0

«Пустите детей приходить ко Мне»

В храме св. Иоанна Богослова, что на Мишариной горе в Пскове, в воскресную Литургию причащается гораздо больше детей, чем взрослых: от младенцев на руках у родителей до подростков. Храм большой, с приделом св. Иоанна Воина, красивый, здесь малышам уютно. Однажды, как рассказывает настоятель священник Андрей Таскаев, один мальчуган забрался на амвон и крикнул: «Алиллуйя!», с тех пор дети здесь хозяева. Возможно, храм в честь Евангелиста и Апостола Любви Иоанна Богослова, который учил главной заповеди Господа и говорил своим ближним: «Детки, да любите друг друга», особенно располагает к детскому присутствию в его стенах. Есть при храме и Воскресная школа. В Псковской епархии их немало, но спрашиваем пока об этой школе у ее преподавателя Людмилы Громовой. Как долго существует Воскресная школа при храме, Людмила Алексеевна? Ровно год. Меня попросил отец Андрей помочь ее организовать, и вот в сентябре мы стали заниматься, и, Слава Тебе Господи, до сих пор существуем. Сколько детей в школе? Мы начинали с пяти записавшихся детей, но пришли на занятия девять, через неделю - пятнадцать, а к концу учебного года было двадцать пять детей. Вы ограничиваете возраст учащихся? Нет. У нас был самый младший ребенок - три года, а некоторым старшим - почти тринадцать. С младшими сидят мамы. Наша школа необычная, мы не просто занимаемся богословием, поем, мы делаем акцент на краеведении. На своем, родном, чтобы понимать, где живем. Поэтому много ходим пешком, смотрим, слушаем, ездим, путешествуем. Вот были недавно в Крыпецком монастыре, в Елеазаровский нас позвали в гости, дали послушание – складывать дрова. Как же, дети ведь маленькие? Я матушке Елизавете говорю: «Мы, как муравьи, все дрова растащили. Дети клали на плечи слегу и тащили. Это не так тяжело, как забавно: доска минимум раз в пять больше, чем ребенок, и их там несколько тащат одну доску. Наши поездки мы делаем с родителями, мамами и папами, и с радостью все вместе ездим. Платят за путешествия? Нет. Правда, крайне редко, когда предстоят действительно большие расходы, например, мы ездили на Талабские острова. Такие поездки по воде дороги, поэтому родители доплачивают какую – то сумму минимальную. Существуют ли какие – то определенные учебные программы в школе? Программ очень много, необыкновенно большое количество. На мой взгляд, лучшая программа Смоленской и Калининградской епархии священника Сергея Коротких, в Калининграде по этой программе работают уже с начала 90- х годов. Но я работаю еще и с программой протоиерея Шестуна из Ногинска. Ею можно пользоваться и в общеобразовательных учебных заведениях. А из чего выстраивается, Людмила Алексеевна, программа Воскресной школы? Программа, прежде всего, строится на богословии. Мы говорим о Боге, начинаем знакомство с Ветхим Заветом, потом Новый Завет. Мы знакомим детей с иконой, с Ангельским миром, святыми… Все, что связано с Богословием - мы детей с этим и знакомим. В прошлом году ходили на Мирожку, в монастырь, и отец Алипий нам показывал иконописную мастерскую, показывал, как готовится доска, как пишется икона. Мы стараемся все дать детям: и икону, и архитектуру храма… Не многовато ли? Думаю, что сложилось ложное представление о непонимании чего – то детьми. Дети все понимают лучше, чем взрослые. Богословие, на мой взгляд, это, прежде всего, душа, и дети душой, не подключая мозги, воспринимают все, как должно восприниматься, как нужно воспринимать. А взрослый начинает думать, рассуждать, не соглашаться. Мудрствует лукаво. Дети то, что нужно просто принять, например, Святую Троицу, принимают сразу и понимают. Мне педагоги из общеобразовательной школы возражали, говорили, что это им рано, мы сами этого не понимаем, как они могут понять… А вы подойдите к ребенку и он вам все объяснит. Причем, доступно. Мы не даем глубоко, а программа построена на центрической основе. Если я начинаю с азов, то в будущем году снова возвращаюсь к началам, но более глубоко, и у детей постепенно формируется богословское мировоззрение: от простого к сложному, по спирали. Расширяется диапазон, радиус знаний, как хотите. А если приходят вновь? Нет проблемы. Если вновь пришедшие не знают того, что уже знают наши ученики, я вспоминаю пройденное, наши дети объясняют, и новички начинают усваивать. Какой – то курс обучения существует в вашей школе? Мы