РЕВИЗИЯ: От контейнера до свалки - как утилизируется псковский мусор

«Мусорная» тема в Псковской области сегодня является одной из самых актуальных. Закрытие печально известной псковской свалки, перераспределение потока твердых бытовых отходов (ТБО) из региональной столицы на муниципальные полигоны, необходимость в обозримом будущем принять новую территориальную схему обращения с отходами и выбрать регионального оператора, который будет специализироваться на данной деятельности, - все это вывело пресловутый «мусор» в топ обсуждений. Чтобы пролить свет на ситуацию со сбором и утилизацией отходов в областном центре, Псковское агентство информации проследило путь, который проходит мусор: от дворового контейнера до свалки, через мусоросортировку и переработку.

Кто и как собирает мусор?

На утилизации мусора в Пскове специализируется компания «АСПО». Непосредственно сбором отходов в ней занимаются 250 человек, разбитых на бригады. В каждой бригаде - от одного до трёх человек: в зависимости от длины маршрута и способа сбора отходов в мусоровоз (автоматически или посредством ручной выгрузки контейнеров).

Перед выходом на смену в 6:30 псковские мусорщики проходят обязательную медкомиссию. Помимо проверки общего состояния здоровья (давление, пульс, температура тела и т.п.) она включает обязательный тест на содержание алкоголя в крови.

Далее водители идут в отдел эксплуатации, где мастер выдает им маршрутные листы. Ежедневно в город выезжают 19 мусоровозов. Длина маршрута, петляющего по Пскову и его окрестностям, может составлять до 100 километров. Заскучать от рутины не получится: направления для каждого экипажа ежедневно меняются.

Пока водители выполняют свои непосредственные обязанности, их работу контролируют в отделе эксплуатации. Диспетчер в онлайн-режиме видит движение каждого мусоровоза и при необходимости может связаться с ним по рации.

Во что собирают мусор?

На территории Пскова представлена довольно широкая линейка контейнеров для сбора мусора. Самые маленькие, объемом 0,75 кубометра, еще советского производства. Помимо этого есть пластиковые контейнеры на 240 и 1110 литров. Ну а там, где скапливается большое количество отходов, ставят бункерные контейнеры на 27 кубометров.

Наконец, псковская новинка - «заглубленные контейнеры». Такие можно увидеть, к примеру, на улице Калинина и в Финском парке. Главное, предупреждают мусорщики, - не выбрасывать в них строительные материалы: их потом очень трудно оттуда извлекать.

В сварочном цехе «АСПО» изготавливают контейнеры-сетки для раздельного сбора мусора, которые устанавливают во дворах по заявкам управляющих компаний. Сетки становятся все более популярными в Пскове: сейчас в городе из 400 площадок для сбора мусора ими оборудованы 140. В планах городских властей – довести этот показатель до 100%.

Все, что нужно для появления сетки - это твердое основание для установки контейнера площадью 2 квадратных метра и возможность беспрепятственного подъезда спецтехники. Управляющей компании остается лишь по мере наполнения сетки заказывать мусоровоз. Выгода очевидна: цена вывоза обычного мусорного контейнера на данный момент составляет 390 рублей за кубометр, цена за вывоз сетки - 190 рублей за «куб».

Контейнеры «повышенной емкости» размещают, в том числе, в частном секторе Пскова. Чтобы не допустить образования стихийных свалок, там оборудованы 12 контейнерных площадок. На их обслуживание в 2017 году из городского бюджета были потрачены 7 миллионов рублей.

Надо сказать, что сами «частники» в большинстве своем вовсе не спешат заключать договоры с «АСПО» и оплачивать услуги по вывозу мусора. Впрочем, в этом направлении есть прогресс: в 2017 году количество клиентов компании из частного сектора увеличилось в два раза.

Тем более, что с 1 января 2019 года заключать договоры на вывоз мусора всех россиян обяжут законодательно.

Как сортируют мусор и где его можно использовать?

Собранные в городе отходы отправляются на мусоросортировочный комплекс, расположенный в деревне Котово, под Псковом. Предприятие работает в две смены, в каждой – порядка 80 человек. В день на завод поступает 100-150 тонн ТБО.

