1

За год две улицы, церковь, усадьбы и "варяжского гостя" открыли археологи в Пскове

Псковские археологи подвели итоги 2007 года. Как сообщили корреспонденту ПАИ в Псковском археологическом центре, в прошедшем сезоне раскопок в Пскове были открыты две улицы,  усадьбы, церковь и два погребения.   Захоронения были обнаружены на Старовознесенском V раскопе (улица Советская). Это уже четвертое погребение некрополя Х века. Найденная в этом году камера оказалась наиболее сложной из всех открытых ранее. Она содержала два погребения. Сопровождающее захоронение выполнено за пределами основного сруба. Сам факт "сопровождающего" подчеркивает высокий статус погребённого в самой камере. Предположительно, оба захороненных — мужчины, об этом пока можно говорить только по составу находок. Разборка извлеченных монолитов продолжается в лабораториях Археологического центра. На сегодняшний день на реставрацию переданы остатки тканей, более 80 предметов из железа и серебра, фрагменты деревянного погребального ложа. Ещё предстоит реконструкция их внешнего вида и интерпретация.   В пределы раскопа Петровский VIII (угол ул. Гоголя и Карла Маркса) попала часть фундамента церкви Иоанна Милостивого. Первое упоминание этого храма  в летописи связано с пожаром 1561 года. Когда-то эта церковь, с галереей и звонницей, встречала путников, входивших в Псков с востока, через Петровские ворота (современная улица Карла Маркса — древняя Петровская улица). Однако, в 1820 году церковь была разобрана в связи с ветхостью - и дошла до наших дней только в археологических материалах.   На Петровском IX раскопе (ул. Гоголя, 33) исследовались усадьбы кожевенников. По составу находок установлено, что на протяжении  периода, возможно, несколько поколений, здесь работал мастер-рукавичник. Пошив и ремонт обуви здесь тоже осуществлялись, но в значительно меньшем объеме и, скорее всего, по "разовым заказам". Здесь также обрабатывалось сырье – обнаружены деревянная мялка для обработки кожи, фрагменты плохо выделанных кож, обрезки пяленых шкур. Характер серии обрезков позволяет выделить  редкую, "элитную" специализацию кожевенников – "строгальщики" (современная параллель – изготовление замши).   Рядом, на Петровском VI раскопе (ул. Гоголя, 35), была обнаружена древняя улица, выполненная из горбыля и бревен, настеленных на продольные лаги. Название этой улицы не дошло до нас, но по материалам писцовых книг 80-х годов XVI века здесь локализуются две административные единицы - Михайловская и Никольская сотни (по Никольской церкви и Михайловской башне), рядом находился Новый торг. При соотнесении с историческим планом 1740 года можно убедиться, что на этом месте находился перекресток дорог и небольшая торговая площадь. При разборке мостовой собраны монеты XVIII, века, позволяющие уточнить датировку, а так же конские подковы и элементы обуви. Древняя Михайловская или Никольская улица связана с сетью улиц ориентированных на ворота и башни окольного города — то есть, она могла возникнуть вскоре после строительства стены Окольного города в 1465 году.   Еще одна улица была прослежена при раскопках на ул. Красных Партизан — на X и XI Казанскиx раскопах. Здесь обнаружены следы старинной улицы Смолиговской, которая проходила от церкви Богоявления на Торгу до засыпанной при подготовке бастионов Петром I церкви Богоявления в Бродах, а так же усадьба богатого псковского семейства. О благосостоянии хозяев усадьбы можно судить по находкам фигурного оконного стекла, богатому изразцовому убранству домашней печи, ювелирным изделиям. Усадьба пережила разрушительный пожар XVIII века. О нём свидетельствуют цыплята, сгоревшие вместе с наседкой, обнаруженные в клети для содержания домашней птицы.   Вторая позднесредневековая усадьба, жители которой принадлежали к привилегированным слоям общества, открыта на Новоторговском V раскопе (ул. Некрасова, 25). Здесь исследован фундамент каменных палат конца XVII века с с развалом богато украшенной изразцовой печи. Печь была когда-то разрушена в связи с инновациями моды: зеленые "муравленые" изразцы сменили так называемые "голландские" - гладкие белые изразцы кобальтовой росписью. В пределах усадьбы найдено большое количество форменных пуговиц, оружейных кремней, свинцовых пистолетных и мушкетных пуль, курительных трубок, винных бутылок и водочных штофов. Собрана уникальная для Пскова коллекция фрагментов фарфоровой и фаянсовой посуды из Китая и Западной Европы. К редким находкам можно отнести оголовок пистолета, фрагмент стеклянного кубка с гравированными изображениями святых (такие кубки изготавливались только по специальному заказу). Хозяин усадьбы — предположительно, офицер или чиновник — следовал веяниям своего времени и жил на широкую ногу.   Раскопами 2007 года руководили сотрудники археологического центра Татьяна Ершова, Татьяна Закурина, Розалия Подгорная, Елена Салмина, Сергей Степанов, Борис Харлашов.
  • Патриарх Кирилл в интервью каналу Россия: "...В каком-то смысле мы Церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного греко-римского мира и пошли с проповедью славянам. А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное — они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие." Он почти дословно повторил Геббельса: «Славяне, будучи этническими ублюдками, не способны воспринять и нести великое наследие Арийской расы, и вообще славяне не годятся для того, чтобы быть носителями культуры. Они не творческий народ, это стадные животные, а не личности, совершенно не приспособленные для умственной деятельности» (Пауль Йозеф Геббельс, 1942, «Дневники»).
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...