Мероприятия Псковской филармонии – пресс-конференция в медиацентре ПАИ

9 марта в медиацентре Псковского агентства информации состоялась пресс-конференция, посвященная мероприятиям Псковской областной филармонии. Директор Псковской областной филармонии Сергей Жаворонок и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Николай Хондзинский рассказали о том, что будет проходить в Пскове в рамках Года культурного наследия народов России, какие мероприятия запланированы в рамках фестиваля русской музыки, планируется ли ремонт БКЗ и как решается кадровый вопрос. 

Предлагаем вашему вниманию стенограмму встречи.

– 16 марта будет первое мероприятие в рамках Года культурного наследия народов России. Что это будет и как будет проходить?

Сергей Жаворонок: 16 марта в БКЗ будет первый показ детской музыкальной сказки, которая называется «Ванька-мечтатель», режиссера Аркадия Гевондова.

Это музыкальная сказка, в которой примут участие как приглашенные актеры из Санкт-Петербурга, так и наши местные коллективы – ансамбль русской музыки «Псков», детский ансамбль «Русские узоры», «Уграда». Это будет совместный проект, такая коллаборация, где будет и игра на музыкальных инструментах, и песни, и непосредственно сам спектакль.

Очень легкий и интересный мюзикл. Мы приурочили этот показ ко Дню работников культуры, на это мероприятие будут приглашены наши коллеги из всех районов, соответственно, это будет такой показ-смотр. И в дальнейшие наши планы входит эту сказку провести, привезти и показать в отдельных городах Псковской области.

Фестиваль русской музыки

– По традиции в марте у нас запланированы мероприятия в рамках фестиваля русской музыки. Расскажите, пожалуйста, что услышат псковичи и гости города?

Николай Хондзинский: Да, действительно, в этом году в 48-й раз состоится фестиваль русской музыки. Мы постарались, чтобы в этом году, как и последние несколько лет, программа фестиваля была яркой и насыщенной. Традиционным уже участником нашего фестиваля вновь станет Имперский Русский Балет под управлением Гедиминаса Таранды.

В этом году мы представим давно обещанную псковичам постановку Леонида Лавровского в редакции Гедиминаса Таранды, постановку балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Мне кажется, это большое событие и для нас, музыкантов. Потому что впервые один из самых известных – наравне с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком» – балетов в истории мировой хореографии будет представлен здесь, в Пскове. Вживую, в сопровождении оркестра.

Это действительно очень здорово. На самом деле, это большой творческий вызов для музыкантов оркестра, потому что балет очень непростой. Вообще оркестровка Прокофьева очень нелояльна к музыкантам. Очень много сложностей, много подводных камней. У нас уже две недели идёт массивный поток репетиций. Это, на мой взгляд, центральная точка фестиваля.

Балет Петра Чайковского «Лебединое озеро»

Николай Хондзинский: Уже четвертый фестиваль у нас пройдет с труппой Гедиминаса Таранды. Также запланированы выступления симфонического оркестра, ансамбля русской музыки «Псков». В этом году не сложилась у нас хоровая программа фестиваля. Если помните, каждый год к нам приезжают какие-то коллективы, как правило, из Москвы. А в этом году к нам приезжает один из старейших московских оркестров – академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. Солистом выступит Александр Рамм, известный во всем мире виолончелист, будут вариации рококо Чайковского.

Театр глазами ребёнка

Николай Хондзинский: Центром программы станет первая симфония Рахманинова, которая уже даже не знаю сколько лет здесь не звучала. В целом программа фестиваля вновь очень насыщенная, интересная. И не могу не сказать, что мы по-прежнему рады сотрудничеству с Московской филармонией. Программа «Российские филармонические сезоны» для нас огромное подспорье, особенно сейчас, потому что мы участвуем в программе, нам помогают, к нам приезжают ведущие коллективы, и Московская филармония в этом принимает очень деятельное и прямое участие. В этом году впервые в фестивале у нас запланированы три детских мероприятия.

– Да, можно поподробнее?

Николай Хондзинский: Это сказка Прокофьева «Петя и волк». Мы опоздали на пару лет к юбилею Прокофьева, у нас фестиваль, который не так сильно связан с его фамилией, перешел на пару лет вперед. Это, в общем, не важно, потому что для русской музыки нет преград и нет дат, без которых ее сложно включить в программу.

Сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева будет показана вместе с песочной анимацией, так полюбившейся псковичам. Также будет балет «Ромео и Джульетта», который стал некоторой особенностью наших крупных балетных проектов. Каждый раз, когда мы включаем балетные постановки в наш репертуар, мы делаем один детский показ, который проходит с утра. Это сильно сокращенная версия балета, получается 45-50 минут, это идеально для детей и дошкольного возраста, которые не успевают устать и потерять интерес.

– Адаптировано так для деток, да?

Николай Хондзинский: Хореография, естественно, не адаптируется. Но вот по времени и по сюжету мы стараемся взять самые яркие номера. Действительно, как показала практика, это пользуется огромной популярностью, потому что дети любого возраста, даже 3-4 лет, не устают, смотрят, им это интересно.

Также в рамках фестиваля впервые будет реализован детский проект ансамбля «Псков» – «Звон над водой». История написана по мотивам истории Пскова специально для маленьких слушателей. Так получилось, что в последнее время было довольно много ограничений, которые касались конкретно детской аудитории. Для нас очень важно, чтобы дети приобщались к хорошей музыке, к балету, к танцу, к классическому русскому наследию. Мне кажется, это очень актуально и очень здорово, что в рамках фестиваля у нас такое количество детских мероприятий.

Уроки музыки

–  Я знаю, что будет запланирована еще и акция для детей. Расскажите, пожалуйста, что это такое будет?

Сергей Жаворонок: На двух мероприятиях – сказке «Петя и волк» и «Звоне над водой» – в фойе БКЗ будут присутствовать стенды с детскими музыкальными школами Пскова, с представителями этих школ. Родители с детьми после мероприятий смогут проконсультироваться или, возможно, даже сразу записать своих деток в музыкальные школы.

Мы с помощью наших коллег из комитета по образованию выделяем определенное количество билетов и на одно, и на второе мероприятие, для деток 6-летнего возраста, фактически с возраста приема в детские музыкальные школы. Эти мероприятия будут максимально насыщены присутствием юного зрителя.

– То есть стенды, которые будут рассказывать о работе музыкальных школ?

Сергей Жаворонок: Да, да.

Николай Хондзинский: Знаете, это как день открытых дверей. Когда каждый вуз ставит свои стенды, рассказывает о том, чему у них можно учиться, какие есть места бюджетные.

Это в хорошем смысле слова реклама, потому что можно посмотреть, чему можно научиться. И на концерте это делать – действительно замечательная идея, потому что только так у детей включится интерес к тому, чтобы учиться музыке. И я глубоко убежден, что музыкальное образование нужно не только и не столько для того, чтобы впоследствии становиться музыкантом.

Это образование, которое очень сильно развивает интеллект. Да и в принципе, мне кажется, в наше время хорошо, когда у ребенка много внутренних потребностей что-то делать, творить, создавать. Музыка – это, безусловно, именно акт творчества. Очень важно увлекаться музыкой, игрой на арфе, на фортепиано, на любом инструменте. В любом случае это полезнее, чем сидеть в социальных сетях или играть в телефоне...

– Согласна. Я знаю, что в некоторых семьях есть такие замечательные традиции, обязательно все ходят в музыкальную школу.

Николай Хондзинский: Да, и совершенно не для того, чтобы стать профессиональным музыкантом. 

О планах на будущее

– Давайте немного о планах поговорим. Сергей, какие у вас есть планы по мероприятиям для Псковской филармонии, какие идеи?

Сергей Жаворонок: Самое главное, хотелось бы отметить, что мы планируем продолжить начатую моими предшественниками работу. Все те мероприятия, ставшие знаковыми для Пскова, мы обязательно продолжим в этом направлении работу. Я говорю о фестивалях и сериях концертов, которые, допустим, проходят летом под открытым небом. Речь идет и о концертах «Лавандовая ночь», «Золото Вены», фестивале «Музыка на воде» и о многом другом.

Что касается новых мероприятий, мы сейчас находимся в некоем творческом поиске, но есть уже некоторые наработки. Во-первых, необходимо будет  поэкспериментировать с новыми локациями. Сейчас обсуждаем возможность проведения концертов в деревне Самолва, у памятника Александру Невскому.

