3

Кроткий Патриарх

День 7 апреля, когда Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы, является и днем преставления святителя Тихона Патриарха Московского и всея России (1925г.). Патриаршество в Российской империи было отменено Петром I, и восстановлено через 217 лет в дни революционного переворота 21 ноября 1917 года, что Промыслом Божиим в лице Патриарха Московского и всея России Тихона и спасло Русскую Православную Церковь от полной гибели. Святейший Патриарх Тихон - Василий Иванович Беллавин происходил из рода священнослужителей. Его прадеды служили на погосте Борки (Великолукский уезд), а родился Василий Беллавин в семье священника, на погосте Клин (Торопецкий уезд, Псковской губернии, ныне Куньинский район) 19 января 1865 года. Закончил Торопецкое духовное училище и поступил в Псковскую духовную семинарию (1878 -1884), которую окончил с отличием. В семинарии у Василия было прозвище среди товарищей «Патриарх». Духовная семинария в Пскове XVIII в. После окончания Петербургской Духовной Академии Василий Беллавин возвращается в Псков и преподает в семинарии (1888-1891) догматическое и нравственное богословие, а также французский язык, который знал в совершенстве. В Пскове же он был пострижен в монашество в церкви Псковской духовной семинарии 14 декабря 1891 года, и получил имя небесного покровителя св. Тихона Задонского. Архимандрит Тихон возглавлял Люблинскую, Ярославскую, Виленскую кафедры, был епископом Алеутским (Америка), был правящим архиереем Москвы и удостоен сана митрополита. В смирении и подвигах Святейшего Патриарха Тихона видна постоянная помощь Божией Матери, Которая всегда оберегала и укрепляла его. На Патриаршее служение он был избран Поместным собором перед особо чтимой святыней Владимирской иконой Божией Матери. Чуть позднее состоялась Патриаршая интронизация в Кремле, в Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кончина Патриарха Тихона совершилась также в Богородичный праздник – в Благовещение. Патриаршество святителя Тихона выпало, возможно, на самое страшное историческое время России, когда большевистская власть боролась против Бога и Русской Православной Церкви, пытаясь Ее уничтожить. И Патриарх явился жертвой этой борьбы в самом внутреннем, глубоком и широком смысле этого слова. 13 месяцев Патриарх находился в заключение, но, пожалуй, самой тяжелой порой его жизни было время пребывания на свободе в течение недолгих лет Патриаршества, которое стало сплошным подвигом мученичества. Его мученичество было ежедневным и ежечасным. Он взывал к власти и пытался быть услышанным ею, но все возможные для Церкви меры примирения с богоборческой властью были исчерпаны. Известны Послания Святейшего Патриарха Тихона к власти: от попыток образумить ее до анафемы «безумцам» и «извергам рода человеческого», что не является проклятием, но запретом в принятии Тайн Христовых (Причастии). В одном из Посланий к власти он использовал «Плач Иеремии»: «Воззри Господи и посмотри, как мы унижены и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас… Весь народ вздыхает, дети просят хлеба и никто не подает… Евшие сладко истаивают на улицах, и воспитанные на багрянице, жмутся к навозу. И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами. И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога ныне строится Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей Святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. От того Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши». «Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы…Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без которого ничего доброго не может быть сделано, пока не обратимся к нему всем сердцем и помышлением своим». В Послании к Совету народных комиссаров Патриарх говорил словами евангелиста Матфея: «Все, взявшие меч, мечом и погибнут». Патриарх Тихон, как никто другой, понимал, что разорение огромной богатой страны, пролитые реки крови, обман и предательство, вражда и ненависть не дадут большевикам построить Царство Небесное на земле, которое они обещали соблазненному народу. В Питере, куда приезжал Патриарх для духовной поддержки своей паствы, он сокрушался: «Русский человек вообще умеет умирать, а жить и действовать не умеет». Патриарх боялся за народ, за веру православную: «Еще продолжается на Руси эта страшная томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Где же причина? Вопросите вашу православную совесть… Грех - вот корень