15

Российское образование уже скатилось во вторую десятку в мире и нуждается в реформе, считает Сергей Марков

«На сегодня российская система образования уже не является лучшей в мире, она уже скатилась, как минимум, во вторую десятку», - сказал на 13 декабря на пресс-конференции в Пскове директор института политических исследований, известный российский политолог Сергей Марков.   Как передает корреспондент ПАИ, среди явных недостатков системы Сергей Марков назвал устаревшие программы и резко повысившуюся в связи с этим функциональную неграмотность. По его мнению, в школах учат тому, чего в жизни уже нет, и не учат тому, что в жизни уже есть. Сегодняшний школьник не знает, что такое рынок труда, рынок жилья, не знает, как пользоваться современными средствами коммуникации, Интернетом, не имеет представления о возможности получения грантов на обучение или знакомство с другими странами. «Молодой человек пользуется только 20 % возможностей мобильного телефона, хотя всему этому он должен учиться в школе, а не у друзей», - считает Сергей Марков.   Еще один крупный недостаток – падение качества преподавательского состава. Из-за низких зарплат произошло вымывание из школ квалифицированных педагогов, в систему образования практически не идет молодежь. «Уже давно пора поставить в Москве всероссийский памятник пожилой учительнице за подвиг, который она совершала последнее десятилетие», - отметил политолог.   Модернизация системы образования, по его мнению, необходима, но ее нельзя проводить сразу. Во-первых, необходимо повысить зарплату учителям. «Я бы прямо сейчас повысил ее в 2-3 раза. Ни к какой инфляции это не привело бы: учителей не так много, и у них настолько маленькая зарплата, что это не имело бы никакого инфляционного эффекта. Этот шаг имел бы массовую социальную поддержку и привел бы к кадровому обновлению», - сказал Сергей Марков. Второй шаг - обновление программ, они должны стать на порядок современнее, третий - подключение всех школ к Интернету и, прежде всего, городских. «Только после решения этих абсолютно элементарных проблем, можно заниматься следующим этапом: организационно-финансовыми изменениями», - подчеркнул Сергей Марков.   По словам Сергея Маркова, сегодня в правительстве есть ряд людей, которые исповедуют идеи рыночного фундаментализма: по их мнению, во всем должен быть только рынок. «Мне кажется, что это фундаментальная стратегическая, политическая ошибка. Ядерная энергетика рыночным образом не развивается, авианосцы и самолеты рыночным образом не продаются, рыночным образом не происходит прорывов в космической индустрии. Рыночным образом не развиваются наиболее значимые структуры, такие как образование. Это должна быть, прежде всего, государственная программа», - заявил политолог.   Есть идеи об увеличении процента платности образования, но это, на взгляд Сергея Маркова, приведет к резкой политизации студенческого движения под оппозиционными лозунгами. И это спровоцирует резкую дестабилизацию политической жизни. «Для Северного Кавказа это будет иметь катастрофические последствия. Молодые люди из бедных семей, если для них будет закрыта возможность идти в бесплатную российскую светскую систему образования, пойдут в альтернативную бесплатную систему образования – ваххабитскую, полутеррористическую систему. И она сегодня уже есть. Ошибки в идеологии реформы системы образования приведут к реальным взрывам», - заключил он.   Напомним, что Сергей Марков приехал в Псков по приглашению регионального молодежного общественно-политического движения «Первый рубеж». В Псковском политехническом институте он выступил с лекцией «Развитие политической ситуации в России на ближайшую и среднесрочную перспективу».
  • Александр Москалёв
    Абсолютно согласен с точкой зрения Маркова Сергея. Своевременная позиция. Мы всегда отстаём в главном, потом судорожно догоняем. Москалёв А.В., врач
  • Ну да, блин, давайте будем вместо математики, физики, истории в школе изучать инструкции по эксплуатации сотовых телефонов, пылесосов, микроволновок ... Не забудьте включить в программу урок по спусканию за собой воды в унитазе (а то совем достали), бросанию бумажек в урны... Ну что политикой в России занимаются одни клинические идиоты?
  • fenix
    вот и пусть увеличат зарплату!!! и денег на информационные технологии дадут! за чем же дело стало?
