-директор театра, а ныне спикер Общественной палаты региона Валерий Павлов заняли место в импровизированном президиуме на малой сцене. В зале разместились коллектив театра и пресса. Сели «кучками». Молодые артисты, поддерживающие Сенина – в одном углу зала, более опытные – оппозиционеры – в другом.

Слово взял губернатор.

«Я хотел бы сегодня выслушать все наболевшее, позицию всех сторон. Так сложилось, что мы сегодня все вместе, хотя изначально я планировал встречаться отдельно с обеими сторонами конфликта. Это, наоборот, даже хорошо, ведь у нас есть возможность послушать друг друга. Я говорил, говорю и буду продолжать говорить, что наш театр должен быть репертуарным. Я слышал, что, по мнению Союза театральных деятелей, театр превращается в гастрольную площадку. Никто такой задачи перед Василием Сениным не ставил, и у Василия такого понимания нет. Но мы должны учиться на хороших примерах, я не вижу ничего страшного в том, что на 14-ый год запланировала целая серия гастрольных фестивалей, никто из присутствующих, надеюсь, не будет отрицать, что это большой шаг в развитии нашего театра».

Андрей Турчак напомнил, что в ближайшие годы в регионе будет реализовываться программа по развитию сельских домов культуры, и в связи с этим будет абсолютно логичным сделать из них гастрольные площадки для областного театра.

Губернатор сделал ударение на том, что не считает происходящее в театре конфликтом и не намерен использовать этот термин: «У нас есть некое недопонимание. Мы сегодня поговорим, обсудим, затем возьмем небольшую паузу для принятия решений. Я не думаю, что нам нужны какие-то конфликтные комиссии - то, что мы сегодня решим, то и будет основой для дальнейшей работы. Конфликта поколений быть не должно. Ветераны сцены должны быть востребованы, если у них есть желание и готовность работать».

Стоит напомнить, что именно требование создать конфликтную комиссию в театре и легло в основу обращения СТД. Губернатор, таким образом, дал четко понять – внутренние проблемы мы будем решать сами, без посторонней помощи и без третейских судов всех уровней.

Затем микрофон передали Василию Сенину. Худрук был куда менее сдержан, чем Андрей Турчак, однако конкретен. В своей эмоциональной, немного запальчивой манере он прошелся по всем пунктам обвинительного письма «деятелей». В этой речи было много горячности, но и много того, о чем раньше так открыто он не говорил.

«Как бы я ни хотел не выглядеть в свои неполные 40 лет оправдывающимся ребенком, так, увы, не получится, так что начинаю оправдываться», - многообещающе начал худрук.

Он напомнил, что его сотрудничество с Ярославским театром согласно контракту начнется только в мае 2015 года, и это никак не сказывается на его сегодняшней работе, что репертуар театра, спустя два с небольшим месяца после открытия, содержит 2 новых спектакля и 1 воссоздающийся, а к октябрю постоянный репертуар будет включать уже около десяти постановок...

Василий Сенин не преминул подчеркнуть, что в спектакле «Уходил старик от старухи» играет Мирра Горская – артист, который своим примером доказывает, что в профессии возраста нет.

«Таким образом, разрушая репертуарный театр, в октябре у нас будет почти 10 спектаклей за неполный первый год. Надеюсь, будем разрушать его и дальше такими же темпами», - иронично и немного грустно заключил худрук.

Затем он перестал «оправдываться» и перешел к описанию своего видения ситуации. Он рассказал о том, что делается в театре для его развития. Рассказал, что во время Пушкинского фестиваля возникли идеи обмена гастролями с русским театром Вильнюса, и это, безусловно, будут репертуарные гастроли псковского театра в Вильнюсе. Он рассказал, что недавняя его поездка в Швецию принесла ощутимый результат, недостижимый и невозможный ранее для псковского театра.

По его словам, это огромный проект, в котором не будет ни копейки областных денег, и эта программа сфокусирована, прежде всего, на репертуар. Здесь будут и совместный спектакль псковской и шведской команды, и семинары по современному театру для детей, и самое главное – так же, как получилось с Вильнюсским театром - возникла возможность обмена спектаклями с Королевским шведским театром Драматен. В итоге Псков примет участие во всемирно известном фестивале. Объективно, для Псковского театра это огромное достижение.

