11

15 марта - обретение иконы Божией Матери Державная

В субботу, 15 марта, Русская Православная Церковь празднует обретение иконы Божией Матери "Державная". "Державная" – необычная икона. Она была создана на Русской земле предположительно в XVIII веке и находилась в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, откуда была вывезена в село Коломенское во время нашествия Наполеона в 1812 году. Некоторое время она хранилась в Марфо-Мариинской сестринской общине, окормляемой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Вновь образ Божией Матери "Державная" был обретён в день отречения от престола императора-мученика Николая II - 2 (15 марта) 1917 года. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершает Божественную Литургию и молебен чудотворной иконе "Державная" в Спасо-Елеазаровском монастыре, где в Трехсвятительском соборе есть придел, освященный во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. На фото:  чудотворная икона Божией Матери Державная Псков напрямую связан с трагическими событиями 1917 года: в феврале в Дно царский поезд был остановлен и арестован, чтобы император не смог попасть в войска, и возвращён в Псков, где 2 марта государь подписал акт отречения от престола. Последними словами этого документа были: "Да поможет Господь Бог России..."   История обретения иконы началась перед отречением императора Николая II, когда Пресвятая Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Адриановой в феврале 1917 года. Крестьянка решила разыскать, увиденную во сне церковь, и 2 марта в селе Коломенском она узнала в храме Вознесения Господня ту самую, приснившуюся ей, церковь. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери - это и был явленный Евдокии образ. Икона сразу же стала почитаться как чудотворная, с неё делали многочисленные списки, её приносили для совершения молебнов во все окрестные сёла, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. Служба и акафист "Державной" иконе были составлены по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона.   На иконе Богородица, облачённая в красное одеяние, напоминающее императорскую мантию, и зеленый хитон, представлена как Царица Небесная и земная. Она восседает на престоле, держа в простёртой правой руке скипетр, левая рука Её положена на державу, на голове, окруженной золотым нимбом, царская корона. На коленях Владычицы благословляющий Богомладенец левой рукой указывает на державу. Образ Божией Матери "Державная" был воспринят русским православным народом как свидетельство передачи верховной власти и попечительства о России Самой Царице Небесной. Царские регалии на иконе - Корона, Скипетр и Держава - знак того, что они отъяты от земных властей и символизируют начало прикровенного Царствования. Возможно, что они означают также освобождение от церковной клятвы народа, находящегося, тем не менее, под клятвой Суда Божия.   В 1613 году народ в лице лучших своих представителей, собравшихся на Земском Соборе, дал торжественную клятву на верность Царю Михаилу Феодоровичу, призванному на Престол после окончания Смуты, и всему роду Романовых. В Соборном Уложении Утвержденной Грамоты Собора 1613 года наши предки пригрозили всем ослушникам сей клятвы отлучением от Церкви Христовой и, как следствие, лишением Божьего благословения.   Эта серьёзная проблема "русской вины" клятвопреступления всего народа была названа и нашим Святейшим Патриархом Алексием II, который в своём "Послании к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи" летом 1993 года говорил: "Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского, и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица всех её чад - усопших и ныне живущих - приносим пред Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад его, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их этнического происхождения, религиозной принадлежности, от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского Императора".   Много лет спустя произошло второе обретение чудотворного образа. Путь двух обретений чудотворной иконы Божией Матери чудесен и промыслителен. После революции "Державная" икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. В конце 1980-х годов она была негласно перенесена в Московскую Патриархию. В июле 1990 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. Образ был установлен у правого клироса храма. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери "Державная" по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.   Но за несколько лет до этого второго обретения иконы "Державная" в Гдове, по совету старца Николая Гурьянова, был заложен собор во имя иконы Божией Матери "Державная" на месте разрушенного Димитриевского. Его заложили в год 1000-летия Крещения Руси. На острове Верхнем (Белов) в Псковском озере в храме свв. Петра и Павла мироточила икона "Державная". В Пскове в конце 90-х годов была построена поминальная "Державная часовня" в память о всех воинах Псковской земли, погибших в современных войнах. В самом псковском воинском храме св. А. Невского есть икона Божией Матери "Державная", подаренная общиной Храма Христа Спасителя. На фото: Царская часовня возле Псковского (Варшавского) вокзала В Пскове к 1100-летию города в годы управления областью губернатором Евгением Михайловым по его инициативе и с благословения Высокопреосвященнейшего Владыки Евсевия покаянно от всего псковского народа была построена у Псковского вокзала часовня Воскресения Христова (Царская) в память о трагических событиях июля 1918 года. В этом году отмечается 90-летие гибели Царственных мучеников, и в эти дни марта, когда последний русский Царь отрекся от престола, и 17 июля, когда он и его семья были мученически казнены, во всех храмах Русской Православной Церкви сугубо поминаются убиенные Царственные страстотерпцы: в Царской часовне в 12 часов дня 15 марта будет совершен молебен Царственным мученикам. В городе Дно 15 марта будет совершаться большой Крестный ход в память "Державной" иконы и Царственных страстотерпцев: от храма Михаила Архангела к вокзалу, возле которого был арестован царский поезд.
  • Что значит: "После революции "Державная" икона вместе с другими святынями закрытого Вознесенского храма находилась в различных хранилищах Государственного Исторического музея. В конце 1980-х годов она была негласно перенесена в Московскую Патриархию" Т.е. она была украдена из государственного музейного фонда?
  • Алексей
    Нет, она была украдена большевиками у Церкви и затем ими передана в музей. И не только эта икона, а целые иконостасы и церковная утварь украдена после 1917 и хранится в музеях. Так что возвращение того, что принадлежало Церкви это восстановление справедливости.
  • то есть попы выкрали обратно
  • Алексей
    Во-первых не попы, а священнослужители. Во-вторых, произошла реституция. РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio - восстановление) - возвращение имущества, неправомерно захваченного.
  • Алексей
    Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. В годину смут и трусости безславной, Измены, лжи, неверия и зла, Ты нам явила Образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: "Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять Царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю". Покайся ж, Русь, злосчастная блудница... Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит. [О. Сергий Булгаков. Из "Дневника" // "Вестник РХД". N 129. C. 271]]
  • Алексей,не тратьте время.Еще не один материал на тему православия не прошел без глумления.Господь вразумит кого надо,всему свое время.
  • Алексей
    14 (27) июля 1990 года духовенство и при­хожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери, переданную в церковь по ходатайству Свя­тейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Государственного Историче­ского музея. Икона была установлена у пра­вого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благосло­вению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в тече­ние двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого [3]. В соответствии с известным постановлени­ем правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по хо­датайству Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси Алексия II, икону было ре­шено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • "В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в тече­ние двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого [3]." По 1990 году понятно, а вот по 1988 г. нет. Временно это 2 года? И почему передавали на выставку, а оказалась в алтаре домового храма? И почему все-таки негласно? Надеюсь еще все помнят недавнюю компанию по борьбе с хищениями музейных фондов. Многие вот так же передавались на выставки и... обратно не возвращались. Кажется палеонтологический музей особо любит вывозить экспонаты в США.
  • Приглашаем посетить Православную СЕРБИЮ и преклонить колени в истинно православных святынях политых свежей кровью народа.Эти намоленные столениями места помогут вам обрести спокойствие и уверенность.Избавят вас от наносной пены.Позволят вам прильнуть к истокам православного братства.Доверяйте себя БОГУ а не его посредникам.
  • >>> (12:58 14.03.2008):

