Всё о «Летнем университете»: пресс-конференция с замминистра образования Натальей Бочаровой и ректором ПсковГУ Натальей Ильиной
В Пскове дан старт международному образовательному проекту «Летний университет». В связи с этим гостями медиацентра ПАИ стали заместитель министра науки и высшего образования Наталья Бочарова и ректор ПсковГУ Наталья Ильина. Участники и гости межрегиональной пресс-конференции из первых уст узнали об истории, особенностях и целях проекта, а также в целом о перспективах международного научно-образовательного взаимодействия.
Цель – единое образовательное пространство
– Поговорим мы о запуске масштабного проекта Союзного государства «Летний университет» и, конечно, о других вопросах. Вступительное слово предоставляю Наталье Бочаровой и попрошу рассказать о целях, задачах «Летнего университета» и о том, как идёт сотрудничество с Белоруссией.
Наталья Бочарова: Одна из целей Союзного государства – это создание единого образовательного пространства. Мне кажется, мы иногда забываем об этом, потому что наше образование в первую очередь направлено на наших студентов. Хотя на территории Белоруссии уже на протяжении 20 лет действуют филиалы двух российских вузов – РЭУ имени Плеханова и РГСУ, а также Белорусско-Российский университет, нам показалось, что этого взаимодействия недостаточно и что наше общение и общение студенчества должно происходить на регулярной основе. И мы подумали о том формате, который для студенчества привычен: это летний лагерь, или летний университет, – но сделали его в большей степени с образовательным уклоном. Поэтому мы даём старт проекту «Летний университет» и начинаем с того, что принимаем 4 июля студентов из Белоруссии.
– Наталья Анатольевна, расскажите, пожалуйста, об открытии «Летнего университета».
Наталья Ильина: Я на самом деле воспользуюсь моментом: в присутствии Натальи Александровны, нашего учредителя, хочу выразить огромную благодарность за то доверие, которое Министерство науки и высшего образования оказало Псковскому государственному университету и другим 11 университетам. На самом деле, когда мы начинали готовиться к этому проекту по инициативе Министерства науки и высшего образования и смотрели, какую образовательную составляющую вложить в этот образовательный проект, многие люди из Российской Федерации хотели стать его участниками. Сейчас 12 университетов из семи округов вошли в этот масштабный проект, и я надеюсь, что эти две недели станут уникальными для студентов Белоруссии и мы максимально покажем, как меняется образование в Российской Федерации и как вузы меняются под потребности сегодняшней молодёжи.
– Может ли этот проект быть ежегодным?
Наталья Бочарова: Конечно, новый проект запускается не для того, чтобы он на этом и закончился. Минобрнауки на сегодняшний день ищет новые форматы работы с иностранными студентами. Мне кажется, у нас достаточно качественное образование, оно по-прежнему востребовано в мире, больше 300 тысяч иностранных студентов обучается в Российской Федерации. Мы хотим посмотреть, как пройдёт мероприятие в этом году, и проанализировать, что получится особенно хорошо, а где, может, будут сбои. Думаю, что на следующий год мы предложим эту программу не только белорусским студентам, но также студентам других государств, в частности приграничных государств, ну и, конечно, нашим ближайшим соседям в СНГ и ЕАС.
– А планируется ли расширить число участников – российских университетов в дальнейшем?
Наталья Бочарова: Думаю, мы это число расширим и увеличение это будет кратным, потому что возможности и емкость наших вузов достаточно большие. Более того, можно применять разные форматы этих университетов. Есть, например, Сибирский федеральный университет, где мы в результате зимней Универсиады получили хорошее наследие: спортивную базу мирового уровня. И на этой базе мы можем устроить «Зимний университет» со спортивным уклоном, что тоже будет немаловажным. Поэтому в плане вариативности и программ, и содержательного и культурного наполнения, и отдельных треков у нас очень большое поле для работы.
Первый шаг
– Скоро начнётся приёмная кампания в вузы. В этом году белорусские ребята смогут поступать в российские вузы по результатам центрального тестирования. До этого обсуждался вопрос, что российские ребята тоже смогут поступать в белорусские вузы по результатам ЕГЭ или в Белоруссии будут открыты пункты, где можно будет сдать ЕГЭ. Так понимаю, что в этом году, к сожалению, это реализовать не удастся, но переговоры по этому поводу ведутся. И второй вопрос – это программа, которая сегодня реализована на российской стороне: обсуждается ли с белорусскими коллегами возможность организовать такую же программу для российских ребят на белорусской стороне?
