Вера Емельянова: Наша задача - заставить систему работать по-другому
Осенью 2014 года власти Псковской области объявили о старте преобразований в социальной и бюджетной сфере региона, призванных подготовить Псковщину к новым экономическим реалиям. Спустя без малого год Псковское агентство информации узнало у первого вице-губернатора Псковской области Веры Емельяновой о том, как идет реформирование важных для региона сфер жизни.
Эффект упрощения
- Вера Васильевна, с конца прошлого года у нас в области идет большая реформа социальной сферы. Сегодня, полгода спустя после того, как она была объявлена и стартовала, какие можно подвести итоги? Насколько она близка к завершению, насколько успешна?
- Это все-таки не реформа, это изменение статуса учреждений, концентрация ресурсов. Мы вряд ли можем сегодня подводить итоги этих мероприятий, но мы можем говорить о том, на каком этапе мы находимся. Перед нами стоит задача не только повысить качество услуг, но и найти наиболее эффективные механизмы решения той или иной проблемы. Поэтому речь идет о создании на уровне каждого муниципалитета центров социального обслуживания населения, которые могли бы стать центрами по координации вопросов, находящихся в сфере компетенции социальной защиты.
Если у нас еще год назад в этой организации было 116 юридических лиц, то сегодня мы посчитали возможным оставить чуть более 60. Мы провели реформу, по сути дела, управленческой структуры. Сделали так, чтобы эта структура была более оперативной, более мобильной и смогла напрямую через одно окно принимать от населения задачи и более эффективно их решать.
Тем более что у нас на протяжении последних лет в области проводилось очень много пилотных проектов: создание института социальных участковых, реализация проектов, направленных на создание новых механизмов устройства детей-сирот, мы решили целый комплекс задач по оказанию помощи и содействию людям, имеющим ограниченные возможности здоровья. И все формы, которые использовались по отношению к этим гражданам, дают нам решать задачи более эффективно.
На сегодняшний день организационные мероприятия завершились, мы очень надеемся, что они позволят нам уже в ближайшее время получить эффект упрощения самой процедуры предоставления услуг, а население в этой ситуации не должно ни в коем случае почувствовать ухудшение. Услуги сейчас определяются реестром, более того, в системе социальной защиты начал работать закон о социальном обеспечении наших граждан в новом формате. Там появились новые направления, связанные с нуждаемостью граждан, но в то же время сегодня большее количество граждан может обратиться за получением социальной услуги, и для этого нужно только обеспечить доказательную базу того, что ты в этих услугах нуждаешься.
- Когда мы сможем оценить эффективность преобразований и в чем она будет измеряться?
- Эффективность преобразований может измеряться только одним: количество и качество социальных услуг должно не уменьшиться и быть более доступным каждому человеку.
Раньше у нас были территориальное управление, центр социального обслуживания и отдельное учреждение - это три инстанции, и у каждой есть свой руководитель, свой заместитель, своя бухгалтерия и экономическая служба. Сегодня это все сходится в одном звене, так называемом «одном окне». А деньги, которые раньше тратились на обслуживание организационно-управленческого аппарата самой системы социальной защиты, мы можем направить на нужды конкретных людей. Например, больше семей обеспечить средствами реабилитации или предоставить путевки для посещения санаторных учреждений либо увеличить пособие по нуждаемости отдельным категориям граждан, например, мамочкам, которые имеют трех и более детей.
- О какой сумме экономии идет речь?
- Я еще раз повторюсь, что вопрос прежде всего в том, чтобы усовершенствовать систему управления системой соцзащиты. Совершенствуя весь этот механизм, мы надеемся получить видимый эффект уже к концу 2015 года. Соответственно, планируя бюджет 2016-го, мы заметим, какие еще дополнительные экономические возможности у нас появились.
- Видимый эффект - это в том числе снижение количества жалоб?
- У нас есть система оценки качества социальных услуг, в ней учитываются в том числе и жалобы и предложения от населения, которые постоянно мониторятся. И на самом деле по итогам первого полугодия количество жалоб у нас уменьшилось. Это лишнее доказательство того, что изменения не несут негативный эффект: они не сказались на качестве самой услуги.