  • Михайлов Андрей
    Модернизация модернизации - рознь. Наше образование "скатилось во вторую десятку в мире" во многом именно из-за непродуманных реформ. У меня есть тематическая лекция "Государство и школа: история взаимоотношений", с которой я выступаю перед учителями и школьниками-старшеклассниками (был в Мурманске, Норильске, Тихвине, естественно Петербурге и др.) Так вот сейчас у нас по сей день нет внятной концепции образования, так сказать, школьной доктрины. Отдельные же правительственные инициативы вроде ликвидации университетской автономии или ЕГЭ выглядят просто пугающе. Концепция чисто прикладного образования также очень опасна. Человек, умело пользующийся телефоном, без базового фундаментального образования, без самых широких познаний в математике, физике, истории, политологии, биологии, без, самое главное, интереса к познанию - невежда и, значит, прекрасный объект для манипулирования. Короче, реформы то нужны, но то, что делают с образованием сейчас и то, что собираются сделать в ближайшем будущем, не имеет к ним никакого отношения.
  • Юра...
    Немного не о том Сергей Александрович говорил. Дело в том - и я с ним согласен - что наше образование нефункционально. Ну извините: зачем я 4 (четыре!) года убивал на нуклеотиды, дизоксирибонуклеиновую кислоту, выучивание теорем, которые уже доказаны и нужно только знать формулу... Да, согласен, это вроде мозги на место ставит))). Но фундаментальное образование не должно быть фундаментальным настолько, чтобы от своей массы оседать мертвым грузом в головах учеников.
  • Андрей Тарасов
    Я как-то спросил одного известного человека из пединститута - на каких законах построен Ваш метод обучения? В ответ услышал - на адекватных... В Пскове давно уже можно было создать самый современный университет, с методиками обучения (поэтапного формирования понятий образов умственный действий), открытие советских ученых МГУ 1953-1960 годов (Гальперин, Талызина, Обухова и т.д.). То, что я вижу в наших институтах - это не научная педагогика, а до-научная.
  • Хайям -Юре
    Затем, чтобы иметь БАЗУ в образовании.То , что ты изучал в общем-то элементарщина, которую просто ДОЛЖЕН знать КАХДЫЙ не идиот! Лишними мозги не бывают.Я получил вполне приличное базовое образовани и кем только не работал( жизнь окозалась длиннее, чем ожидалось и непредсказумее) и везде у меня всё было в норме. Образование (базовое) позволило.Да, среди придурков Вы, возможно , белая ворона, но в принципе-НЕТ.
  • Михайлов Андрей Александрович
    Хайям абсолютно прав! Овладевать преимущественно практическими навыками, без фундаментальной базы, значит становиться ремесленником, пусть прекрасным ремесленником, но неизбежно узко профилированным, а, значит, не мобильным в социальном плане. Сегодня 14 декабря я присутствовал на расширенном заседании Президиума Российской Академии образования, там именно об этом и говорилось. В качестве курьёза разрешите пример из личной практики. Я учился в псковской школе №18 (тогда это была прекрасная школа), химию нам преподавала Инна Ивановна Михайлова. Мне как-то не давалась конструкция ретификационной колонны и я всё время причитал: ну я же хочу быть историком, зачем мне эта колонна?! Совсем не нужна. А учитель говорил: нужна. Вот поступил я на истфак псковского педа - не понадобилась колонна. Потом служил в армии - не нужна колонна. Потом опять учился в педе - не нужна. Потом учился в аспирантуре и был в доктрорантуре - всё колонна чёртова не нужна. Но вот в 2000 г. предложили мне возглавиить Кафедру истории, истории науки и культуры в Санкт-Петербургском Технологическом институте, я согласился. И через пару месяцев ректор мне поручает подготовить курс "История химической науки". Угадайте, что мне понадобилось?!
  • Михайлову А.А
    А как нам всем пригодилось устройство телефона, будь он неладен! Лучше расскажите как поживает ваша мама, Неля Константиновна, как ее здоровье и душевное равновесие?
  • Михайлов А. А.