Наталья Бочарова: Что касается пунктов приёма ЕГЭ, действительно, мы начали обсуждение этого вопроса ещё в конце прошлого года, примерно в ноябре-декабре месяце, потому что, естественно, эти пункты нужно было подготовить. И российская сторона к этому была полностью готова, потому что у нас есть два филиала на территории Белоруссии, есть Российский центр культуры при Россотрудничестве и такие возможности, безусловно, есть.
Но белорусская сторона была немножко не готова к такому решению вопроса. Коллеги сказали, что надо это делать на двусторонней основе. Мы готовы были организовать у себя пункты приёма централизованного тестирования для российских абитуриентов, которые хотят поступать в белорусские вузы, но не смогли достигнуть решения с белорусской стороной. Но тут надо понимать, что нам надо было бы работать на территории другого государства и без их согласия делать это, наверно, крайне некорректно. А то, что мы со своей стороны смогли сделать, что полностью зависит от нашей воли, от нашего желания, от нашего решения и правового регулирования, мы сделали.
Вы совершенно верно отметили, что с этого года поступить в российские вузы можно не только по результатам ЕГЭ (они по-прежнему остаются как формат возможности поступления), но и по результатам централизованного тестирования. И если дополнительные собеседования покажут достаточный уровень знаний и отметки по тем предметам, которые у нас совпадают с программой образования Белоруссии, позволят быть зачисленными, то эти студенты будут зачислены.
Что касается «Летнего университета», мы решили не тормозить проект в зависимости от того, когда наши коллеги смогут сделать такое же движение в нашу сторону. Мы начали первыми. Буквально на той неделе я выступала на Форуме регионов с моей визави Ириной Анатольевной Старовойтовой, первым замминистра Республики Беларусь, и я сказала, что, безусловно, мы будем рады, если такое предложение последует и со стороны Белоруссии, потому что нашим студентам, нашей молодёжи надо больше и ближе общаться, больше обмениваться опытом. И такие программы, которые мы можем устраивать у себя, а они – у себя, мне кажется, очень здорово будут расширять и кругозор, и знания наших студентов.
Белорусская поддержка
– Хочу предложить слово представителям вузов из других регионов. Первый вопрос от Московского государственного университета пищевых производств: «Наталья Александровна, мы хотим поблагодарить наших учредителей за масштабный проект. Мы вчера встретили ребят, сегодня уже начали эту программу. Но у нас в вузе реализуется проект по индивидуальным образовательным траекториям, который предполагает наставничество менторов реального сектора экономики. Можем ли мы рассчитывать на взаимодействие с бизнесом из Белоруссии?»
Наталья Бочарова: Этот вопрос, конечно, надо обсуждать с точки зрения того, в каком формате мы ожидаем от них этого взаимодействия. Если это направление студентов на практику, безусловно, такой формат мы сейчас обсуждаем в отношении ряда иностранных студентов в части прохождения практики на наших крупных предприятиях, и такое обсуждение с белорусскими предприятиями абсолютно возможно. Но в этом случае надо формализовать эту заявку, потребность: где бы мы хотели, чтобы наши ребята проходили практику, куда их направить, с кем нам прорабатывать этот вопрос.
Наши белорусские коллеги очень позитивно настроены на нашу совместную работу. Мне работать с ними очень хорошо: общая культура, общий язык, общее взаимопонимание и общие цели и задачи – дать хорошее образование, воспитание и постараться создать все условия, чтобы студент, окончив вуз, был всесторонне развитой личностю, у которой есть ещё и практический опыт. Поэтому я думаю, что со стороны белорусских предприятий и белорусского Минобрнауки мы получим всяческую поддержку. Хотя раньше в такой постановке вопрос нами не прорабатывался.
«Пролонгированный эффект»
– На связи Северо-Кавказский федеральный университет: «Наталья Александровна, тоже хочу сказать слова благодарности за доверие и включение Северо-Кавказского федерального университета в этот проект. В вузе царит приподнятое настроение, мы встретили наших гостей, и сейчас они находятся на экскурсии, знакомятся с городом Ставрополем. Эти дни пролетят быстро, и хотелось бы посмотреть в будущее. Завершится обучение по нашим образовательным программам – а каким образом университет сможет проанализировать эффективность применения знаний, которые получат белорусские студенты во время прохождения наших образовательных программ? Конечно, мы надеемся, что станем друзьями и у нас будет обратная связь всегда, но продумывалась ли в министерстве общая стратегия такого последующего взаимодействия?»