Поднять планку выше
- Изменения касались не только структуры соцзащиты, но и конкретных учреждений. Какие успехи есть в этом направлении?
- В системе самих учреждений шли и еще продолжаются процессы, связанные с изменением штатных расписаний. Конечно, есть негативный эффект в том, что часть персонала высвобождается и уходит на рынок труда. Но по нашим оценкам количество таких людей не превышает 12%, и по каждому конкретному случаю мы сегодня предпринимаем дополнительные меры. Если есть необходимость трудоустройства, то эта ситуация сопровождается до тех пор, пока не будет достигнуто соответствующее решение.
Если это квалифицированные люди, то они очень быстро находят работу, если это люди, которым нужна помощь в переобучении, - им такая возможность предоставляется. В том числе в самой социальной защите, потому что нам сейчас нужны люди для оказания помощи на дому, нам нужны реальные социальные работники. Губернатор держит этот вопрос на личном контроле, и мы следим, чтобы было меньше негативных социальных последствий. Поэтому большого негатива в этой ситуации мы не наблюдаем.
- Еще одна значимая часть преобразований в соцсфере - это перераспределение и оптимизация социальных выплат. Как этот процесс прошел, какие у него результаты, с какой категорией граждан вы столкнулись?
- Это процесс, который сегодня идет в рамках федерального закона о социальном обслуживании. Закон говорит о том, что все услуги от государства нужно получать по принципу нуждаемости и социальной справедливости. Поэтому мы формируем новый подход, и, конечно, у людей возникает много вопросов.
Вчера выплаты и льготы предоставлялись по определению: вот у меня есть статус - и все, я больше никому ничего не доказываю, мне положено, мне обязаны и мне должны. Сегодня мы формируем новое региональное законодательство, реестр самих услуг и порядок их получения по каждому направлению.
При этом мы не отменили практически ни одного социального обязательства. И все деньги, которые на них заложены, сохранились в бюджете и используются в полном объеме. Но при этом подходы к их получению меняются. И мы двигаемся не массово по всем категориям и направлениям, а последовательно, пытаясь балансировать и не допустить каких-то серьезных изменений.
К примеру, для категории многодетных есть целый перечень социальных услуг и мер социальной помощи: пособия, бесплатный проезд, медикаменты, питание и т.д. И по каждой услуге мы сегодня должны убедиться, что она действительно необходима конкретной семье.
Мы идем по заявительному и доказательному принципу с точки зрения того, что эта семья на каждого своего члена семьи не имеет достаточного дохода по тому минимальному прожиточному минимуму, который сегодня установлен в регионе. Если семья готова сама себя обеспечить, то она и не будет обращаться за социальной поддержкой. Это справедливо, так живет весь мир. А мы, освобождая какую-то часть средств, можем увеличивать размеры дополнительной помощи тем, кто в них реально нуждается.
Поэтому там, где у нас сегодня возникает проблема недопонимания, требуется просто разъяснительная работа. Социальной защите нужно время, чтобы гражданам все доходчиво и спокойно объяснить и упростить процедуру подачи заявления и предоставления необходимых документов.
Процесс идет, я сейчас не могу сказать, что он уже идеально завершился и все всем довольны. Конечно, есть вопросы, есть жалобы. Но я бы не сказала, что сегодня мы переживаем шквал недовольства.
- Наверняка звучит довод, что установленный уровень нуждаемости субъективен. Что можно ответить людям, считающим его слишком низким?
- Он таков, каков есть, и учитывает все особенности региона. Псковская область в этом плане находится на среднем по Северо-Западу уровне. Конечно, мы все будем стремиться к тому, чтобы увеличивать уровень этой планки.
Многоступенчатый вопрос
- Несмотря на все заверения администрации, что нововведения в социальной сфере ни в коем случае не ухудшат, а наоборот, улучшат положение людей, многие все равно относятся к ним настороженно и выискивают подвох…
- «Любая реформа друзе не прибавляет», - кто-то из великих сказал…
- Да, в любом случае будут какие-то эксцессы, будут недовольные, будут судить о прочности всей цепи по наиболее слабому звену. Но какова, по вашему мнению, в данном случае должна быть позиция властей? Стиснуть зубы, сказать, что «будущее нас рассудит», рано или поздно люди поймут и оценят то, что было сделано? Или все-таки продолжать объяснять здесь и сейчас, в реальном времени, что все делается правильно?