Плюс к этому идет активное обсуждение нового фестиваля, который будет открыт в Псковской области. Речь идет о фестивале духовых оркестров. Сейчас как раз общаемся с Сергеем Дурыгиным, начальником Центрального военного оркестра Министерства обороны. Наша цель – запустить новый фестиваль сразу в нескольких городах, пока идет разговор о пяти.

Естественно, мы будем продолжать образовательную деятельность. Сейчас, насколько вы можете знать, у нас в БКЗ проходит серия лекций Анны Виленской. Мы планируем данное направление развивать, расширять, возможно, приглашать каких-то новых лекторов. В общем, идей и планов много, сейчас не хочется говорить о каких-то далеких проектах, но то, что первое приходит на ум, наверное, я назвал. 

– Спасибо большое. Николай, а что же у нас в планах Губернаторского симфонического оркестра?

Николай Хондзинский: Я думаю, что сейчас для нас крупный проект, о котором хочется рассказать, это, безусловно, исполнение оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», которая запланирована на ближайший июнь. Это продолжение коллаборации, которую мы начали совместно с Санкт-Петербургской консерваторией. Это проект, который  гораздо сложнее и в творческом смысле, и в музыкальном смысле для музыкантов оркестра, чем исполнение «Богемы», которое прошло в рамках фестиваля «Магнум Опус».

Это новая постановка петербургской консерватории, которую прямо в апреле выпускает Алексей Степанюк, режиссер Мариинского театра. Мы будем готовить эту постановку, адаптировать ее под наши возможности, под нашу сцену. Это действительно очень масштабно, это вызов с точки зрения сложности, поэтому движемся к этому проекту.

Я думаю, что это один из таких грандиозных проектов. Никогда здесь не было и «Пиковой дамы», опера уже пришла в Псков в таком серьезном смысле. Понятно, что и до моего прихода исполнялись, были и концертные исполнения различных опер на сцене, и полуконцертные. А вот таких постановок, как «Богема» или как «Евгений Онегин», которые, как вы знаете, были в прошлом году, таких еще не было. Это продолжение нового качественного уровня оперной работы на нашей сцене.

– Хотелось бы поговорить о новых площадках. Может, есть какие-то представления? Самолва достаточно далеко отсюда, это уже практически гастроли. Может, какие-то ближайшие новые площадки будете осваивать?

Николай Хондзинский: Можно делать концерты хоть в каждом дворе. Но мне кажется, что на сегодняшний день наша задача не потерять уже найденные локации. Согласитесь, проведение любого фестиваля на неподготовленной территории – это определенные затраты, это финансирование. Я думаю, что сейчас дай Бог удастся реализовать то, что было сделано раньше.

Есть одно замечательное место в Кремле, которое идеально подходит для исполнения барочной музыки. Были в прошлом году идеи это сделать следующим летом. Мне кажется, сейчас не стоит забегать вперед. Я со своей стороны хочу сказать, что мы очень ждем наших зрителей на наши концерты в зале. Думаю, что сейчас, в начале марта, не так важно искать новые локации, как услышать и увидеть то, что мы приготовили для вас в Большом концертном зале. И в первую очередь это, конечно, балет, потому что когда в ближайшее время нам ещё удастся показать «Ромео и Джульетту», я не знаю. Вот видите, «Лебединое озеро» мы впервые показали в 2018 году, повторили в 2021-м. Прошло три года. С «Ромео и Джульеттой» не стоит упускать такую возможность. А то, что будет летом, все узнают ближе к лету.

– Что касается изменений в жизни филармонии. Планируете ли вы как-то, может, менять ценовую политику? Стоит ли ожидать подорожания билетов? И насколько, вы считаете, сегодняшние цены адекватны?

Сергей Жаворонок: Нет, не могу согласиться с этим. Если говорить о предстоящем фестивале русской музыки, мы взяли за основу цены прошлого года. Если посмотреть стоимость билетов в прошлом году, это диапазон от 300 до 2000 рублей. Мы пока сохранили этот уровень, никакая инфляция, никакие внешние факторы на цену не повлияли. Более того, молодые люди могут использовать Пушкинскую карту, чтобы сэкономить.

А что касается цен на мероприятия, которые мы реализуем силами филармонии, здесь надо добавить, что мы до сих пор пользуемся прейскурантом платных услуг, который был утвержден в 2020 году. Фактически за этот период не было никакого подорожания.