Наталья Бочарова: Белорусские студенты здесь будут всего две недели, и я рассчитываю, что те слова благодарности, которые сегодня слышу в адрес Минобрнауки, вы, дорогие участники, услышите в свой адрес от белорусских студентов, кто к вам приехал. Вот самая главная задача.
Поскольку программа короткая, мы предусмотрели анкетирование студентов, и я вас очень попрошу подойти к этому серьезно, чтобы получить от них обратную связь с точки зрения того, насколько им был интересен материал, насколько была интересной подача, насколько это было для них новым.
Если помните, мы провели несколько подготовительных совещаний и обсуждали, что это будут за программы, мы всех ориентировали на то, чтобы вы для студентов подготовили интересных, флагманских, знаковых спикеров, которые действительно могут, исходя из своего опыта и профессионализма, поделиться некими уникальными знаниями. Поэтому я рассчитываю, что анкетирование позволит нам сделать срез того, насколько были вовлечены студенты, насколько они остались удовлетворены этой программой. Ну рассчитываю на то, что ваши усилия, которые были вложены в эту программу, дадут свой эффект.
Что касается заглядывания в будущее, то если эти программы интересны, то мы же можем расширять взаимодействие на условиях обменных программ, программ двойных дипломов, которые предусматривают взаимообмен студентами на семестр либо на год. Но для этого надо будет программы обучения состыковывать с белорусскими вузами, и тогда это будет иметь уже долгосрочный, пролонгированный эффект и результат. Но тут все зависит от вас, от вложенных вами усилий и создания атмосферы, в которой студенты будут находиться в ближайшие две недели.
– У Оксаны Станиславовны есть ещё вопрос: «Мы искренне верим, что этот проект будет продолжаться, что такие школы будут проходить регулярно, и хотелось бы получить информацию от работодателей из Белоруссии о том, какие у них востребованы специалисты, чтобы в будущем при сканировании подобных проектов мы могли предлагать студентам востребованные в республике компетенции для освоения».
Наталья Бочарова: У белорусских работодателей потребности очень похожи на потребности в нашей стране. По-прежнему не хватает специалистов инженерных специальностей, остаются востребованными направления по медицине, IT, IT-безопасности, веб-дизайну. Два филиала, которые я сегодня уже упомянула, открыли в этом году шесть новых программ подготовки по итогам поездки в Белоруссию, которая была в декабре при участии Валерия Николаевича Фалькова, министра науки и высшего образования Российской Федерации. Мы поняли, что экономистов и юристов готовят практически везде, и посмотрели на эту ситуацию по-другому, и после этого появились новые направления подготовки, которые сейчас будут реализовываться. Ну а в следующем году, если вузы пройдут лицензирование, еще несколько программ добавится, с тем чтобы образование, которое мы даем, было привязано к интересам экономики Белоруссии.
Учиться = дружить
– На связи Смоленский государственный университет, ректор Михаил Николаевич Артеменков: «Уважаемая Наталья Александровна, хотел бы присоединиться к словам благодарности, но, наверное, усилить их, поскольку мне и моим коллегам было очень важно, что приграничные университеты, которые находятся в прямом взаимодействии с Белоруссией, получили особое внимание учредителя. Думаю, это крайне важно в свете развития наших связей, партнерских отношений. Но речь идет о будущем, о продолжении проекта, и в этой части хотелось бы задать вопрос: а возможно ли будет развитие подобных школ для белорусских школьников? Этот аспект мне кажется крайне важным, чтобы мы ориентировали и то поколение, которое только собирается поступать в университеты. Ну и, конечно, наши партнеры из других стран, узнав о том, что в этом году запущен такой замечательный проект, уже задают вопросы, есть ли возможность в следующем году поучаствовать представителям других стран. В частности, наши партнеры из Узбекистана, Азербайджана с удовольствием бы присоединились».
Наталья Бочарова: У нас был очень короткий период для подготовки «Летнего университета», поэтому мы остановились на студентах. В будущем планируем работать с целевой аудиторией: мне кажется, это должны быть не выпускники, одиннадцатиклассники, а ребята, которые учатся в 5–9-х классах, чтоб они успели ознакомиться, какие есть программы подготовки, чтобы было время подумать и сделать правильный выбор.
