2

"В эти демократические времена мы ощущаем какую-то особенную раздробленность, особенную тоску, особенную печаль"

Проповедь, сказанная в псковском храме св. А.Невского, старейшим священником Псковской епархии протоиереем Александром Михайловым, в престольный праздник храма 12 сентября.   "Господь Иисус Христос пришел на землю спасти мир, спасти людей, спасти человека, спасти нас с вами. Это время называется новой эрой. Двадцать веков прошло с того времени, как Он ходил с людьми, разговаривал с ними, творил великие чудеса. Христос сказал Никодиму, пришедшему к Нему ночью, Бог не судит никого, но весь суд отдал Сыну Своему, и весь суд состоит в том, что в мир пришел Свет, а люди возлюбили тьму, и не идут к свету, потому что дела их злы. Кто делает добрые дела, тот идет к свету, дабы были ясны дела его, потому что они в Господе соделанные. Возлюбленные! как хорошо человеку идти к божественному свету, как хорошо задаться целью, чтобы быть на земле хорошим человеком, не хвастаться машинами, богатством или какими-то еще привилегиями, а просто быть добрым человеком, от которого, как от магнита, исходит какая-то добрая, теплая, ласковая, божественная сила. И Христос сказал самарянке, которая встретилась с Ним около колодца, что пьющий воду возжаждет опять, а ту воду, которую дал Я, человек пьющий, не будет жаждать вовек. И вода в нем сделается источником, текущим в жизнь вечную. Действительно, мы сами на своем опыте это испытываем: вода - все те блага, которые на земле существуют, и те блага, которые мы воспринимаем для себя, для жизни. Поэтому по Христову учению, сколько бы человек не приобретал всего этого многого, сколько бы не пил этой земной воды, он возжаждет опять, потому что в человеке тоскует таинственно душа по неизвестному идеалу. Непонятен Бог, непонятен мир: может быть, я жив, может быть, у меня очень много всего, но душа тоскует, и эта тоска человеку напоминает о чем-то таинственном. Напоминает о Боге.   Как самарянка, человек должен помнить, сколько бы он ни был обогащен земными благами, которые возможно приобрести в нашей жизни, человек, пьющий эту воду, опять возжаждет. Опять тоска будет грести человека, будет делать человека недовольным своей жизнью. Я сам прошел армию, семь лет служил во флоте, в экспедиции подводных работ особого назначения. Мы поднимали в Германии затопленные корабли после войны. И я молился там, в казарме, под одеялом, когда отдыхали после отбоя, накроюсь одеялом и творю молитву. Много не знал молитв, но молился "Отче наш", "Богородице" и мирно засыпал. Для многих этот случай может быть примером, потому что многие не знают, как молиться, многие не хотят молиться, многие стыдятся молиться, стыдятся крестное знамение сделать, а я в армии в Германии молился под одеялом, призывая Имя Божие. Может, глубоко и не понимал, но призывал благодать Божию на себя, и всегда чувствовал, что я становлюсь лучше, мне становится легче, и мир вокруг становится проще, прозрачнее, свежее и простее. Вот так я понимал свои молитвы, которые творил в армии.   Нас в этот праздник особенно трогает личность Александра Невского. Быть святым человеком, быть мудрым, быть храбрым до невозможности, не страшится никаких смертных полчищ, которые его окружали! Я верю, он болел не за себя, а за свой народ, за человека, который стоял рядом, за солдатика. В Питере в Александро-Невской Лавре за мощами св. А. Невского я смотрел на его изображение, на его икону, на которой стоит Александр Невский с выголенными, пространными глазами, как будто все видит. И икона мне представляется чудной, потому что на ней он молит Господа, не надеясь на свой меч, а надеясь на Господа, и верит, что сила исходит от Господа Бога. За ним изображено его войско, на головах воинов надеты шлемы… Я стоял и плакал перед этим изображением и думал: что думали Александр Великий, чудный, добрый, любящий свой народ? Что вы думали, моля о народе, и как вы могли молиться, как вы могли понимать? Как божественная сила могла пройти всю вашу натуру и преподать вам силы для того, чтобы вы были способны быть полководцем Александром Невским!   Возлюбленные! Святой Александр Невский достоин, чтобы мы сегодня с вами пришли и вспомнили нашего патриота, который кость от кости и плоть от плоти русского народа. Александр Невский сегодня с нами, и тоже участвует в нашей молитве, участвует в битвах за свой русский народ. Самое главное, в Александре Невском была вера. Он верил в Царство Небесное, которое не придет приметным образом, и не скажут оно там, или там… а "Царство Божие внутри вас есть". Внутри человека заложены все ценности человеческой жизни, но в человеке есть плоть и дух. Плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти, так что человек становится полем битвы, где дьявол борется с Богом, и поле битвы сердце человека.   В эти демократические времена мы ощущаем какую-то особенную раздробленность, особенную тоску, особенную печаль, и часто хочется мужчинам и другим залить это алкоголем для того, чтобы всем было повеселей. Помоги Господи, но надо разрешать все вопросы именем Господа Иисуса Христа.   Как-то я читал лекцию перед летчиками, и немного смущался, потому что понимал, что они все образованные, технически подкованные люди, но я говорил им о том, что мы гордимся атомными и водородными бомбами друг перед другом, одно государство перед другим государством, но сила не в атомной бомбе, а сила - в Боге. Что Бог нам пошлет, что Бог нам даст, это будет сильнее атомной бомбы, сильнее водородной. Не забывайте Бога, никогда не забывайте, ищите Его, тоскуйте о Боге. Ищите, как я искал с самого детства. Выше Бога, чище этого идеала и приятнее этой христианской науки ничего в мире не существует. Когда я прихожу к Богу, я сам уже чувствую, что Бог со мной. Душа человека чувствует неземное присутствие Божье. Поэтому и апостол Павел говорит, что Царство Божие, которое внутри нас есть, не пища и питие, а праведность, мир и радость во Святом Духе. И закончу словами апостола Павла: "О бездна богатства и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему, Ему слава во веки!" То есть все от Бога, все Богом, все к Богу, Ему слава. Аминь".   12 сентября 2007 года.
  • Федор
    Все эти речи-сплошная демагогия и пропаганда.Если в самом человеке нет бога,то в церкви вы его тем более не найдете.Церковь- это контора,где торгуют тем,чего нет.Бизнес,однако, прибыльный,что и говорить.
  • Питерский наблюдатель
    Я за пропаганду, если пропагадируются здравые и добрые идеи. В случае с Церковью это, по-моему, именно они. Не нужно путать и смешивать демагогию с пропагандой, это разные вещи. Чтобы не казалось, что присутствует демагогия, вступайте в диалог (не со мной, а с Церковью), никто не мешает. Считаете это бизнесом? Хорошо, дело ваше. В таком случае, рассматривайте проповедь как рекламу. Никто ведь не заставляет вас покупать товар, верно? Глупо обвинять рекламодателя в том, что вы услышали его рекламу. А подавляющее большинство настоящей, коммерческой рекламы намного навязчивее, чем "реклама" Церкви.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...