Жертвы эпидемии и замурованный тайник: что скрывают стены церкви Успения с Пароменья в Пскове

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья. Здесь и далее фото Дарьи Хватковой

Псковичи, пересекающие Ольгинский мост, не меньше сотни раз за год видят небольшой белоснежный храм Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья и звонницу рядом с ним. Этот вид благодаря расположению у подножия моста примелькался и стал настолько привычным, что горожане вряд ли задумываются, что чуть не каждый день ходят и проезжают мимо храма, которому полтысячи лет, точнее пока только 499. Юбилей - в 2021 году. Я, к своему стыду, до недавних пор даже внутри ни разу не была, хотя постоянно живу в Пскове с 2006 года. Что же, самое время раскрыть все секреты и тайны, которые хранят эти древние стены.

Плавучая переправа и несостоявшийся юбилей

Впервые в летописях церковь с таким названием упоминается в 1444 году, то есть 500-летие Пароменского храма можно было отмечать ещё в 1944-м. Но в год освобождения Пскова местным жителям совершенно точно было не до праздников, да и к тому времени церковь шесть лет как пустовала – в ходу была новая советская «религия».

Место для постройки 40-метрового храма выбрали самое бойкое и посещаемое на Завеличье. Именно здесь наводился плавучий мост, а до того приставал паром. Зимой составные части паромной переправы, чтобы далеко не носить, хранились в кладовых звонницы.

Так в начале XX века выглядел мост через Великую и храм Успения на левом берегу

«Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Ещё в начале нашего (XX) века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост ещё не был готов, его заменял паром», - писал архитектор, реставратор, знаток псковского зодчества Юрий Спегальский.

Коллаж Дарьи Хватковой

В XV веке псковский летописец не уточнял, из какого материала построили первую церковь, но, скорее всего, она была деревянной и сгорела. Нынешний настоятель храма, протоиерей Алексей Воронюк рассказал, что, вскрывая культурный слой в глубоком трёхметровом подклете (подвале) храма, исследователи наткнулись на угли той самой первой церкви.

Отец Алексей возглавил храм совсем недавно - в сентябре 2019 года. Прежний настоятель Виталий Скнар скончался. Отец Алексей - коренной пскович, но так получилось, что в Пскове почти не жил и вернулся в родной город всего несколько лет назад. Он полон идей и планов, о которых и рассказал во время экскурсии по храму.

Настоятель Пароменской церкви, протоиерей Алексей Воронюк

Пожар, эпидемия чумы, первый карантин

Весной 1521 года вместо деревянной церкви на том же месте поставили новый каменный храм. Но открыть его не получилось из-за пожара, вспыхнувшего рядом со звонницей. Огонь не могли потушить так долго, что у одного из колоколов на звоннице из-за жара даже отпаялись «уши».

Так храм выглядел в начале XX века

Затем освящению Успенского храма помешала эпидемия. Любопытно, что именно в 1521 году и именно в Пскове впервые на Руси объявили карантин. Тогда из-за вспышки чумы улицу Петровскую (ныне это улица Карла Маркса) с двух сторон загородили для прохода и проезда. Эпидемия была настолько чудовищной, что в одну могилу из экономии сил и времени хоронили по пять-десять умерших.

«Эта история, как ниточка, связывает нас с псковичами XVI века. Вот мне на днях звонят люди и говорят: «Сегодня наш знакомый умер от коронавируса…» После такого хотя бы отчасти начинаешь понимать, что переживали тогда псковичи», - уверен настоятель церкви.

Освятить новый храм удалось только в августе в день престольного праздника всех успенских церквей, тогда «стекошася весь град на священие».

Акустические хитрости и псковский привет в Сибири

Для улучшения акустики и облегчения стен псковские зодчие использовали византийскую хитрость в виде голосников. Это небольшие керамические кувшины, которые закладывались в стены так, чтобы отверстия были обращены внутрь помещения. Такими голосниками испещрены все своды Пароменского храма, а от того хор здесь звучит совершенно по-особому.

Отверстия-голосники на сводах храма

Алексей Воронюк, служивший одно время в церкви на станции Тайга (Кемеровская область) при Транссибирской магистрали, и там оставил после себя псковский след. Он связался с архитектором Алексеем Красильниковым, который проектировал в Пскове Ольгинскую часовню, и тот по его просьбе разработал проект часовни и для узловой сибирской станции. «Моё «техзадание» содержало обязательное условие - классические псковские голосники», - рассказал Алексей Воронюк. В результате теперь на въезде в Тайгу красуется часовня с псковскими «отметинами».

