Светлана Баранова: Вложений в туризм много не бывает
Кризис ударил по туристическому бизнесу: цены на туры за рубеж выросли, да и далеко не везде россиян ждут с расспростертыми объятиями. Зато больше шансов на развитие получил внутренний туризм. И здесь туротрасль Псковщины вполне может оказаться в выигрыше. Председатель Общественного совета по туризму при Государственном комитете Псковской области по культуре, директор бюро путешествий «Континент» Светлана Баранова рассказала в интервью Псковскому агентству информации о работе Общественного совета по туризму, недооценённых туристических продуктах и новых экскурсионных маршрутах Псковской области, а также отметила туристический интерес как катализатор развития инфраструктуры региона.
- Вы возглавляете Общественный совет по туризму при комитете по культуре, каким образом совет взаимодействует с комитетом?
- Самым непосредственным и тесным. К счастью, наши власти открыты, доступны и прислушиваются к мнению предпринимательского сообщества, которое работает в туристической сфере. Привычка взаимодействовать у нас существует на протяжении многих лет.
Туризм — специфичная отрасль экономики, которая зависит от общего статуса региона, его презентабельности. Ведь какие бы замечательные ни были достопримечательности, какие бы отличные гостиницы ни были построены, если они будут находиться в регионе среди отсутствующих дорог и при негативной позиции властей по отношению к туристами, то привлекательными не станут никогда. Наши власти делают очень многое для развития региона и для формирования его положительного имиджа. Мы работаем в одной струе, понимая необходимость и значимость друг друга.
- Какие рекомендации совета комитет претворяет в жизнь?
- Власть активно реагирует на проблемы, которые появляются у туроператоров. Во многом благодаря работе комитета, работе заместителя губернатора Сергея Перникова у нас прошли успешные встречи со страховщиками, которые в итоге пошли навстречу туроператорам, желавшим застраховать свои риски, исполняя требование федерального закона.
Плюс совместное продвижение региона. На это власть всегда охотно откликается, предлагая свои формы работы и рассчитывая на наши предложения.
Идея тура в Опочку, который практически стал притчей во языцех, - наши совместные шаги. Нам помогают организовать встречи с органами власти на местах, да и дальнейшая работа по развитию туристических маршрутов продолжается совместными усилиями.
- Повезёте туристов в Опочку, а как там насчёт инфрастуктуры для туристов?
- Как ни странно в Опочке мы нашли достаточно приличную гостиницу для размещения.
- То есть комитет по культуре по сути оказывает административно-организационную помощь?
- Да, да. Каждый из нас работает в пределах своих полномочий и финансовых возможностей. У нас, пожалуй, один из лучших вариантов консенсуса из известных мне в других регионах.
- После Нового года пропели осанну тому, что Псков попал в 10-ку городов, посещаемых туристами. А дальше что? Каким образом наши туркомпании намерены развивать въездной туризм?
- Сейчас, опять-таки совместно с администрацией области, 17-18 апреля мы планируем выставку «Отдыхай на Псковщине», куда приглашены туроператоры и журналисты. Будет рекламный и пресс-тур в рамках выставке. Делается это для того, чтобы увеличить туристический поток и привлечь дополнительное внимание к Псковской области.
Например, я сама в прошлом году очень хорошо взаимодействовала и с Фондом гарантий и развития предпринимательства, и с Информационным туристским центром. Тогда я была участником проекта «Родные просторы». В рамках проекта региональные туроператоры ездят по России, проводят семинары и рассказывают о своих регионах, программах. В прошлом году Фонд оказал мне финансовую поддержку, а информационный центр помог с рекламными материалами о нашем регионе.
Время диктует разные формы взаимодействия и сотрудничества. И я считаю, что они достаточно успешно используются в нашем регионе.
- Имеются ли новые предложения на рынке, новые места для посещений?
- Следует понимать, что Псковская область привлекает туристов прежде всего своим историко-культурным наследием. К сожалению, чаще всего мы работаем с тем туристом, который приезжает сюда один, максимум два раза. Эти туристы хотят посетить топовые, наиболее раскрученные места — Пушкинский заповедник, Изборск, Печоры. А уже в дальнейшем, как дополнительный интерес, - Порховская, Гдовская крепости. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники туристических фирм, работающих в Пскове, знали бы хорошо продукт региона, могли предложить что-то новое. Потом нам не стоит забывать и о псковичах, которые тоже могут быть туристами, желающими провести выходной день не дома или в торговом комплексе, а совершив, пусть небольшое, но путешествие по региону.
