Специалист назвала причины, из-за которых в Анастасиевской часовне в Пскове разрушается живопись

Художник-реставратор Александра Гребенщикова (слева)

Причины, из-за которых в Анастасиевской часовне в Пскове разрушается живопись, назвала художник-реставратор АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» Александра Гребенщикова во время заседания дискуссионного клуба на тему сохранения этого памятника, которое состоялось в медиацентре ПАИ 11 марта.

«С точки зрения реставрации живописи у нас есть два аспекта. Во-первых, даже когда ты просто находишься в Анастасиевской часовне, при любом движении транспорта сейчас, когда часовня находится не так близко к мосту и отдельно от него, ты чувствуешь, что часовня ощутимо трясётся. Второй аспект: в данный момент так устроено основание часовни, что есть некий подсос воды, и в нижних частях живописи постепенно скапливаются и выходят на поверхность живописи соли, что тоже разрушает те тонкие слои живописи, которые есть», – рассказала Александра Гребенщикова.

По её мнению, специалистам необходимо, во-первых, убрать воздействие транспорта на часовню, насколько это возможно, во-вторых, улучшить гидроизоляцию основания часовни, поднять её на постамент, изолировать, отсечь движение влаги снизу, чтобы больше не шло разрушений.

«Поэтому мы за перенос часовни и грамотное реставрационное основание для неё», – заключила Александра Гребенщикова.

Напомним, что Анастасиевская часовня была построена в Пскове в 1911 году на левом берегу реки Великой (район Завеличье). Первую деревянную часовню псковичи поставили у временной переправы в 1710 году по обету во избавление от морового поветрия. В XIX веке она была перестроена в камне. В начале XX века было принято решение о строительстве стационарного моста через реку Великую. В связи с тем что старая часовня попадала в зону строительных работ, а также из-за её аварийного состояния было принято решение о строительстве нового здания. Она была поставлена на высоком постаменте, окружённом с трёх сторон подпорной насыпью, и выходила на предмостовую дамбу.

Часовня была создана по проекту архитектора Алексея Щусева, а затем расписана иконописцем Григорием Чириковым по эскизам Николая Рериха. Это уникальный памятник архитектуры модерна. Единственный практически полностью сохранившийся ансамбль монументальной живописи, созданной по эскизам Николая Рериха.

В 1970 году в связи с перестройкой Ольгинского моста часовня была перенесена на новое место, так как мешала строительным работам, и едва избежала полного уничтожения. Её спасли псковские архитекторы-реставраторы, доказавшие, что в ней сохранились фрески по эскизам Николая Рериха. Памятник был спущен на берег реки Великой на 10 метров южнее устоев нового моста.

В 2020 году часовня была включена в программу финансирования реставрационных работ АНО «Возрождение объектов культурного наследия Пскова (Псковской области)». Санкт-Петербургской фирмой «АртРуст» были начаты работы по разработке проекта архитектурной реставрации часовни. Тогда же стало известно о предстоящей реконструкции Ольгинского моста. В зону проектирования вновь попала Анастасиевская часовня.

Согласно проекту, опоры моста планируется усилить и расширить. Одна из опор существующего моста, которая сейчас находится на расстоянии 12 метров от памятника, после расширения окажется менее чем в трёх метрах от часовни. При производстве работ по реконструкции моста сохранность памятника окажется под угрозой, так как в непосредственной близости от него будет работать строительная техника, будут демонтироваться тяжёлые конструкции старого моста. В связи с этим возникла необходимость переноса часовни на новое место, которое позволит обеспечить её сохранность.

В настоящий момент в качестве наиболее приемлемого для переноса памятника места проектировщиками ООО «АртРуст» предложен участок на 28-30 метров южнее современного. Он отвечает всем параметрам безопасности и находится в максимальной близости к историческому местоположению памятника. На сегодняшний день земельный участок находится в постоянном безвозмездном пользовании ПсковГУ, однако получено согласие на его передачу Псковскому музею, ведётся оформление документов.

Памятник планируется поднять на высоту около двух метров для предохранения его в дальнейшем от подтоплений. Часовня будет развёрнута входом на север, что соответствует её изначальной ориентации. Часовня будет хорошо просматриваться со всех сторон и вновь станет градостроительной доминантой левого берега реки Великой, издревле называемого Пароменьем.

Отметим, что специальный видеосюжет Псковского агентства информации с выставки, посвящённый переносу Анастасиевской часовни, смотрите здесь.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...