0

Сенно

Протоиерей Владимир Семиндяев - настоятель храма св. великомученика Георгия Победоносца в Сенно и благочинный Печерского округа, выпускник Духовной семинарии Троице-Сергиевой Лавры. Рукоположили отца Владимира Семиндяева в 25 лет, в 27 лет он приехал в Сенно, здесь родились трое его детей. Матушка работает по благословению, потому что приход небогатый, и прокормить семью с тремя детьми – сложно. В Печерском округе шестнадцать храмов, достраивается большой храм Воскресения Христова в Моложве (Крупп). Печерское благочиние – западная земля Русской земли, как в древности, так и сейчас. Поэтому здесь, на Изборской земле, три храма из семи в Епархии, освящены в честь святого великомученика Георгия Победоносца – в Печках, Камно и Сенно. "Часть стен Георгиевского храма "под шубой", - рассказывает отец Владимир, - это такая технология штукатурных работ конца XIX века, когда к Георгиевскому храму пристраивали придел св. Феодосия Черниговского. Тогда прихожане обратились к Архиерею с просьбой пристроить придел, поскольку древняя церковь не вмещала всех молящихся. Построили громадный придел, но и он не вмещал всех желающих. Храм в честь св. Феодосия Черниговского освятили в Сенно в 1896 году, потому что в этом году его канонизировали. Отправили делегацию в город Чернигов, и паломникам из Сенно пожертвовали частицу мощей св. Феодосия, которая хранится в храме. Обычно храмы белят, а здесь штукатурили "под шубу", выпуклая штукатурка, она до сих пор сохраняется, сам фундамент храма сложен из валунов. Храм во имя св. Феодосия Черниговского в нашей Епархии единственный. Это был очень кроткий епископ, за что и был прославлен. Будучи иерархом нашей Церкви претерпел скорби: его запрещали в служение, но своей кротостью он победил все.   Храм в Сенно никогда не закрывался, здесь были земли буржуазной Эстонии с 1920 по 1940-е годы, рядом - село Адворицы с великолепным собором, но там была большевистская власть, и следа от собора не оставили. В Сенно древний Георгиевский храм построен в 1562 году, и с этого времени здесь идет литургическая жизнь, идет служба. Для придела св. Феодосия Черниговская благодарная деревня собрала средства на икону святого великомученика Георгия Победоносца в ризе и подарила ее храму.   В Георгиевском храме служат в день престола, 6 мая, один раз в год, он не отапливается. Когда я сюда приехал служить тринадцать лет назад, здесь были закрыты все двери в Георгиевский храм, сейчас двери храма открыты, можно прийти и помолиться в Георгиевскую церковь. Здесь сохраняется уникальный антиминс, который был освящен при императоре Николае II, абсолютно чистый, что является просто чудом. А 9 декабря в Сенно приходской праздник - собирается вся община, весь приход, вся округа праздновать память св. Георгия Победоносца. На деревенском приходе, наверное, сложнее, чем в городе, но трудности есть везде. Сначала, когда приехал, было сложно по той причине, что очень часто на приходе менялись священники, больше года никто не задерживался. Я, так получилось, побил все рекорды – служу на приходе Сенно уже тринадцать лет. Бог знает, почему так случилось, может быть, я подошел приходу, это тайна Божия. Здесь и общины не было, ее невозможно было организовать, если священники менялись так часто. Сейчас у нас есть община, я пытаюсь и людей сблизить друг с другом и сам сблизиться с ними. Не мне судить – получается или нет, но сейчас есть дружная община, хотя народ здесь непростой, сложный. Территории пограничные, и люди тут живут особенные, но мне на приходе очень нравится. Если все-таки сравнивать сельского и городского священника, без относительно меня, то, зная историю нашей Церкви, надо сказать, что сельский священник ближе к людям, снисходительнее к их немощам, добрее. Он живет среди простого народа и наполняется этой простотой сам. Но сейчас нет принципиальной разницы между городским и сельским священником, хотя бы потому, что нет прежней деревни. Вообще священник, безусловно, врач, к которому приходят с одной просьбой: "Батюшка, помогите!" Кто может лечить – лечит, кто не может – направляет к более опытному. Как раньше бежали к русскому лекарю с болезнью, так и к нам сейчас приходят люди со своими проблемами: помогите, посоветуйте, помолитесь…По сути, приходят с просьбой о помощи.   Я служу на приходе один, у меня нет диакона, нет алтарника, а хор, как определенное явление приходской жизни, на селе не существует. У нас есть певцы, а когда-то в Сенно был знаменитейший хор, в котором было тридцать певчих, были и тенора, и басы, был знаменитый на всю Епархию регент – диакон, он ныне покойный лежит на нашем кладбище, да и весь хор вымер, никого не осталось. Сейчас у меня два человека певцов, и ситуацию я считаю не безнадежной, потому что у меня поет девушка, которая хорошо знает Устав, и еще девочкой слышала этот старый церковный хор, ее научили петь, она хорошо поет, и мне с моим хором легко. Но у нас в благочинии есть приходы, где вообще нет певчих.   