Затем Сенин замолвил слово за несчастного «Графа Нулина». Оказалось, не такой он и несчастный: «Многие местные театральные критики и блоггеры сделали огромную услугу, распиарив спектакль настолько, что все люди хотят приехать и увидеть, что за ужас мы сотворили. Поэтому 7 мая мы снова покажем «Графа Нулина» на большой сцене».

Выяснилось также, что «Нулин» имеет все шансы быть номинированным и войти в гастрольную программу «Золотой Маски», которая, кстати, в ноябре пройдет именно в Пскове.

Затем Василий Сенин попытался объяснить на простых примерах, что отнюдь не все актеры разделяют позицию недовольных. Он напомнил, что Сергей Попков тоже является одним из «стареньких», однако это не мешает ему не только работать в спектакле «Божьи коровки возвращаются на землю», но и заниматься с молодыми актерами сценической речью.

«Именно этого мы ждем, придя в театр от старших коллег. Не криков и разборок, а диалога, помощи и поддержки», - резонно заметил Сенин.

Затем речь его приобрела несколько иной оттенок.

«Мы должны помнить о том, что порой мы бываем излишне эмоциональны. Мы должны друг друга беречь, и если мы за что-то боремся, то мы должны четко понимать, за что именно. Мне надоело доказывать. Вы в своем письме написали, что я - ошибка. Мне кажется, театр весь ошибка. Я считаю, что вы абсолютно правы, да – я ошибка и 15 лет я совершал ошибки и все мои спектакли – тоже ошибки. Те театры, которым я говорю, что не могу у них работать, потому что у меня есть свой - они мне говорят: ты совершаешь ошибку. Жизнь моя состоит из ошибок и мне так интересно», - эмоционально высказался худрук.

После довольно долгих и исчерпывающих вступительных речей пришло время для дискуссии. Нельзя сказать, что она получилась горячей – скорее, наигранной. И отчасти грустной.

Первой слово взяла известная псковская актриса Лариса Крамер. У нее, к большому сожалению поклонников, работа с Сениным не задалась. Лариса Крамер сходу обвинила Сенина в том, что он говорит неправду, и вообще не умеет слышать и слушать.

«Общаться с Василием Георгиевичем нелегко. Он умеет говорить только монологами, и вставить слово можно только тогда, когда он переводит дыхание», - заметила актриса.

Лариса Крамер пожаловалась на то, что Сенин не дает ей работать – пьесу, которую она готова был играть, перенесли на неопределенное время, никакой другой материал худрук не одобряет. В ее голосе слышалась искренняя обида, однако тональность сменилась, когда речь зашла о пресловутых званиях и регалиях.

«Я 53 года отработала в театре, это моя жизнь, я имею звание, я не могу без театра. Мы очень радовались, когда узнали, что у нас будет молодой худрук. Однако весь ваш азарт ушел на то, чтобы исковеркать жизнь и судьбы многих людей. Я думаю, вам это на пользу не пойдет».

Василий Сенин то и дело пытался вступить в полемику, однако его одергивал сам губернатор, пытаясь урезонить излишне горячий нрав. Обстановка накалялась. Микрофон перешел в руки Заслуженного артиста России Виктора Яковлева. Начал он, надо сказать, с вполне здравых мыслей. Он напомнил, что у каждого оставшегося не у дел артиста в свое время были прекрасные, звездные работы. И что у театра есть разный зритель, которому нужно предложить разные спектакли. И что конфликт, который сложился, погасить можно путем ликвидации движущих сил этого конфликта. В общем, действительно здраво и по делу.

Но потом Вик.Ника немного занесло. Он зачем-то приплёл к разговору «коллегу Кугая», который «понадобился зачем-то Василию Георгиевичу»: «Появился у нас Денис Кугай. Хорошо, пусть будет коллега Кугай, но что другим-то не поработать?»

А потом и вовсе ударился в партсобранческую риторику. «Надо отделять зерна от плевел, мух от котлет. А надо ли отделять Сенина от Турчака? Или, наоборот, ассоциировать?»

Василий Сенин вскипел моментально, словно чайник, в котором воды было совсем немного.