Говоря про мероприятия приезжих артистов или гастроли каких-то других учреждений, отмечу, что на них мы никак повлиять не можем. Можно рекомендовать определенный уровень цен, отталкиваясь от нашего опыта и понимания потребностей города. Но любой промоутер назначает свои цены, что, собственно, логично.

Они, может быть, и хотели бы снизить эти цены, но риски неокупаемости того или иного мероприятия слишком высоки и грозят прекращением деятельности. По нашим мероприятиям мы не планируем никаких повышений цен. Мы, наоборот, в связи с обстановкой в стране и в целом с ситуацией должны проявлять некую гибкость и подстраиваться под нашего зрителя, чтобы держать интерес зрителя к филармонии и к нашим мероприятиям на высоком уровне.

– Хотелось бы спросить по поводу зрителя. На ваш взгляд, чем еще можно привлечь зрителя в филармонию? И надо ли это делать? Необходимо ли расширение аудитории филармонии сегодня? Или в принципе достаточно? 

Николай Хондзинский: На мой взгляд, вопрос сужения аудитории, которое произошло за последние несколько месяцев, связан с внешними обстоятельствами, не связанными с теми программами, которые мы предлагаем в филармонии. Естественно, есть сложности. Часть аудитории расстроилась в связи с введением QR-кодов, соответственно, некоторый отток был. Кажется, в ноябре это началось, это тоже было частью оттока аудитории. Многие боятся отмен, многие боятся заболеть и так далее. Мне не кажется, что это касается фестивалей и концертов.

Мне кажется, что речь идет о расширении аудитории и поиске новых форматов. Полагаю, сейчас наша главная задача – вернуть публику в зал, вернуть тех, кто ходил на наши концерты. За последние несколько месяцев в нашей стране многое произошло. Это все влияет, на людей, на то, что они выбирают: пойти в «Пятерочку» или пойти в Большой концертный зал. Я вижу нашу задачу не в расширении аудитории, а в сохранении аудитории, в возвращении тех, кто ходил к нам и наполнял наш зал. Как вы помните, на балет и со 100-процентной рассадкой у нас всегда был продан с аутдаутом. Есть люди, которым это нужно, которым это важно. И мы надеемся, что сложности и неприятности, связанные с посещением концертом, скоро уйдут в прошлое и вновь наши зрители будут вместе с нами. Это то, что я думаю на эту тему.

Сергей Жаворонок: Полностью соглашусь с Николаем насчет сложности текущей обстановки. Аудитория, естественно, реагирует на это. Можно, конечно, пытаться теоретизировать и рассуждать, что в любом случае расширение аудитории – это благо, и этого можно добиваться расширением репертуара, попытками экспериментировать с формами, с форматом мероприятий. Но приведу пример. Я уже говорил о Пушкинской карте. Пушкинская карта дает возможность подросткам, молодым людям в возрасте от 14 до 22 лет посещать мероприятия, в том числе в филармонии. Но мы четко понимаем, что подросток 14-летний и его взгляды и интересы существенно разнятся с молодым человеком, которому 22 года.

Можно как-то попытаться привлечь репертуаром один возрастной сегмент, работать точечно. Но еще раз: это просто попытка порассуждать. Потому что привлечение юного зрителя, молодого зрителя – попытка привить некий вкус на будущее, поскольку это в перспективе постоянный зритель, который будет приходить и работать с теми же Пушкинскими картами.

Приглашая 14-летнего зрителя на концерты и показывая ему некий ключик для понимания, что такое классическая академическая музыка, мы закладываем камушек в фундамент для того, чтобы в будущем этот молодой человек пришел и ему было проще понять то, что хотел сказать в каком-то более сложном произведении композитор.

Реконструкция и не только

– Спасибо большое. Есть еще несколько вопросов по техническим моментам. Сергей, вы в программе «Псковский телеграм» упомянули о возможном ремонте в Псковской областной филармонии. Когда стоит ожидать и что конкретно можно будет сделать в рамках средств, которые будут получены?

Сергей Жаворонок: Процесс был запущен моим предшественником. Как вы знаете, в 2021 году в Пскове прошел «Урбанистический хакатон. Города», который выявил некий эскизный проект по реконструкции филармонии, здания БКЗ. В теории этот эскизный проект будет утвержден до конца текущего года, в планах в 2023 году подготовить проектно-сметную документацию в том, чтобы заявиться по одному из нацпроектов и получить финансирование федерального уровня.