    Приглашаем посетить Православную СЕРБИЮ и преклонить колени в истинно православных святынях политых свежей кровью народа.Эти намоленные столениями места помогут вам обрести спокойствие и уверенность.Избавят вас от наносной пены.Позволят вам прильнуть к истокам православного братства.Доверяйте себя БОГУ а не его посредникам.
    НУ а судьбе ее проста чекушка взяла ее .онаже и отдала.А народ как говорится непричем.Ванька глянь-ка булдырь лятит!
  • Алексей
    >>> Алексей (12:09 14.03.2008):
    Алексей
    14 (27) июля 1990 года духовенство и при­хожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери, переданную в церковь по ходатайству Свя­тейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Государственного Историче­ского музея. Икона была установлена у пра­вого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благосло­вению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в тече­ние двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого [3]. В соответствии с известным постановлени­ем правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по хо­датайству Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси Алексия II, икону было ре­шено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
    1) Любая икона и тем более такая святыня должна находиться в храме. 2) В 1988 г. икону временно передали Издательскому Отделу Московского патриархата. 3) При Издательском совете имеется домовой храм во имя Преподобного Иосифа Волоцкого. 4) Поэтому святыня была помещена временно в храм Преподобного Иосифа Волоцкого. 5) Это в светском мире выставка понимается как простая экспозиция. А в Церкви, повторюсь, любая святыня должна размещаться в храме. 6) Тогда уже ясно было, что икону передадут Церкви, но не было нормативного акта. И по договоренности святыня временно пребывала в храме Преподобного Иосифа Волоцкого. 7) После официальной передачи в 1990 г. икона была помещена в Казанском храме. С таким бы усердием и пристрастием нам бы свои поступки разбирать, а не чужие.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...