Александр Кладько: Надо понять, чем дышит театр и город
Труппе Псковского драмтеатра 24 августа представили новое руководство и новую модель управления творческим процессом. Художественным руководителем театра стал основатель театра «Мастерская» Григорий Козлов, главным режиссером – Александр Кладько. Оба из Петербурга. Свое первое развернутое интервью на этом посту Александр Кладько дал проекту ПАИ-live. «Псковская правда» выбрала наиболее интересные и важные высказывания режиссера: о премьерах, жизни на два города, судьбе старшего поколения актеров, изменениях в репертуаре и труппеп сковского драмтеатра.
О премьерах
– Я люблю делать спектакли, надеюсь, не разочарую ожидания псковичей. Первую мою постановку в Псковском театре зритель увидит не раньше весны. У театра до моего появления уже были свои планы, да и у меня есть обязательства, которые нужно доделать, чтобы людей не подводить.
В октябре состоится первая премьера начавшегося сезона в Псковском театре. Это «Фигаро» Бомарше в постановке Олега Молитвина, город знает этого молодого режиссера [в репертуаре Псковского театра идут две его постановки: «Божьи коровки возвращаются на землю» и «Скупой» того же Мольера. – редакция]. Надеемся, это будет зрелищный, красивый и очень интересный спектакль. Актеры увлечены, работают с большим энтузиазмом.
О работе на два города
– Очевидно, что основную часть времени буду проводить в Пскове. Все, что можно было отменить, я отменил. Начатое должен завершить. В декабре в питерском театре «Мастерская» состоится премьера моего спектакля по пьесе «Носороги» Ионеску.
Буду мотаться в Псков каждую свободную минуту. Сейчас, слава богу, двадцать первый век, проблем с коммуникацией нет. Есть «Скайп», телефон. Какие-то вещи буду контролировать на расстоянии. Уверен, что качество работы определяется не количеством часов, проведенных в кабинете, а их насыщенностью. Примеров тому много.
О труппе
– Знакомство с труппой продолжается. Артисты познаются в работе, отсматриваю все идущие спектакли. Я вижу, что в театре много людей, которые со мной одного вероисповедания в искусстве, для меня это крайне важно. Здесь очень крепкая труппа. Если я справлюсь с теми задачами, которые сам для себя поставил, и мы сможем стать действительно командой, то есть шанс сформировать качественный и разнообразный репертуар. Я очень на это надеюсь.
Я дам возможность работать всем, кто хочет это делать. Все, что я успел понять после встречи с артистами, и очень этому рад – все хотят работать. Остальное решаемо. Если будет полная нестыковка, будем расставаться, но от меня эта инициатива исходить будет только в тех ситуациях, когда люди будут пренебрежительно относиться к своим обязанностям. Не люблю, когда профессию подминают под закулисные отношения.
О старшем поколении актеров
– Никаких радикальных мер не будет. Тем более что касается старшего поколения, которое отдало свою жизнь этому театру. Это вообще не обсуждается. Все старшее поколение заслужило, чтобы дожить свою творческую жизнь так, как они этого заслуживают. Я не вправе убирать их из театра, это было бы глупо и безнравственно.
О приглашенных артистах
– Чтобы театральный организм заработал продуктивно, хотелось бы, чтобы артистов было хотя бы 40, сейчас их 28. Надо бы труппу доформировать. Не хватает артистов поколения 30-45 лет. Не хватает совсем юного поколения, которые могли бы играть девочек и мальчиков. Есть очень крепкая группа старшего поколения, есть молодые ребята хорошие.
Надо делать ставку на местных хороших артистов. Это не исключает того, что какие-то питерские актеры смогут сюда приезжать и участвовать в наших проектах, если им это будет интересно. Если мы будем понимать, что такого артиста в труппе точно нет. Надо брать людей не впрок, а под конкретный материал, не до жиру сейчас.
О тандеме
– Думаю, разногласий особых не будет. Григорий Михайлович Козлов – мой мастер, а я его ученик. Он достаточно опытный и корректный человек, никогда не указывает, что и как надо делать. Может подсказывать и советовать, но не занимается тоталитарным театром, за что мы его все и любим. Думаю, главенствующим будет разумное слово, и неважно, кто его произнесет.