С мусоровозов отходы попадают на конвейер, где на линии одновременно трудятся 10-12 человек, все - в спецодежде и с респираторами. Они отделяют из общего потока совсем уж случайные объекты, вроде камней, после чего мусор попадает на динамическое сито и на сортировочный стол.

Здесь отходы сортируются на 9 фракций: 5 сортов макулатуры, полимерная тара, тара от бытовой химии, ящики, пакеты, металлические банки.

Дальнейшая судьба каждой из фракций различна. Картон, к примеру, прессуется в кубы и уходит на переработку в Санкт-Петербург. Полимерные отходы подвергаются агломерации, превращаясь в гранулы. Гранулы также отправляются на крупные российские производства, где из них изготавливают полимерную тару и пленку. А непосредственно в Котово агломерат смешивают с песком, и, разогрев до 280 градусов по Цельсию, переплавляют в однородную массу, из которой делают тротуарную плитку. Этой плиткой выложены полы в цехах самого мусоросортировочного комплекса. А в Пскове тротуар из нее можно увидеть на улице Владимирской. Квадратный метр такой плитки стоит всего 500 рублей.

Стекло в Котово пока не востребовано, однако есть идеи, как его применить. К примеру, если стекло измельчить, то его можно использовать при производстве той же плитки.

Невостребованные виды отходов, а также крупногабаритный и строительный мусор, измельчаются в специальном шредере (дробилке). Полученные мелкие частички вывозятся для последующего захоронения – так они займут на полигоне куда меньший объем, продлив срок его службы.

Что со старой свалкой?

Псковская свалка, принимавшая отходы жизнедеятельности города аж с 1947 года, с 1 января закрыта. Сейчас там завершается процесс засыпки поверхности полигона слоем грунта. На данный момент осталось изолировать всего 5% территории свалки, общая площадь которой составляет 25 гектаров.

После этого ее на 2 года оставят в покое: наступит так называемый «период стабилизации». Чтобы залежи мусора не тревожили разного рода «кладоискатели», муниципалитет заключил договор с частной охранной фирмой. Кроме того, все это время будет вестись противопожарная охрана и наблюдение за проседанием грунта.

Уже в 2018 году псковские власти должны заказать проект рекультивации территории свалки. Что именно появится на ее месте – еще предстоит решить с учетом мнений представителей общественности. Версии уже озвучивались, в том числе довольно экзотические, вроде горнолыжного курорта. В принципе, строить здесь можно чуть ли не что угодно, - за исключением жилья.

Куда везут мусор?

Ежедневно три мусоровоза с измельченными отходами отправляются на порховский полигон ТБО: самый вместительный и современный из расположенных в окрестностях Пскова. В январе 2018 года туда было вывезено 2715 тонн мусора (примерно по 90 тонн в день).

Напомним, порховский полигон ТБО был введен в эксплуатацию сравнительно недавно - в 1993 году, а пару лет назад еще и реконструирован. Его вместимость, согласно проведенной в 2017 году инвентаризации - 837509 кубометров, а фактическая заполненность - 177617,64 кубометров. Таким образом, «дебет» порховского полигона составляет 659891,36 «кубов».

Въезд на полигон теперь под прицелом веб-камер: так что за ним можно наблюдать, в том числе, прямо из Котово. На дисплее в кабинете директора отображается информация о весе доставленного мусора и обстановка на полигоне. Видно, с каким грузом въезжает и выезжает каждая машина.

Так обстоит дело с утилизацией ТБО в Пскове на сегодняшний день. Уже в скором времени в «мусорном вопросе» должны появиться новые вводные: измененная схема обращения с отходами, региональный оператор по управлению связанными с мусором процессами. Наконец, согласно озвученным планам, уже через 2 года предполагается начать строительство современного межмуниципального полигона для ТБО. В том, что эти проекты не останутся на бумаге, сомневаться не приходится. Во-первых, региональные власти активно взялись за решение проблемы. А во-вторых, как бы ни скромничали псковские предприниматели, мусор - весьма прибыльный бизнес.

Леонид Шепталин
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...