Василий Колягин - устроитель больниц, церковный меценат, жертва мора

Спустя два века после освящения в храме устроили холодные приделы: южные — во имя Рождества Богородицы и во имя Нила Столобенского и северный (смотрит на Ольгинскую часовню) — во имя Собора Божией Матери. После возвращения храма Русской православной церкви в 1994 году северный придел переименовали в Ольгинский.

Деньги на строительство Ниловского придела дал обеспеченный купец, дьяк Троицкого собора Василий Игнатьев сын Ко[а]лягин (иногда просто Василий Колягин). Он, и как выяснил Алексей Воронюк, всё его семейство умерли во время очередной эпидемии чумы – в 1710 году. Василий Колягин известен и тем, что устроил на Завеличье в Пскове две больницы – одну во дворе своего брата Марка, вторую – в собственном дворе, который приспособил под проживание «хлебопросящих поулишных старцев». В 1711 году (моровое поветрие ещё продолжается) в больнице Колягина содержались 13 мужчин и 15 женщин. Как сообщала перепись, «доходу им ниоткуль не доетца, кормятца Христовым именем».

Стараниями всё того же Василия Колягина в XVII веке в Пароменской церкви обновляют иконостас. До наших дней сохранилось навершие, которое заказывал псковский боголюбец. А, например, резные элементы иконостаса относятся уже к XIX веку.

Иконостас со старинным навершием

Правда, в Ольгинском приделе храма можно увидеть часть деревянной колонны, искусно украшенной резными цветами. Она тоже сохранилась со времён щедрого мецената Колягина.

Резная колонна - часть иконостаса

Вход в алтарь украшали и уникальные иконы «апостольского» деисусного (центрального) ряда иконостаса, принадлежавшего византийской традиции. Такой ряд — единственный сохранившийся до нашего времени. Сейчас он экспонируется в Псково-Изборском музее-заповеднике. «А икона Успения Божией Матери, копию которой мы разместили на прежнем месте - над дверцей в алтарь, хранится в Третьяковской галерее», - уточнил Алексей Воронюк.

Предания о птице с креста Пароменской церкви

На кресте, который венчает главу Пароменской церкви, сидит литой металлический голубь. Его отлично видно, когда идёшь или едешь по Ольгинскому мосту в сторону Завеличья. По преданию до тех пор, пока птица находится на месте, благодать Святого Духа не покинет Псков. Однажды своё место птица всё же покинула. Это случилось во время войны, когда из-за попадания снаряда храм лишился главы. В 1944 году Юрий Спегальский, перебиравший руины, обнаружил литую фигурку. «Он нашёл это великое чудо народного искусства! Он нашёл и спас его, чтобы сохранить для людей...», - вспоминала вдова реставратора Ольга Аршакуни.

Крест над храмом венчает металлический голубь

Сейчас голубя хранит семья архитектора-реставратора Всеволода Смирнова, точнее – его сын Дмитрий Смирнов. На восстановленной главе церкви восседает новая птица, которая смотрит не на запад как до войны, а на восток. Настоятель рассказал, что с направлением клюва этой птички тоже связана легенда. Доподлинно известно, что в 1578 году в Успенской церкви бывал Иван Грозный, он даже сделал храму подарок — витую панагию [нагрудная иконка в виде медальона на цепи – ПАИ] с изображением святого Георгия Победоносца. Когда царь удалялся из Пскова в направлении Псково-Печерского монастыря на крест, якобы, сел настоящий голубь, который окаменел, глядя вслед кровавому самодержцу.

Считается, что птицами были украшены ещё несколько псковских храмов, однако до наших дней ни одна из них на месте не усидела.

Помимо подаренной Грозным панагии в Пароменской церкви хранился серебряный ковш, которым Пётр I наградил в 1702 году псковича Абросима Михеева. Надпись на ковше гласила: «Божией милостию Великий Государь, Царь и Великий Князь Пётр Алексеевич пожаловал сим ковшом псковитина посадского человека Абросима Михеева за прибор [увеличение] своей государевой казны». Здесь же берегли и серебряную лампаду, внесённую 25 февраля 1803 года «в молитвенный храм святой Ольги на берегу Великой, против Кафедрального собора». Очевидно, речь идёт о лампаде для Ольгинской часовни, приписанной к церкви.