Если бы здесь не было Дмитрия Дмитриевича Месхиева (руководитель театрально-концертной дирекции Псковской области. – Прим. ред.), если бы Козлов не порекомендовал его и этот театр, если бы этот город находился далеко от Питера, где-нибудь в глубинке, то, возможно, меня бы здесь не было. Многие вещи срослись в позитивную сторону. Я посчитал это хорошим знаком.
О наследстве
– Легко расставить оценки и показать себя таким гарцующим на белом коне профессионалом. Я стараюсь этого не делать по очень простым причинам: понимаю, что критиковать легче, чем самому что-то создать. Общее впечатление: здорово, что руководство нашло возможность отреставрировать театр, конечно, он в разы лучше того, что было. Но есть существенные проблемы со звукоизоляцией, с акустикой, с техническими помещениями, жильем артистов, зарплатами. Пока я нахожу понимание со стороны руководителей, Месхиева, губернатора Андрея Турчака. Все понимают, что есть проблемы, которые надо решать, и идут навстречу. Надеюсь, что и в дальнейшем будет так же.
О репертуаре
– Я не склонен снимать дедовскую шашку со стенки и рубить в капусту репертуар, говорить, что я быстренько наделаю кучу гениальных спектаклей, которые принесут славу и успех. Это было бы самонадеянно с моей стороны.
Надо понять, чего не хватает в репертуаре, что в первую очередь надо поставить. Чем дышит театр и город. Надо научиться зарабатывать. Чего тут греха таить, все знают про небольшую посещаемость театра. Причин тому много, в том числе и высокая конкуренция в мультимедийном поле. Надо сильно постараться, чтобы не промахнуться.
Сейчас в репертуаре 16 наименований, хотелось бы довести это количество до 30. Я не склонен к крайностям и за то, чтобы сохранить все хорошее. Конечно, мне хотелось бы, чтобы в театре было больше классики, это высокое слово и достойное качество. Театр должен держать определенную художественную планку. Спектакль как минимум должен быть не оскорбительным и не унизительным для зрителя. Максимум – познавательным и нескучным. Цель театра – не эпатировать, а ставить жизненно важные духовные вопросы. За эпатажем, как правило, стоит пустота. Спектакль для меня – это приглашение к разговору на тему.
О гастрольных спектаклях
– Чем больше разнообразного, талантливого, современного театра, тем лучше. Другое дело, что у театра должно быть художественное лицо. Нельзя все подряд скидывать, как в мусорную яму, не учитывая менталитет города, то культурное пространство, в котором театр находится. Мы будем делать все, чтобы и в дальнейшем в театр приезжали интересные коллективы. Нельзя замыкаться и вариться в собственном соку. Это непродуктивно.
О Пушкинском театральном фестивале
– Было бы правильно, если бы нам удалось уговорить Владимира Эммануиловича Рецептера, основателя Пушкинского фестиваля, вернуться в пространство фестиваля в любом качестве, в каком он решит. Он человек очень образованный, опытный, он сам по себе культурное пространство.
О миссии в Пскове
– Говорить, что я театральное МЧС, которое знает все ключи и выходы к успеху, было бы очень самонадеянно и самоуверенно. И не очень корректно по отношению к театру, у которого есть своя история и крепкая труппа.
Если здесь все потихоньку начнет происходить и я почувствую, что здесь нужен, Псков станет моим вторым домом. Если селекции не произойдет, то я не буду держаться за место, я извинюсь и буду жить дальше, как жил, а Псков будет искать руководителя, соответствующего его желаниям. Пока вроде бы есть ощущение, что от меня тут будет польза.
Мне хотелось бы, чтобы мое имя вспоминалось только теплыми словами. Для меня это важно, даже если я не проработаю здесь долго. Будем стараться делать спектакли, которые бы не просто нравились зрителю, а притягивали к театру как можно больше людей. Чтобы театр стал одним из центров культурной жизни Пскова.
Юлия ШАРИПОВА