болезни. Грех растлил нашу землю. Грех тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из бездны. Где ты, некогда могучий и державный русский народ? Неужели ты не возродишься духовно? Неужели Господь навсегда закрыл для тебя источники жизни, погасил твои творческие силы, чтобы посечь тебя, как бесплодную смоковницу? Плачьте же дорогие братья и чада, оставшиеся верными Церкви и Родине, плачьте о великих грехах нашего Отечества, пока оно еще не погибло до конца. Плачьте о самих себе…» Обращаясь к новой власти, Патриарх писал: «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть…опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы, ведь то, что вы творите не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское». Святая незлобливость Церкви еще сильнее ожесточала большевистские сердца, и тысячи священнослужителей положили свою жизнь за веру Христову, были замучены коммунистической властью; Церковь ограблена и разорена, храмы закрыты или уничтожены. Такого богоборчества не было в истории ни у одного государства. Патриарх Тихон беспокоился о сердцах православных, чтобы они не озлобились на хулителей и не пошли их дорогой: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему». Улыбка Патриарха, светлая и ласковая, была олицетворением доброты и сердечности. Знавшие Патриарха духовенство, и миряне отмечали кротость, смиренность Святейшего, его доступность и простоту, но непреклонность в делах Церкви, в единственной цели служения патриарха Тихона - спасти корабль Церкви от потопления. Он смотрел на жизнь не по- мирски, а по разуму Божию. Святейший Патриарх Тихон своей жизнью явил яркий облик христианина – монаха, жившего для Бога и Богом просветленного. В Малом Донском соборе Донского монастыря после ремонта 18 ноября (день, когда жребий Патриаршества пал на святителя Тихона) в 1991 году случился поджог, и храм почти полностью выгорел, кроме алтарной части, где и были обретены мощи святителя Тихона. Святые нетленные мощи святителя Тихона были покрыты бархатной Патриаршей мантией. Церковь считает, что подобно тому, как в начале ХХ века Патриарх Тихон был дан Церкви в период смутных времен, чтобы укрепить Ее и провести иным путем Святого православия, так и теперь, когда наступили новые смутные времена, явлены нам в помощь его святые мощи, мощи святителя Тихона Патриарха Московского и всея России. В списке врагов советской власти Патриарх Тихон стоял на первом месте, и он же стал первым святым советского времени, святым новомучеником Русской Православной Церкви, и канонизирован Ею в 1989 году. И сегодня его воззвания к православному русскому миру не потеряли ни своей тревоги, ни своего смысла. Информационная служба Псковской епархии. Использован текст книги «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России». 1995 г.
  • AKP
    Все правильно и хорошо. Однако забывают, что исторически патриаршество возникло в православной римо-византийской империи и без нее влачит фактически катакомбное состояние. Вспомним советскую историю и наши дни. Синодальные иерархи 1917 г. продали империю за востановление патриаршества. И получили практически полный разгром. Церковь спас Господь и новомученики и исповедники русские, среди которых оказались и те, кто приветствовал временное правительство. Патриаршество имеет смысл и значение только в симфонии с православной империей, что было установлено еще Юстинианом Великим. Поэтому любой патриарх должен быть не либералом, а стойким сторонником империи. Иначе он рубит тот сук, на который его посадила империя. И рано или поздно его подрубят.Патриаршество несовместимо с иными формами правления.
  • АКРу
    Есть сермяжная правада в Вашей исторической ремарке. Но Патриарх не может создать империю, не может за нее бороться, время ественных империй кончилось. Началось время бройлерной империи.
  • АКРу
    >>> АКРу (17:05 11.04.2005):
    АКРу
    Есть сермяжная правада в Вашей исторической ремарке. Но Патриарх не может создать империю, не может за нее бороться, время ественных империй кончилось. Началось время бройлерной империи.
    И наличие патриаршества не спасало империю.Но его отсутствие явно говорило об определенном конце империи.Патриарх -знаковая фигура. И изгнание Патриаршества Петром1 говорило прежде всего о психических особенностях императора, который был травмирован историей и не понимал знаковости патриаршества. Впрочем, все в Промысле Божьем.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...