- На самом деле мы никогда не сможем объяснить людям, что все делается во благо. Всегда будет недовольство. Но при всем при этом нельзя делать вид, что мы знаем все рецепты и делаем все правильно и ни с кем не должны это даже обсуждать. Главное - это общение с народом. Это учет мнения людей и обсуждение перспективы их дальнейшего жизненного пути.
Даже если чье-то положение ухудшается, эти люди не должны быть брошенными на произвол судьбы, им должна быть оказана помощь и проявлено внимание. И сопровождение, которое мы обеспечиваем, должно быть квалифицированным. А там, где у нас есть слабые места, налицо недостатки в организационной работе и в работе с населением.
- Если говорить о провалах, то кто за них несет ответственность и какие из этого будут сделаны выводы?
- Резонансные темы, которые муссируются в СМИ, - это результат недостаточно профессиональной работы всех уровней власти.
К примеру, мы поставили задачу создать медицинские центры, которые должны стать эффективнее, чем разрозненные больницы: сконцентрировать кадры, технику, оборудование, обеспечить доставку пациента туда, куда необходимо. И если вдруг в процессе этой реорганизации начинается сбой: кому-то отказали в приеме, куда-то не вовремя приехала скорая, где-то не произошло своевременное помещение больного по его показаниям в ту или иную больницу - начинается естественная обратная реакция на все эти реформы. И нужно людям объяснять, что же улучшилось, что происходит.
Ведь в процессах, связанных со всеми этими изменениями, задействовано очень много людей. С одной стороны, это власти, которые должны подготовить все эти решения, провести работу по информированию населения и разъяснению целей и задач этих мероприятий. А на следующем этапе очень высокая ответственность лежит на руководителях самих учреждений и их персонале, которые должны очень четко работать по реализации всех наших планов.
Дело принципа
- У нас сегодня есть риск возвращения к процессу закрытия сельских школ?
- Позиция администрации и губернатора в современной ситуации - оставить все образовательные точки на местах до тех пор, пока там есть в этом необходимость и потребность. Как вы знаете, в последнее время изменение статуса каждой школы было организовано через комиссию при областной администрации. И обоснованность и объективность принятия таких решений была очень серьезно отфильтрована, и приходилось доказывать это на каждом уровне.
Сегодня вопрос стоит опять же о концентрации управленческих ресурсов и создании филиалов при базовой школе. Мы преследуем цель ликвидации дефицита педагогических кадров, который сегодня есть, к сожалению, в малокомплектных сельских школах. Это дает возможность подтянуть качество образования в этих небольших школах. Вопрос об их закрытии и ликвидации сегодня не стоит.
- Если экономическая ситуация будет и дальше развиваться не самым лучшим образом, может возникнуть тот порог, за которым будет принято решение о ликвидации малокомплектных школ? Или их сохранение, пусть и в виде филиалов, - это принципиальное решение, которое ни в каких условиях не будет пересмотрено?
- Да, это принципиальное решение. Я считаю, что оно пересматриваться не будет.
- К вам сейчас жалобы на проблему с доставкой детей в школы поступают? Или этот вопрос решен?
- Из отдельных районов поступают. У нас более 6 тысяч детей на подвозе каждый день, - это большой поток транспорта, который уже сложился за многие годы. Но есть и недобросовестные поставщики услуг, которые несвоевременно могут поставить автобус. Но это частные случаи, и мы с ними разбираемся уже в индивидуальном порядке. Система отлажена, и средства выделяются на школьные перевозки в регулярном порядке.
Школа профессионалов
- Как вы оцениваете сегодня состояние высшего и среднего специального образования в Псковской области?
- Система профессионального образования находится в процессе развития, я так её оценила бы. Она вполне сбалансирована и достаточна для того, чтобы обеспечить подготовку специалистов по экономическим запросам региона. За последние годы открылось дополнительно несколько десятков специальностей, на уровне как профессионального среднего образования, так и высшего образования.
