«Электронная» земля
Публичные слушания по вопросу о перезонировании территории стадиона состоялись, но не сделали его дальнейшую судьбу яснееСамые долгожданные, пожалуй, за последнее время публичные слушания – по вопросу о перезонировании земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050201:12 площадью 85727 кв. м, расположенного по адресу: Псков, ул. Киселева, 1, с зоны Р1 на зону Ж-2. За абстрактными буквами и цифрами скрывается вполне конкретный вопрос, волнующий, без преувеличения, тысячи псковичей: о судьбе стадиона «Электрон». По итогам перезонирования из спортивного комплекса он может превратиться в строительную площадку. Как минимум полторы сотни озабоченных этим вопросом горожан вечером 23 сентября пришли в Городской культурный центр, где и состоялись слушания, которые, как ранее обещал глава Пскова, при необходимости должны были продлиться «хоть до утра».
«Позор!»/«Молодец!»
Модератором встречи жителей Пскова и представителя собственника участка по традиции выступил сам глава города Иван Цецерский. «Попрошу без оскорблений!» - обратился он к собравшимся в начале встречи и строго оглядел зал.
Главный архитектор Пскова Сергей Кондратьев сухо доложил о работе, предшествовавшей слушаниям: в течение месяца с лишним все желающие могли прийти в управление градостроительства, ознакомиться с проектом перезонирования и застройки, а также сделать запись в книге пожеланий и предложений. Итого, свои отзывы на увиденное оставили 108 посетителей. Из них 55 выступили за перезонирование территории «Электрона» и, соответственно, за жилую застройку на ней, 26 – против застройки и за восстановление стадиона, а еще 27 – туманно поддержали «благоустройство территории» вообще. Начало было многообещающее.
Затем слово получил Сергей Данилов, представленный как представитель ООО «Электрон», владеющего участком в 8,5 га под одноименным стадионом. Для начала он выступил виртуально: участникам слушаний был продемонстрирован небольшой видеоролик, повествующий о буднях «Электрона» (того, который вроде бы еще стадион). В течение пяти минут Сергей Николаевич с озабоченным лицом бродил по территории и комментировал то, что попадает в кадр: полуразрушенные конструкции трибун представляют опасность для жизни, инженерные сети не пригодны к использованию и вообще, стадион не подлежит восстановлению.
То ли по замыслу автора, то ли по недосмотру, цвет картинки все время менялся, становясь то черно-белым, то зеленоватым. Это делало атмосферу ролика еще более мрачной и заставляло задуматься, не проскакивает ли время от времени в нем пресловутый «25-й кадр». Впрочем, в финале тяжелую для взора картину запустения сменил хэппи-энд: по замыслу застройщика, на месте стадиона должно появиться красивое жилье с кучей отдельных спортплощадок.
Оптимистичные ТТХ проекта г-н Данилов озвучил уже не с экрана, а со сцены Городского культурного центра: на месте «Электрона» предполагается возвести микрорайон эконом-класса на 1700 жителей, в распоряжении которых будут 400 парковочных мест, гектар детских площадок и детсад на 100 мест. При этом Сергей Данилов неоднократно подчеркивал, что по всем этим позициям проект с лихвой перекрывает существующие градостроительные нормативы. Превышение нормативов, по его информации, в Пскове наблюдается и по числу спортивных площадок и стадионов: почти в 1,5 раза, если исходить из численности населения…
После окончания доклада яснее, у кого же сегодня на слушаниях большинство - у сторонников или противников проекта – не стало. С задних рядов одинаково громко раздавалось как «Позор!!!» и «Безобразие!!!», так и «Молодец!!!»
«Какого черта?!»
После этого настало время для серии вопросов и ответов. У представителя ООО «Элетрон» интересовались:
- Почему собственник не выполнял в течение трех лет требования по благоустройству вверенной ему территории, а теперь беспокоится о безопасности?
- Кто проводил историко-культурную экспертизу территории?
- Осуществлялась ли экспертиза состояния трибуны?
- Часть этой территории относится к санитарно-защитной зоне 4-5 класса вредности, окружающей радиозавод. Учитываете ли вы это?