    Спасибо за внимание и неравнодушие. Душевное равновесие, к сожалению, неважно, здоровье - получше, чем было в сентябре, хотя, далеко не идеально. Поверьте, потрясение действительно было страшным, без ложного драматизма. А насчёт "телефона"... я же не против того, чтобы и в школе, и в вузе давали прикладные навыки. Я за то, чтобы эти навыки базировались на фундаментальной основе, чем всегда и славилась российская система образования.
  • Джонс мл
    Также приведу пример из личной жизни. В годы моего обучения в Политехе высшую математику преподавал нам г-н Кошмак В.К. Человек с безупречной репутацией и безоговорочно преданный своему предмету. За все два года он ни разу не пропустил свои лекции, ни разу не закончил раньше пары (но и позже мы не заканчивали), большинство студентов сдавали не с первого раза - и все это с прямой агитацией на жизненную необходимость знания высшей математики. Мы прекрасно понимаем, что вышка - это базовый предмет. Это действительно важно (хоть бывает муторно и неинтересно) освоить базовые предметы. Сегодня при своей работе финансиста я не могу без математического аппарата. А что сегодня. Сегодня экономисты в политехе вышку уже осваивают 1,5 года. плюс еще уровень студентов. Препод спрасил, что необходимо дальше сделать с уравнением: cos x / x. так знаете, что ответил студент: - Надо сократить Х-ы и получится ответ, равный cos Вот и сокращайте базовые предметы!
  • Андрейка
    Проблема баланса между фундаментальным и прикладным компонентом образования существует достаточно давно. Еще Наполеон Бонапарт пытался ее решить, причем очень удачно, создав парижскую Политехническую Школу - первый в мире политехнический институт. В наше время эта проблема решается разными способами: разделением факультетов на технологические и естественнонаучные (как в Северной Америке), созданием специализированных институтов и факультетов (в Европе и Азии). Но это все университетский уровень. Как насчет средней школы? Нынешние дети растут в условиях информационной революции, иными словами, они находятся под влиянием информационного шквала, создаваемого достаточно профессиональными людьми. Это и реклама в средствах массовой информации, и индустрия развлечений и компьютерных игр, это и увеличивающееся количество каналов распространения информации (ТВ, радио, Интернет, МП проигрыватели и т.д.). Современные технологии беспроводной связи и доступных по цене плоских дисплеев позволяют разместить информационные каналы где угодно: в автобусах и метро, в школьных коридорах и уборных, в поликлиниках и магазинах. Как результат, дети растут при воздействии множества отвлекающих факторов, и школа должна конкурировать за эффективность проникновения информации в сознание учеников. Мой опыт (не совсем относящийся к средней школе, но тем не менее позволяющий высказываться на данную тему - преподаю квантовую физику, электронику и подобные дисциплины инженерам-компьютерщикам в университете в течение 8 лет) говорит о том, что преподавание должно быть максимально ясным, четким, наглядным, и увязано с остальными предметами. Приводишь примеры - приводи их из смежных областей. Обьясняешь тему - покажи, где и как она может быть практически применима. Как следствие - учителя должны работать интенсивнее, ну и нужны новые технологические методы. Но это реально. Десяток лет назад я был восхищен работой преподавателей немецкого языка в Гейдельбергском университете, которые за 8 месяцев занятий в классе из 25 человек вывели подростков из Камеруна с нулегого уровня (знание алфавита) на уровень сдачи ими вступительных экзаменов в различные университеты Германии. Я посещал эти занятия - каждая секунда урока использовалась на 100%. (c) Андрейка, 2005.
  • Тарасову
    Два "университета" уже в Пскове открыли. Спасибочки. Для университета нужны учёные авторитеты. Такие, знаете ли, недосягаемые. А когда историю искусств преподаёт бывший музейный завхоз,студенты, и особенно, выпускники, начинают такое о себе мнить, что только держись (в областной администрации уже появились выпускники псковских "университетов" - и уже показывают себя во всей красе)
  • NatalyS / предыдущему
    В Ваших словах проскальзывает искреннее негодование выпускника сельхозтехникума.
  • предыдущий - NatalyS
    А в Ваших - "проницательность" типичного выпускника псковского "университета". Вижу-вижу: "образование" заело... Вот я это и имел в виду.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...