Некоторые итоги псковского года культуры от Александра Донецкого

Хроника культурных (около и иже с ними) событий в минувшем, 2014-м, была драматична и насыщена как никогда прежде, напоминая то комедию положений, то остросюжетный детектив, то напряжённую артхаусную драму, то душераздирающий триллер, но больше всего - телепередачу «Скандалы. Интриги. Расследования».

Скандал правит бал

Как и во всей большой стране, на Псковщине в 2014-м отмечали Год культуры, и было символично, что начался год с кадровых назначений в ключевом для местного культурного пространства учреждении - в Псковском академическом театре драмы имени Пушкина. Перед самым Новым годом, 31 декабря, ПАИ первым со ссылкой на собственные источники сообщило,  что бывший научный руководитель «Института регионального развития» (ИРР) Сергей Дамберг назначен-таки исполняющим обязанности директора. Сразу после рождественских каникул информация подтвердилась.

По оценке тогдашнего начальника областного комитета по культуре Александра Голышева, свежего менеджера ожидало много работы – по подбору кадров, приёмке отреставрированного здания театра и подготовке Всероссийского Пушкинского театрального фестиваля, который традиционно (и с большим успехом) прошёл в Пскове в феврале. Сам Голышев, впрочем, недолго комментировал новости псковского года культуры; уже в начале апреля его на посту председателя сменила Жанна Малышева, рекрутированная в чиновники из кресла директора Великолукского театра драмы.

А под занавес года в региональном эфире зазвучала ещё одна звёздная фамилия — Месхиев. Знаменитый кинорежиссер и продюсер из Санкт-Петербурга возглавил государственное бюджетное учреждение культуры Псковской области (ГБУК) «Псковская областная театрально-концертная дирекция» (о чём ниже).

Между тем, околотеатральная публика (и не только околотеатральная) продолжала обсуждать скандалы, поставляемые театром с завидной (хотя чему здесь завидовать?) регулярностью. Сначала режиссёра театра Вадима Радуна выдворили при помощи наряда полиции с генерального прогона премьерного спектакля «Граф Нулин». Затем худрук театра Василий Сенин получил письмо с анонимными угрозами, в частности, «отрезать поганый язык». Директор театра Сергей Дамберг в своих интервью псковским СМИ предположил, что по косвенным признакам к появлению письма, возможно, был причастен один из сотрудников театра, «о чём соответствующее заявление уже было направлено в правоохранительные органы». Намёк выглядел доносом и был понят многими так, что речь шла об изгнанном Радуне. Между тем, в сети тут же появились постинги, авторы которых предполагали, что подмётное письмо с угрозами за подписью «скобари» сочинили в самом театре. Дескать, это такой своеобразный «пи-ар», провокация для привлечения внимания к театру в общероссийском масштабе. Что ж, если это так, то своей цели авторы письма точно добились: псковичи столкнулись с новой ситуацией в местной культуре, когда скандал правит бал.

К сожалению, вся эта похабная эпопея закончилась настоящей трагедией. 11 мая не выдержало сердце принудительно ушедшего (от слова «ушли») на отдых Вадима Радуна, отдавшего Псковскому театру без малого 40 лет своей творческой жизни. Уход на пенсию совпал со смертью. 

«Вас тут не стояло...»

Абсолютно неожиданно закончилась и двадцатилетняя история творческой лаборатории Пушкинского театрального фестиваля. И этот факт можно смело назвать утратой года. Потому что концептуально фестиваль был задуман так, что параллельно с программой спектаклей, традиционных и новаторских, на большой сцене и малой, проходили заседания творческой лаборатории, где звучали доклады пушкинистов, и главное, - обсуждались увиденные спектакли. И порой собственно эти вот заседания с их увлекательными дискуссиями были содержательней и интересней, чем увиденный накануне спектакль. Так что XXI Пушкинфест в каком-то смысле действительно «первый».