«Нет в списке ЮНЕСКО и не надо!»

Церковь Успения с Пароменья не вошла в число десяти псковских храмов, включённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но настоятель этому только рад – больше простора для необходимых работ, в частности, по устройству дренажной системы вокруг храма, чтобы древние стены не страдали от регулярных подтоплений. «Здесь всегда очень много воды. Вся вода с Четырёх углов по склону стекает к нам. К тому же в советское время за алтарём разместили канализационный узел. Когда льют дожди, за храмом бьёт зловонный фонтан. В 2000-е годы было дело, вода преодолевала порог и заливала храм», - рассказал настоятель.

Невысыхающая лужа за храмом - результат работы городской канализации

Уже летом здесь планируют продолжить работы по побелке внутренних стен церкви. От коптящих свечей они настолько чумазые, что кажется, будто недавно был пожар. «Но возникает вопрос с барабаном и сводами, потому что под побелкой и слоем копоти вполне могут скрываться росписи конца XIX века. Этот момент ещё предстоит обсуждать с комитетом по охране объектов культурного наследия», - уточнил Алексей Воронюк.

Десять мертвецов под полом

В 1990-е годы в притворе храма затеяли ремонт: известняковые плиты меняли на гладкие каменные. Во время работ строители наткнулись на захоронение. Под полом, где сейчас располагается церковная лавка, обнаружили скелеты десяти человек. На существование древнего мини-некрополя под храмом указывали и керамиды [прямоугольные надгробные плиты, такие во множестве можно увидеть в пещерах Псково-Печерского монастыря - ПАИ], вмонтированные в стены. Судя по тексту керамид, покой здесь нашли и священнослужители, и жертвователи, и прихожане, участвовавшие в судьбе церкви.

Одна из керамид в Ниловском приделе храма

«В это же время проводились раскопки с внешней стороны храма рядом с Ниловским приделом. Тогда удалось найти подземное захоронение с останками того самого купца Василия Колягина и нескольких его родственников. Туда, насколько мне известно, и подзахоронили скелеты, найденные под плитами притвора», - пояснил настоятель Пароменской церкви.

Найденные в притворе останки подзахоронили у южной стены церкви

Сверху до низу заполненная убористым текстом керамида в память о Колягине находилась в Ниловском приделе, построенном как раз на его средства. Сейчас её можно увидеть в противоположном Ольгинском, потому что и Ниловский, и Рождественский приделы находятся в печальном состоянии, как будто война ушла из Пскова не 76 лет назад, а вчера. Но керамида Колягина и ещё несколько таких же плит сохранились хорошо, а значит, любопытные студенты исторического факультета всё ещё могут потренироваться в чтении полуустава не только по учебнику.

Керамида Василия Колягина

На сводах и потолке Ниловского придела, несмотря на общую обшарпанность, можно разглядеть белоснежного голубя в золотых лучах и яркие цветочные орнаменты XVIII-XIX века. А в стенной нише кадильного ящика, утверждает Алексей Воронюк, до сих пор лежат угли, которым больше сотни лет.

Голубь на своде Ниловского придела

Росписи в Ниловском приделе. Небольшое углубление на стенке слева - ниша кадильного ящика

Замурованный тайник или привычный обычай?

В переписи церковного имущества XIX века сообщалось, что за иконостасом находится тайник – где-то в районе третьего яруса икон у правой опорной колонны, скрытой в алтаре. «Я пытался что-то разглядеть, найти, но стена как будто ровная. То, что здесь был какой-то проём, выдает только копоть, которая ложится чётким контуром по шву этой ниши. Вполне возможно, что и сейчас в этом тайнике что-то замуровано», - поделился догадками настоятель Пароменской церкви.

За третьим ярусом иконостаса может скрываться церковный тайник

Алексей Воронюк рассказал, что пробовал связаться с настоятелем храма отцом Севастьяном (он занимал эту должность в 1990-е годы), чтобы подробнее узнать об истории с тайником. Но пока сделать это не представляется возможным, так как отец Севастьян, ныне насельник Троице-Сергиевой лавры, болен коронавирусом и находится в больнице. «Постараемся эту загадку раскрыть, - полон энтузиазма Алексей Воронюк. – Любопытно узнать, была ли видна эта тайная ниша, когда вместо икон зияли пустоты, а вместо храма здесь размещался склад всем известного магазина «Ракета».