Мне бы хотелось отметить положительную динамику в становлении новой системы высшего профессионального образования, которая формируется у нас на базе Псковского государственного университета. Этот шаг, на мой взгляд, существенным образом повлиял на климат в системе высшей школы, поскольку мы смогли в самый последний момент, до проведения мероприятий по реформированию профессионального образования в стране, создать инструмент объединения всех наших ресурсов в одно учреждение путем создания университета. Это как раз очень положительный пример того, как пять учреждений - три техникума, два самостоятельных института - объединившись, получили совершенно новый уровень качества.
И не случайно в этом году по рейтингу Министерства образования ПсковГУ, который все-таки региональный вуз, был отмечен в числе двухсот самых эффективных высших учебных заведений Российской Федерации. Это очень высокие параметры. И по всем рейтинговым показателям он сегодня превышает средние российские данные, что позволяет нам рассчитывать на то, что вуз и будет дальше развиваться. Сегодня ПсковГУ - это почти 12 000 студентов, это очень солидно. И мы видим за последние три года снижение оттока выпускников в другие регионы. Это тоже реальный результат работы нашего университета.
Нам есть над чем работать. Нужно думать и о создании современной материально-технической базы, и о новых специальностях, и о возможностях привлечения студентов из других регионов. Наш вуз отличился, и в последние годы очень много ребят приезжает к нам и с территорий Российской Федерации, и из зарубежных стран.
- Будет ли у нас в регионе меняться число вузов в обозримой перспективе? Останется ли ПсковГУ в гордом одиночестве, или все-таки так вопрос не стоит?
- Жестких предпосылок к уменьшению количества вузов у нас нет. Исходя из количества людей, которое сегодня у нас уже в регионе есть, на наш взгляд, количество образовательных учреждений будет сохраняться на нынешнем уровне. За последние годы ведь достаточно большое количество филиалов уже было закрыто.
Другое дело, что у нас остается ещё много потребностей в повышении квалификации, в дополнительном образовании. Сегодня профессиональная школа, если брать её в целом, - и средняя и высшая - будет настраиваться на то, чтобы обеспечить непрерывное системное образование для всех. Так что наши вузы будут востребованы.
- В последнее время губернатор неоднократно подвергал критике работу управления образования по формированию «заказа» на профессии. Говорил, что у нас сплошь экономисты и юристы, а тех профессионалов, которые сейчас нужны экономике, тому же «Моглино», наши вузы не выпускают. Есть ли сейчас какой-то конкретный механизм заказа на определенные профессии? И возможно ли его вообще создать?
- Такой механизм существует, но он на сегодняшний день по понятным причинам не совершенен. Перед началом учебного года каждое учреждение образования сегодня обсуждает с работодателями их потребности. Каждый год выпускается постановление о формировании государственных заданий, которое формируется как раз из официальных заявок работодателя, специальных заявок органов власти.
Но, к сожалению, за годы обучения ситуация меняется, и в рыночной экономике очень сложно обеспечить стопроцентную реализацию «заказа». Сегодня распределение по специальности составляет около 50%. Остальные ребята, то есть половина, вроде как идут не по специальности. Но в этой половине почти 30% ребят уходят в армию, кто-то идет продолжать обучение, а кто-то и на биржу труда.
Общаясь с отдельными факультетами, мы видим, что практически все ребята трудоустроены. Это прежде всего машиностроительный, механический, факультет информатики и информатизации. А вот по многим гуманитарным направлениям у ребят, к сожалению, вопрос трудоустройства остается открытым. Поэтому нам придется, видимо, находить дополнительные, более современные способы взаимодействия.
Действительно, сейчас требуется какая-то новая система формирования заказов. Рынок очень неустойчивый, и поэтому и самим вузам приходится заниматься трудоустройством, использовать разные механизмы.
- Кадровая проблема кажется вечной. Особенно острая она в образовании и в здравоохранении. Какие есть у нас перспективы в ее решении? В обозримом будущем должны быть сданы онкоцентр и перинатальный центр. Под эти конкретные объекты найдется достаточное количество специалистов?