Фото: Роскультурцентр

Если это все срастается и получается, тогда в перспективе 2025-26 года мы действительно имеем возможность провести полномасштабную реконструкцию здания, соответственно, получить новый дом для филармонии. Почему важна именно реконструкция? На мой взгляд, это мое субъективное мнение, здание в том виде и в том состоянии, в котором оно сейчас есть, не соответствует целям и задачам деятельности филармонии. Помимо каких-то простых вещей, недостатка гримерок, складских помещений, помещений для отдыха артистов и прочее, это все не предусмотрено, потому что изначальная цель, для которой строилось это здание, была абсолютно иной.

Это я говорю к тому, что реконструкция является, наверное, наиболее желаемым вариантом разрешения ситуации. 2025-26 год, конечно, для реконструкции время абсолютно недалекое, но мы уже сейчас можем видеть, что происходит с фасадом здания. После снятия рекламных конструкций по дизайн-коду города состояние фасадов любой горожанин может увидеть. Я думаю, что в ближайшей перспективе мы в любом случае будем решать проблему: провести косметический ремонт фасадов, снять рекламные конструкции. Это глобально и локально наши цели.

Николай Хондзинский: Помните про картину, которая на стене? В ней очень большой смысл, она дырку на стене закрывает. Вот рекламные конструкции на фасаде закрывают, в каком он состоянии, конечно.  

– Мы на круглом столе обсуждали, что прошлый дизайн-код был связан именно с этим. У меня есть вопросы о существующем в филармонии оборудовании. Хотелось бы ваше мнение узнать: соответствует ли оно современным требованиям? Насколько оно удовлетворяет запросам, предъявляемым музыкантами и артистами?

Николай Хондзинский: Для академической музыки, как вы знаете, оборудование практически не нужно. Сейчас у нас появилась возможность делать записи наших концертов на достаточно приличном уровне. Понятно, что записи – это особое оборудование, которое не предусмотрено было изначально. Что касается света, для балета или для оперы можно было бы и нужно было бы увеличить количество светового оборудования. Однако в любом случае у нас же не театр изначально. Тут мне говорить особенно нечего, здесь речь не об академической программе, о приглашенных группах, каких-то шоу. Насколько я знаю, часто они приезжают со своим оборудованием.

Честно говоря, о том, что такое современные требования, мне сложно судить. Что касается акустики, да, есть некоторые нюансы. Но если действительно когда-то будет профинансирован ремонт здания, то понятно, что в него надо закладывать в том числе и акустическое обустройство. Для живого звука, для того, чтобы была возможность без потерь играть музыку разных эпох, стилей, направлений. 

Сергей Жаворонок: Если мы говорим про звук, могу сказать, что где-то в 2016-17 годах были закуплены акустические системы «Мартин», которые соответствуют современным требованиям. Приезжих артистов удовлетворяет наша система звука. Есть некоторые сложности со световым оборудованием, конечно, не хватает некоторых элементов. Но опять же, тут все зависит от того, насколько сложный технический райдер у приезжего артиста. В любом случае мы эту задачу решаем: либо они везут свое оборудование, либо мы каким-то образом пытаемся на месте решать эту ситуацию за счет арендованного оборудования. Опять же, есть некоторая проблема, но она не столь критична на сегодняшний день. А закупка нового оборудования в текущих условиях будет весьма проблематична.

Про кадровый вопрос и важность баланса

– Согласна. Скажите, пожалуйста, еще одна из проблем, с которыми сталкиваются российские филармонии, – это утечка кадров. В основном из-за низкой зарплаты. По вашей оценке, насколько конкурентна зарплата у нас в Псковской филармонии? И вопрос об их изменении?

Сергей Жаворонок: Вопрос об изменении зарплат мы рассматривать, конечно, будем. Дай бог, чтобы нам удалось решить этот вопрос в положительную сторону. Мы недавно с Николаем дискутировали на эту тему. Надо четко понимать, что уровень зарплат не только в филармонии, а в любом учреждении культуры Псковской области, конечно, значительно ниже, чем в том же Санкт-Петербурге или Москве. И я бы сказал, что тут играет злую шутку географическая близость Пскова к двум столицам, поскольку, с одной стороны, любой музыкант может в любой момент встать и уехать, с другой стороны, мы видим, что зарплата в Пскове не конкурентоспособна.

