1

Протоиерей Михаил Мельник: Не должно быть распития спиртных напитков на могиле своих близких

Церковь Воскресения Христова в Орлецах. 1996 г. Арх. Юрий Ширяев Михаил Евтихиевич Мельник - настоятель церкви Воскресения Христова в Пскове, его приход - на кладбище в Орлецах. Родом батюшка с Украины, Волынская область, из православной воцерковленной семьи, где было восемь детей - пять девочек и три мальчика. В семинарию пошел, чтобы разбираться в вопросах веры и получить богословское образование для служения Русской Православной Церкви. Волынская семинария тогда была закрыта, простого молитвенника было не купить, не продавались. Рукоположен Михаил Мельник был в сан диакона в 1968 года во время учебы в Ленинградской духовной семинарии. В сан священника - в 1969 году. В Псков приехал по окончании семинарии, будущая матушка была из Пскова, скобарка, и о. Михаил был направлен в Псковскую Епархию к митрополиту Псковскому и Порховскому Иоанну Разумову. Службу начинал на приходе Дмитриевской церкви в Пскове. Дочь священника кандидат биологических наук, и батюшка не сомневается, что не только благодаря своим трудам, уму, и молитвам родительским, но, прежде всего, по милости Божией. Построен храм Воскресения Христова на личные вклады псковичей и псковских фирм. Государство помогло достроить, особенно тогдашний губернатор Владислав Туманов. Первый камень будущего храма в Орлецах был заложен 15 июня 1994 года Архиепископом Евсевием, а построили церковь в 1996 году: 13 августа Владыка освятил крест на центральном куполе. Протоиерей Михаил Мельник назначен Указом правящего Архиерея, Владыки Евсевия, на приход в Орлецы 1 мая 1997 года, а первую службу служил на Радоницу, 6 мая. Протоиерей Михаил Мельник Ваш приход находится на кладбище в Орлецах, и есть такое слово в церковном обиходе «орлец», что оно означает, о. Михаил? Владыке на Богослужении постилают коврик с изображением орла – «орлец», на нем Владыка стоит и приносит молитву за свою паству. А символ орлеца – это высокодуховное служение Архипастыря, он душой постоянно возносится к Богу, как орел, парящий к небесам. Батюшка, 5 марта на календаре Русской Православной Церкви Вселенская мясопустная родительская суббота, что это за день для православных? Вселенская суббота потому, что поминовение усопших совершается всей вселенской полнотой, не только РПЦ, но и другими православными поместными Церквями. В этот день совершают поминовение усопших. Родительская суббота: пока живы родители - мы должны их слушаться, выполнять их пожелания для их радости и для нашего становления. На старости лет - помогать и беспокоиться о них. Это наш долг – почитание родителей, как и долг наш молиться о них, когда отойдут в жизнь иную, жизнь загробную. В этот день вся Православная Церковь молится особенно, а каждый православный христианин выражает особенное уважение к усопшим родителям, молясь о упокоении их. Мы просим  Господа за своих родителей, чтобы Он  простил их прегрешения, которые есть у каждого. Сколько суббот родительских в году, батюшка? Вселенские субботы: первая - мясопустная, вторая –Троицкая. Потом еще есть великопостные субботы поминальные на второй, третьей, четвертой недели Великого поста. Есть поминальные дни, возникшие на русской почве: суббота Дмитриевская, когда поминаются павшие воины со времени Куликовской битвы перед праздником святого великомученика Дмитрия Солунского . Вторая русская поминальная суббота – Радоница. Она совершается на второй неделе после Пасхи, во вторник. И еще есть поминовение 29 августа в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Какая из десяти заповедей, напомните, пожалуйста, о почитании родителей, и почему это так важно? Эта заповедь пятая: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земли». Прежде всего, здесь благодарение родителям за рождение, за воспитание, за доброе научение. Ну как-то батюшка бросают у нас родителей сейчас, не благодарят. В благодарении родителям заключается и наше собственное благо. Если мы не почитаем родителей то, что можно от нас ожидать дальше, когда мы самых близких не почитаем? Какие же мы люди тогда? Даже животные почитают своих родителей, а что говорить о человеке – высшем творении Божьем. Наше благо и наше благополучие, и долголетие заключаются в том, как мы почитаем родителей. Из чего будет складываться служба в родительскую субботу? Преимущественно будут совершаться Песнопения, смысл которых поминовение усопших.  