0

Как выйти из "гетто". 31 октября. День второй Фестиваля православных СМИ- 2006

Если первый день Фестиваля был концептуальным, и в его докладах исчерпывающе рисовалась информационная картина российских СМИ и определялась стратегия развития православных СМИ, то второй день на Фестивале был поиском путей устройства православного информационного пространства, его выхода в мир. Православные журналисты пытались определить границы этого пространства и его глубину: что говорить, как говорить и как действовать. На втором дне уже произошло разделение "по интересам", нам удалось послушать не все доклады, но принципиальные. Как и в первый день сообщения, а выступали с докладами священники, отличались ясностью формулировок и конкретными предложениями направлений развития церковной журналистики, но опять не обошлось без сопоставления со светскими СМИ. Вообще, выслушивая доклады и прения, последних было, к сожалению, немного из-за плотности программы, сложилось убеждение, что только Церковь способна честно артикулировать назревшую проблему светских СМИ, сказать вслух, что "король голый".   "Круглый стол" второго дня "Задачи церковной журналистики" открыл Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий.   Священник Александр Ильяшенко, председатель редакционного совета, руководитель сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями выступил с конкретными предложениями о путях выхода из информационного "гетто". Он напомнил участникам собрания, что гетто есть компактное поселение людей, не желающих смешиваться с окружающими, из-за боязни потерять свою религиозную, языковую, национальную идентичность, люди гетто замыкаются и уходят в решение своих собственных проблем. Отец Александр продолжил развитие темы "гетто", начатую Митрополитом Климентом, и дал характеристику "информационного гетто", в котором еще недавно находилась не по своей воле Русская Православная Церковь: "В XX веке исторически сложилось так, - сказал отец Александр, - что Православие было гонимо, советская власть стремилась искоренить Церковь и в некоторых регионах она добилась стопроцентного ее уничтожения. Церковь была гонима и загнана в некое идеологическое гетто, и быть православным тогда означало противопоставить себя государству… Церковь была лишена права владеть средствами массовой информации, права издавать литературу и права давать образование своим членам. В сознание советского человека было вбито заблуждение о ничтожности человеческой личности". На этом историческом фоне уже в демократическое время получили развитие светские СМИ, чьими принципами деятельности стали пиар-кампании, которые священник сравнил с геббельсовской пропагандой. Но, как сказал отец Александр, может быть, самый страшный принцип, который находит свое применение сейчас: человека дешевле купить, чем напугать. Глубоко в сознание личности средствами массовой информации насаждается представление к своей истории и своему народу, как к чему-то неполноценному: "Я провел мини-опрос в одной из математических школ Москвы среди учеников 9 класса: Кто крестил Русь? Руки подняли меньше половины класса. В университете УВД на этот вопрос вообще никто не ответил". Поэтому одной из задач православной журналистики и Церкви священник считает необходимость сохранения нации, необходимость возрождения в народе национального самосознания, гордость за свою великую страну и славную историю.   Отец Александр не сомневается, что только нравственного человека ни купить, ни запугать нельзя, но, тем не менее, сложившаяся трагическая ситуация в СМИ угнетения национального самосознания привела к тому, что кругозор общества сужается, то есть происходит ограничение культурного пространства, формируется некое идеологическое гетто. Поэтому, по его мнению, важным моментом деятельности православных СМИ является воцерковление культуры, иначе, умение выбрать из множества европейской, отечественной культуры то, что отвечает тем идеалам, которые Церковь может назвать своими.   