14:25
Новый музыкальный коллектив появился в Псковской области
09:32
Выставка «Дед Мороз – добрая сказка» открылась в Доме культуры в Псковской области
17:53
Мастер-класс по рисованию проводят для детей в выставочном зале Пскова
00:26
Об эстрадно-джазовом оркестре Псковской области поговорили на «Серебряном дожде». Главное
19:34
Появление нового оркестра может предотвратить отток молодых музыкантов – псковский эксперт
19:14
Идеальный состав сложился в эстрадно-джазовом оркестре Псковской области – Евгений Баранчиков
17:49
Когда появилась идея создания эстрадно-джазового оркестра Псковской области, рассказал Евгений Баранчиков
Обсуждение 132
- Популярное
Великие Луки прощаются с 17-летним Максимом Новинским
«Мясной клей» обнаружили в детских сосисках Великолукского мясокомбината
«Безответственное свинство»: неизвестная подкинула к псковскому приюту намертво обмотанную скотчем коробку со щенками
До -2 градусов, шквальный ветер и дождь с мокрым снегом прогнозируют в Псковской области 22 ноября
Владимир Путин: Мы и сейчас готовы решать все спорные вопросы мирными средствами
"Псковичи", "псковички" семантически термин идет от значения "живущие в городе Пскове". "Псковитяне", "псковитянки" семантически термин идет от значения "живущий в государстве Псковском".
Нет уж, если слово "родилось" как пренебрежительное, то оно никогда не "отмоется", а наоборот - бывает.
А я недопонимал откуда родом бандиты, оказывается их родители нарекают быть оными. Дети всегда стараются воплотить мечту родителей в жизнь.
Скобарь, ломание или плясать веселого И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание - ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи союз восточнославянских племен. Одна из версий объясняет слово "скобарь" как переделанное "псковарь", то есть житель псковского края. Веселого ломают под гармошечный наигрыш. Мотив незатейлив, довольно ритмичен и, видно, неспроста. Постепенно танцующий, подчиняясь его ритму, входит в определенное психическое состояние. Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов и веселясь на празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Под музыку же просходили и обрядовые поединки. Шли они по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш. У музыки в этом случае, можно сказать, была полная власть. Перед началом ломания плясун встряхивал головой, мог взъерошить волосы. Эти действия, определенные возгласы (гиканье), притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и время текло иначе, и органы чуств работали по-другому, да и вообще, отношение к жизни или смерти было иным. Поэтому внешне нескладный вроде бы танец (его не сравнить по упорядоченности и расчетливости с японским ката или китайским тао) служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам. Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия соперника, а даже на дуновение ветерка. Ломание переходило постепенно в обрядовый бой. Подобная схватка - реликтовое наследие тех времен, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий - яр. С другой стороны слово "яр" у славян обозначало жизненную силу и ее проявление. Считая себя потомками Джабога - Светоносного бога, или Ярила, они жили по солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию,которая управляется солнечным сплетением.По восточным же традициям внутренняя энергия ци имеет своим средоточинием точку в нижней части живота- даньтянь, а человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам. Подготовленный в обрядовом ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый - до полного уничтожения противника. Тренированный боец наносил 5-6 ударов в секунду. Такая быстрота определялась принципом движения танца. Кстати, в каратэ подобной плотности ведения боя достичь практически невозможно. Дело в том, что каратистские удары в большенстве своем прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требует в ней некоторой концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар, сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта. Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели. Высокая "скорострельность" важна в схватке с несколькими противниками, особенно при окружении ими.
Нормальное слово скобарь. Ольге убицца ап стену, раз не понимает! Скобари рулят!
Матвеев,больной на голову... И так положение губернии не самое лучшее,так надо ещё добавить,подгадить. Неужели ему сойдёт что нас опозорил да ещё фильм выпустил?