Не случайно его организаторы сменили название фестиваля: с «Всероссийского» на «Международный». Вроде пустячок, но с далеко идущими последствиями. Иначе говоря, в феврале 2014-го произошёл некоторый как бы ребрендинг фестиваля, хотя суть, разумеется, не в названии, а в людях. В том, что кардинально сменилась команда организаторов-модераторов, которые почему-то возомнили, что до них тут ничего не было. Грубо говоря, «отцы-основатели» фестиваля и команда его постоянных участников, а это известные театральные деятели, литературоведы, критики из обеих столиц во главе с заслуженным Владимиром Рецептером, были посланы на три известных буквы алфавита и остались за бортом фестиваля. Прямо как в анекдоте: «Вас тут не стояло». Что, по-моему, очень жаль.

Говоря легкомысленно, лаборатория - это была такая фишка Пушкинского фестиваля, а говоря всерьёз, его лица не общее выражение, его уникальный содержательный компонент. Ведь Пушкинфест в Пскове был не только театральным явлением, собиравшим новейшие постановки по текстам Пушкина со всей страны и из-за рубежа, но и самобытным интерпретационным, театроведческим, филологическим явлением. Два десятилетия творческая лаборатория решала вопрос: насколько сценичен Пушкин, насколько широки возможности его сценической интерпретации и так далее.

В остальном, как бы новые организаторы не пыжились, и не меняли слова в этикетке, Пушкинский театральный фестиваль в Пскове остался прежним, его программа очень похожа на программы предыдущих форумов, потому что формат-то понятен и не мог концептуально измениться: всё новое по Пушкину и вокруг Пушкина, что появилось в русском и зарубежном театре за год-полтора.

«Гашение» конфликта в общем и в частностях

По мнению культурных обозревателей, дипломированный социолог Сергей Дамберг обязан был исполнить роль своего рода «противовеса» конфликтной фигуре худрука Василия Сенина. То есть должен был сгладить обострившиеся углы, исправить «косяки», найти какие-то компромиссы с коллективом театра, поскольку «бунт на корабле» не заставил себя долго ждать.

Два «мастодонта» псковской сцены Юрий Новохижин и Виктор Яковлев, открыто выступившие против деятельности худрука Василия Сенина, сделали всё, чтобы привлечь к конфликту самое широкое общественное внимание. По формуле Народного артиста России Юрия Новохижина, ему была неприятна «тенденция, когда театр с лёгкостью расстаётся с профессионалами и набирает вместо них новых людей».

Вскоре после громких заявлений выяснилось, что новое руководство театра не продлило контракты более чем с двадцатью работниками драмтеатра, включая двух вышеназванных актёров. В результате не на шутку разгоревшийся конфликт пришлось гасить чуть ли не «на высшем уровне».

Процессу «гашения» способствовали как фон, так и суть событий. Во-первых, в Пскове состоялось крупное номенклатурное событие - расширенное заседание президиума президентского Совета по культуре и искусству, подарившее множество информповодов и резонансных выступлений.

Вместе с президентом России Владимиром Путиным в Пскове высадился целый десант знаменитостей, звёзд отечественного кино и сцены: актёры Александр Калягин, Олег Табаков, Константин Хабенский, Евгений Миронов, кинорежиссёр Карен Шахназаров и театральный режиссёр Валерий Фокин, писатель Юрий Поляков и другие люди при должностях и с регалиями. Столь представительное заседание было приурочено к двум знаковым и ярким культурным событиям в жизни региона — открытию отреставрированного «Народного дома», умноженного на открытие XXI Пушкинского международного фестиваля.

Губернатор Андрей Турчак и режиссёр Василий Сенин провели для Путина экскурсию по обновлённому зданию театра, и все трое, судя по кадрам видеохроники и сообщениям СМИ, остались друг другом весьма довольны. При этом Путин оставил после себя несколько важных цитат, которые при случае можно использовать как аргументы в пользу традиционного репертуарного  театра: «Надо развивать интерес к театрам в наших регионах, - заявил президент. - Театральную дискриминацию необходимо преодолеть", - изрёк Владимир Владимирович, имея в виду, что далеко не каждый российский город может позволить себе иметь репертуарный театр, и резюмировал: «Конечно, говорят, что в других странах и этого нет. Но у нас-то есть. Это наше конкурентное преимущество».

Во-вторых же - и это главное! - вопрос о творческой судьбе труппы оставался открытым фактически до 9 апреля, то есть вплоть до исторической встречи коллектива театра с губернатором Андреем Турчаком, когда наконец-то были поставлены все точки над «i». В итоге Андрею Анатольевичу явно удалось справиться с тем, с чем, увы, не сумел или не захотел сдюжить Сергей Дамберг - найти некие компромиссные решения.