Сергей Данилов по мере сил отвечал, но все как-то неуверенно и односложно: московские специалисты, осуществлялась, учитываем…
Пару раз, впрочем, он пытался шутить. К примеру, на вопрос «с двойным дном» от представителя партии «Гражданская платформа», поинтересовавшегося «сколько в микрорайоне будет жить детей?», Сергей Данилов ответил, что «Это зависит от активности взрослой части жильцов…».
Тем не менее, выглядело все это не слишком убедительно. Дошло до того, что главе города пришлось защищать докладчика, обращая внимание участников слушаний: «После перезонирования на публичные слушания будет выставлен проект планировки и застройки! Не надо в это сейчас углубляться, иначе мы тут увязнем!»
Некоторые вопросы были откровенно риторическими:
- Какого черта лезть на наш стадион?! Не стыдно вам?! – поинтересовалась пожилая псковичка.
- Есть примеры: люди получают разрешение на три этажа, а строят десять. Где гарантии, что здесь этого не случится? – вторил ей мужчина средних лет.
Впрочем, эти вопросы, как и положено, остались без конкретных ответов.
Сторонники перезонирования и застройки задавать вопросы не рвались. Отметился разве что народный артист России Юрий Новохижин, известный также как активист регионального отделения «Справедливой России».
- Когда этот бомжатник будет застроен?! - поинтересовался он без прелюдий.
- Вот если все будет смазано маслом, то в лучшем случае лопата воткнётся в землю через год…. – вновь вынужден был отвечать за докладчика Иван Цецерский.
Впрочем, чуть позже Сергей Данилов нашел силы выдавить из себя, что реализация проекта может занять от 3 до 5 лет, а вложить в него планируется порядка 1,5 триллиона (!!!) рублей.
Любопытно, кстати, что далеко не все участники слушаний поняли, что докладчик оговорился. Его так никто и не поправил, а цифра «1,5 триллиона» появилась в сообщениях СМИ.
«Речь идёт о похоронах «Электрона»
От вопросов участники слушаний перешли к выступлениям, на которые – припугнул глава Пскова – записалось аж 35 человек.
Здесь также поначалу солировали противники перезонирования. Руководитель общественной организации «Псков – город без наркотиков» Константин Вилков, к примеру, напомнил, что «лоскостные сооружения «Электрона» - последняя рекреационная зона на Завеличье», и высказал мнение, что «стадион используется по назначению, и должен остаться людям».
А затем вынул козырь из рукава, сообщив, что в настоящее время продажа псковским Радиозаводом трибуны «Электрона», положившая начало целой цепочке сделок, финалом кострой стало приобретение одноименным обществом с ограниченной ответственностью участка площадью в 8,5 гектар, оспаривается новым крупнейшим акционером предприятия. Соответствующее заявление написано в прокуратуру, рассказал г-н Вилков, а стало быть, с перезонированием нельзя спешить.
«Я прошу вас отменить слушания до принятия решения прокуратурой!» - обратился общественник к Ивану Цецерскому.
Однако глава Пскова парировал довод: «Если мы примем решение произвести перезонирование, оно будет сделано не раньше следующего года. У нас хватит времени дождаться решения прокуратуры», - заявил он.
Константин Шабанов, известный псковский тренер-легкоатлет, был предельно откровенен: «Я так понимаю, что речь идёт о похоронах «Электрона»... Товарищ говорит: «мы его причешем, костюмчик наденем и в гробик положим!»
«А я на этом стадионе проработал сорок лет, - продолжил ветеран псковского спорта. - Нельзя даже сказать, сколько из подтрибунных помещений Электрона у нас чемпионов страны вышло! А сколько разрядников, просто людей, ведущих здоровый образ жизни?..»
«Сколько мы не обивали пороги - сделайте ремонт хотя бы этого подтрибунного помещения!.. Но владелец поступил по принципу «нет человека - нет проблемы». Он разрушил трибуну! Мы пытаемся арендовать помещение, но в одном зале работают шесть тренеров! Во всех школах вторая смена - народ прибывает. А в спорт уже не попасть! Спортивные площадки, о которых нам говорят, проблему не решают. У нас зимняя страна - всего три тёплых месяца!» - сетовал Константин Шабанов.
И предложил городским властям, во-первых, «категорически запретить даже разговоры о перезонировании», а во-вторых – «сделать план строительства спортивных сооружений» на территории «Электрона».