После  Шестопсалмия будет прочитан 118 псалом (17 кафизма). На проскомидии я вынимаю частицы в поминание  всех усопших. Помню, в Варлаамской церкви, где служил когда-то, было более тысячи  записок, тогда было мало храмов, три-четыре действующие церкви в городе. У нас, в Орлецах, храм  маленький, но и он не заполняется. Поминальные свечи за усопших ставят на канун, батюшка, в церкви, и какие слова надо произносить при этом? Произносится молитва, полная смысла и значения: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им согрешения вольные и невольные, Даруй им Царствие Небесное». Или проще, кто не знает: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Канун А почему суббота 5 марта – мясопустная? Мясопустная, значит, отпуст мяса, окончание употребления мяса, впереди Неделя о Страшном Суде и с 14 марта – Великий пост. Неделя о Страшном Суде начинается с 6 марта, какие службы совершаются в церкви, и какое евангельское событие становится определяющим на Богослужении? Так называется Неделя, где на воскресной Божественной Литургии читается евангельское повествование о конечной судьбе мира, о том, что Спаситель придет в конце человеческой истории, или цивилизации, как хотите, и будет судить живых и мертвых. И каждому воздаст по делам его - об этом и говорит святый Апостол и Евангелист Матфей (Матф.25). Отец Михаил, как мы видим, люди мало верят в Страшный Суд и мало его боятся, но боятся смерти. Как же быть, что посоветуете в такое наше сложное время? Надо понимать, что мы идем в страну вечного света, и если человек постился, молился, как-то потихоньку-полегоньку, как говорил Серафим Саровский, исправлял себя, куда же он идет по окончании жизни? В страну вечную, жизнь продолжается. И если мы, верующие люди, мы должны оправдать свою веру добрыми делами – это обязанность нашей веры. Чем крепче вера, чем больше она подкрепляется добрыми делами, тем легче побороть страх смерти. За свои добрые дела можно ожидать милость от Господа, и совсем не так: я тебе – Господи, а Ты - мне тоже. Когда человек делает добрые дела, он может надеяться, а если не делает, то на что надеяться? Что здесь посеешь - то там и пожнешь. На Страшном Суде Господь скажет каждому стоящему от Него по правую руку: алчущему дали, жаждущего напоили, странника приняли, был наг и одели, был болен и вы посетили, был в темнице и вы пришли. Поскольку вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. И скажет им «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Матф.25,34) А тем, кто не накормил голодного, жаждущего не напоил, находящегося в темнице не посетил: кто не сделал добра ближнему, тот не сделал  Мне. "Если ближнему не сделал доброго, отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мтф.25,46). Милость Божия приобретается добрыми делами, делами любви. Как не помочь тому, кто нуждается? Какая в тебе тогда вера? Мы слишком заботимся сейчас о земном, о своем земном благополучии: одежда, пища, другие блага жизни, особенно молодые. Они думают об устроительстве земной жизни, но человек разумное существо и однажды приходят размышления и о ее конце. Бывают в жизни каждого человека потрясения, испытания и начинаешь задумываться: почему болеем, почему что – то не получается, почему умирают молодые? Начинается постепенно поиск смысла жизни: куда идем, зачем? Но в то же время, могу сказать, если в советский период было всего две академии духовные и три семинарии, то теперь их, по – моему, семьдесят девять духовных учебных заведений. И они полны молодыми. А с чем это связано, как Вы думаете, батюшка: потому что разрешили, ведь раньше молитвенника было негде купить, или люди все-таки ищут Бога? Раньше были самые настоящие гонения на Православную Церковь, а потом, когда запреты окончились, я наблюдал в своей родной Alma mater, как молодежь задает такие вопросы профессорам, своим преподавателям, что диву даешься. Вопросы очень глубокие и осмысленные. Я был поражен: были 70 лет гонений на веру, а ничего, оказывается, не истреблено и у молодежи, которая выросла в атеистическое время. Вопросы были проникновенные, и я радовался душой. Батюшка, значит, есть надежда, что Россия духовно возродится? Большая надежда, большая. Мы это видим: восстанавливаются, строятся храмы, духовные учебные заведения открываются. Вот у нас в Орлецах никогда храма не было, а здесь лежит более 100 тысяч усопших, и без храма это могильник, а не кладбище. Раньше в церкви запрещали ходить и поминать на богослужении, народ привык это делать на кладбище, выпивая и закусывая, а как надо - не знают. Может, наши крещеные люди забыли, как поминать усопших? Да, за время безбожия народ пришел к традиции, когда мимо храма идут на могилы и