Николай Блохин – об иконописном форуме в Пскове: Здесь говорили об иконописи как об общемировом христианском искусстве

Служение красоте как отражение любви к городу Пресвятой Троицы

В Пскове недавно прошёл форум «Собора церковных искусств», где я был одним из активных участников как иконописец Мирожского монастыря, который, кстати, и явился инициатором проведения выставки по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона.

Радостно, что творческие люди собрались там же, в палатах Постникова, где две недели назад (14 октября) мы открывали выставку. Участие приняли творческие люди Псковской области, среди них – архитекторы, художники-иконописцы, прикладники и кузнецы.

Долгожданным был приезд наших творческих гостей из Москвы и Сергиева Посада: искусствоведа и педагога Людмилы Армеевой и замечательного современного мыслителя и иконописца Александра Солдатова, с творчеством которого мы многие знакомы и удивляемся его традиционным и новаторским решениям в проектировании храмов и программ росписи, его педагогической практике.

Наша встреча началась с общей молитвы, прямо на выставке в зале перед иконами был отслужен молебен о начале доброго дела. Настоятель Мирожского монастыря иеромонах Серафим благословил нас, а сотрудник музея и один из авторов экспозиции Мария Дубровская провела экскурсию по выставке, где я и некоторые другие участники рассказали о своих работах и проектах.

Гости сразу отметили уютную обстановку в палатах Постникова и удачную насыщенную экспозицию, практически показывающую церковное искусство последних 30 лет, историю развития иконописания на Псковской земле. Людмила Армеева в своём докладе раскрыла этапы открытия красоты иконы для человека, возрождения искусства иконописи в XX веке, рассказала о художниках, подвижниках, мыслителях и педагогах разных иконописных школ.

На форуме также была презентация реализованного проекта реставрации храма Святой Троицы в селе Доможирка Псковской области – священник Димитрий Пономарев рассказал об истории и этапах реконструкции знаменитого псковского храма. После этого состоялось обсуждение с участием псковского архитектора Андрея Лебедева, который является проектировщиком и продолжателем дела своих родителей-архитекторов, воссоздавших этот храм в советское время как памятник. Было интересно послушать мнения и критику участников форума о создании иконостаса для храма, решении художественной задачи и реализации первоначального замысла.

Также в форуме принял участие и наш владыка, митрополит Тихон, председатель патриаршего совета по культуре, и, как человек творческий, рассказал о делах и планах развития культурных проектов и реставрации в Пскове, принял активное участие в диалоге участников форума, ответил на многочисленные вопросы архитекторов и художников-иконописцев.

Живое и долгожданное общение с владыкой показало, насколько много проблем в нашей творческой среде, где порой нет взаимопонимания. Авторское начало в художнике часто является личным творчеством, но важно, чтобы оно явилось и наполнилось соборным мышлением, было частью церкви и христианским началом самого художника, в конечном счёте отражением его любви к красоте, направленной и сказанной нашим ближним, в определённой степени проповедью красоты в нашем современном мире как христианскому деланию, нашему стремлению жить во Христе! Именно это и раскрыл нам в своей лекции Александр Солдатов, который выступил во второй день форума.

Сопереживая нашему активному общению, Александр Солдатов сконцентрировал внимание на созерцании и практике воплощения художественных идей, размышлял об отношениях художника и заказчика, об изучении псковской традиции зодчества и иконописи, о построении гармонии в творчестве через любовь к своей земле.

Меня как иконописца и просто псковича впервые за много лет порадовало внимание общественности и творческих людей к искусству церкви. Здесь говорили об иконописи как об общемировом христианском искусстве. Цель иконописца – донести через осмысление красоты красками своих икон до наших ближних, подчеркнуть и продолжить церковную традицию родной земли, где приходится работать. Важно уметь работать и с другими творческими людьми в объединённых проектах, где первостепенными являются результат, удовлетворение и радость от творчества. При всём этом иконописец как художник должен стать востребованным в современном мире, где через Божий образ вновь и вновь звучит христианское слово о любви и красоте!

Отзыв о проекте «Собор церковного искусства» псковского иконописца Николая Блохина.

Сюжет о том, как псковские иконописцы Алексей Яблочкин и Николай Блохин готовили свои работы к первой псковской выставке иконописи «Собор церковного искусства», смотрите здесь.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...