- Мы занимаемся этой работой, но, к сожалению, она не так быстро дает свой результат. Дефицит медицинских работников, сложившийся к сегодняшнему дню, - это проблема, накопленная за десятилетия. Как показывает комитет здравоохранения, срочных вакансий у нас около 500, а в ближайшие годы с учетом новых проектов их будет уже более 1 тысячи.
Нам, конечно, придется очень существенно отработать вопрос, связанный с привлечением специалистов, созданием условий для них на территории региона. Но мы рассчитываем и на дополнительные меры поддержки из федерального бюджета, потому что сегодня разница в уровне зарплаты в разных регионах, к сожалению, подталкивает кадровые ресурсы туда, где они могут заработать больше.
При этом мы сегодня имеем целый ряд всевозможных программ на этот счет и надеемся, что сумеем сохранить их в ближайшей перспективе. Речь идет о поддержке молодых специалистов и стартовых пособиях для врачей и медицинских сестер.
Увеличение мест в наших медицинских колледжах по среднему персоналу - это такая наша боевая задача. Через несколько лет уже будут первые выпуски медицинского факультета ПсковГУ. Ну и требуется более четкая работа с выпускниками, которые уходят по целевому направлению в медицинские вузы других регионов. Мы каждый год увеличиваем число абитуриентов, которые поступают в Петербург, в Смоленск и Тверь. Важно, чтобы эти ребята возвращались и здесь устраивались на работу.
Мы также обращаемся в федеральные министерства с просьбой сделать возможным прием на работу врачей-терапевтов с поддержкой в размере миллиона рублей не только в сельскую местность, но и в райцентры. Мы продолжим со стороны региона мероприятия по сохранению социального пакета, по поддержке молодых специалистов. Увеличим число мест в наших заведениях и в среднем образовании, и в ПсковГУ. Ежегодно будем увеличивать места в близлежащих университетах по целевому и контрактному направлению. Надеемся, что это позволит нам привлечь дополнительные кадры и в онкоцентр, и в перинатальный центр.
Право на страну
- В свое время губернатором была поставлена задача сделать так, чтобы в Псковской области не осталось детских домов. Когда это произойдет?
- За последние 4,5 года число ребят, которым нужна такого рода поддержка государства, сократилось вдвое. Поэтому к 2018 году детских домов в Псковской области точно не будет. Они у нас уйдут из официальной статистики, наверное, уже с 1 января 2016 года. Но мы сохраним центры реабилитации, где будут временно находиться такие дети. Мы сохраним центр поддержки семьи, куда можно будет обратиться и опекаемым, и семьям, и самим детям. И эта система должна будет позволить ребятам благоприятно подготовиться к взрослой жизни и спокойно себя в этой жизни реализовать.
- Это что-то уникальное в масштабах России? Что происходит в соседних регионах в этом направлении?
- Это все-таки стратегия государства. Семейное устройство детей - это глобальная государственная задача. Конечно, у каждого региона есть свои наработки. Мы к этой задаче относимся как к наиболее существенной, у нас уже есть видимая динамика. Лет 10 тому назад на территории Псковской области было более 20 детских домов. Они были чуть ли не в каждом районе нашего региона. А сегодня мы уже наблюдаем реальные изменения.
У нас практически ушли из этих учреждений так называемые «биологические сироты», у которых по каким-то причинам родителей физически нет. Мы работаем в основном с категорией детей, у которых есть родители. А значит, работаем с семьей, помогаем ей.
Мы целенаправленно на государственном уровне принимаем все меры к тому, чтобы обеспечить семейное устройство детей. Более того, законы области стимулируют усыновление. Наш уникальный проект - это детская деревня-SOS. Это пример того, как можно профессионально замещать услуги детского дома и обеспечивать семейное воспитание.
Поэтому мы действительно сегодня реально подходим к тому, что в Псковской области детских домов в ближайшее время не останется.
- А «закон Димы Яковлева» на уровне региона каким-то образом сказался, отразился на статистике?
- Он сказался в двух ипостасях. Практически за годы принятия этого закона у нас не было ни одного усыновления за рубежом. Было несколько завершенных дел, которые начинались ещё до принятия этого закона. И вовсе не потому, что мы как-то этому физически препятствовали. Мы реально почувствовали активность со стороны российских граждан, и псковских жителей в том числе. Поэтому усыновление у нас за эти годы выросло - и выросло как раз за счет россиян. Сказалась и активная работа в рамках проекта «видеопаспорт ребенка». Сотни детей были предложены к усыновлению, и этот проект отработал практически на 98%.