Что касается других республик, это принципиально важно, чтобы в последующем к нам приезжали студенты из других стран. Хоть и прозвучало, что это прежде всего приграничные государства и страны СНГ и ЕАС, но мы точно не будем ограничиваться страновыми рамками. Здесь вопрос первой подготовки программ и той емкости, которую в последующем мы сможем набрать.
Вообще, когда мы обсуждали эту идею, она появилась из повестки нашей совместной коллегии России и Белоруссии, которая проходила в декабре в Минске. Это была идея министра по возвращении из поездки, она на сегодняшний день реализована. Но если говорить в целом, не секрет, что зачастую наши студенты и школьники ездят на летние практики, в летние лагеря за рубеж. Это воспринимается абсолютно нормально: они улучшают знания языка, истории, готовятся по различным направлениям. И хотелось бы сделать свой бренд российского «Летнего университета», чтобы за непродолжительный период двух-трех недель познакомить приезжих учащихся с нашей страной, культурой, с нашими детьми и с нашими студентами. Это прекрасно, когда школьники и студенты могут между собой общаться. Наверно, люди моего поколения помнят, как это было в советские времена. Я летом, например, ещё даже не зная немецкого языка, каждый год встречала группу немцев, и первый год, тогда еще в четвертом классе, мы общались на уровне языка жестов и взглядов, а уже через год я могла что-то с ними обсуждать, говорить. Мы долго переписывались, на протяжении нескольких лет поддерживали отношения – это было замечательно! У нас со многими странами нет даже языковых ограничений, что, конечно, способствовало бы хорошему общению нашей молодежи между собой.
Наталья Ильина: В 2019 году Псковский государственный университет в рамках одной из федеральных программ выиграл грант на проведение зимней школы для школьников по дискретной математике. Мы провели эту образовательную программу в рамках сетевого сотрудничества с МГТИ: это была расширенная программа, абсолютно разные педагоги, и там были российские и белорусские школьники – получился максимально хороший эффект. В районе трех недель мы использовали и площади школы, и профессорский потенциал Псковского государственного университета, и учителя из школ Пскова и Белоруссии спрашивали: «А когда будет продолжение? А какие тематические программы? Да, это востребовано». И я думаю, приграничные вузы и вузы Российской Федерации воспримут этот проект хорошо.
Наталья Бочарова: Эта идея сейчас реализовывалась сверху, с подачи министерства, а вообще очень много программ могут реализовываться вузами локально, в рамках тех контактов, которые складываются особенно у приграничных регионов. Все инициативы от вузов будут только поддерживаться министерством.
Международные программы
– Есть ли сейчас успешные примеры коллаборации российских и белорусских ученых, специальные программы? И по каким направлениям в ближайшее время прямо напрашиваются совместные проекты между научными сообществами России и Белоруссии?
Наталья Бочарова: В рамках Союзного государства предусмотрена реализация восьми программ: по крайней мере, одну из них координирует Минобрнауки, и о них рассказывалось во время проведения Форума регионов. Например, Дмитрий Николаевич Чернышенко привёл в пример программу ДНК-идентификации: это очень сложная программа, которая позволяет идентифицировать по биологическому следу возраст и физические характеристики человека. Это сейчас имеет большое значение для раскрытия серьезных преступлений, в частности терактов, а также имеет важное значение для идентификации личности в результате техногенных или природных катастроф, серьезно сокращает сроки проведения экспертизы. Ну и если говорить о нашей общей истории, то наша земля до сих пор хранит очень много неизвестных солдат и граждан, которые погибли в годы Великой Отечественной войны, и эта программа позволит устанавливать в отдельных случаях личность человека.
Это просто как один из примеров достаточно серьезных, значимых результатов. Но я, коль вы спросили про науку, скажу, что в 2018 году была поддержана инициатива об учреждении премии Союзного государства и в конце прошлого года прошло совместное заседание ведущих экспертов в области науки со стороны России, Белоруссии, были определены приоритетные проекты. Мы ждём сейчас решения уполномоченных органов Союзного государства, для того чтобы эта премия была присуждена, и в этом году она должна быть торжественно вручена.
Для нас это особо значимо, потому что, во-первых, это проект, где ученые работали совместно. Во-вторых, для России это важно, потому что у нас объявлен Год науки и технологий и как раз будет вручена такая премия. Не могу сказать, что мы специально тянули до 2021 года, просто из-за ковида наше взаимодействие пришлось отложить, и получилось такое приятное совпадение.