занимаемся раз в неделю, в воскресенье два часа, курса определенного нет. Мы занимаемся все время. Заканчиваем изучать Закон Божий, начинаем изучать историю края, куда – то едем. Постигать мир можно бесконечно, тем более, Божий мир. Вот у нас при храме Иоанна Богослова каждое воскресенье в два часа занимаются взрослые прихожане, такое получается продолжение Воскресной школы. Там тоже идут разговоры о Боге, рассматриваются трудные, непонятные места в Священном Писании, задаются вопросы, ведутся душеспасительные богословские беседы. Мои дети вырастут и пойдут к батюшке, будут дальше обучаться богословию. Отец Андрей, кого берут в преподаватели Воскресной школы, кто может быть преподавателем в такой школе? Нельзя преподавать в любом учебном заведении человеку, который не любит свой предмет, преподает схоластически, теорию, а это неинтересно. У нас, кстати, так и преподают, зачастую, и не понимают, что преподают. И дети, видя холодность преподавателя, сами ничего не учат. Для галочки можно списать, вызубрить. Учителю нужно быть творческой личностью в своем предмете, и тогда ученики влюбятся в предмет, который преподается с любовью. В Воскресной школе любовь на первом месте. Но преподаватель Воскресной школы должен быть еще и человеком верующим, церковным, участвующим в жизни Церкви. Христианин - практик, впитавший в себя христианство, и, конечно, имеющий образование. Как Вы нашли Людмилу Алексеевну? Божиим Промыслом. Но у Людмилы Алексеевны есть и образование. Она закончила Тульский педагогический институт, филолог, курсы при Московской Духовной Академии, Московский институт повышения квалификации педагогов – теологический факультет и сейчас учится на факультете теологии при Духовной Академии. Ваша школа работает при храме, дети, как правило, участвуют в Литургии? Людмила Алексеевна: Да. В основном, участвуют все. Но мы рады и тому, что к нам приходят дети невоцерковленные, не знающие Церковь. Они потихоньку начинают участвовать в Богослужении, присутствовать на Литургии, на Всенощной. Курочка по зернышку… Это такое дело, здесь нельзя перестараться. Отец Андрей: Если педагога мы берем с условием, чтобы он был церковным человеком, то в Воскресную школу вход абсолютно для всех свободен. Мы берем всех в свою школу. Но и вылететь из нее можно тоже, если ребенок не сможет впитать знания, о чем мы предупреждаем наших учеников. Они должны дорасти до того, чтобы исповедоваться, регулярно причащаться Святых Христовых Тайн, стать православными. Как Вы определяете для себя, Людмила Алексеевна, что может дать посещение Воскресной школы ребенку, семье, в которой он живет? Может ли такая школа от чего – то спасти, в смысле нравственном? В Словаре Даля нет слова «безнравственный». В русском языке его не было, так как не было такого общественного явления. Люди рождались, и с молоком матери впитывали веру православную, начинали с момента крещения присутствовать в храме, у всех был батюшка, духовный отец. У нас сейчас есть семейные врачи: стоматологи, терапевты, а своего батюшки нет. Мы не ходим на Причастие, мы не моем свою душу, ходим «грязные». И если ребенок получает церковное воспитание, он становится и нравственным, у него появляется фундамент, он стоит твердо на двух ногах. Православная вера самая правильная вера, вера, которая - любовь. А отсюда уже и вся жизнь складывается: если ты любишь - ты не украдешь, не обманешь, не обидишь…Если у тебя стержень – любовь, то и в семью ты принесешь любовь, и вокруг тебя будут спасаться. Наш разговор заканчивался, дети уже ждали своего учителя, пили чай: после Литургии, на которую нужно идти, не позавтракав, есть хочется, а впереди еще два часа занятий. Спросили у малышей о дровах, о молитве, зачем в Воскресную школу ходят? И получили исчерпывающий ответ: «Чтобы поесть». И то правда, где таких фруктовых шашлыков еще поешь, если не в Воскресной школе! Но если серьезно, то вот недавно ходили в церковь св. Николая, что в Любятове, через висячий мост перешли и попели молитвы, прямо около моста, чтобы время не терять. И дрова в монастыре, как сказал Сережа, было совсем не тяжело таскать. А вот молиться трудно. Тут получили необычное задание: зафиксировать, на каком слове домашней молитвы начинают «разбегаться» мысли. Молитва – самая трудная работа, но это открытие у них еще впереди.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...