- Как думаете, нужен ли был закон тогда и актуален ли он сейчас?
- Он был реакцией на конкретную ситуацию. И он необходим, поскольку он создает новые условия для понимания проблемы гражданами. Это практическая реализация права ребенка на проживание в родной стране.
Уникальные люди
- Центр лечебной педагогики и интеграционные мастерские - уникальные проекты, без демонстрации которых в последние десятилетия не обходится ни один высокопоставленный визит в Псков. Почему именно в Псковской области возник такой феномен?
- Действительно, центр лечебной педагогики - учреждение уникальное, хотя в Российской Федерации в разных регионах много учреждений, где находятся, развиваются и обучаются люди с ограниченными возможностями.
Во-первых, центр возглавил очень компетентный и творческий человек - Андрей Царев. Во-вторых, там сформировалась сильная команда: уже почти два десятка людей прошли обучение, подготовку и переподготовку, сохранили интерес к своей работе и желание делать ее лучше других. Наконец, с самого начала были сделаны очень грамотные, профессиональные, системные шаги.
Этот опыт мы приобретали с учетом международных стандартов. Проект складывался с участием немецкой общественной организации «Инициатива Псков», и практически все преподаватели, воспитатели и работники этого центра прошли обучение и переподготовку с участием международных экспертов, поэтому накопили определенный опыт, а теперь еще переложили его на российскую действительность с учетом наших особенностей, адаптировав международные программы.
Поэтому опыт работы центра является действительно ценным и оригинальным. И он появился у нас раньше других. Сегодня Центр лечебной педагогики - государственная образовательная организация, и мы его пытаемся развивать с точки зрения количества возможных услуг, которые они там оказывают.
- И Центр лечебной педагогики, и деревня-SOS – это проекты, основанные на западном опыте. Сегодня, когда у нас идет курс на некую политическую изоляцию, нет ли угрозы, что мы в результате можем оказаться отрезанными от какого-то важного опыта, проектов, источников информации?
- Мы обладаем и собственным уникальным опытом, который всегда ценился за рубежом. Поэтому в образовательном, социальном плане эти контакты не подвергаются санкциям. Это процесс жизни и развития человечества как такового, поэтому утаить это невозможно.
- Этот уникальный проект реально вообще сделать «неуникальным», массовым? Или все-таки возможности роста и развития этого проекта ограничены физическими возможностями Андрея Царева и его команды?
- Царев и его команда - уникальные люди, они уже создали системную работу вокруг своего центра, и то, что уже невозможно отнять, так это наличие программ, которые они отработали, наличие методических материалов, наличие той системы повышения квалификации, которые они предоставляют десяткам и сотням людей ежегодно. Это уже не «учреждение само по себе», а система работы с особыми детьми.
- Центр лечебной педагогики должен стать федеральной площадкой. Когда это случится и что это будет означать?
- Для того чтобы этот бесценный опыт стал «достоянием республики», нужен федеральный статус и федеральный государственный образовательный стандарт. Андрей Михайлович и его команда как раз были разработчиками стандарта для таких детей на федеральном уровне, поэтому статус самой школы поможет ей более существенно влиять на изменение нормативной базы по отношению к таким детям и таким учреждениям. Думаю, в 2016 году центр уже станет федеральной площадкой: соответствующая заявка направлена.
- Кроме «законной гордости» для Пскова и региона это будет иметь какие-то последствия?
- Это повышение авторитета региона, его системы образования, его статуса в, так скажем, профессиональном сообществе. Кроме того, это еще и внимание разных институтов и организаций, потому что здесь есть место всем и каждому, и тем самым мы позиционируем возможности региона по отношению к людям с разными особенностями.
У Царева сегодня достаточно много детей, которые приехали из районов: их родители меняют место жительства для того, чтобы их ребенок оказался в центре. Они меняют свое жилье, ищут здесь работу, стараются остаться в Пскове для того, чтобы дети попали в руки специалистов. Это значит, что если будет достаточная сетка, то к нам могут и из других регионов люди поехать, поэтому это положительная тенденция внимания к региону.
