«Очень громкая премьера» на сцене Псковского театра: Тамада хороший и конкурсы интересные

Пародию на театральную халтуру и заезжих участников сомнительного качества антреприз представили псковской публике 11 апреля. Спектакль «Очень громкая премьера» на сцене Псковского академического театра драмы поставил 31-летний режиссёр Талгат Баталов, знакомый части псковичей по спектаклю-променаду «Хранитель» в Пушкинском заповеднике.

Ксения Тишкова, Александр Овчаренко и Денис Кугай

«Очень громкая премьера» позиционировалась как комедия положений, «остроумная, задиристая и попросту смешная» с «искромётными шутками». На самом деле нет. Несмотря на замечательную и динамичную игру актёров, что-то пошло не так. Не знаю, то ли французский текст при переводе и переносе на российскую почву так пострадал, то ли изначально материал неудачный, но комедии у талантливого режиссёра, неоднократно номинированного на «Золотую маску», не вышло. Положения есть, комедии нет. Зато да, получилась отменная пародия на «капустник». Думаю, сейчас примерно половина присутствовавших в зале зрителей закидали бы меня возмущениями. Но на вкус и цвет все фломастеры разные. Кому-то, наверное, и правда смешно, когда актёр застревает в стуле, внезапно теряет усы или картинно заламывает руки. Возможно, как раз тем, кто бывал на бесконечных антрепризах, с которыми чешут по стране сборные труппы. На улицах и остановках Пскова то и дело появляются афишки, рекламирующие то «Здрасьте, я вашу тётю!», то «Идеальную жену», то ещё какое-нибудь прости-Господи. Или тем, кто в череде спектаклей («Река Потудань», «Ревизор», «Гробница малыша Тутанхамона», «R.E.P.L.I.C.A.»), требующих работы мысли, соскучился по лёгким и непринуждённым пьескам с яркой картинкой.

Вышел спектакль ради спектакля. Наверное, это и неплохо, потому что постановка дала возможность псковской труппе показать, что она ещё «вот так и вот так» может. Актёры получали явное удовольствие от возможности подурачиться, притворяясь бездарями, набранными по объявлению. Объявление, кстати, на самом деле было. За две недели до выхода постановки театр пригласил желающих на кастинг. Требовались «мачо», «инстагёрл», «простая русская девчонка» и «рефлексирующий интеллигент». Несколько кадров с кастинга стали прологом к основному действию. Вот это, действительно, было весело и уместно.

В основе спектакля — пьеса Даниэля Наварро и Патрика Одекера «Чай с мятой или с лимоном», в начале 1990-х комедия стала хитом во Франции. Сюжет незатейливый и укладывается в одну строчку: непрофессиональная труппа репетирует, а затем играет премьеру спектакля по бульварной пьесе столетней давности. В интерпретации Талгата Баталова театральная каша заваривается из-за желания папенькиного сынка Андрюши плюнуть в вечность, сыграв в свой день рождения на всамделишной сцене.

Среди действующих лиц — сам Андрюша с «фефектами фикции» (Александр Овчаренко), «вечный статист» (Максим Плеханов), инстаблогерка «только из-под коровы» (Ксения Тишкова), аниматор, плохо знающий текст (Евгений Терских), а ещё бестолковая режиссёрша (Ирина Смирнова), хамоватая гримёрша (Екатерина Миронова), звукач на своей волне (Денис Кугай) и угрюмый заведующий постановочной частью (Виктор Яковлев). Каждый характер прекрасен вместе и по отдельности, но смешная картинка всё равно не складывается. И если первое действие — репетиционный процесс был хоть сколько-нибудь весёлым, то второе — собственно спектакль — нет, хотя из кожи вон лез: и декорации рушились, и софит падал, и Элджей играл. Но не покидало ощущение того, что замечательных артистов зачем-то заставили играть посредственную пьеску, пародировать какой-то жуткий школьный КВН.

Александр Овчаренко и Ксения Тишкова

«У нас, я бы сказал, мультижанровый спектакль получается, - предупреждал накануне Талгат Баталов. - Жанры в разных актах разные. Первый акт – высекаем комическое из драматического, достигаем даже абсурда. А во втором акте – уже в чистом виде комедия положений, потому что наши персонажи сами ставят комедию положений. И сама премьера у них получается еще нелепее, чем репетиции. Словом, мы играем спектакль про людей, которые пытаются сделать что-то хорошее, но у них в силу разных причин ничего не получается. И это не только смешно, но и грустно, и даже где-то трагично». Скорее, грустно, а ещё немного скучно (особенно во втором действии).

Зато первое удалось благодаря юродивому эпизоднику-алкашу, который, желая стать немного заметнее, предлагал разные варианты своей скромной роли «кушать подано!». Максим Плеханов — псковское воплощение неудачника из короткометражки Жоры Крыжовникова «Проклятие» — в нужных и ненужных местах мастерски вплетал то чеховщину, то достоевщину, то шекспировщину.

Максим Плеханов

Любимец публики (судя по-женскому писку во время спектакля) Евгений Терских «рвал танцпол» и в костюме Тора, и в облике Джона Сноу. Кульминацией стал его танец в обтягивающих полупрозрачных белых лосинках на голое тело. Первые ряды увидели всё, даже то, к чему не были готовы.

Евгений Терских

Ксения Тишкова отлично вжилась в роль «фикуса с губяндриями» - так её определил коллега по цеху — и на репетициях непринуждённо макала героя Терских язвительными фразочками «Себе помоги, собака сутулая», «Лунтик разговорился. Утренники закончились?» Виктор Яковлев своими брожениями по сцене и требованием не портить реквизит спускал всё это буйство красок на грешную Землю. Тоже очень удачно.

Александр Овчаренко и Виктор Яковлев

Потом была отрепетированная заминка с началом второго действия, незапланированная отключка одного из персонажей, декорации а-ля «жизнь в розовом цвете» - горе-актёры как раз ставили французскую пьеску, часовые метания по сцене, развалившийся шкаф и на закуску - рухнувшая стена.

Ксения Тишкова и Максим Плеханов

К сожалению, это как раз тот случай, когда описание спектакля получилось смешнее самого спектакля, даже с поправками на пародийность. Как в тех роликах: ожидание/реальность. Некоторый набор крутых и по-настоящему комедийных находок не сумел вытянуть всю постановку.

Евгений Терских и Максим Плеханов

Даже клип на песню группы «Ленинград» «Страшная месть» (ныне недоступный на Youtube), записанный для саундтрека к фильму «Гоголь. Вий» и в чём-то перекликавшийся с сюжетом псковского спектакля, получился забавнее. Очень жаль.

Фотографии предоставлены Театрально-концертной дирекцией Псковской области. Автор снимков - Андрей Кокшаров.

Ольга Машкарина
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...