Священник Александр Ильяшенко сказал: "Наша Церковь получила свободу, которой надо, с благодарностью к Богу и в полной мере, воспользоваться, не злоупотребляя этой свободой. Христианство – религия свободы, апостол Павел говорит: "К свободе призваны вы, братья!" Поэтому православному журналисту надо быть в послушании у священноначалия, должно подчиняться властям, но до тех пор, пока власти не покушаются на то, что принадлежит только одному Богу. Предлагаемая информация должна быть основательной, надежной и позитивной, что подразумевает очень высокий образовательный ценз журналиста. Для этого, наверное, не обязательно иметь какое-то специальное образование, и мы видим, что существующее образование, судя по современной журналистике, не дает той подготовки, чтобы уважительно, доверительно и доброжелательно относиться к своему народу. Но мы должны опираться на факты и писать о людях, которые своей жизнью явили высоту православной веры, явили образцы жертвенного, героического служения, и таких людей в истории нашего Отчества огромное количество. Самое главное в журналистике, уверен отец Александр, вернуть народ к православной вере, к Церкви, возродить наше человеческое и национальное достоинство, доверие друг к другу и дружелюбие".   Один из лучших докладов сделал на Фестивале руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов). Его выступление было посвящено задачам церковной журналистики, которые он условно разделил на то, "о чем говорить" - это просветительская апостольская миссия церковных СМИ, и задачи православной журналистики по отношению к себе самой. Игумен Нектарий констатировал, что церковная журналистика есть, она состоялась, как таковая. Подтверждая слова о. Александра, он сказал, что сейчас чудесным образом изменились отношения между Церковью и государством, Церковь существует в новых для себя условиях свободы, но, сказал отец Нектарий, "мы не можем до конца понять и принять эту реальность, и все время немного отстаем от стремительно бегущего времени. Пришла пора не только радоваться количеству церковных изданий, но и серьезно обеспокоиться проблемой их качества, конкурентоспособности к светским СМИ". Игумен Нектарий рассмотрел вопрос о том, каким должно быть церковное издание? По его убеждению, для этого нужно знать цель издания и читателя, к которому оно обращено. И такие издания должны давать осмысление того, с чем приходится сталкиваться нам, христианам, в окружающем нас мире, "в молодежном издании писать не о молодежи, а о том, что интересно молодежи, и должны это делать по преимуществу те, кто сам еще молод".   Отец игумен уверен, что церковной журналистике очень важно ориентироваться на профессионализм, и формировать коллективы из профессиональных, состоявшихся журналистов. Игумен сказал: "Наша пресса не должна восприниматься в сравнении с прессой светской как что-то второсортное, иначе на нас будут всегда смотреть пренебрежительно и свысока. Нам нельзя забывать ни в коем случае о том, что читателями нашей прессы, нашими телезрителями и слушателями являются те же журналисты светских СМИ, которые занимаются церковной тематикой. И если мы будем вызывать у них, если не симпатию, то хотя бы профессиональное уважение, это обязательно сыграет свою положительную роль… Несмотря на перемены, которые происходят, нас все равно воспринимают как некий иной мир, мир закрытый, мир отсталый и т.п., нам постоянно приходится сталкиваться с таким отношением. Но если в нас светские журналисты будут видеть своих коллег, не уступающих им, а порой, может быть, и превосходящих их в профессионализме, это заставит светскую журналистику подходить к проблемам церковной жизни более серьезно и ответственно".   Игумен Нектарий считает, что у церковных СМИ должна быть некая сверхзадача, потому что общий уровень современной журналистики катастрофически падает, что замечает каждый, кто с ней более-менее знаком: она становится более примитивной, более поверхностной, она уходит от глубокой разработки тех тем, за которые она берется. Многие, по-настоящему хорошие профессиональные журналисты, имеющие, кроме того, определенные моральные принципы зачастую вытесняются из светских СМИ своими, менее разборчивыми и профессиональными коллегами. Именно это и делает журналистику такой плоской и неглубокой, а порой профессионалы уходят, потому что не находят для себя места в собственном цехе, - считает отец Нектарий. Эти процессы, происходящее в прессе светской, имеют самое непосредственное отношение к нам: мы не можем зачастую конкурировать со светскими изданиями в качестве полиграфии, не можем позволить себе множество цветных, иллюстрированных изданий, но в качестве собственно журналистики мы можем конкурировать и должны.   