Здесь нет традиции чтения Акафистов в храме, и обычно мы служим воскресенье Литургию, субботу, праздники, всегда - Всенощное бдение, его раньше не служили, и люди не знали, что такое Всенощное бдение, теперь мы служим Всенощную. Во все посты все субботы и воскресенье – Литургия. Раньше, когда совершал требы, со мной расплачивались деньгами и водкой, и вот теперь, могу с радостью сказать, что приучил своих прихожан давать кагор батюшке на Литургию. Правда, с кагором тоже есть проблемы, у меня стоит два ящика "вина" – не знаю, что с ним делать, это спирт с краской, а не кагор.   В Православной Церкви сейчас, в основном, только женские приходы, особенно у нас на Северо-Западе. Что-то сделать надо в храме, отремонтировать – мужиков нет. Боюсь, что мы скоро перестанем говорить: "Братия и сестры!", когда я так говорю, вижу, что в храме "брат" - один я. Нет мужчин в храме, но что поделаешь? Я забыл, когда последний раз отпевал дедушку, отпеваешь либо молодых мужчин, либо трагически погибших, либо от пьянства, но чтоб похоронить благообразного дедушку, благородного в своей старости, как это было еще лет пятнадцать назад, такого уже не происходит. Отпевание сейчас самая востребованная треба на приходе. В нашей церковной округе где-то около тринадцати деревень, но это номинально существующие деревни, жителей в них нет или остались одна-две бабушки. Есть еще народ в Кривске, в Новом Изборске, он в полутора километрах от Сенно, в Сенно еще есть люди. Раньше Сенно было самым крупным поселением, поэтому к древней Георгиевской церкви и пристроили большой придел в конце XIX века во имя св. Феодосия Черниговского, но и его было мало прихожанам, а сейчас у нас на Литургию приходят помолиться тридцать-сорок человек. Весной начинаются огороды – храм пустой. Сколько не призывал людей не работать в воскресение, а идти в церковь молиться, безполезно. Дети с внуками приезжают в воскресение помочь – вот они и выбирают тленное, если бы выбрали нетленное, то тленное само бы пришло, и были бы урожаи. Но так не происходит: дружными семьями сажают в воскресение картошку, а в храме два-три человека. Говорят, иначе не получается, пока дети могут помочь, приходиться в воскресение работать. Тоже можно понять такие причины.   В этом году на Пасху к кресту подошли где-то около пятидесяти человек. Это те, кто пришел помолиться и встретить Светлое Христово Воскресение. Тех, кто был на Крестном ходу, а потом ушли, я не считаю. После Крестного хода обычно собираю бутылки пустые вокруг храма и даже шприцы.   По приезде на приход, более десяти лет назад, попытался прийти в Новоизборскую школу и поговорить с детьми, но мне не разрешило руководство школы, упрекнув в том, что посмел подумать, что двери школы могут быть открыты для священника. Но теперь вот уже второй год преподаю "Основы православной культуры" в Новоизборской средней школе, и двери для священника открыты. Об особенностях преподавания этого предмета в сельской школе можно сказать следующее: нет у меня программы преподавания, но мне сказали в школе: "Батюшка, что хотите, то и говорите, мы знаем, что Вы ничего плохого не скажите нашим детям". И меня не контролируют, мне доверяют. С детьми я просто разговариваю: мы берем какую-то тему, например, идет разговор о животных – самое большое, самое маленькое, потом – откуда животные на Земле? Господь сотворил. А в какой день? Вот так примерно идет разговор, я их хочу просто чем-то "купить", заинтересовать. У меня был печальный опыт с преподаванием Основ, когда я думал, что приду в класс, открою Книгу, и будем читать, а они будут меня слушать. Не тут-то было! Теперь я начинаю разговаривать с маленькими школьниками, со второклассниками. Это – мое. Я их веду с начала, потому что ходить в шестой – восьмой классы безполезно, они уже не слышат. Начинать преподавать "Основы православной культуры" нужно с младших классов. Я уже их всех знаю, кому что интересно, и как говорить с ними, и они меня знают, и мы друг друга понимаем. Причем, у нас договор: я не просто пришел в класс, мы поговорили и до свидания - нет. Мы договорились с ними, что надо причащаться, хотя бы раз в месяц, ходить в храм, пусть не каждое воскресение, но бывать на богослужении. Я не просто пришел в школу – поговорил и ушел, но я сразу сказал детям: "Давайте учиться быть церковными людьми, не просто знающими, а церковными". Не все получается, не все гладко. Дети маленькие, а от поселка до храма полтора километра – ходить маленьким одним нельзя. Иногда они собираются у школы в сопровождении взрослого, до храма и после храма до дома их сопровождают. Зимой паломничали в Никандрову пустынь два класса. Все купались в святом источнике, зима, холодно, но искупались все: девчонки отдельно, мальчишек всех искупал с троекратным погружением. Слава Богу! Я очень доволен своими встречами с детьми, я ими воодушевляюсь. А они, когда прихожу в класс, просто бросаются на меня, и, как