Личное вмешательство губернатора в конфликт можно считать беспрецедентным поступком. Ну, это всё равно как, допустим, император Николай Второй пришёл бы в Московский художественный театр и стал бы разбираться в конфликте между Станиславским и Мейерхольдом. Вроде бы «не царское это дело». Но в противном случае ситуация в театре могла превратиться (и уже стремительно превращалась) в важный фактор набирающей ход избирательной кампании по выборам главы региона. Конфликт из сугубо творческого дрейфовал в откровенно политический фарс, что выводило ситуацию на совершенно иной общественный уровень. Дошло до того, что тему конфликта в Псковском театре предлагалось вынести на очередную сессию регионального парламента.

Было очевидно, что все оппоненты действующей власти постараются «оттоптаться» на этой оскандалившейся сцене на полную катушку. Пришлось срочно «разруливать» и «поправлять», чтобы и условные волки, то бишь руководство театра, Дамберг с Сениным, и условные овцы, народные да заслуженные артисты, сохранились целыми и дееспособными.

Осень показала, что в принципе это удалось. Конфликт из политического поля переместился обратно на подмостки и за кулисы, где ему по справедливости самое место. Спустя девять месяцев после апрельской кульминации председатель местного СТД  Юрий Новохижин в интервью ПАИ констатировал, что конфликт в псковском театре исчерпан.

Казус Сенина

По мнению худрука Василия Сенина, которое он высказал на одной из встреч с журналистами, культурное пространство в Пскове отсутствует. «С точки зрения театра, конечно», - оговорился худрук, и надо понимать, что в этом допущении заключалась некая  концептуальная установка Василия Сенина, театрального миссионера и просветителя.

Идея легко развивается: несмотря на отсутствие культурного пространства, я, Василий Сенин, директор Сергей Дамберг, сотрудники Института регионального развития, ассоциированные с театром, и, главное, афиша должны сформировать, «сделать» это культурное пространство. Установка миссионеров со стеклянными бусами, проповедующих среди дикарей. А чего ждать от дикарей? В лучшем случае — непонимания. В худшем — анонимных писем с угрозами и ругательных граффити напротив здания театра.

Однако культивировать образ «непонятого гения» Сенину, по-моему, всё-таки не стоило. Представлять псковскую публику «наивной дурой» - это либо ошибка, заблуждение, либо заведомо нечестная игра, рассчитанная на иногородних пользователей страницы Василия Сенина в «Фэйсбуке», где он однажды оставил такую симптоматичную реплику: «...А мы крепчаем:))) И продолжаем растлевать псковского зрителя. А он получает полное удовольствие от процесса, наполняя наши залы, несмотря на крики отчаяния местной прессы и бюрократов от культуры». Очевидно, фраза «А мы крепчаем» предполагала, что Сенина в Пскове употребляли на букву «е» в прямом и переносном смыслах, чего, как знаем, не было и в помине. Наоборот, худруку Василию Сенину, как известно, областной властью в лице губернатора был выдан полный творческий и административный карт-бланш. Твори, что хочешь, только твори. Худруку Сенину же, наоборот, почему-то очень хотелось, чтобы его обязательно гнобили, преследовали, мучили, лепили из него несчастного «страдальца за идею».

Главный весенний упрёк Сенину от недоброжелателей состоял ведь не только в том, что он показывает псковичам «театр не для всех». У «театра не для всех» в Пскове тоже есть свой зритель. Главный упрёк заключался в том, что собственный репертуар выглядел весной весьма блекло. Но на то он и старт-ап! И оставалось дождаться осени, когда на Сенина действительно обрушился шквал критики (накликал?), а репертуар театра, наряду с нашумевшим «Графом  Нулиным», пополнился  собственными премьерами и восстановленными спектаклями. Кроме того, афишу года украсили гастрольные названия фестиваля «Золотая маска» и «Сон в летнюю ночь» лондонского театра «Глобус». Псковичи смогли увидеть на родной сцене не только экспериментальные, новаторские постановки (вроде спектаклей Московского театра «А.Р.Т.О.»), но и театральный мэйнстрим, причём мирового уровня.