Игумен Нектарий определил одну из важных проблем: "Церковные СМИ потенциально являются мощным средством несения православной миссии, но беда наша в том, что эта миссия осуществляется, по преимуществу, среди тех, кто в Церковь уже вошел. И это хорошо, сказал отец игумен, и нужда в этом всегда будет сохраняться, но еще важно реализовать наличие выходов ко внешнему миру, поэтому сегодня нам по-настоящему необходимы такие церковные издания, которые могли бы с успехом распространяться в светской сети… Есть множество людей, считает отец Нектарий, которые устали от современных СМИ, потеряли к ним доверие, людей, у которых ангажированность, а вследствие ангажированности, зачастую просто лживость, вызывают чувство отторжения. Хочется честного и искреннего разговора о проблемах, которыми полна, окружающая нас действительность, хочется слышать непредвзятую объективную оценку, хочется, наконец, совместного осмысления реальности, которая является для всех нас общей. И, наверное, церковные СМИ должны войти в ту область, которая сегодня целиком и полностью занята СМИ светскими. Иными словами, нам обязательно нужно прийти к тому, чтобы издавать церковные газеты и журналы, для еще не церковных людей, и мы уже находимся на пути к этому. Естественно, на это требуются немалые средства, в том числе, и на так называемое продвижение наших изданий, но, прежде всего, от нас требуется должный уровень профессионализма, способность создавать такой журнал или газету, которые будут приняты не только церковной средой, но и просто читающей аудиторией.   Отец Нектарий убежден, что надо говорить в православной журналистике о политике и экономике, о культуре и социальных проблемах, но по-христиански все осмысливая. Без лозунгов и декларативности, потому что никого этим не убедишь. Христианская позиция должна лежать в основе подхода журналиста к теме, должна определять его оценку тех или иных фактов, а в итоге перед читателем должен оказаться некий, как говорят сегодня, законченный продукт, в котором ничего не навязывается, но посредством которого он исподволь подводится к правильному, единственно верному, выводу. Игумен говорил о необходимости создания общецерковной программы финансовой поддержки СМИ, создании своей школы церковной журналистики, чтобы православные СМИ были профессиональны, и профессионально высокий уровень имели не только столичные издания "Фома", "Нескучный сад", "Альфа и Омега", но и региональные издания. В заключение отец Нектарий сказал: "Журналистский опыт должен передаваться от уст к устам, поэтому нам нужен и специальный учебный центр... Хорошо бы иметь продуманное пособие по церковной журналистике, которое вышло бы из рук профессионалов, и послужило бы тем, кто только начинает трудиться на данном поприще. Было бы очень хорошо, если бы наше сегодняшнее общение, наши общие идеи и планы получили совершенно конкретное, реальное воплощение".   Игумен Свято-Данилова монастыря Петр Мещеринов говорил о качестве церковной журналистики, которое обусловлено ее содержанием… Как показывать православную жизнь? Отец Петр полагает, надо понимать, что с нами происходит, искать причину проблем и несчастий в себе, в своем нравственном духовном состоянии, а не во властях и окружающих… Отец игумен вернулся к обсуждаемой проблеме гетто, сказав: "Гетто не гетто, но культурная разница большая между церковным миром и светским. Церковь обладает традиционной культурой, культурой слова, а это есть культура убеждения через смысл, через логос. Современная культура живет совсем в другом ракурсе. Это культура клиповая, мобильная, интернетная, кинематографичная, и ее язык нам необходимо учитывать, но не наша задача перевоспитывать светскую прессу, у нас гораздо более важная задача - самим себе уяснить ту культуру, которой обладает Церковь. Церковная культура – культура мыслить, это то, что принесло христианство – существование свободное, осознанное, ответственное. Вот этому надо учить людей, и, прежде всего, себя. Все происходящие события нам надо оценивать с точки зрения евангельской нравственности. Православие – это, прежде всего, нравственная оценка событий. Если Церковь не будет образцом нравственности в лице нас, образцом настоящей культуры, то миссия наших СМИ не будет иметь успех".   