Проректор ПсковГУ - о 190-м месте вуза в национальном рейтинге: Это объективная оценка наших усилий

Недавно был опубликован очередной Национальный рейтинг российских вузов, составленный агентством «Интерфакс» и радиостанцией «Эхо Москвы». Данный рейтинг существует с 2010 года, однако центральный псковский вуз – ПсковГУ – попал в него впервые. По итогам 2014/15 учебного года он занял в сводной таблице 190-е место из 206. Псковское агентство информации попросило представителей университета прокомментировать эти показатели, что в интервью сделала проректор по учебной работе и международной деятельности Марина Махотаева.

- Это событие для нас знаменательное, потому что рейтингов вузов очень много проводится. Сейчас? по данным федерального портала образования России? у нас 2617 вузов: в одной только Москве 291 вуз, в Санкт-Петербурге - ещё 106. У нас в области по официальным данным - 17 вузов существует в эту приёмную кампанию. И действительно, чтобы сориентировать разные целевые аудитории, на сколько эти вузы соответствуют их критериям, существует множество разных рейтингов. Есть официальный рейтинг министерства образования и науки - правительственный. Есть рейтинг Национального аккредитационного агентства, есть рейтинги професииональных сообществ, например, «Деловой России». Есть рейтинги специализированных агентств. А вот этот рейтинг, о котором мы говорим, знаменателен и отличается от остальных тем, что это независимая оценка достижений вузов в 2014/15 году СМИ: агентством «Интерфакс» совместно с «Эхо Москвы».

Мы же раньше, до объединения [нескольких учебных заведений в единый университет - ПАИ] никогда не поднимались выше 200-й позиции [между тем, по отдельным позициям вошедший в состав нынешнего вуза педагогический университет ранее, например, занимал 33 строчку из 473 в рейтинге научной и публикационной активности и занимал 16 место среди педагогических вузов по качеству зачисленных студентов (среднему баллу ЕГЭ) - ПАИ]

Когда наш нынешний ректор [Юрий Демьяненко] планировал возглавить университет и изучал ситуацию, он, насколько я помню, выяснял, что в 2010 году политехнический институт входил в 6-ю сотню, а педагогический - в 8-ю сотню. Я, честно говоря, не могу припомнить точно. А сейчас мы заняли 190-е место. На мой взгляд это большое достижение, потому что тем самым признали работу университета.

Например, в категории образование - там же по разным позициям оценка проводилась - мы заняли 127-е место. Я считаю, что это вообще огромное достижение. Представляете, из двух с лишним тысяч [зарегистрированных в стране вузов] - 127-е место наряду с крупными российскими университетами! Вы же знаете, что те реформы, которые проходят в системе образования, направлены на поддержку прежде всего крупных, сильных вузов. И у нас таких около 40: это 2 национальный университета - МГУ и СПбГУ, это 10 федеральных университетов  и 29 национальных исследовательских вузов.

Так вот, если мы эти 40 отбросим, которые выделяются, которым оказывается очень большая поддержка со стороны министерства, у которых стоит задача войти в топ-рейтинги, то остаётся всего 150 лучших профильных и ведущих региональных вузов.

И здесь мы обогнали, например, Курский госуниверситет, который не первый год существует (а мы в октябре только 4-ю годовщину будем праздновать), Смоленский госуниверситет, Чеченский госуниверситет, который пользуется большой поддержкой федерального центра.

Вот по интернационализации, которой, учитывая приграничное положение, мы большое значение уделяем, вуз занял 190-е место. Конечно, мы проработаем (потому что методика [оценки вуза] - она же опубликована, известна), чтобы лучше свои достижения представить. Может быть где-то, на мой взгляд, мы вообще можем претендовать на попадание в первую сотню. Например, по той же интернационализации - у нас и по количеству иностранных студентов, и по другим показателям достаточно хорошие достижения, можно сказать, что успешно ведётся деятельность. Ну вот по бренду получилось самое низкое место – 206-е. Но я думаю, что мы в своей работе это тоже учтём. Хотя бренд у нас сейчас достаточно активно развивается. Ну и исследования и инновационный потенциал… Здесь, конечно, надо работать комплексно, приложить усилия, чтобы выйти на высокие позиции, достойно выглядеть. А вот по социализации у нас хорошее место – 174-е: это тоже достаточно неплохой результат.

Но самое главное – что впервые мы туда [в рейтинг] попали. Эта независимая, объективная оценка наших усилий, наших достижений последних лет.