(храбрая псковская)- Я имел ввиду эти скобочки, означающие разновидность скобаря. Иными словами к скобочкам притензий нет, они правильно поставлены. Каждый Псковский горманист, умел играть скобаря, зто своего рода визитная карточка.
У лингвиста Льва Успенского есть повесть про отечественную войну под названием "Скобарь". Он там этот термин с большой симпатией использует. А еще Успенский цикл рассказов написал о жизни псковской деревни в гражданскую войну, когда он уехал туда из голодающего Питера, и предполагал объединить их в цикл "Записки старого скобаря", по аналогии со своим же сборником "Записки старого петербуржца" (судя по аннотации книги, ученый и себя очень любил называть "скобарем").
У лингвиста Льва Успенского есть повесть про отечественную войну под названием "Скобарь". Он там этот термин с большой симпатией использует. А еще Успенский цикл рассказов написал о жизни псковской деревни в гражданскую войну, когда он уехал туда из голодающего Питера, и предполагал объединить их в цикл "Записки старого скобаря", по аналогии со своим же сборником "Записки старого петербуржца" (судя по аннотации книги, ученый и себя очень любил называть "скобарем").
"... Капитан-лейтенант Савич отнял бинокь от глаз. -Ну вот,- с легкой грустью сказал он,-ну что ж? Вот и ушел опять наш скобарь. Как, мистер Гаррисон, жаль дружка? Джемс Гаррисон, стоя на ветру, грустно вглядывался из-под ладони в ночную дорожку. - О, но! О, нет, товарищ кэптейн! - пробормотал он. - О, но! Мне не жалко Джонни Журавлева... Я бы скорее пожалел немцев, которых он встретит. Но их не стоит жалеть, кэптейн... А Джонни будет жить. Он - скобарь". *[американский журналист Гаррисон Солсбери в годы войны работал в Советском Союзе, написавший позднее книгу "900 дней. Дневник ленинградской блокады", в которой он дал яркое, правдивое описание обстановки в осажденном городе и с искренним уважением говорит о мужестве и стойкости его защитников]
Re: Йа краеведко (22.09.2008 20:08) Я не просто так поставил ссылку в своём посте. Почитайте статью, там всё просто и понятно. Надо уважать себя, свой язык и свою родину, (я имею в виду Псковщину). Что же до Питера - он достаточно хорошо относится к Пскову, да и псковичей, осевших в северной столице, немало.
Любителю. Рассуждения Матвеева о первоисточнике - действительно спорны, но замечания о Пушкине, Дале, Цветаевой заслуживают пристального внимания. Как заслуживает ссылка, которую уже давали выше: http://gramota.ru/spravka/hardwords/25_184
Почему скобари (в основном это жители Пскова) не уступают места в автобусах инвалидам, пожилым и детям?
Для Йа краеведко. На счет слова "Псковщина" спорить не стану, хотя, в слове Новгородчина, мне видится "отчина", от слова отче, отец, т.е., родина. Но, если учесть, что в славянском украинском языке слово "батьковщина" означает то же самое, то, соответственно Псковщина - это соединнение двух слов: Псков и родина. И ничего уничижительного в этом я не вижу. Украинский язык - язык родственный русскому. А языковедов в России великое множество, недавно и М. Задорнов в таковые записался... К тому же, как Вы сами изволили заметить, современный русский язык слово "Псковщина" допускает, более того, это слово уже воспето нашими псковскими поэтами, такими как Игорь Григорьев, Олег Тиммерман, Станислав Золотцев, вошло в нашу жизнь и стало литературным словом. В Вашем отклике я вижу попытку Статья Тимофеева мне была бы интересна в первоисточнике. Если можете, дайте ссылочку в Интернет или на печатный источник. Слово же "скобарь", как я уже говорил, практически по всей России (кроме Псковских весей) имеет нарицательное значение, о котором я тоже говорил выше. Повторюсь, если мужчина - скобарь, то как Вы назовёте даму?
СкобАрыня СкобарИха Скобарька