Культурная политика
- В Псковской области анонсировалась крупномасштабная программа модернизации сельских клубов, призванная сделать их некими центрами культурной и общественной жизни на селе….
- Такая программа есть, она реализуется, и те объекты, которые в нее попали, обязательно будут доведены до конца. Регион у нас сельский, несмотря на желание многих перебраться в районные центры или в областные города, но на селе потребность в современных культурных учреждениях и мероприятиях не меньше. Поэтому губернатором принято решение о сохранении этой программы в полном объеме.
Более того, мы ее представили и в Министерство культуры, чтобы получить средства на оборудование домов культуры. Думаю, что в перспективе мы будем ее защищать ежегодно, и в наши дома культуры будет приходить новое оборудование.
- Капремонты и оборудование – это хорошо. А кто будет работать в свежеотремонтированных ДК?
- Нам повезло, у нас же есть свое учреждение профессионального образования - колледж культуры и искусств. Он один из самых признанных и авторитетных, выпускает очень компетентные кадры, поэтому наша задача его развивать, поддерживать. Связанные с культурной политикой направления реализуются и в ПсковГУ.
Кроме того, мы, безусловно, будем поддерживать кадровую ситуацию в культуре и в рамках обязательств Майских указов. Заработная плата на протяжении последних трех лет растет, но пока еще, конечно, отстает от средней по региону. Поэтому мы призываем сегодня систему культурных учреждений активней использовать различные формы внебюджетной деятельности, оказывать оплачиваемые услуги. Это позволит им повышать заработную плату, ограничений здесь нет.
Повод для развития
- Что касается Международных ганзейских дней Нового времени - озвучены уже достаточно амбициозные планы по привлечению федеральных средств. Как вы оцениваете реалистичность этих планов?
- Вы знаете, я оптимист по натуре, поэтому считаю, что только с таким настроем мы должны двигаться к этой дате. Ведь в плане по подготовке к Ганзе принимали участие и горожане, и различные организации, общественные движения. В него внесены необходимые, очень важные и значимые мероприятия. Но самое важное - это развитие города и городской инфраструктуры, создание условий для комфортного проживания граждан и условий для развития экономики.
Ганзейский форум очень важен и с точки зрения геополитического положения нашего региона. Находясь на границе, мы должны продемонстрировать способность и готовность, с одной стороны, конкурировать со всеми европейскими и международными стандартами, а с другой стороны - готовность к взаимодействию, сотрудничеству, взаимопониманию, что всегда и было характерно для нашего региона.
Важно сейчас найти именно те ресурсы, которые позволят обеспечить все эти задачи в полном объеме: это и дороги, и здания, это и «северный обход», так необходимый городу, и обновленная инфраструктура наших учреждений. Уже озвучен проект по приобретению корпусов гостиницы «Интурист» для размещения кампуса ПсковГУ. И если он успешно завершится, то мы, конечно, получим совершенно уникальную возможность для привлечения большего числа студентов в наш университет и новые учебно-лабораторные базы для современного образования. Разве это не шаг для развития? Разве это не возможность сохранить здесь молодежь и дать ей развиваться дальше? Я думаю, что в каждом пункте плана мы здесь найдем задел на будущее, поэтому мы оптимисты.
- Понятно, что Ганза – это повод получить федеральные средства на реконструкцию и модернизацию городской инфраструктуры. А справимся ли мы с организацией самого праздника?
- Мы бываем на подобных мероприятиях за рубежом и думаем, что у нас есть все шансы провести их не менее значимо. Этот форум, собственно говоря, способ делового общения. В его рамках будут и круглые столы, и встречи, и, как результат, новые соглашения и новые взаимоотношения со всеми участниками.
Ганзейская тематика напрямую связана с экономическими вопросами: это торговля, экономика, сотрудничество, создание новых идей и направлений, которые позволят развиваться региону. Это развитие туристического кластера, который мы действительно будем демонстрировать на новом уровне. Поэтому мы не сомневаемся, что это очень нужно, важно и что мы с этим справимся.
Беседовал Максим АНДРЕЕВ