Тут же всё учитывалось… Вот по образовательной деятельности: и спектр реализуемых образовательных программ с упором на кадры высокой квалификации – специалисты, магистры и аспиранты, уровень качества абитуриентов, научно-педагогические работники вуза с учёными степенями, стоимость образовательных услуг, уровень организации практики, уровень организации доступа к библиотекам и цифровым информационным ресурсам… То есть очень широкий спектр показателей, которые оценивались – и 127-е место [по образовательной деятельности] – это очень хорошее достижение.

- Со всеми ли оценками, выставленными экспертами, вы согласны?

- Не могу сказать, что нас как-то переоценили, потому что конкуренция жесткая. Но, опять же, мы не знали, что нас оценивают, и никак не могли на этот процесс влиять - это независимая оценка. Они оценивали комплексно по своим методикам, дистанционно, по открытым данным. На мой взгляд, некоторые наши позиции могли быть лучше оценены, если бы мы сами представили данные. Поэтому сейчас есть фронт работы на будущий период, чтобы наши оценки были более адекватными. Вот по той же интернациолизации – я просто знаю ситуацию в некоторых других вузах, которые вошли в рейтинг, и знаю, что по некоторым показателям мы их превосходим, а баллы нам были выставлены ниже: наверное, потому, что у них информация была представлена лучше.

- Можете назвать, какие вузы сейчас имели ввиду?

- Может быть, так, знаете, не очень корректно... Это будет моя субъективная оценка: скажут – как она может оценивать? Объективно оценили СМИ, а она вот считает… Просто я изнутри знаю ситуацию – но некорректно будет так сравнивать.

- Есть ли у вуза в стратегических планах какие-то конкретные цели относительно достижений определённых позиций в подобных рейтингах, скажем, лет через 5?

- Есть. У нас разработана стратегия интернализации, которую приняли в прошлом году на заседании Учёного совета - и в ней у нас стоит задача по этому направлению войти в ТОП-100. Потому что это реально то, что мы можем улучшить, где у нас большой потенциал.

Что касается образовательной деятельности, мы, конечно, тоже стараемся: видите, 127 место – это хороший результат. Но здесь всё зависит ещё и от абитуриентов, от проходных баллов ЕГЭ… Мы не можем напрямую как-то влиять на эти процессы. Университет здесь должен просто создавать условия, чтобы привлекать более сильных абитуриентов. Система отбора у нас жесткая, мы, конечно, стараемся взять лучших студентов, в том числе иностранных.

- Вы не оценивали, как в будущих рейтингах на позиции вуза могут сказаться последние инициативы по объединению ряда факультетов?

- Мне кажется, скажется только в лучшую сторону, потому что объедининятся ресурсы факультетов и кафедр…

Не секрет, что наша структура сформировалась после объединения 5 разных учреждений. И с тех пор были только 3 факультета объединены – социальных технологий, технологии и дизайна и образовательных технологий. И это был очень успешный опыт. Данное объединение позволило сделать резкий скачок в развитии объединённого факультета.

Так вот, учитывая, что сейчас количество студентов сокращается… Вы знаете, специалитет ушёл, в этом году последний выпуск: мы перешли на бакалавриат и магистратуру, а магистратура – это уровень элитного, высококвалифицированного образования [которое получают далеко не все, получившие степень бакалавра – ПАИ],  количество студентов снизилось. Если при объединении у нас было 13 тысяч студентов, то сейчас – 10 тысяч. А учитывая, что специалитет уйдёт – еще меньше студентов будет. И сохранять ту структуру, которая была 3 года назад, просто нецелесообразно. Ведь сейчас наш учредитель [Министерство образования - ПАИ] задаёт нам очень жёсткие параметры: на одного преподавателя должно приходиться 10,7 студентов. Раз количество студентов сокращается, должно сокращаться и количество преподавателей. Процессы эти - объективные.  

Поэтому мы должны за счёт более эффективного использования ресурсов обеспечить преподавателям более комфортные условия работы, привлекать передовых преподавателей. А чем их можно привлечь? Только адекватной заработной платой. Поэтому, оптимизируя состав преподавателей, приводя его в соответствие с нормативами, мы одновременно улучшаем условия труда. Мы планируем значительно увеличить заработную плату сотрудников университета и, одновременно, повысить качество обучения за счёт перераспределения высвободившихся средств на модернизацию материально-технической базы, обновление оборудования лабораторий.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...