Конечно, новые места для посещений находятся несколько на втором плане. Но если будет устойчивый интерес, станет развиваться и инфраструктура. Вот, например, если совсем недавно люди смотрели на карту побережья Псковского озера и спрашивали, где там можно отдохнуть, то чаще всего ответ был: «Нигде». Это уже потом построили «Лукоморье», «Чудское подворье», «Плесков». Появилась масса баз отдыха, появился выбор. Интерес людей тоже может служить толчком для развития инфраструктурных объектов.
- Какие туристические места, продукты вы считаете в нашей области недооцененными?
- Честно говоря, сложно сказать. Наибольший упор мы всё-таки делаем на культурно-историческое наследие, так как не можем привлечь никакими климатическими, лечебными факторами. Хотя лечение в пределах Псковской области могло бы быть довольно интересным. У нас, к сожалению, «гнилое» лето, нет возможностей для экстремального туризма.
На мой взгляд, пока недооценён сельский туризм. Но здесь, пожалуй, играет роль фактор спроса. Сложно представить псковича, который поедет на какой-то сельский хутор. Вместе с тем отдельно взятому сельскому хутору и гостевому дому сложно себя рекламировать за пределами области — в Петербурге или Москве, чтобы жители мегаполиса понимали куда им ехать. А ведь сельский туризм достаточно популярен в современном мире, жителей мегаполисов, которые стремятся удалиться от городской суеты, можно понять. В этом направлении надо работать и, могу сказать, что мы достаточно неплохо продвигаемся.
- Весной на что вы туристов в Псковскую область повезёте?
- Неизбежные Псков-Печоры-Пушкинские Горы и традиционные событийные мероприятия - Ледового побоище, например. К сожалению, «зафиксированной даты» проведения мероприятия у нас нет, что затрудняет его включение в туристические программы. Например, в прошлом году вместо 18 апреля реконструкция состоялась в начале мая. Не следует забывать и о таком немаловажном факторе как состояние дорог. Можно ли будет туда проехать или нельзя — это оценивается только опытным путём...
- Вы и ваши коллеги собираетесь ориентироваться на российских туристов или ещё и жителей Прибалтики к нам хотите приглашать?
- Те, кому въезд в Россию доступен и так достаточно активно нашу область посещают — в связи с нашим приграничным положением и некой ценовой разницей, которая существует в магазинах. Тут мы неизбежно в связке. Мы ведь тоже ездили к ним за покупками, пока это было доступно.
По поводу познавательного интереса. Вот сегодня я рассылала приглашения партнёрам из Латвии и Эстонии приехать на апрельскую выставку в Псков и посмотреть туристскую инфраструктуру, которая будет представлена. Интерес со стороны прибалтийских государств есть, но на развитие туризма, к сожалению, неизбежно накладывается политика.
- Набережная Великой, реконструкцию которой к лету должны завершить, будет учитываться в туристических маршрутах по Пскову?
- Экскурсии по псковским набережным обязательно будут предлагаться. На набережной Великой, Псковы появились замечательные смотровые площадки. Это, разумеется, дополнительная возможность предложить туристам организовать своё свободное время. Если жителям города, как правило, есть чем заняться в вечернее время, то туристу, который неожиданно для себя в пятницу в три часа дня освобождается от экскурсионной программы, всегда было сложно что-то предложить в нашем городе. Теперь у нас есть шикарные, благоустроенные прогулочные зоны, которые дают возможность сделать невероятное количество восхитительных снимков.
- Возможно ли развивать туризм в Псковской области без крупных финансовых вливаний?
- Он, в общем, и развивается. По сути крупные финансовые вливания в инфраструктуру туризма, которые были в нашем регионе, - частные инвестиции. На самом деле, хотелось бы, чтобы деньги были, и не только частные инвесторы строили бы здесь свои гостиницы. Нам, к счастью, повезло с тем, что мы вошли в федеральную программу по туризму и развиваем нашу набережную, пешеходные улицы. Сколько бы это ни вызывало негативной реакции в СМИ и обсуждениях псковичей, думаю, никому из нас не было бы приятно гулять по заброшенной набережной. Многие удивились, впервые увидев асфальтовое покрытие в районе берега Псковы. Это приятно и горожанам, и туристам. Хотелось бы, конечно, чтобы государственных денег было побольше, ведь вложений в такую динамичную отрасль как туризм много не бывает.
Беседовала Ольга ОСИНА