В перерыве наших встреч-заседаний мы задали вопрос Епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану:   Владыка, сейчас много открывается храмов, много молодых священников, но не хватает времени и сил на тех, кто вне Церкви. Как Вы думаете, восполняет ли православная журналистика какую-то часть проповеди?   Епископ Феофан: "Она не просто восполняет, она обязана этим заниматься. Православная журналистика не должна заниматься только одним морализмом, а должна нести слово Божие, и у нее есть для этого огромные возможности. Действительно, паствы много, а сеятелей мало, поэтому надо еще православному журналисту понимать, что он имеет уникальную возможность нести евангельские истины в мир. Нередко человек еще не готов пойти в храм и услышать проповедь священника, а включить ручку тумблера радио, телевизора, открыть газету он вполне в состоянии, и начинает присматриваться: что такое Православие? И вот здесь велика ответственность журналиста, подать Православие ни кислым, ни пресным, а настоящим, во всей его красоте". Наша информационная служба приняла также участие в секции "Православие в Интернете: цифры, тенденции, перспективы".   Вела секцию молодой обозреватель газеты "Церковный вестник" Ксения Лученко. На этом "круглом столе" собрались только молодые люди: редакторы и разработчики православных сайтов, среди которых были и священники. Перед нами выступил известный разработчик православных сайтов, редактор сайта "Православное христианство.Ru" Иван Мазуренко (Mozilla), который сделал небольшой, но яркий анализ православного Интернета. Скажем только, что в мировой сети почти половина сайтов русскоязычные, Рунет - это 45% пользователей мирового Интернета, и половина пользователей Рунета читает православные сайты. Иван Мазуренко рассказал, по какому принципу формировался православный Интернет, который, не располагая большими финансовыми возможностями, представлен на весьма высоком уровне в Рунете. Правда, до недавнего времени интернет-сообщество отторгало все, что связано с РПЦ, пока в октябре этого года шесть православных сайтов не вошли в десятку лучших сайтов Рунета. В 2006 году, сообщил И. Мазуренко, по благословению Святейшего Патриарха был организован первый конкурс православных сайтов "Мрежа-2006".   Основная цель проведения этого конкурса - моральная и материальная поддержка православных интернет-разработчиков, миссионеров-добровольцев, чьи благотворительные проекты служат средством православного образования и миссионерской проповеди среди пользователей всемирной сети. Первый конкурс православных сайтов "Мрежа-2006" проводится в три этапа с сентября 2006 года по январь 2007 для популяризации православного интернета и лучших православных интернет-проектов; для объединения и сплочения православного интернет-сообщества; создания стимулов для качественного роста православного интернета. Если кому-то интересно почитать о православном Интернете, это можно сделать здесь. Лучшие сайты в православном Интернете, отметил Иван Мазуренко, монастырские, есть хорошие епархиальные сайты. Разговор на интернет-секции шел о столичных православных сайтах, образцовых, и не было разговора о провинциальных, епархиальных, хотя проблема стилистики епархиального сайта рассматривалась на секции, но мимоходом. Должен ли епархиальный сайт быть сугубо официальным или на нем можно позволить использование стилистики и тематики, понятной и невоцерковленным пользователям? Ответ был демократическим: епархиальный сайт, по мнению молодых православных интернетчиков, не обязательно должен быть сугубо официальным, и представлять только официальное лицо Епархии.   В конце второго дня нашего Фестиваля состоялась презентация региональных проектов Ямало-Ненецкого АО по теме "Православие и СМИ". Ямало-Ненецкий округ – епархия Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия. Огромная территория газа, нефти и оленьих стойбищ, богатый край, в котором все города украшены храмами, как сказал Архиепископ Димитрий, храмы есть даже на стойбищах оленеводов. Богатые люди края понимают духовные проблемы огромного северного округа России, в крае создана уникальная информационная система, идет соработничество светской власти, духовной и СМИ, в каждой муниципальной газете есть страница РПЦ. Так что презентация Ямало-Ненецкого округа приятно удивила участников Фестиваля, мы искренне порадовались за северян.   Продолжение следует...

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...