«Хочу заявит решительный протест!»
В целом, доводы сторонников сохранения стадиона и противников превращения его в жилой микрорайон были довольно-таки однообразны. Люди предлагали не гнаться за сиюминутной выгодой, оставив стадион на своем месте надежде на то, что «светлое будущее» для Пскова все-таки наступит.
Депутат Псковской городской Думы Петр Алексеенко так и сказал: «Покровская башня долго стояла полуразрушенная, но нашли деньги, сохранили. Так и здесь! Это такое сооружение советской эпохи! Нет сейчас денег, но должны они появиться! Давайте сделаем все, чтобы стадион сохранить!»
Члену фракции КПРФ в городском парламенте вторила искусствовед Ирина Голубева, сошедшаяся в этом вопросе с коммунистом: «Разговоры про то, как все неубрано и страшно, я слышу в Пскове последние 45 лет, когда хотят что-то ценное уничтожить или исказить. Если будет новый спортивный комплекс, то будет хорошо. А то что денег нет - так на это и нужна политическая воля. Находятся же деньги на другие объекты. Надо не идти на поводу у собственника, а проявлять государственный подход».
Архитектор Владимир Шуляковский признался, что спортом не интересуется и на «Электроне» бывает редко, но как специалист-градостроитель высказал свое мнение: «Псков остро нуждается в спортивно-рекреационной зоне. Причём, «Электрон» единственный может быть реконструирован: два остальных городских стадиона, хоть озолоти, не будут соответствовать современным параметрам!»
«Отдельно хотел бы упомянуть собственников: покупая стадион, они сразу знали, что будут нарушать правила землепользования и зонирование. Они даже не задумываются, что есть законы и ограничения. У нас в городе можно купить участок под пятиэтажку и построить шестнадцать этажей - надо с этой практикой заканчивать!» - напомнил Владимир Шуляковский, и добавил: «От имени союза архитекторов хочу заявить решительный протест против сноса стадиона!»
«Пусть инвестор даст денег!»
Впрочем, были и неожиданные моменты.
Сюрпризом стало выступление Евгения Гальперина, представителя ООО «Технопарк альтернативных видов спорта». Начал оратор издалека и крайне дипломатично: «Не развивать территорию ведь нельзя - то есть оставить эту помойку в том виде, в котором она существует. И запускать нерадивого инвестора - нельзя. Средств от государства ждать не приходится. Давайте подумаем, как сделать так, чтобы и государство, и бизнес, и общество были довольны».
Однако думать не пришлось: Евгений Гальперин и его компания уже выводили на экран красочные слайды. «Это многофункциональный комплекс «Атриум», размещение которого не потребует никакого перезонирования! - радостно комментировал выступающий презентацию, изображающую футуристические конструкции. - Смотрите: тут у нас подземная площадь для катания на лыжах, над ней - площадка для волейбола с подогреваемым песком, здесь по бокам - жилой комплекс и магазины. Спорт круглый год и без перезонирования!»
Сидящие в зале тихо ухмылялись. В нынешней ситуации предложение разбить посреди «Электрона» нечто очень инновационное и весьма дорогое (примерно три миллиарда рублей, кстати) было похоже на то, как если бы сбитому машиной лосю предложили записаться к врачу по электронной очереди. С другой стороны, мир совсем не тот без мечтателей, верно?..
Архитектор Лариса Нуколова очень долго (к неудовольствию части собравшихся) объясняла, что «Электрон» - не просто дорогой участок земли, а важная часть города. А затем сделала неожиданное предложение: «Рядом - территория радиозавода, 10 гектаров. Предприятие, я так понимаю, все равно уже не работает: там можно организовать лофты с видом на Великую!»
Наконец, координатор городского отделения ЛДПР Игорь Иванов озвучил идею решить судьбу «Электрона» не на слушаниях, а… в ходе общегородского референдума: «Пусть инвестор даст денег на это мероприятие, а горожане решат!» - пояснил он.