Сложился парадокс: критика СМИ настигла театр как раз в от момент, когда он вышел, выражаясь казённым языком, на полную производственную мощность. И сегодня лично я твёрдо признаю: театральный сезон-2014 в Пскове под художественным руководством Василия Сенина был, несомненно, лучшим за последнюю четверть века.

Довлатов: от музея до феста

4 июля в Пушкинских Горах, а точнее в их окрестностях, в деревне Березино, открыли (причём парадоксально во второй раз!) новый объект туристического показа - Дом Довлатова в Заповеднике, и стало быть, открыли свежий экскурсионный маршрут, специально для тех, кто читает и почитает Довлатова, и готов прикоснуться к памяти писателя, увидеть, как он жил в знаменитом ныне доме — развалюхе Михал Иваныча, по соседству с Пушкиным. Об этом знаковом в культурной жизни Псковщины и страны в целом событии сообщили многие средства массовой информации, заставив вновь осмыслять роль Довлатова в истории русской литературы. Почему он так популярен? И почему в Пушкинском Заповеднике стоило открыть его домик-музей?

В Советском Союзе Довлатов сполна и до самого дна испил горькую чашу «непризнанного гения», в Америке получил, как он сам определял в письмах незадолго до смерти, признание так называемого «этнического писателя», пишущего на одном из восточноевропейких языков, то есть по-русски, а по-английски печатавшегося в престижном литературном «Нью-Йоркере», в котором до него из русских печатали только Владимира Набокова и Юрия Рытхэу. Ныне можно сказать, что Довлатов «дожил» до статуса классика. Питерский писатель Валерий Попов, автор единственной на сегодня биографии Довлатова в серии «ЖЗЛ», выступая на открытии музея, свидетельствовал: «Довлатов любил говорить полушутя и шепелявя: «Я ифофафуфоёфофофифуфстве». Что означало: «Я ещё скажу своё слово в искусстве». Иронически, издеваясь над собой, но он всё-таки говорил: «Я гений». И он знал это. Да и мы всё вокруг него это знали. Просто позже пришло подтверждение. Но и тогда, в середине семидесятых, для нас было ясно, что он гений».

Как бы подтверждая сказанное, уже в сентябре в Пскове и Пушкинских Горах прошла презентация фестиваля искусств, который состоится на Псковщине ровно через год — Dovlatovfest. Кураторы и участники творческой тусовки определены, и вот произошло то, что называется «примеркой на местности», полевыми испытаниями проекта. Исторический ландшафт выдержал это испытание; столичная полусветская тусовка в полном восторге, кто в тихом, кто в громком.

На презентацию Довлатовфеста приехали такие знаменитые медиа-персонажи, как актриса Алёна Хмельницкая, кинорежиссер Дмитрий Месхиев, телеведущая Екатерина Андреева, кинокритик Антон Долин, детский писатель Григорий Остер с супругой. Были разумеется и кураторы будущих секций: за прозу на Довлатовфесте отвечает Виктор Ерофеев, за поэзию — молодая и модная ныне Вера Полозкова, за театр — художник Павел Каплевич, за контемпорари-арт галерист Айдан Салахова, за кино — киновед Андрей Плахов, который единственный из кураторов не приехал, но присутсвовал на экране со своими весьма точными словами о значении Довлатова: «Уже достаточно много лет прошло с тех пор, как Довлатов ушел из жизни, но его присутствие в ней ощутимо и сегодня — причем не прямо, а по многим признакам, которые, может быть, даже трудно определить. Но фестиваль это должен сделать. Если говорить о кино — это не фестиваль экранизаций Довлатова, но это приглашение рассмотреть его творчество как некий культурный феномен эпохи».

Довлатов как культурный феномен — очень верное определение, и, как мы можем убедиться, до сих пор провоцирующее мегатонны злобной слюны, что свидетельствует только об одном:  Довлатов и сегодня не столько новый классик, сколько актуальный, то есть жутко злободневный художник, жестко резонирующий с реальностью.