Но вообще, не только в рамках Союзного государства, но и в рамках государственных программ в настоящее время реализуется порядка 22 проектов, где мы работаем вместе с белорусскими учеными. Конечно, ковидная и медицинская тематика сейчас выходит на первый план. Мы понимаем, что ряд наших институтов свои разработки уже провели, зарегистрированы либо идет регистрация соответствующих препаратов – тут совместной работы уже не получится, но тем не менее, учитывая, как ковид видоизменяется, поле для совместной деятельности здесь большое.
Наталья Ильина: Продолжая тему научной повестки, Псковский государственный университет во взаимодействии с Витебским медицинским университетом сейчас начинает реализовывать проект IT-медицины, начиная с именно медицинских баз данных и заканчивая конструированием лекарственных препаратов или физиологических процессов. ПсковГУ имеет оборудование и специалистов, и мы сейчас совместно с витебскими коллегами подали грант и в Российский научный фонд, и в другие фонды и надеемся, что и в Российской Федерации, и в Белоруссии появится большая инициативная научная группа по этой тематике.
Если говорить о локальных проектах, это, естественно, образовательные составляющие. Мы сейчас на финишной прямой по трем направлениям подготовки совместно с витебскими университетами. Во-первых, в рамках гуманитарных и общественных наук это психология, при этом не просто гуманитарная и классическая психология, а психология служебной деятельности, начиная с медицинского профиля и заканчивая непосредственно служебной деятельностью.
Второе: у белорусской стороны есть особые программы инженерной подготовки и конструирования в легкой промышленности. Для нас это актуально, есть предприятия, которые являются достойными лидерами в этой области, и мы делаем тройную образовательную программу между Псковским государственным университетом, Витебским технологическим университетом и нашим промышленным партнером, и уже заключен договор, сделана программа – мы сейчас просто состыковываем учебные планы магистратур.
Ну и третье – это лечебное дело, по которому мы второй год продолжаем отрабатывать образовательные программы, при этом именно в практическом профиле, когда студенты Витебского медицинского университета приезжают к нам в рамках первичной практики, а наши студенты уезжают к ним. Нам легче доехать до Витебска, чем до определенных регионов – я сейчас говорю о географической специфике и тематическом блоке, о котором мы договорились и который реализуем.
Борьба за студентов
– Наталья Анатольевна, много заявок поступило от белорусских студентов? Как вы их отбирали? Насколько этот проект вызвал интерес с белорусской стороны и какой был конкурс для того, чтобы сюда попасть?
Наталья Ильина: На официальном сайте «Летнего университета» со стороны университетов Белоруссии было подано более 1300 заявок, то есть у нас было 675 мест – а пришло 1300 заявок на данный конкурс. Было заявлено 19 образовательных программ, и отбор происходил под те образовательные программы, от тех бакалавров, которые приходят со стороны университетов.
Если посмотреть на географию белорусской стороны, она нас поразила: заявки были со стороны всех регионов Белоруссии и со стороны абсолютно разных вузов, начиная с солидных мегауниверситетов, Белорусского государственного университета и заканчивая отраслевыми. И не только белорусские студенты обратили внимание на проект, но и лично ректоры взяли под свой контроль отбор студентов, которые попадут в эту образовательную программу, и результат этой образовательной программы. Нам ведь важно не просто обучить, не просто показать образовательную программу – очень важно заинтересовать белорусские университеты в том, что мы сейчас готовы к реализации сетевых образовательных программ и программ с двойными дипломами.
По сути дела, «Летний университет» – это эксперимент по взаимодействию между университетами. Поэтому конкурс есть, и мы уже рассматривали возможность принять больше участников. Думаю, что следующий трак «Летних университетов» позволит расширить тематические блоки приема студентов.
– Наталья Александровна, сейчас эксперты, в том числе на Форуме регионов, отмечают, что в последнее время возрастает конкуренция за студенчество и за будущих выпускников школ. Например, по статистике, раньше в наших вузах училось порядка 20 тысяч белорусских ребят, а сейчас – 10: белорусские ребята начинают больше выбирать Польшу, Чехию, то есть смотрят в сторону Европы. К сожалению, количество студентов с двух сторон уменьшается: в том числе и российские ребята тоже начинают смотреть на европейские вузы. Что сейчас нужно делать, чтобы мы могли бороться за своих студентов в Союзном государстве?