говорят мне преподаватели, когда дети увидят, как я подъезжаю, кричат: "Ура! Батюшка приехал! Ура!" Если приходится задерживаться, или отменять урок, то дети выражают величайшее разочарование от этого известия. А когда кончается урок, звенит звонок, тут же поступает предложение: "Давайте еще один урок проведем!" Преподаватели в школе мне сказали, что дети меняются: если раньше они были неуправляемыми, то сейчас поведение стало другим. Директор школы говорит: "Я не ожидала такого эффекта, я думала, что это просто так, разговоры. Что Вы с ними сделали? – спрашивает. – Да это не я, Господь начинает свои действия показывать, потому что дети этого желают, они хотят этого, они стремятся к Богу". Для них стал меняться и образ священника, который был в детском восприятии, да и не только в детском, как инопланетянин, экзотика какая-то. Священник – это тоже человек, оказывается, вот мы в Никандровой пустыни в снежки играли, на снегу вместе валялись. У детей меняется представление не только обо мне, но вообще о духовенстве. Они теперь смотрят на священника по-другому. Слава Богу! Для меня большое счастье работать с детьми. О причастии: Причастие - Таинство, которое совершается, прежде всего, "во исцеление души и тела". Если человек находится в телесной или душевной немощи ему необходимо причаститься. Таинство Евхаристии – зов души, хочет человек причаститься – причащать надо. Причастие – потребность человека, потребность христианской души. Существует большая подготовка к причастию, которая занимает немалое время: чтение канонов с акафистом, последование ко Святому причащению, говение. Правило занимает часа два, и не каждый и не всегда имеет такую возможность – так тщательно приготовиться к причастию, поэтому у меня подход такой: если человек пришел в храм, и я вижу, что он хочет причаститься, но он не совсем к этому готов, я непременно разрешаю, понимая, что это не будет ему во вред. Непременно. Я советовался с отцом Иоанном (Крестьянкиным), он был моим духовником, и я у него спрашивал о причастии: "Как быть, если человек не готов, но хочет причаститься?" - Он всегда отвечал: "Причащай!" Был спорный момент, если человек курит – разрешать или не разрешать? Если человек покурил перед причастием, наверное, причащать не надо, и я не разрешаю, но, если я знаю, что человек больше не придет никогда – причащаю. В этом случае и отец Иоанн не запретил. Единственное, что я в таком случае прошу перед крестом и Евангелием – полное обещание не мне одному, а и Богу, что, хотя бы сегодня причастник весь день не будет курить. Дает обещание – с Богом, иди, причащайся. Потому что я знаю, если ему сейчас запретить идти к Чаше, он может никогда больше к ней не подойти.   Я старался руководствоваться советами отца Иоанна, он меня вел, и когда возникали положения, при которых я не знал, как мне быть, особенно сразу после рукоположения в сан, был молод, находил ответы у отца Иоанна. И о причастии он мне всегда говорил: "Причащай! Пусть люди порадуются благодати". Действительно, по-честному подготовиться сейчас к причастию очень сложно. Знаю, в нашей Епархии и, наверное, в других, есть священники, которые со мной не согласны и полагают, что некоторое послабление людям в подготовке к причастию можем разбаловать людей. Но как относиться к проблеме причастия, я доверяю полностью словам отца Иоанна (Крестьянкина), он для меня непререкаемый духовный авторитет. Можно быть грамотным священником и исполнять все каноны, но надо еще понимать и видеть людей, любить, чтобы не взять грех на душу и не оставить страждущего человека без причастия.   О периодичности причастия отец Иоанн говорил, что, если человек живет христианской жизнью и не болеет, чувствует себя хорошо, ему можно причащаться раз в месяц. Причащаться можно и чаще, но по благословению священника. Допустимо причащаться и раз в неделю, если у человека есть на это необходимость, а не просто какой-то заведенный порядок жизни, привычка. В некоторых случаях, опять же по благословению, православные причащаются и чаще, чем раз в неделю. Для того и существует Таинство, чтобы порадовать человека, а не для говения и чтения правила. Таинство - для радости. Не вычитал правило, завтра вычитаешь. Что же из-за этого человека не допускать к Чаше? В следующий раз наверстает, большее обязательство возьмет на себя: Господи, прости! Неужели Господь так суров, что не поймет наше желание идти к Нему, и не пустит к Себе из-за непрочитанного по какой-то причине правила?   Это не просто мое мнение: оно сформировано на основе духовничества отца Иоанна (Крестьянкина). Я преподаю Катехизис в Духовном училище, и у нас по Уставу Православной Церкви написано, что полагается причащаться минимум пять раз в год: четыре поста и день Ангела. Это элементарные требования православной жизни, и, если этого нет, значит, человек не церковный".   Информационная служба Псковской епархии.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...