Возможно, версия с замурованными церковными реликвиями, полна таинственности только на первый взгляд. По версии псковского краеведа Арсения Постникова, в стены церквей могли просто закладывать совсем ветхие иконы, которые нельзя ни выкинуть, ни сжечь. И в этих самых нишах лики святых медленно истлевали, не покидая пределы храма.

«Однако храм находился на самом въезде в центр Пскова и, скорее всего, был желанной добычей для всякого рода грабителей. А значит, церковные служители при приближении опасности могли по лестнице забираться к иконостасу, открывать его потайную дверцу и складывать в тайник всё самое ценное, чтобы спасти святыни от поругания», - предположил Алексей Воронюк.

Настоятель храма Алексей Воронюк

На хорах, где в дни службы находятся певчие, по обе стороны можно разглядеть две неприметные дверки, которые ведут в небольшие храмы-приделы – Архангела Михаила и Собора Небесных сил. «Например, у человека день именин и он просит батюшку послужить в честь этого. Для такой камерной молитвы и нужны были эти маленькие храмы», - объяснил настоятель.

Многофункциональная звонница

Рядом с церковью у самого моста стоит 15-метровая пятипролётная звонница с семью колоколами. Их в 2008 году храму подарила псковская милиция и другие благотворители.

О начале службы прихожан оповещают семь колоколов

Подклети звонницы завалены хламом (как раз тут раньше хранились части парома) и изъедены чёрной плесенью. Никаких древних архивов здесь, конечно, не найдёшь, разве что неизвестно откуда взявшиеся пустые банки и сломанную куклу. В полном порядке только помещения бывшей мастерской реставратора и кузнеца Всеволода Смирнова, который творил здесь в 1960-1980-е годы. Всеволод Смирнов был автором памятника на Могиле неизвестного солдата в Пскове, прапоров на шатрах Покровской и Власьевской башен и башне Святых ворот, воссозданных в 2010 году, участвовал во множестве реставрационных работ на территории Псковской области.

Устроить в звоннице музей в честь Всеволода Смирнова надеется Алексей Воронюк

«Есть мысль, но это, конечно, вопрос обсуждаемый и пока нам не по силам, – устроить в звоннице музей памяти Всеволода Петровича (Смирнова). Это было бы справедливо», - уверен Алексей Воронюк.

В помещении под самой звонницей до сих пор цела и действует русская печка. У стен – два старинных сундука, здесь же несколько парт, стулья, выцветшие стенды – инвентарь церковной школы. О мастерской реставратора ничто не напоминает.

Вид со звонницы на Пароменскую церковь и Ольгинский мост

К колоколам ведёт узкий ход с крутыми высокими ступеньками, подниматься приходиться, держась за веревку. Колокола звонят в начале и в конце службы. Лучшие звонари, утверждает отец Алексей, - мальчишки. У них ловко получается одновременно действовать и педалями, и верёвками, да и им проще забираться на колокольню. В отдалённых планах – подключить электронную звонницу (она позволяет удалённо управлять колоколами), чтобы красивые перезвоны радовали псковичей в любую погоду. Оборудование обойдётся в 250-300 тысяч рублей, поэтому пока это только задумка.

Церковь Успения с Пароменья в начале XX века

В начале XX века к церкви были приписаны 270 прихожан, в начале XXI-го храм регулярно посещают лишь 40-50 человек. Сейчас службы, как и положено в эпоху коронавируса, проходят на улице. И вряд ли верующие задумываются, что во время молитвы стоят на пороге полутысячелетней истории, у церкви, пережившей множество поколений псковичей, эпидемии, пожары и войны. Скорее всего, эти белоснежные стены хранят ещё немало удивительных историй, потому что каждый псковский храм – целый мир, изучать и открывать который, – особое удовольствие.

***

Группа церкви Успения с Пароменья «ВКонтакте».

Адрес храма: Псков, Рижский проспект, 3.

Телефон: 8 (8112) 53-53-95.

При подготовке публикации использовались материалы с сайта «Псков: история и архитектура» и из газеты «Псковская губерния», №2 (674) от 15 января-21 января 2014.

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...