Наталья Бочарова: Мы эту конкуренцию чувствуем, потому что ряд стран ведут агрессивную политику рекрутинга иностранных студентов. Что касается снижения числа белорусских студентов, у меня немножко другие цифры. Мы анализировали данные за последние пять лет, и вопрос не в том, что сокращение числа белорусских студентов произошло оттого, что они поехали в Польшу и Чехию (там не такие большие цифры). В основном это произошло по двум причинам: это демографическая яма, которая была в Белоруссии так же, как и у нас, и второй момент – это очень качественное профессионально-техническое образование в Белоруссии. Когда человеку необязательно, исходя из его желаний, устремлений, получать высшее образование, он может получить хорошее, качественное образование в колледже, получить хорошую специальность или рабочую профессию и работать. И в этом плане наши коллеги неплохо преуспели.
Надо смотреть программы, которые сейчас реализуются в Российской Федерации: это и поручение правительства о развитии и создании сети кампусов мирового уровня, и развитие приграничных вузов, и внутренние программы, которые мы разрабатываем для грантовой поддержки студентов, – здесь тоже история неплохая. Мы не хотим вести агрессивную политику численного увеличения студентов – мы хотим получить качественный контингент, который выучим. И если говорить об отношениях с Белоруссией, то мы хотим дать белорусам то образование, которое у них либо не представлено, либо представлено не так широко и не на том уровне, как в Российской Федерации.
Не могу не сказать о программе «Приоритет 20.30», которая тоже даст новый толчок развитию вузов как не только образовательных учреждений, но и как учреждений, где должны развиваться в синергии образование и наука, потому что где еще будет такая концентрация молодых, способных и устремленных людей, как не в вузе? Мне кажется, эти программы позволят нам оставаться интересными для молодежного контингента.
До 1 сентября
– В завершение не могу не задать вопрос на актуальную тему вакцинирования. Наталья Александровна, как планируется организовать вакцинацию российских студентов и есть ли схема, отработанная перед началом учебного года?
Наталья Бочарова: Что касается российских студентов, то здесь я проблемы не вижу. Все наши студенты имеют полис ОМС и имеют право на вакцинирование. Более того, во многих вузах были развернуты пункты вакцинации, что упрощает ситуацию: это удобно и для студентов, и для преподавателей вузов, они могут привиться на месте.
Сложнее ситуация с иностранными студентами. Не все из нашего контингента выехали в свои страны и перешли в онлайн-обучение, некоторые по-прежнему остались и учатся на территории Российской Федерации вместе с нашими студентами. И этот вопрос мы сейчас поставили перед Минздравом и Роспотребнадзором почему? Потому что у иностранного студента нет полиса ОМС, то есть формально, юридически мы не можем его вакцинировать бесплатно. Соответственно, возникает вопрос, будем ли мы вакцинировать их бесплатно, будем ли мы их вакцинировать платно? Но вакцинировать их надо, поскольку они бок о бок живут и учатся вместе с нашими студентами.
Думаю, в ближайшее время такое решение будет принято: к 1 сентября все эти вопросы должны быть не просто решены, а уже практически реализованы. Если не будет принято решение о бесплатном вакцинировании, мы будем изыскивать средства, чтобы провести эту работу силами вузов.
Мы не должны сбрасывать со счетов добровольный характер, но могу сказать, что в студенчестве эта ситуация воспринимается нормально. Вот что я слышу от ректоров: «У нас со студентами проблем нет».
Наталья Ильина: В Псковском государственном университете действует выездной пункт вакцинации, наши сотрудники уже давно пользуются этой ситуацией. Сейчас мы разговариваем с комитетом здравоохранения о создании стационарной точки. С того года мы работаем в смешанном режиме приема документов: и в «Госуслугах» через «Поступай онлайн», и в собственной системе, и также консультируем в очном режиме. И многие – родительское сообщество и абитуриенты – обращают внимание, что было бы очень удобно до заселения в общежитие или при подаче документов сразу же иметь под боком точку постоянной вакцинации и сделать прививку на базе университета. Мы к этому готовимся, подготавливаем кабинет, ресурсы для этого есть.
Что касается мотивации, мы, естественно, говорим о добровольной вакцинации, но на последнем ученом совете были приняты локальные документы, что весь профессорско-преподавательский состав и сотрудники вакцинируются. Принято решение выделять из резервных фондов университета пять тысяч единоразовой премии для сотрудников и преподавателей при наличии сертификата о вакцинации.