На мой взгляд, есть один способ решения этой проблемы: комплексный подход к тому, что мы можем дать и предложить приезжему музыканту. Я говорю сейчас о том, что помимо зарплаты нам необходимо предлагать также решение жилищного вопроса. Возможно, предлагать какую-то дополнительную работу, может быть, преподавательскую деятельность в музыкальных школах, в колледже искусств или какие-то другие дополнительные преференции для того, чтобы новый человек, новый сотрудник мог адаптироваться в Пскове. Это всё в совокупности может хоть как-то поднять наше предложение в глазах музыканта.

Но опять же, и я думаю, что сейчас Николай согласится со мной, наверное, мы должны смотреть не в сторону Петербурга и Москвы, а конкурировать с другими областями, пытаться приглашать артистов именно оттуда.

Николай Хондзинский: Хочу сказать, что не очень понятно, почему сейчас вопрос про зарплаты и конкурентоспособность вынесен на обсуждение. Эта тема у нас на повестке стоит уже несколько лет, мы над ней много работаем.

Сейчас зарплаты принципиально изменились в коллективе. Да, они пока до зарплат столичного уровня, естественно, еще не дотягивают. Да, цели стоят, чтобы зарплаты были конкурентоспособны с уровнем столиц. Но на это всё нужно время, нужно финансирование. А о каком сейчас можно говорить финансировании, когда такие вызовы внутри нашей страны?

Мы все адекватные люди, все понимаем, что есть что-то первостепенное в такое критическое время. Есть что-то первостепенное, есть что-то второстепенное. Безусловно, мы все всё понимаем, поэтому эта работа постоянно ведется и будет продолжаться. Конечно же, мы хотим, чтобы зарплаты были по 200 тысяч рублей, как в каком-то заслуженном коллективе республики, в главном симфоническом оркестре нашей страны. Но мы понимаем, что сейчас это невозможно. Дай бог, чтобы когда-то мы вышли на такой уровень, и у нас будет первый оркестр в нашей стране. Но я говорю о целях, которые достаточно далеко. Мы к ним идем.

– У меня, наверное, последний вопрос. Сергей, скажите, пожалуйста, как вы считаете, как должна себя позиционировать филармония: как площадка для гастрольных трупп, для приезжих артистов и звезд? Или это в первую очередь должно быть место, где ставка делается на деятельность местных, псковских артистов? В первую очередь симфонического оркестра?

Сергей Жаворонок: Я думаю, что тут, как и в любом деле, важен баланс. Безусловно, для Псковской филармонии важны, в первую очередь, мероприятия и то, что делают наши коллективы. Но тут надо четко понимать, что для того, чтобы сделать качественные концерты и провести фестиваль на высоком уровне, необходимо финансирование. А для филармонии главным источником такого финансирования могут быть именно коммерческие мероприятия.

Зарабатывая на каких-то приглашенных артистах, мы даем возможность реализовывать дополнительные проекты. Опять же, рассуждая о коммерческих мероприятиях, тут важно в погоне за выгодой не скатиться на второстепенных низкопробных артистов, низкопробные антрепризы и прочее. Поэтому, безусловно, для нас крайне важно соблюдать некий уровень и в этом направлении, потому как наличие хороших, качественных коммерческих мероприятий формирует в целом культурный календарь Пскова. Еще раз повторю: здесь ключевой момент – это соблюдение баланса.

– Филармония – это площадка для деятельности псковских артистов?

Николай Хондзинский: Действительно, бюджет любого учреждения складывается из бюджета и внебюджета. Что такое внебюджет филармонии? Конечно, это только аренда и возможность деятельности такого плана. В целом понятно, что симфонический оркестр – крупнейший коллектив в регионе академической направленности. Филармония не имеет конкурентов среди прокатчиков по любым форматам, потому что это единственный зал такого размера в Пскове с такими условиями. Конечно, оркестр в приоритете, это и Михаил Юрьевич говорил, и комитет по культуре подтверждает.

Во многих регионах с таким населением, как в Пскове, нет симфонических оркестров. Конечно, этот вектор должен быть оставлен, оркестр развивает нашу аудиторию, воспитывает вкус. Оркестр по-прежнему принимает участие в каких-то памятных событиях, которые связаны с различными частями истории Псковской области и нашей страны. Совершенно верно, должен быть баланс, потому что на что-то надо жить, где-то надо зарабатывать, что-то делать от души.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...