«Коллеги, если вы намереваетесь меня съесть, то должен предупредить - я несъедобный. Если разговор будет продолжаться в таком тоне, то мы с вами никогда не сможем работать вместе. Я с вами работаю честно, как и со всеми. Если вас это не устраивает, то «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». «Рано» - тут же одернул его глава региона.

Градус напряженности попыталась снять актриса «нового» театра Анна Шуваева. Довольно неловко и неуклюже, совсем по-девичьи, но искренне она вступилась за руководителя.

«Я актриса театра, я задействована в репертуаре, я не могу себе представить даже, как можно разговаривать с руководителем театра, с губернатором. Лично мне работать с Василием Георгиевичем очень нравится, я целиком и полностью на его стороне».

Вышеупомянутый Денис Кугай – тоже из новеньких – выступил позже. Он был намного более категоричен и резок.

«Мое имя тут уже полоскали, и это очень показательный момент, когда это делается вот так, походя, на большую аудиторию. Я в театре человек совсем новый, мне 36 лет всего, я пацан. Как и Сенин. 20 лет из них я на сцене, на той, на которую многие из вас смотрят с презрением. Здесь задавали вопрос, каким образом вообще вы работаете с Сениным.  Легко ли мне работать с Сениным? Да. Повышал ли он на меня голос? Да. Повышал ли я на него голос? Да. Легко ли мне работать с Луговой? Да. Повышает ли она на меня голос? Да, и знали ли бы вы как. Сенина там и рядом не стояло. Работать можно, это легко. Было бы желание».

В какой-то момент стало очевидно, что стороны друг друга по-прежнему не слышат. В каждом говорила обида – личная, творческая, карьерная.

Шесть из двадцати шести актеров продолжали настаивать на том, что худрук лишил их работы, пренебрег ими, оскорбил их. Молодой артист Николай Яковлев, сын Виктора Яковлева, сказал о том, что в театре работать сложно, так как нет «атмосферы любви», чем вызвал язвительную реакцию художественного руководителя. На реплику Яковлева-младшего о том, что Василий Георгиевич резко разговаривает, Сенин взорвался.

«Вы говорите мне об этической стороне вопроса? Вы пришли на работу пьяным и получили за это выговор!»

Получилась какая-то патовая и не очень простая ситуация, в которой обе стороны на словах демонстрируют полную готовность сотрудничать – одни готовы работать, другой готов принимать и обсуждать их работу - но диалог почему-то все равно идет трудно. Надо сказать, что Андрей Турчак приложил недюжинные усилия к тому, чтобы разговор закончился в конструктивном русле – даже попросил прессу покинуть зал, чтобы исключить возможность замалчивания или, наоборот, эскалации тех или иных моментов.

Продолжение этого диалога, однако, теперь видится возможным. Безусловно, обеим сторонам придется идти на какие-то уступки, и важно, чтобы это были уступки не из разряда личных одолжений друг другу, а из разряда компромиссов, направленных на достижение общей цели. Нет никаких сомнений, что и молодой амбициозный худрук Василий Сенин, и умудренные опытом, любимые и заслуженные артисты, невостребованные сейчас в театре, хотят театру, прежде всего, жизни. Возможно, эту жизнь они видят по-разному, однако сложилось так, что именно Сенин, а не, скажем, Новохижин или Яковлев, определяют будущее театра – это издержки профессии, которую каждый из них выбрал для себя сам. Нет никаких сомнений и в том, что и Сенин готов абстрагироваться от личных ощущений, если увидит реальную перспективу для своего театра – об этом говорит его желание увидеть именно Юрия Новохижина в одной из ролей. Осталось понять – готовы ли обе стороны идти на эти компромиссы, хотя они и кажутся абсолютно невозможными сегодня.

Самый главный вывод, который надлежало сделать из встречи – на произвол судьбы театр не бросят. От того, как будет жить и развиваться театр в Пскове, сегодня зависит слишком многое. И в политическом, и в экономическом, и в социокультурном смысле. Провалить такой проект нельзя – и это должны понимать все, независимо от личного отношения. В нынешний Год культуры очевидно, что весь Псков – театр, вопрос только, люди – в нём?

P.S. Видеозапись встречи можно посмотреть здесь >>>

Алина Чернова
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...