там выпивают. Это абсолютно не христианское поминовение усопших. Не должно быть такого, как распитие спиртных напитков на могиле своих близких. Это наш страх перед смертью, батюшка, пьяному не так страшно. Выпьем - и про смерть забываем. Да. Но вместо того, чтобы собираться в храм на молитву и делать утешение усопшим, мы делаем утешение себе. Все получается наоборот. Мы не можем запретить выпивать: хочешь -не пей, хочешь -  выпей, но не в день поминовения усопших и не на кладбище. Наши усопшие недовольствуют: «лучше бы ты не приходил». Кладбище в Орлецах Вот и сейчас на Орлецах протоптаны дорожки к могилкам по снегу. Батюшка, скажите, пожалуйста, когда можно приходить на кладбище, есть какой-то закон? Традиционно считается в народе, но не церковным каноном, к Покрову убирают могилки к зиме, до весны. У кого-то годовщина смерти родных, кто-то приехал издалека на могилу своих близких, просят отслужить Литию, как же я могу сказать: Подождите до лета. Нет, так не делается. То есть Вас, батюшка, можно попросить, и Вы отслужите Литию на могиле? Да. И даже в мороз, и как-то и не холодно. Это краткая молитва - поминовение на могиле, а полную панихиду мы служим в храме, или поминаем на Литургии. И на таком большом кладбище, Вы, наверное, часто Литию служите? Когда я был назначен на этот приход, боялся про себя, что будет очень много таких треб, и некогда будет служить, сил не хватит. Но на Литию особенно не зовут, может, считают, что дорого, хотя цены у нас нет: дадут плату за Литию, так дадут.  И заработков больших у прихода нет. Мы арендуем у комбината благоустройства дом для хранения нашего хозяйственного инвентаря, нас, чуть было, не лишили и этой аренды, хотя мы платим за нее, кому сказать, более тысячи рублей в месяц, а нам это нелегко. Говорят, батюшка, вы молитвенник хороший за усопших? Какой молитвенник – не мне судить, а людям. Батюшка, Вы – духовник Псковской епархии, как давно Вы исповедуете псковских священников? Выбран я на это церковное послушание Епархиальным Собранием, т.е. собранием всех священников епархии в 1998 году. У священников тоже есть какие-то немощи, вольные и невольные, и для их исповедания избирается духовник, что подтверждается правящим Архиереем, издается Указ об этом. Каждый четверг я исповедую  духовенство, а если кому–то надо срочно – просят исповеди, и я исповедую. В принципе, священник волен избирать духовника, но меня выбрали сами священники, и я осуществляю это служение в Епархии.  Есть чисто человеческие немощи, в которых священник кается, но если священник нарушает канонические правила, определенные Церковью, и если они нарушены, я не докладываю Архиерею, а говорю, чтобы он сам рассказал о них Архиерею. И он сам рассказывает Владыке, и Архиерей решает. У нас был такой случай в Епархии, когда священник за нарушения канонические был наказан – запрещен в священнослужении. Канонические требования  по отношению к священнослужителям  особые, чтобы нам исполнять свои обязанности, а при  нарушении это служение невозможно. Для священника это катастрофа, батюшка? Надо же понимать, как в одном из апостольских посланий сказано: Ты стоишь! Бойся, чтобы не упасть. По-мирскому есть такое выражение: смотри в оба - не разбей лоба. Не хотелось бы говорить, но известен серьезный случай с митрополитом Киевским Филаретом, Михаилом Денисенко. Он нарушил каноны, его вызвали в Патриархию, обещал исправиться, но продолжал нарушать. Было ему предупреждение потом: не совершать Богослужения и рукоположений, но он все равно это делал, нарушая запрет. Снова вызвали, потом на заседании Священного Синода его предупредили о лишении сана, но, несмотря на эти прещения, он не послушался и был лишен всех степеней сана. Затем его лишили монашества, и стал он снова Михаилом. Но опять продолжал епископскую деятельность, и тогда его отлучили от Церкви. Он не архиерей, не монах и даже не член Церкви. Михаил Денисенко продолжает служить, организовав Киевский незаконный патриархат, став причиной раскола на Украине. Батюшка, как Вам Псков, привыкли? Если бы не закрыли Волынскую семинарию в начале 60-х, я бы поступал в Волынскую духовную семинарию, но поступил в Ленинградскую, познакомился с будущей своей матушкой, она была из Пскова, и был определен в Псковскую епархию. Привык к Пскову быстро, в душу он мне вошел: и храмы, и башни, и река, и люди простые, доброжелательные. Сам не заметил, как мне здесь все понравилось. Помоги, Господи. Информационная служба Псковской епархии.
  • Мельник
    Не уродствуйте
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...