Попутно жириновец «приложил» городские власти, указав «виновных» в сложившемся вокруг «Электрона» положении: «Виноват ли Данилов что подключился к проекту? Нет. Виноват ли Брячак, что купил объект? Нет. У нас капиталистические отношения, это частная собственность. Виновата власть, которая двадцать лет нам тараканила мозги! Это депутаты девяностых и двухтысячных! Ни одна власть не хотела брать этот стадион, когда предлагали. Они всегда были у власти, ничего не делали, а сейчас делают умный вид!»
Последние слова горячо возмутили главу Пскова, который не замедлил отреагировать: «ЛДПР у нас уже к власти приходила, «псковалко» мы напились уже! Прекратите нам эту политику впихивать!»
«Электрон» разрушило время!»
Наконец, голос стали подавать и сторонники перезонирования и застройки, которых на проверку в зале оказалось изрядно. После того, как «защитники» «Электрона» выдохлись, они осадили микрофон.
«Электрон превратился в полигон по развитию вредных привычек. Появился инвестор - надо его на руках носить!» - требовал неизвестный пскович.
«Я - за перезонирование. Я не против того, чтобы остался стадион. Но если бы было реальное предложение, а не утопия. А тут есть конкретный инвестор и проект!» - выступал очередной клакер.
Руслан Мартынов, директор охранной фирмы, работающей на территории бассейна «Электрон», поделился своими печальными наблюдениями за «объектом»: «Мои сотрудники и я лично разрешаем ситуации всего района. Предотвращаем изнасилования, откачиваем наркоманов, вызываем полицию за угнанными машинами. Для меня это объект очень проблемный…».
И резюмировал: «Все лукавят: нет стадиона как такового! Есть развалины. Есть предписание прокуратуры, считающей объект опасным для здоровья. Какой выход? Поставить забор, либо построить жилой комплекс. Выбора-то нет! Я - за перезонирование!»
«Это стадионом назвать нельзя, это кладбище собак и котов! Представитель владельца предложил светлое будущее: район с детскими площадками, детсадом. А самое главное он нашёл инвестора и деньги, которые могут спасти этот загаженный уголок города. А если ничего не делать, то ничего не будет!» - сделал философский вывод некто Николай Веселов.
Красной нитью через выступления проходили панегрики в адрес Олега Брячака, которого, несмотря на его заверения в обратном, упорно считают одним из инвесторов проекта застройки (сам Олег Михайлович, кстати, слушания вниманием не почтил).
«Мне показалось, что корректности на слушаниях все-таки не хватает... Беззастенчиво заглядывают в карман Брячакам, сводят с ними счёты! А речь-то об «Электроне»! Я была бы за, если бы сказали, что через год будут деньги и будет все хорошо. Но денег-то нет! И мы на этот криминальный район будем смотреть и через тридцать лет, как на недостроенную гостиницу! Мы развиваем туркластер, гости плывут на теплоходе, и что они видят на берегах Великой? Это что, лицо города?! Те, кто за восстановление разрушенного стадиона - они не любят наш город! «Электрон» разрушил не Брячак, «Электрон» разрушило время!» - объяснила, к примеру, некто Вера Нечаева.
«Его тоже надо слушать…»
После четырех с лишним часов обсуждения, глава Пскова Иван Цецерский попытался подсвети итог слушаний (которые, как известно, никакого решения не принимают, а лишь служат пищей для размышления депутатам гордумы).
Иван Николаевич старательно подбирал слова. «Вопрос очень сложный и непростой... Собственника нельзя обязать построить стадион - почему-то об этом никто не говорит...» - посетовал глава города, и привел «жизненный пример» про «шесть соток», который должен был быть понятен любому участнику слушаний: «У вас наверное тоже есть участки - на них кто-то вторгается?! На сегодняшний день есть собственник и его предложение, его тоже надо слушать...» - назидательно заявил псковский градоначальник.
Глава Пскова опроверг мнение, что гордума готовится решить данный вопрос с лёту, уже на ближайшей сессии: «Чтобы перезонировать территорию, надо внести изменения в Генплан. В этом году перезонирования в любом случае не будет, так что встречайте Новый год спокойно!» - заявил Иван Цецерский, после чего объявил слушания законченными.
Впрочем, вряд ли это кого-то действительно успокоило. Похоже, шансов на повторение градостроительного скандала в Пскове по-прежнему много.
Григорий НИЛОВ, Сергей МАРТОВ