Действительно, это большое и пока не вспаханное поле для исследования: важно и интересно понять, какие художественные процессы и художественные практики, освещённые фамилией Довлатова, творчески взаимодействуют. Его уникальный дар органического беззлобия, отсутствия дидактики и морализаторства, снисходительность к человеческим слабостям, Довлатовская поэтика повседневности, весь его отдельный мир, выраженный отточенной выверенной прозой - прекрасный материал для преломления в нашей современности. И как это получится в формате Довлатовфеста, будет очень любопытно проследить.

Северное слияние, или Балаган-лимитед

Новость о том, что региональная власть планирует объединить филармонию, театр драмы имени Пушкина, театр кукол и Областной центр народного творчества в единый культурный холдинг, взбудоражила творческих работников, смутила умы и расстроила чувства. В общем, сказать «застала врасплох», значит ничего не сказать.

Накануне Нового года губернатор подписал соответствующий приказ. Директором новоявленной дирекции стал кинорежиссёр и продюсер из Северной столицы Дмитрий Месхиев. Людям с высшим образованием слияние и поглощение учреждений культуры не могло не напомнить крылатые стихотворные строчки Пушкина: «В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань», если иметь в виду под конём, допустим, театр драмы имени Пушкина, а под трепетной ланью — областной театр кукол. Ну, а к ним для вящего эффекта присовокупляются лебедь, рак и щука, тянущие телегу псковской культуры в разные стороны, то бишь Центр народного творчества, филармония и знаменитый топ-менеджер с, надо думать, командой единомышленников.

В последний момент рак, - Центр народного творчества, - из списка слияния выпал, но новая дирекция будет теперь определять культурную ситуацию-2015. Ну а у праздной публики остался собственно один вопрос: как областной администрации удалось заполучить столь ценный кадр, как Дмитрий Месхиев? Ведь это всё равно что, скажем, Люк Бессон, вместо того, чтобы снимать свои блокбастеры, отправился бы куда-нибудь, допустим, в Арль, руководить муниципальным драмтеатром, местным оркестром и ярмарочным балаганом. Или Вуди Аллен бросил бы свой родной Нью-Йорк и поехал бы куда-нибудь на средний Запад — сливать и поглощать тамошние учреждения культуры.

Впрочем, сам Месхиев в прямом эфире ПАИ-live рассказал уже рассказал, что на базе «культурного медиахолдинга» будет создан кукольный театр «Балаган»: «Мы уже работаем. Провожу совещания, придумываем программы, решаем совместные проблемы. Что-то начинает получаться, есть первые шаги. Вчера договорились, что сделаем театр «Балаган» на базе театра кукол. Это будет нечто».

Ганза по расписанию

Ну и напоследок, что называется, свершилось. То, о чем так долго и, казалось, безнадёжно говорили отцы города, произошло. Президент России Владимир Путин подписал Указ о проведении в Пскове Международных Ганзейских дней в 2019 году. До фестиваля — чуть меньше пяти лет. Можно сказать, Псков ожидает Ганзейская четырёхлетка. Псковская Ганза отныне обретает совершенно иной статус — статус общероссийского праздника с федеральным финансированием. Президентский указ всё круто меняет. Получается, что, несмотря на санкционную войну и политическую конфронтацию, президент России не теряет надежды на то, что за ссорой вскоре придет мир. Ну, или надо понимать так, что Ганзейский фестиваль в Пскове, вопреки сложной политической ситуации в Европе, призван объединять людей снизу, от корней, не на уровне правительств, а на уровне муниципалитетов, городов, входящих в современный Ганзейский союз, партнерских связей и живых людских контактов. Война войной, а Ганза по расписанию.

Как бы то ни было, а президентский указ по Ганзе-2019 вызвал невероятный энтузиазм у отцов города. Ганзейский фестиваль — это великолепный шанс, получив федеральное финансирование, преобразить город Псков, наладить туристическую инфраструктуру, привести в порядок дворовые территории и дороги, ликвидировать аварийные дома, отремонтировать фасады зданий, словом, благоустроить древний Псков, превратить его в «город-сад», в своего рода нарядную витрину всей страны, ведь многочисленные гости из Европы, приехав в Псков, именно по Пскову и будут судить о всей провинциальной России. Мы же не хотим свиным рылом в Ганзейский ряд? Значит, уже в 2015-м году нам предстоит большая и напряжённая работа.

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...