8

Ежегодное форсирование Великой в Пскове ведет к постепенному разрушению фресок 12 века в Мирожском монастыре

Форсирование реки Великой в Пскове, ежегодно проводимое в дни города в июле, ведет к постепенному разрушению фресок 12 века в Мирожском монастыре. Основные залпы действа производятся на городском пляже возле памятника архитектуры с уникальными фресками. Как сообщила корреспонденту ПАИ заведующая отделом Псковского музея-заповедника «Мирожский комплекс» Таисия Круглова, во время форсирования 23 июля 2004 года сотрудники отдела «Мирожский комплекс» находились внутри Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. По их наблюдению, от ударной волны стены вибрируют.   По словам Таисии Кругловой, «из-за вибрации на отдельных участках стен усиливается шелушение красочного слоя, что со временем приведёт к осыпанию пигмента, произошло увеличение трещины в алтарном отсеке». Кроме того, сотрудники комплекса отметили ухудшение состояния вентиляционных шахт начала 20 века, осыпание цементного слоя и деформацию водой. Вне поля зрения остались фундамент и нижняя часть стен, которые находятся под цементным слоем начала 20 века.   «Фундамент собора уже в начале 20 века был в ветхом состоянии и на протяжении всего существования он подвергался подтоплению паводковыми водами, последствия вибрации для него могут быть катастрофическими, таким образом, есть реальная угроза потерять уникальный памятник», - заключила Таисия Круглова.   Напомним, Мирожский монастырь расположен на левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи. Это один из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней.   В XII веке он представлял собой необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами, которые вскоре были надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове.   Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. По подсчётам реставраторов, на сегодняшний день сохранилось около 80 % первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции "Деисус", "Вознесение", "Рождество Христово", "Успение Богоматери", "Сретение", "Богоявление", "Воскрешение Лазаря", "Распятие", "Снятие с креста", "Воскресение Господне", "Сошествие Св. Духа на Апостолов" украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых.   Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В ходе реставрационных работ следы позднего восстановления были, в основном, сняты, в настоящее время ведутся работы по укреплению живописного слоя.
  • суд Линча
    сущая правда. Вибрация -штука страшная.Хотя, что там за фрески после работ Сарабьянова, реставрации Брягина - можно только предполагать.
  • тихий пацифист
    Вне зависимости от уровня проведенных реставрационных работ, сохранившиеся фрески бесценны, согласитесь?
  • суду Линча
    Зачем предполагать, Наташ - приходите и смотрите.
  • давно пора прекратить эти глупости с \"форсированием\"
  • историк
    Если кто еще не понял - мы живем в ВОЕННОМ, а не в старинном русском городе. Поэтому ежегодное бряцание оружием в виде форсирования Великой - неотъемлемая часть нашего культурного быта.
  • бла, бла, бла и он еще называется \"историком\"...
  • такое чуство что фрески разрушаются только в течении одного часа в год (в момент проведения форсирования) а остальное время они здравствуют... может причина то не в форсировании, а в том что пора уже повернуться к архитектурному наследию лицом а не жопой и денежек собрать на восстановление?? а вибраций в течении всего года из без форсирования хватает
  • Архитектор будущего
    Отчасти согласен с предыдущим. Надо беречь культурное наследие. Но с форсированием заканали, я на него и не хожу, так дома слышно!!!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...